Божко, Р. Кому нужна библиотека?
/ Р. Божко. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 1995. – 28 февраля. – С. 3.
Сегодня, на общем фоне экономической неразберихи, библиотеки выглядят более стабильно и надежно, чем промышленные предприятия; и библиотекари наших шести городских библиотек не могут пожаловаться на отсутствие читателей. В них читает 20490 человек, или 34% всего населения города.
Но библиотеки, как и все в этом мире, смертны. Они гибнут не только во время войны и стихийных бедствий, но и при равнодушии к ним общества, умирают и в мирное время, особенно в периоды драматических перемен, когда не до них.
Кто в нашем обществе защитит библиотеки и позаботится об их спасении и долголетии в трудные годы? Ответ однозначный — сами граждане. Но это будет зависеть от умения библиотекарей убедить общество в необходимости библиотек. И «выживет» та библиотека, которая нужна читателю.
Кто же сегодня посещает библиотеки? Такой вопрос поставили перед собой библиотекари города, изучая читательскую аудиторию. Многие утверждают, что в библиотеки никто не ходит, кроме детей и пенсионеров. Мы же, взяв для изучения максимальное количество формуляров читателей абонементов библиотек, представляющих более стабильную часть читателей, получили данные иного характера — ведущей читательской группой являются лица 22-40 лет. В библиотеках, обслуживающих взрослых читателей, эта группа составляет от 24% до 42%, от общего числа читателей.
Пенсионеров в библиотеках не более 4%. Среди читателей больше женщин — 63%, мужчин соответственно — 37%. Значительная доля посетителей библиотек имеет среднее образование — 48%, среднеспециальное образование имеет 35%, высшее образование — 15%, у 2% читателей образование ниже среднего. Читатели, получающие образование заочно, составляют от общего числа читателей от 3% в малых библиотеках до 12% в центральной.
В библиотеках города 8442 читателей — детей. Ведущая читательская группа здесь представлена детьми 10-13 лет, это от 27% (в городской библиотеке № 4) до 45% (в центральной детской библиотеке) от общего числа читателей. Среди читателей — детей девочки также преобладают над мальчиками, как и во взрослой читательской аудитории, — 65% девочек и 35% мальчиков.
Также мы попытались выяснить: зависит ли частота посещений библиотеки от социально-демографической характеристики (возраст, образование) и выяснилось, что люди старше 40 лет хоть и составляют от общего числа читателей библиотек города 12%, имеют более устойчивую привычку к посещению библиотеки. Но много в библиотеках и случайных читателей, тех, которые появляются здесь один раз в год. На наш взгляд, это напрямую связано и с местом расположения библиотеки, ее комфортностью, содержанием книжного фонда и даже с личностью самого библиотекаря.
Что же влечет в библиотеки читателя?
Во-первых, сейчас как никогда нужна новая информация, новые знания. Во-вторых, произошли серьезные изменения учебных программ в старых и новых учебных заведениях, а учебный процесс слабо подкреплен новыми учебниками. В-третьих, выпуск научно-популярной, научно-технической, медицинской, сельскохозяйственной, энциклопедической, справочной литературы и даже классиков художественной литературы сократился в три раза. Такого рода издания можно найти только в библиотеках. Четвертая причина, по которой люди сегодня идут в библиотеки, связана с тем, что цены на печатные издания растут в несколько раз быстрее, чем доходы населения, а библиотеки города могут предложить своим читателям прекрасные книжные фонды, которые насчитывают 150 тысяч экземпляров книг, большой выбор периодических изданий, 63 названия газет и 172 названия журналов. Наконец, нельзя не отметить, что библиотеки остались едва ли не единственным местом, где гарантировано бесплатное предоставление основных видов библиотечного обслуживания.
Нет-нет, до некой идиллии далеко, проблем и тревог у библиотек множество. В их числе все еще низкая зарплата библиотекарей, ограниченность бюджетного финансирования, отсутствие копировальной техники. Но тем не менее, еще раз хочется подчеркнуть: пока читателю нужна библиотека, она имеет полное право на существование и полноценное развитие.
Р. Божко,
заведующая методическим отделом Центральной библиотеки.