Такая профессия — встречать и провожать поезда

Силина, Т. Такая профессия — встречать и провожать поезда

/ Т. Силина. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 1994. – 6 августа. – С. 2.

 

   Первый немой фильм был сделан гениально просто: на плен­ке запечатлели прибытие на стан­цию поезда И когда это грохочущее чудище, изрыгающее клубы па­ра, казалось, рванулось с экрана, зрительный зал мгновенно опустел — публика в панике разбежалась.

   У нас этот факт может вызвать лишь снисходительную улыбку, но согласитесь, встречая и провожал поезда, вновь и вновь невольно сдерживаешь нарастающее внутреннее волнение при виде этого вели­чественного зрелища, когда поезд медленно и с достоинством подка­тывает к платформе, перестук ко­лес еще долго звучит в ушах, а растревоженная земля гудит под ногами. А вслед поезду мчатся отполированные до блеска рельсы, теряются на горизонте, опоясывают город со всех сторон…

   Много могли бы понарассказать эти железнодорожные пути, которые уже кряхтят от старости, пора бы на покой, да замены — новых шпал, рельсов, похоже, им не дождаться, у отделения железной дороги нет средств. А откуда им быть? Самый крупный клиент станции «Мелеуз» — АООТ «Минудобрения» задолжал почти два миллиарда, элеватор, са­харный завод — по полмиллиарда. Не принимать грузы? С сахарного уже не принимают. А с элеватора идут насущные продукты питания, как «встанешь на горло»!? Весной и химзавод бесплатно обслуживали, отправляя удобрения по всему Баш­кортостану.

   Да и не принимать груз — выход ли из положения? Вагонники и так сидят без работы, порожняка — хоть отбавляй. Завод железобетон­ных конструкций заявлял, бывало 25 загонов в месяц, а сейчас и 5 отгрузить не в состоянии. Надо же, до чего дошли — станция «Ме­леуз» всегда была второго класса, а теперь откатилась — третий, из-за снижения количества отправляемых грузов. Вот и думают теперь — не взять ли на обслуживание станцию «Зирган» и этим поднять «планку»?

   Хотя, надо сказать, качественные показатели мелеузовские железнодо­рожники продолжают выполнять ис­правно: следят за безопасностью и охраной труда, не допускают того, чтоб по их вине не были сохра­нены грузы. А вагоны-то, вагоны какие! Латанные-перелатанные, но­вых приобрести нет возможности по причине все тех же неплатежей. И еще это убожество страны СНГ между, собой поделили! По принципу: всем сестрам по серьге.

   Недостроенное здание железнодорожного вокзала постоянно напоми­нает о себе, укоризненно зияя пус­тыми глазницами оконных проемов. Отделение железной дороги стройку не финансирует. Разрешили часть химзаводского долга пустить на завершение строительстве, но для этого его еще надо вернуть. Строи­тельно-монтажный поезд из Стерли­тамака, который ведет стройку, не то, чтоб ее совсем заморозил, — продолжает все-таки потихоньку, время от времени перебрасывая сюда своих людей с других объек­тов, а станция за это им грузы не­обходимые перевозят. Глядишь — и взаимозачет провели.

   По весне сократили часть рабочих мест, а если честно сказать, то от всех пьянчуг избавились. Теперь остались на станции люди надежные. Сколько лет работают здесь дежурные по станции Георгий Ва­сильевич Хренов и Александр Ни­колаевич Евграфов, наверное, уж сами не упомнят. Как и составители — Федор Васильевич Швецов и Петр Григорьевич Бахтин. Сменная ра­бота, сопряжённая и с опасностью, и с ответственностью, видимо, стала их второй жизнью. Другой попросту у них не было. И потому этой от­дали все — годы, силы, здоровье, сердце. Привыкли к далеко нелегкому для женщины, ритму желез­нодорожной станции операторы Еле­на Александровна Швецова, Клавдия Федоровна Галлямова. За ком­мерческую работу — взимание сбо­ров за услуги железной дороги, благодаря которой пусть незначи­тельно. но пополняется копилка до­ходов железнодорожников, — отвечают приёмосдатчики и товарные кассиры. В их числе Гульназира Хайбрахмановна Бустубаева, Вален­тина Алексеевна Евченко. Раиса Ахметовна Галимова. А Зинаида Ивановна Пономарева прямо-таки Эркюль Пуаро в своем деле, она — агент по розыску грузов.

***

   В отличие от станционников у работников подразделения ДОП — дирекции по обслуживанию пасса­жиров — работы хватает круглый год. Летом план выполняют на 250 процентов. По словам старшего кас­сира Фиры Хасановны Уметбаевой, создается такое ощущение, что пассажиропоток увеличивается день ото дна. И если грузовые перевозки сократились до минимума, то пас­сажирских поездов не стало мень­ше, и они всегда переполнены. Еще в прошлом году люди опасались ехать отдыхать в Крым, на Кавказ или в Среднюю Азию, а в нынеш­нем — или бояться надоело, или море и горы манят, — но их уже ничего не держит: отпускники за­полонили поезда в сторону Симферополя, Краснодара, Адлера, Таш­кента. Ташкент еще и привлекает наших коммерсантов-«челночников», более дешевым товаром. Для них, кстати, теперь нет и проблемы уехать в Москву. Туда формируют­ся два состава — фирменный и пассажирский. К тому же, по чет­ным числам к Кумертаускому поез­ду прицепляют два московских ва­гона.

   Одно сбивает работу кассиров — отсутствие АСУ. Обслуживая пас­сажиров вручную, невольно, собирают — огромные очереди, но у них появи­лась надежда, что месяца через два им все-таки установят электронную машину. Помогла в том и администрация города.

   Только построили бы скорее здание железнодорожного вокзала, сетуют кассиры, а то зал ожидания так неудобен и тесен. Вечерами в нем собирается до двухсот человек отъезжающих. Электронные камеры хранения не функционируют, даже попить нечего — водопровода нет, о комнате матери и ребенка уж и не помышляют. Доколе? Ладно у нас народ такой непритязательный — не жалуются и не ропщут на от­сутствие элементарных удобств.

   «Работа у нас вредная», — сме­ются билетные кассиры. Хоть и ста­раются следовать принципу «пасса­жир всегда прав», но, увы, не вся­кий раз это получается. Но до от­крытых, конфликтов дело никогда не доходит, пытаются найти спаси­тельный «консенсус» многоопытные кассиры — отправляют-таки пассажи­ров в нужном направлении. И меж­ду собой работают дружно и лад­но, во всем доверяя друг другу.

 

   

   У старшего приемосдатчика груза и багажа станции «Мелеуз» Гульназиры Хайбрахмановны Вустубаевой спокойных смен не бывает. Надо встре­тить и принять вагон, проверить, нет ли брака или хищений, оформила до­кументы, взять плату за железнодорожные услуги и по всем правилам сдать его подъездникам. И при этом ни разу не ошибиться, не ослабить внимания. Так что ей на работе скучать не приходятся.

 

Т. Силина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *