Стало селение символом Отечества

Баранова, Е. Стало селение символом Отечества / Е. Баранова.

– Текст : непосредственный.

 // Республика Башкортостан. — 2009. — 11 февраля. — C. 3.

 

   Воскресенские  впечатления, тепло башкирской земли повлияли на формирование целой плеяды именитых художников страны.

 

   В панораме  старинного горно-заводского села Воскресенское заметно выделяется дом из красного кирпича, что на берегу реки Тор. Особняк принадлежал семье известного  врача-хирурга Э. И. Корлейса (1870 — 1927 гг.), коллежского асессора, участника китайского похода, обладателя многих почетных наград Отечества, В этом доме, памятнике архитектуры XIX века, сегодня размещается уникальная картинная галерея.

   Лето 1941 года. В сторону Урала медленно шли поезда, пропуская  воинские эшелоны с орудиями и  танками. Эвакуировались заводы, институты, музеи, театры. В одном из таких поездов ехали воспитанники Московской художественной школы, созданной  в 1939 году при художественном институте имени В. И. Сурикова, — школы юных дарований. Дети не знали, что их ждет, что с ними будет, на какое время они  уезжают из родной Москвы.

   Их вторым домом временно стало село Воскресенское (ныне — Мелеузовского района РБ). Около 200 учащихся в возрасте от 12 до 17 лет, семь преподавателей провели  здесь два долгих, холодных  военных года. Но, к счастью, все в горнозаводском  селении: его история, связанная с Крестьянской войной и именами Емельяна Пугачева, Салавата Юлаева, живописнейшие  места у Синих Венцов, женщины в сарафанах  старинного покроя, избы, разные  наличники, сбруя для лошадей, телеги, колодцы, архитектура старых построек медеплавильного завода, церкви и даже местный  говор — способствовало формированию не только художников, но и характеров юных граждан. К тому же война обострила чувства детей: много работали, трудились вопреки всему. Из письма Наташи Сапожниковой отцу в Москву: «Дорогой папочка! Живем мы в колхозе. Здесь у нас наиболее взрослые ребята молотят хлеб, соломой занимаются. Мы с Веркой как белки в колесе. Встаем в шесть утра, кормим своих тружеников завтраками, моем посуду, все чистим, убираем помещение… Знаешь, папочка, я горжусь собой и своими друзьями. Ведь раньше я еще никому не приносила пользы, а тут мы немалые дела делаем. А мамка наша, хоть и художница, решила не работать в школе. Она теперь на фабрике в Воскресенском — выпиливает и шлифует лыжи для фронта».

   Как все, они хотели приносить реальную пользу своей Родине и страстно мечтали стать настоящими художниками! Именно здесь, на башкирской земле, происходило становление подающей большие надежды творческой поросли нашей страны. Сейчас это известные в России московские живописцы, графики, скульпторы: Гелий Коржев, Виктор Иванов, Петр Оссовский, Владимир Стожаров, Виктор Бабицын, Клара Власова, Надежда Воробьева и другие. Многие из них избраны академиками и членами-корреспондентами Российской академии художеств, удостоены почетных званий, дипломов лауреатов Государственных премий СССР и РФ. Среди них мастера, чьи имена обрели мировую известность. Но как бы ни сложились их судьбы, Воскресенское в душе живет всегда.

   Из воспоминаний К. Ф. Власовой: «Незабываемое для меня время — годы, проведенные в эвакуации. Ученикам была предоставлена удивительная для тех грозных лет возможность продолжить образование под руководством преданных искусству московских педагогов».

   Г. М. Коржев: «…Исключительные обстоятельства в судьбе страны приблизили нас к родной земле, сроднили с людьми труда… Внимание и любовь к действительности перешли потом в наши работы, навсегда определили предмет творчества».

   Долгие годы жила в сердцах художников-«воскресенцев» неоплаченная благодарность. И в 1971 году решением Министерства культуры, Союза художников России и соответствующих инстанций Башкортостана по инициативе художников Москвы, при непосредственном участии жителей Воскресенского в селе была создана картинная галерея.

   У истоков деятельности сельской галереи стояли местные энтузиасты, в частности учитель рисования Евгений Александрович Коннов, который опекал ее, проводил экскурсии, делал фотоснимки, альбомы, бережно хранящиеся в музее по сей день.

   В 1979 году галерея обрела статус филиала музея имени М. В. Нестерова, тем самым найдя поддержку и помощь в лице ведущего художественного учреждения республики.

   Сегодня Воскресенская картинная галерея — единственное в Башкортостане собрание московской школы живописи, графики, скульптуры, датируемое 1940 — 1990 годами. В коллекции около 300 произведений 80 авторов. Золотой фонд составило уникальное собрание работ военной поры, переданное в дар селу в феврале 1987 года.

   Благодаря сотрудничеству галереи с ее создателями, участию в ее деятельности местных руководителей, представителей властных структур республики, администрации Мелеузовского района, руководителей предприятий и учреждений, всех друзей галереи Воскресенский музей сегодня совершенствуется и пополняется новыми произведениями. В июне 2008 года в дар ему были переданы из Москвы Татьяной Бабицыной шесть произведений ее отца Виктора Алексеевича Бабицына (1926 — 2004 гг.) — «воскресенца», являющегося главным инициатором создания галереи в селе Воскресенском.

   П. П. Оссовский, народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР, действительный член Российской академии художеств, прислал каталоги о своем творчестве, сопроводив их надписью: «Все живые «воскресенцы» помнят и никогда не забудут родное село Воскресенское, жизнь и учеба в котором во время великой войны сделали нас русскими художниками — гражданами своей Великой Родины».

   Идут и идут в село письма, бандероли. В них радость и печаль. Встревоженная память вырывает самое яркое и дорогое. «Два года в Башкирии оставили в моей жизни глубокий след, породнили нас с селом. Сейчас мы чувствуем эту связь. Мечтаю приехать вместе с сыном, тоже художником, поработать у Синих Венцов», — пишет Н. Терещенко. В послевоенные годы село Воскресенское посетили В. Винокур (в 1952 г.), В. Пурыгин (в 1962 г.), В. Бабицын и Р. Кобозев (в 1970 г.) и другие. Ехали они, по их признанию, «на свидание с собственной юностью».

   При встречах и в деликатных, трогательно-ласковых письмах московские художники сегодня говорят о том, что не могут забыть удивительные закаты, великие башкирские просторы, звенящую бронзовую осень, дыхание теплеющей земли и крики грачей по весне.

   Именно здесь, в Воскресенском, было заложено начало той глубокой приверженности народной теме, которая отличает их творчество и сегодня. А собранные в галерее полотна пробуждают светлые чувства, обостряя звуки, запахи, цвета малой родины, которая неизбежно и закономерно становится символом большого Отечества.

Елена Баранова,

заведующая Воскресенской

картинной галереей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *