Рахматуллина, Р. «Суд матери»
/ Р. Рахматуллина ; фото Л. Сорокиной. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 1980. – 19 января. – С. 4.
В районном и сельских Домах культуры идет премьера спектакля А. Атнабаева «Суд матери», поставленного студией башкирского драматического театра рабочей молодежи «Молодая гвардия» города Мелеуза. Она посвящается 35-летию Победы советского народа над фашистской Германией.
События в драме развертываются в одной из башкирских деревень.
Мужчины ушли на фронт, остались в деревне одни женщины, старики и дети. Вся тяжесть работ пала на их плечи. Но они никогда не унывали от трудностей. Артистами студии представлены они как мужественные, сильные духом люди. Например, Мунавара (Гамира Бураканова) скрывает от семерых детей своих весть о гибели их отца и принимает решение передать накопленные для строительства дома деньги в фонд обороны; Ильбика (Рамиля Кутлугужина) находит в себе мужество, узнав о гибели мужа и одного из сыновей, трудиться без устали во имя победы над врагом.
Но главным стержнем драмы становится трагедия Ильбики, второй сын которой оказался дезертиром. Хамат бежал с фронта и просит мать спрятать его, Один сын герой, второй — дезертир. Ильбика в отчаянии: что скажут люди? Она прячет Хамата в подпол, чтобы скрыть до поры, до времени свою вину перед людьми, чтобы определить собственное отношение к сыну. В ней борются два чувства — материнское и гражданского долга. Второе побеждает в ней: она принимает решение передать сына органам власти.
В роли Хамата самый молодой артист студии — учащийся ГПТУ-60 Фануз Гизатуллин.
Образ героя, его характер, речь и лирическое отступление, выраженное в форме воспоминаний матери, также помогают актеру полнее раскрыть настоящее лицо труса, дезертира.
Фануз Гизатуллин, вкладывая всю силу и талант, сумел показать зрителям, как трусость приводит к преступлению, раскрыл «душу» дезертира, стремящегося сохранить свою жизнь путем предательства. «Если победят наши, я не смогу выйти из этого подпола! — говорит Хамат. — Он станет для меня могилой. А если придут немцы… Я выйду. Они меня простят». Эти высказанные слова предателя встречают яростные возмущения матери, и после глубоких душевных переживаний Ильбика выносит Хамату справедливый приговор, завоевывая тем самым право снова смотреть людям прямо в глаза. Она застрелила родного сына.
Занавес. Зрители долго аплодировали артистам. Приговор матери воспринимается как приговор сидящих в зале, приговор всего народа.
Жители города и района тепло приняли спектакль. Понравилась игра самодеятельных артистов Гульфиры Башаровой, Гамиры Буракановой, Лилии Алиевой, Гульнур Габбасовой.
Удачно и на высоком уровне исполнена роль Габтельгаты. Роль этого простого старина-сторожа, имеющего большой жизненный опыт, сыграл Рамиль Кутлугужин.
Зрители хорошо запомнили его как капитана Камиля Айбулатова из пьесы И. Абдуллина «Лунные вечера Айсылу». Рамиль Кутлугужин и в этот раз завоевал любовь зрителей.
Есть и недостатки. У зрителей вызывает удивление, что Максума Губайдуллина в пьесе занята в двух ролях: Самарии и Одетты. Это совершенно противоположные образы. Ту мысль, что хотел высказать автор через этот образ, актер должен правильно донести и сыграть перед зрителями. Естественно, создать два противоположных образа трудно. И еще. Серьезное внимание нужно обратить на речь Одетты, где много искажений башкирских слов. Недоработана и роль Салима.
Артисты студии с этим спектаклем будут выступать и на городском смотре, посвященном 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. За оставшееся время они должны устранить имеющиеся недостатки.
Спектакль поставлен режиссером студии С. Якуповым.
Р. Рахматуллина.
На снимке: Гульнур Габбасова и Фанис Каюпов
в ролях Ирки и Галимьяна
Фото Л. Сорокиной.