Это наша летопись. Народной киностудии «Зернышко» — 30 лет

Пильнов, М. Это наша летопись. Народной киностудии «Зернышко» — 30 лет

/ М. Пильнов. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 2004. – 25 сентября. – С. 2.

 

   Родилась киностудия «Зер­нышко» в канун тридца­тилетия Великой Победы. Кален­дарь в то время отсчитывал на­чало семидесятых. Как-то жена и говорит мне: «Будут у нас внук или внучка, фотоаппаратом вла­деешь, купил бы кинокамеру, де­тям память оставим…»

   Заглянул в сберкнижку, на душе потускнело: «Тогда, — говорю, — летом — никуда, будем дома сидеть». А тут как бы в подтвер­ждение нашего намеренья с те­леэкрана уфимского телеканала прозвучал даже упрек: «Химза­вод есть, а ни одного кинолю­бителя в Мелеузе. Надумаете, загляните в Салаватский Дворец культуры, поможем», — вещал главный кинолюбитель города, мой первый учитель Валерий Фершалов.

   Мчусь в г. Салават, в наших-то «Культтоварах» одни фотоаппараты «Смена». Что это за ки­нокамера, сколько она стоит и что к ней еще надо, расскажет Фершалов. Увидев меня, обнял: «У нас в магазинах лучшие лю­бительские аппараты, помогу и выбрать и снимать, только бе­рись за это увлекательное дело. А узнав, что я еще и журналист, застонал: «У меня и врачи, и учи­теля, и просто рабочие, а газет­чика, кто помогал бы готовить сценарии, ни одного». И начал рассказывать о достоинствах любительского кино.

   Доброе слово — оно лучше мягкого пирога, через неделю купили облюбованную мною ки­нокамеру, кинопленки с химика­тами, проявочный бачок, Валерий показал, как снимать и как про­являть. И колесо моей новой жизни закрутилось. Каждый день прибавлял частичку мудро­сти. Вначале снимал все, что ви­дели глаза: от домашней кош­ки до похрапывающей у теле­визора тещи. С появлением на свет внучки кинообъектив начал светить только в ее сторону. Просматривать отснятое носил­ся на своей машине в Салават, бензин-то «котировался» по цене газированной воды!

   Купив в том же Салавате ки­нопроектор «Луч», я обрел ста­тус «самостоятельности». Недо­ставало, правда, для озвучивания магнитофона. Но это дело буду­щего. А пока семейный коше­лек настолько потощал, что его хватало только на питание. Спу­стя год-полтора кинопленки столько скопилось, что ее неку­да было складывать. Обращаюсь к сыну: скоро 30-летие Победы, может снимем фильм о фронто­виках? Людей знаю, в колхозах бываю чуть ли не каждый день.

   Так я заступил на тропу, ко­торая со временем привела меня на Московские кинофести­вали кинолюбителей, а однажды даже на главную кинокухню страны — «Мосфильм», где жили с сыном целую неделю, озвучи­вали и снимали копии со сво­его фильма-лауреата первого Всероссийского кинофестиваля «Председательский меридиан». Оговорюсь, что курировал нас в те дни старейший кинорежиссер «Мосфильма» В. А. Глазков. Он знакомил нас с достопримеча­тельностями киностудии, со многими киноактерами. Нам по­счастливилось не только об­щаться, а нередко и обедать за одним столом, беседовать, к при­меру с Г. Чухраем, С. Бондарчу­ком, П. Вельяминовым, Ф. Явор­ским, который, кстати, и озвучи­вал нам фильм. Это были счас­тливейшие дни нашей жизни.

   Но вернусь к своему перво­му фильму, снятому «на восьмерочку», «В памяти всех, в сердце каждого», который мы с сыном Леонидом снимали больше года. Война — это часть нашей биографии. Снимали всех фронтовиков, с кем встречались на перекрестках жизни в сво­бодные минуты от основной ра­боты. Мы забыли, что такое ры­балка, охота и просто отдых на природе, все поглощала цель — успеть снять фильм к дорогому празднику — Дню Победы. Нако­нец, фильм смонтирован, озвучен, можно и показывать.

   Районный Дом культуры. За­вершается работа партхозакти­ва. Зал переполнен, люди с лю­бопытством смотрят на малень­кий киноэкран на сцене, ожидая, когда выключат свет. Ведь люди в те годы никогда не видели себя на киноэкране и стоило ли удивляться, когда после демон­страции фильма нас, можно сказать, на руках пронесли через весь зал. Это был первый и не­повторимый взлет нашего твор­чества, любительское кино при­шло в Мелеуз.

   Молва быстро облетела и город, и район, тем более мы постоянно делились своими планами через газету. Из Сала­вата пришло приглашение при­нять участие в их городском киносмотре любительских филь­мов. Думаем, где нам тягаться с вами, ну да и отказываться не­гоже. И вот мы в условленный день у них на смотре. И наш фильм среди десятков подоб­ных судейской коллегией при­знан самым лучшим и отобран на показ в Уфе. Мы в те дни и понятия не имели, что существу­ют смотры, семинары, поездки в другие города для показа своих работ и на учебу. Государство освобождало от работы и оплачивало все расходы, связанные с этими поездками.

   В Уфе, на смотре любитель­ских фильмов в честь Дня Победы, состязались кинолюбите­ли не только нашей республики, но и гости из демократи­ческих стран, в частности — из Болгарии. Нашему фильму среди многих других, отобранных для смотра, было присуж­дено третье место. Киноре­жиссер из Москвы объявил, что если семья Пильновых переснимет несколько сюжетов, они поедут в Москву.

   Жить на земле без Мечты невозможно. На следующий республиканский смотр мы привез­ли уже пять фильмов и все они были отмечены дипломами, а два, снятые с сыном — «Лесное эхо» и «Председательский ме­ридиан» о герое двух войн, пред­седателе колхоза «Трудовик» 3. Г. Айтове, были отобраны для показа в Москве. Это событие произошло в 1977 году.

   Газетная теснота в полосах не дает возможности для подробного рассказа о нашей студии. Мы к тому вре­мени были не одни. В студию пришли новые люди — пре­красный человек, учитель А. А. Дани­лов, автор многих замечательных фильмов о школе, о ребятах, об их отдыхе и будущих солдатах — мелеузовцах, темы — самые разнообразные. Меха­низатор кирпичного завода Н. Ф. Дрямов принес в студию теплый фильм о своих детях, а с при­своением нашей студии звания «народной» — возглавил ее в ка­честве кинорежиссера. Сегодня он — руководитель студии, кото­рой отдал более двадцати лет жизни! Собственно, все последу­ющие годы, вся моя киношная жизнь связана с этим старатель­ным и ответственным человеком. Почти все последующие фильмы сняты его рукой.

   В студию вливались все но­вые люди, в основном, молодежь. Председатель профкома сельхозуправления А. Н. Прокудин создал у себя свой кинокружок «Колос», на заводах и в колхозах появились свои кинолюби­тели. За свою бытность мы под­готовили 38 кинолюбителей. Нами было отснято 66 любительских фильмов. В фильме «Полуторка» нам помогли в мон­таже и озвучивании коллеги из Уфы. В 1986 году этот фильм, снятый в честь 40-летия Вели­кой Победы, был признан самым лучшим на Всесоюзном смотре в Москве и показан по Цент­ральному телевидению.

   Вся моя киношная жизнь шла рука об руку с моим наставником из Уфы, руководителем рес­публиканской киностудии «Урал», ныне председателем Союза фотохудожников РБ, заслуженным работником культуры РБ Р. И. Кильмаматовым. Это ему я обя­зан своим становлением, любо­вью к прекрасному виду народ­ного творчества. Мы и сегодня не теряем друг друга из поля зрения, помогаем, заботимся о будущем любительского кино,

   Мы — единственные в республи­ке, а то и в России, где с помощью нашей администрации рай­она и города студия живет и продолжает кинолетопись род­ного города.

   Я очень благодарен бывше­му первому секретарю горкома партии А. Г. Шарафутдинову. Это его заботами в Мелеузе были созданы агитплощадки, где мы выступали со своими твор­ческими отчетами перед жите­лями города. В красных уголках и клубах колхозов и совхозов, на заводах и в организациях, а то и просто на улицах дереве­нек-колхозниц в вечерние часы мы через экран воспевали труд мелеузовцев, наш вклад в стро­ительство мирной жизни. И не только у себя. В Советском Со­юзе было примерно 120 тысяч ки­нолюбителей. Мы были в числе самых известных, у нас в городе многие годы проводились люби­тельские кинофестивали всей страны — по тематике «Земля и люди». Мне поручалось выступать на семинарах в Астра­хани, Тобольске, Москве. В 1977 году в павильо­не «Культура» на ВДНХ я делился опытом рабо­ты перед известными руководителями люби­тельских киностудий страны. Все это добав­ляло солнечных дней в судьбе.

   С глубокой благодарностью обращаюсь сегодня ко всем, кто помогал нам в работе. Это быв­ший заведующий районным отделом культуры Р. А. Хисматуллин, герой «Полуторки» К. А. Иб­рагимов, директор студии «Са­турн» М. В. Желтоухов (ныне по­койные) с ребятами, директор районного Дома культуры 3. А. Зайнеева, директор отделения киновидеопроката У. 3. Исяньюлов, заместитель главы администра­ции района и города Г. Г. Хайритдинов, возглавлявший многие годы республиканские киновидеоконкурсы и вручивший мне на одном из них за лучший фильм и преданность любительскому кино Диплом и видеокамеру.

   Память и сердце и сегодня в том же ритме — в любви к любительскому кино, окружаю­щим меня людям. Студия живет и здравствует. К республиканс­кому смотру, который обязательно состоится в честь 60-летия Победы в Уфе, подготовлен оче­редной, 67-й по счету фильм «В плену вечной молодости» — о ва­шем покорном слуге, солдате второй мировой, кто вот уже три десятка лет идет в обнимку с прекрасным видом искусства. Студия готовит и другие филь­мы и есть надежда, что ей най­дется свой уголок в строящемся Дворце культуры. Ведь кто-то должен воссоздавать кинолетопись города и района для исто­рии, для будущего поколения мелеузовцев.

 

М. Пильнов,

ветеран войны,

заслу­женный работник культуры РБ,

Почетный гражданин города и района.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *