Кураева, О. Сельский лицей: дорогой благих намерений
/ О. Кураева ; фото В. Ермакова. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 1994. – 25 января. – С. 2.
…Вам приходилось когда-нибудь сталкиваться с таким случаем, чтоб информатику в деревенской школе, где в выпускном классе — пять учеников, в заснеженной глуши, далеко от шумных магистралей, преподавал кандидат физико-математических наук? Откровенно говоря, я с таким не встречалась. Более того, если бы мне сказали, что этот самый кандидат наук, будучи доцентом Башгосуниверситета так загорелся идеей создания на селе элитарной математической школы, что оставил свое привычное место в стенах достаточно престижного в республике вуза и отправился по договору работать в деревню, — я бы ни за что не поверила. Сочла бы это остроумной небылицей и от души посмеялась. Да, именно так. Если б своими собственными глазами не видела этого доцента БГУ, ведущего уроки в школе поселка Восточный…
Это не совсем обычный для района населенный пункт. Во-первых, он отличается от других сел и деревень своими ровными улицами аккуратных коттеджей, в которых, как мне сказали, есть все удобства: горячая вода, ванная, теплый туалет. Во-вторых, здесь гораздо больше «чужаков», чем коренных жителей: переселенцев из Иштуганово, покинувших родину еще в те годы, когда разворачивалось строительство водохранилища. Рядом иштугановцами можно встретить мелеузовцев и бывших уфимцев, и, кроме того, беженцев из ближнего зарубежья, которых в Восточном уже не одна и не две семьи. С жильем проблем пока нет — поэтому и едут сюда охотно. Поселок молодой. Школа, например, открылась год назад. И по стечению обстоятельств в ней оказалось четыре учителя математики, все с высшим образованием.
Этот факт, да еще то, что рядом с нынешним зданием школы, совмещенной с детсадом, заложили новую школу на 360 мест — огромную по сельским масштабам, и сыграло самую что ни на есть важнейшую роль в выборе доцента БГУ, кандидата физико-математических наук Мажита Махмутовича Махмутова, приехавшего в Восточное погостить к родственникам жены и решившего остаться здесь работать.
— Меня всегда тянуло в деревню, — признается Махмутов. — В ее тишину и покой, где можно полностью отдаться науке, учебе, детям. А тут посмотрел — возможности необыкновенные: и кадры есть, и школа строится. Так и возникла идея создания в Восточном элитарной математической школы-лицея для особо одаренных сельских детей. Здесь могли бы учиться юные таланты не только из Мелеузовского, но и из других районов. А по окончании школы поступать в университет.
Идея, без сомнения, прекрасная. Деревенские школьники, среди которых немало по-настоящему одаренных природой, -что они, собственно говоря, видят за бесконечной сахарной свеклой да домашней работой? Почти ничего. В большинстве случаев, в силу отдаленности от прогресса, они практически оказываются лишенными права на нормальное современное образование. Для них и в «общении» с компьютером, как сказал Мажит Махмутович, самое трудное — не овладение техническими навыками, а первые пятнадцать минут, когда ребята испытывают настоящий комплекс неполноценности перед экраном и рядами клавиш, которых они в начале просто боятся. Поэтому даже те первые шаги, что сделаны школой в Восточном, которую, несмотря на решение Министерства народного образования РБ все же трудно пока назвать лицеем, заслуживают одобрения.
Прежде всего, поставив своей задачей углубленное изучение математики и информатики, учителя перешли к более обширной и усложненной программе обучения этим предметам. В общей сложности, старшеклассники занимаются алгеброй, геометрией, информатикой 12 часов в неделю — это два урока ежедневно. Информатика здесь начинается с 7-го класса. Программу по этому предмету Махмутов с преподавателями Башгоспединститута разработали-специально, потому что такой до сих пор не существовало. В школе оборудован компьютерный класс — 8 компьютеров, все работают. Кроме того, учеников возят на занятия в Уфу, в университет, чтобы они ближе познакомились с современными информсистемами.
Этот перечень «плюсов» очень хотелось бы продолжать, но, увы, нечем. У лицея пока гораздо больше проблем. Каждый положительный момент имеет свои «но». Компьютерный класс оборудовали, а сами компьютеры — республиканского производства — не отвечают нынешним требованиям. Они, может и годны для начального звена обучения в 7-8 классах, но дальше — нет. Нужны американские, иначе получится, что ребята как будто и не учились, на современных машинах работать не смогут. Каждый выезд в Уфу — тоже проблема. Автобуса своего у школы нет, приходится занимать у соседей, это не всегда удобно и надежно. А самая большая беда — остановилось так было энергично начавшееся строительство школы. Юмагузинские строители, как и все, наверное, испытывающие дефицит финансов, с объекта скрылись. И мелеузовское СУ-2 оставило незавершенными два дома, планировавшиеся под интернат для школьников. Планы отбора наиболее талантливых детей со всего района таким образом рухнули. И сегодня Махмутов и его коллеги-учителя работают в Восточной школе, как говорится, с тем, что есть. Возлагая свои надежды пока на нынешний 9 класс, где, возможно, будут претенденты на поступление в университет. И если с приобретением американских компьютеров вопрос решается — именно этим занят сейчас директор школы Талгат Ахметович Гайсин, то как будет продвигаться строительство, от которого зависит судьба лицея, предугадать сегодня сложно.
На зимних каникулах Мажит Махмутович, человек явно очень скромный, интеллигентный, трудолюбивый — в школе засиживается, как говорят, допоздна, продолжает заниматься научной работой, словом, приехал в деревню не покрасоваться, набрался смелости и пошел на прием к министру народного образования. Гарданов обещал помочь, но, как говорится, пока суть да дело — а время идет, оптимизма все меньше.
Можно, конечно, поступить по принципу: наше дело прокукарекать, а там хоть не рассветай. Объявить об открытии лицея, поставить «галочку» в отчёт и продолжать жить, как раньше, ожидая, пока само собой все не устроится. Можно и упрекать инициаторов создания лицея: зачем сделали заявку, не рассчитав возможности? Обычно эти два варианта и применяются на практике. Но, мне кажется, будет очень жаль, если идею сельского лицея постигнет такая участь бесперспективности и безысходности, если благие намерения создателей математической школы обернутся для них дорогой в ад. Строители в случае «замораживания» школы ничего не потеряют — они найдут, где заработать. Ничего не потеряет, наверное, и доцент БГУ, если, отчаявшись, через год-два уедет.
Потеряют, прежде всего, дети, а может, и район в целом. Потому что за таких людей, как учителя Восточной школы, которые в нынешнем всеобщем рвачестве хлопочут о сельском лицее, надо держаться. Им надо помогать, нельзя дать им почувствовать, что они одиноки на своем пути. Помогать хотя бы в решении конкретных бытовых вопросов. Например, в школе в Восточном очень нужен телефон — постоянно поддерживать связь с университетом. Просьба об его установке лежит в РУС. Она может там лежать и месяц, и год, во неужели некому об этом побеспокоиться, похлопотать? Можно решить вопрос и с поездками в Уфу. Раз уже взялись за создание лицея — надо стремиться вести дело до конца. Иначе его постигнет судьба санно-бобслейной трассы, строившейся для гордости и отличия Мелеуза, что называется с претензией на оригинальность, и влачащей ныне совершенно бесславное существование. Будучи так и не доведенной «до ума», покинутой почти всеми былыми энтузиастами, ибо надежды могут питать только юношей, зрелым мужьям с семьями нужно нечто более существенное.
… А в самом деле, вам доводилось видеть, чтоб информатику в деревенской школе преподавал кандидат наук? Мне — да? И очень бы хотелось, чтоб довелось это не только мне, чтобы годы спустя, человеку, случайно, как я — по пути — попавшему в Восточную школу, сказали: «А у нас в лицее преподает доктор физико-математических наук Махмутов…».
О. Кураева.
На снимке: М. М. Махмутов с учеником за компьютером
Снег заметает школу-новостройку
Фото В. Ермакова.