Силина, Т. Такая профессия — встречать и провожать поезда
/ Т. Силина. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 1994. – 6 августа. – С. 2.
Первый немой фильм был сделан гениально просто: на пленке запечатлели прибытие на станцию поезда И когда это грохочущее чудище, изрыгающее клубы пара, казалось, рванулось с экрана, зрительный зал мгновенно опустел — публика в панике разбежалась.
У нас этот факт может вызвать лишь снисходительную улыбку, но согласитесь, встречая и провожал поезда, вновь и вновь невольно сдерживаешь нарастающее внутреннее волнение при виде этого величественного зрелища, когда поезд медленно и с достоинством подкатывает к платформе, перестук колес еще долго звучит в ушах, а растревоженная земля гудит под ногами. А вслед поезду мчатся отполированные до блеска рельсы, теряются на горизонте, опоясывают город со всех сторон…
Много могли бы понарассказать эти железнодорожные пути, которые уже кряхтят от старости, пора бы на покой, да замены — новых шпал, рельсов, похоже, им не дождаться, у отделения железной дороги нет средств. А откуда им быть? Самый крупный клиент станции «Мелеуз» — АООТ «Минудобрения» задолжал почти два миллиарда, элеватор, сахарный завод — по полмиллиарда. Не принимать грузы? С сахарного уже не принимают. А с элеватора идут насущные продукты питания, как «встанешь на горло»!? Весной и химзавод бесплатно обслуживали, отправляя удобрения по всему Башкортостану.
Да и не принимать груз — выход ли из положения? Вагонники и так сидят без работы, порожняка — хоть отбавляй. Завод железобетонных конструкций заявлял, бывало 25 загонов в месяц, а сейчас и 5 отгрузить не в состоянии. Надо же, до чего дошли — станция «Мелеуз» всегда была второго класса, а теперь откатилась — третий, из-за снижения количества отправляемых грузов. Вот и думают теперь — не взять ли на обслуживание станцию «Зирган» и этим поднять «планку»?
Хотя, надо сказать, качественные показатели мелеузовские железнодорожники продолжают выполнять исправно: следят за безопасностью и охраной труда, не допускают того, чтоб по их вине не были сохранены грузы. А вагоны-то, вагоны какие! Латанные-перелатанные, новых приобрести нет возможности по причине все тех же неплатежей. И еще это убожество страны СНГ между, собой поделили! По принципу: всем сестрам по серьге.
Недостроенное здание железнодорожного вокзала постоянно напоминает о себе, укоризненно зияя пустыми глазницами оконных проемов. Отделение железной дороги стройку не финансирует. Разрешили часть химзаводского долга пустить на завершение строительстве, но для этого его еще надо вернуть. Строительно-монтажный поезд из Стерлитамака, который ведет стройку, не то, чтоб ее совсем заморозил, — продолжает все-таки потихоньку, время от времени перебрасывая сюда своих людей с других объектов, а станция за это им грузы необходимые перевозят. Глядишь — и взаимозачет провели.
По весне сократили часть рабочих мест, а если честно сказать, то от всех пьянчуг избавились. Теперь остались на станции люди надежные. Сколько лет работают здесь дежурные по станции Георгий Васильевич Хренов и Александр Николаевич Евграфов, наверное, уж сами не упомнят. Как и составители — Федор Васильевич Швецов и Петр Григорьевич Бахтин. Сменная работа, сопряжённая и с опасностью, и с ответственностью, видимо, стала их второй жизнью. Другой попросту у них не было. И потому этой отдали все — годы, силы, здоровье, сердце. Привыкли к далеко нелегкому для женщины, ритму железнодорожной станции операторы Елена Александровна Швецова, Клавдия Федоровна Галлямова. За коммерческую работу — взимание сборов за услуги железной дороги, благодаря которой пусть незначительно. но пополняется копилка доходов железнодорожников, — отвечают приёмосдатчики и товарные кассиры. В их числе Гульназира Хайбрахмановна Бустубаева, Валентина Алексеевна Евченко. Раиса Ахметовна Галимова. А Зинаида Ивановна Пономарева прямо-таки Эркюль Пуаро в своем деле, она — агент по розыску грузов.
***
В отличие от станционников у работников подразделения ДОП — дирекции по обслуживанию пассажиров — работы хватает круглый год. Летом план выполняют на 250 процентов. По словам старшего кассира Фиры Хасановны Уметбаевой, создается такое ощущение, что пассажиропоток увеличивается день ото дна. И если грузовые перевозки сократились до минимума, то пассажирских поездов не стало меньше, и они всегда переполнены. Еще в прошлом году люди опасались ехать отдыхать в Крым, на Кавказ или в Среднюю Азию, а в нынешнем — или бояться надоело, или море и горы манят, — но их уже ничего не держит: отпускники заполонили поезда в сторону Симферополя, Краснодара, Адлера, Ташкента. Ташкент еще и привлекает наших коммерсантов-«челночников», более дешевым товаром. Для них, кстати, теперь нет и проблемы уехать в Москву. Туда формируются два состава — фирменный и пассажирский. К тому же, по четным числам к Кумертаускому поезду прицепляют два московских вагона.
Одно сбивает работу кассиров — отсутствие АСУ. Обслуживая пассажиров вручную, невольно, собирают — огромные очереди, но у них появилась надежда, что месяца через два им все-таки установят электронную машину. Помогла в том и администрация города.
Только построили бы скорее здание железнодорожного вокзала, сетуют кассиры, а то зал ожидания так неудобен и тесен. Вечерами в нем собирается до двухсот человек отъезжающих. Электронные камеры хранения не функционируют, даже попить нечего — водопровода нет, о комнате матери и ребенка уж и не помышляют. Доколе? Ладно у нас народ такой непритязательный — не жалуются и не ропщут на отсутствие элементарных удобств.
«Работа у нас вредная», — смеются билетные кассиры. Хоть и стараются следовать принципу «пассажир всегда прав», но, увы, не всякий раз это получается. Но до открытых, конфликтов дело никогда не доходит, пытаются найти спасительный «консенсус» многоопытные кассиры — отправляют-таки пассажиров в нужном направлении. И между собой работают дружно и ладно, во всем доверяя друг другу.
У старшего приемосдатчика груза и багажа станции «Мелеуз» Гульназиры Хайбрахмановны Вустубаевой спокойных смен не бывает. Надо встретить и принять вагон, проверить, нет ли брака или хищений, оформила документы, взять плату за железнодорожные услуги и по всем правилам сдать его подъездникам. И при этом ни разу не ошибиться, не ослабить внимания. Так что ей на работе скучать не приходятся.
Т. Силина.