Сельский лицей: дорогой благих намерений

Кураева, О. Сельский лицей: дорогой благих намерений

/ О. Кураева ; фото В. Ермакова. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 1994. – 25 января. – С. 2.

 

 

   …Вам приходилось когда-нибудь сталкиваться с таким случаем, чтоб ин­форматику в деревенской школе, где в выпускном классе — пять учеников, в заснеженной глуши, далеко от шумных магистралей, преподавал кандидат физико-математических наук? Откровенно говоря, я с таким не встречалась. Более того, если бы мне сказали, что этот самый кандидат наук, будучи до­центом Башгосуниверситета так загорелся идеей создания на селе элитар­ной математической школы, что оставил свое привычное место в стенах дос­таточно престижного в республике вуза и отправился по договору работать в деревню, — я бы ни за что не поверила. Сочла бы это остроумной небы­лицей и от души посмеялась. Да, именно так. Если б своими собственными глазами не видела этого доцента БГУ, ведущего уроки в школе поселка Вос­точный…

 

   Это не совсем обычный для района на­селенный пункт. Во-пер­вых, он отличается от других сел и деревень своими ровными улицами аккуратных коттеджей, в которых, как мне сказали, есть все удобства: го­рячая вода, ванная, теп­лый туалет. Во-вторых, здесь гораздо больше «чу­жаков», чем коренных жи­телей: переселенцев из Иштуганово, покинувших родину еще в те годы, когда разворачивалось строительство водохрани­лища. Рядом иштугановцами можно встретить мелеузовцев и бывших уфимцев, и, кроме того, беженцев из ближнего за­рубежья, которых в Вос­точном уже не одна и не две семьи. С жильем проблем пока нет — по­этому и едут сюда охотно. Поселок молодой. Школа, например, открылась год назад. И по стечению об­стоятельств в ней оказа­лось четыре учителя ма­тематики, все с высшим образованием.

   Этот факт, да еще то, что рядом с нынешним зданием школы, совмещен­ной с детсадом, заложили новую школу на 360 мест — огромную по сельским масштабам, и сыграло са­мую что ни на есть важ­нейшую роль в выборе до­цента БГУ, кандидата фи­зико-математических наук Мажита Махмутовича Махмутова, приехавшего в Восточное погостить к родственникам жены и ре­шившего остаться здесь работать.

   — Меня всегда тянуло в деревню, — признается Махмутов. — В ее тишину и покой, где можно полностью отдаться нау­ке, учебе, детям. А тут по­смотрел — возможности необыкновенные: и кадры есть, и школа строится. Так и возникла идея соз­дания в Восточном эли­тарной математической школы-лицея для особо одаренных сельских де­тей. Здесь могли бы учиться юные таланты не только из Мелеузовского, но и из других районов. А по окончании школы по­ступать в университет.

   Идея, без сомнения, прекрасная. Деревенские школьники, среди которых немало по-настоящему ода­ренных природой, -что они, собственно говоря, ви­дят за бесконечной са­харной свеклой да домаш­ней работой? Почти ниче­го. В большинстве случаев, в силу отдаленности от прогресса, они практичес­ки оказываются лишенны­ми права на нормальное современное образование. Для них и в «общении» с компьютером, как сказал Мажит Махмутович, са­мое трудное — не овла­дение техническими навы­ками, а первые пятнадцать минут, когда ребята испы­тывают настоящий ком­плекс неполноценности перед экраном и рядами клавиш, которых они в на­чале просто боятся. По­этому даже те первые ша­ги, что сделаны школой в Восточном, которую, не­смотря на решение Мини­стерства народного обра­зования РБ все же трудно пока назвать лицеем, за­служивают одобрения.

   Прежде всего, поставив своей задачей углублен­ное изучение математики и информатики, учителя перешли к более обширной и усложненной программе обучения этим предметам. В общей сложности, стар­шеклассники занимаются алгеброй, геометрией, ин­форматикой 12 часов в неделю — это два урока ежедневно. Информатика здесь начинается с 7-го класса. Программу по этому предмету Махмутов с преподавателями Башгоспединститута разработали-специально, потому что такой до сих пор не существовало. В школе обо­рудован компьютерный класс — 8 компьютеров, все работают. Кроме то­го, учеников возят на занятия в Уфу, в университет, чтобы они ближе познакомились с современными информсистемами.

   Этот перечень «плюсов» очень хотелось бы продолжать, но, увы, нечем. У лицея пока гораздо больше проблем. Каждый положительный мо­мент имеет свои «но». Компьютерный класс обо­рудовали, а сами компью­теры — республиканско­го производства — не от­вечают нынешним требо­ваниям. Они, может и год­ны для начального звена обучения в 7-8 классах, но дальше — нет. Нуж­ны американские, иначе получится, что ребята как будто и не учились, на современных машинах работать не смогут. Каждый выезд в Уфу — тоже проблема. Автобуса свое­го у школы нет, приходит­ся занимать у соседей, это не всегда удобно и на­дежно. А самая большая беда — остановилось так было энергично начавшее­ся строительство школы. Юмагузинские строители, как и все, наверное, испытывающие дефицит финансов, с объекта скры­лись. И мелеузовское СУ-2 оставило не­завершенными два дома, планировавшиеся под ин­тернат для школьников. Планы отбора наиболее талантливых детей со все­го района таким образом рухнули. И сегодня Махму­тов и его коллеги-учителя работают в Восточной школе, как говорится, с тем, что есть. Возлагая свои надежды пока на нынешний 9 класс, где, возможно, будут претенденты на поступление в университет. И если с приобретением американ­ских компьютеров вопрос решается — именно этим занят сейчас директор школы Талгат Ахметович Гайсин, то как будет продвигаться строительство, от которого зависит судьба лицея, предугадать сегод­ня сложно.

   На зимних каникулах Мажит Махмутович, человек явно очень скромный, интеллигентный, трудолю­бивый — в школе заси­живается, как говорят, допоздна, продолжает за­ниматься научной рабо­той, словом, приехал в деревню не покрасовать­ся, набрался смелости и пошел на прием к мини­стру народного образова­ния. Гарданов обещал по­мочь, но, как говорится, пока суть да дело — а время идет, оптимизма все меньше.

   Можно, конечно, посту­пить по принципу: наше дело прокукарекать, а там хоть не рассветай. Объя­вить об открытии лицея, поставить «галочку» в от­чёт и продолжать жить, как раньше, ожидая, пока само собой все не устро­ится. Можно и упрекать инициаторов создания ли­цея: зачем сделали заяв­ку, не рассчитав возмож­ности? Обычно эти два варианта и применяются на практике. Но, мне ка­жется, будет очень жаль, если идею сельского лицея постигнет такая участь бесперспективности и без­ысходности, если благие намерения создателей ма­тематической школы обер­нутся для них дорогой в ад. Строители в случае «замораживания» школы ничего не потеряют — они найдут, где зарабо­тать. Ничего не потеряет, наверное, и доцент БГУ, если, отчаявшись, через год-два уедет.

   Потеряют, прежде все­го, дети, а может, и рай­он в целом. Потому что за таких людей, как учи­теля Восточной школы, которые в нынешнем все­общем рвачестве хлопочут о сельском лицее, надо держаться. Им надо по­могать, нельзя дать им почувствовать, что они оди­ноки на своем пути. По­могать хотя бы в реше­нии конкретных бытовых вопросов. Например, в школе в Восточном очень нужен телефон — посто­янно поддерживать связь с университетом. Просьба об его установке лежит в РУС. Она может там ле­жать и месяц, и год, во неужели некому об этом побеспокоиться, похлопо­тать? Можно решить воп­рос и с поездками в Уфу. Раз уже взялись за созда­ние лицея — надо стремить­ся вести дело до конца. Иначе его постигнет судьба санно-бобслейной трассы, строившейся для гордости и отличия Мелеуза, что называется с претензией на оригинальность, и вла­чащей ныне совершенно бесславное существование. Будучи так и не доведен­ной «до ума», покинутой почти всеми былыми эн­тузиастами, ибо надежды могут питать только юно­шей, зрелым мужьям с семьями нужно нечто бо­лее существенное.

   … А в самом деле, вам доводилось видеть, чтоб информатику в деревен­ской школе преподавал кандидат наук? Мне — да? И очень бы хотелось, чтоб довелось это не только мне, чтобы годы спустя, человеку, случайно, как я — по пути — попавше­му в Восточную школу, сказали: «А у нас в ли­цее преподает доктор физико-математических наук Махмутов…».

О. Кураева.

 

На снимке: М. М. Мах­мутов с учеником за ком­пьютером

 

Снег заметает школу-новостройку

Фото В. Ермакова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *