Веревкина, Т. Этюды памяти / Т. Веревкина ; фото автора.
– Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 2020. – 25 февраля. – С. 4.
В далёком военном 1941 году из Москвы в Башкирию была эвакуирована детская художественная школа при Институте живописи им. В. И. Сурикова. Многие из учеников школы впоследствии стали известными художниками, на всю жизнь сохранившими и в памяти, и в полотнах затерявшееся в предгорьях Южного Урала с. Воскресенское.
Талантливые дети прибыли в село в три этапа — в июле, августе и сентябре. Директор школы Н. А. Каренберг, спасая детей от голода, бомбёжек, сохранил не только их жизни, но и их талант, будущее поколение художников, целый пласт отечественного изобразительного искусства. В каждом из юных учеников был заложен огромный творческий потенциал. Никто из детей и педагогов не веря, что война продлится долго, приехали в с. Воскресенское на летний пленэр легко одетыми, с холстами и красками, творческими планами и надеждой скоро вернуться в Москву, в стены родной школы, к родителям…
Двухлетний «пленэр»
Ехали на поезде в вагонах-«теплушках». Пережили авианалёты, взрывы. Но юные художники думали лишь о том, что не могут воевать с оружием в руках, участвовать в боях. «Не тем мы занимаемся и не туда, куда надо бы, едем», — говорил своему однокласснику Гелию Коржеву Моня Миркин. Через два года, когда ему исполнится 18 лет и школа вернётся из эвакуации, Миркин запишется добровольцем на фронт и погибнет в одном из боёв за освобождение Венгрии.
Этот своеобразный «пленэр» продлился два года. Дети навсегда запомнили период своего детства и юности в с. Воскресенском и вспоминали его как лучшие годы, подарившие на всю оставшуюся жизнь не только тёплые воспоминания, но и заряд вдохновения, положившего начало преобразованию юных дарований в мастеров. Запомнили и удивительную природу этого края, и своих учителей, и работу в колхозе, и трудную, учителей, и работу в колхозе, и трудную, по-военному полуголодную, но самостоятельную жизнь, когда в простых крестьянских лаптях по несколько часов летом и зимой, под открытым небом, писали жителей и пейзажи с. Воскресенского. «Полупогребённое под снегом село. А на улицах села — фигурки кое-как одетых ребят и девчонок с этюдниками. Голодных, замёрзших, яростно спорящих о только что сделанных набросках», — пишет о том времени Илья Симанчук в своей книге «У тех Синих Венцов…».
То было поистине поколение оптимистов, тружеников и замечательных художников. Среди той творческой молодёжи были Гелий Коржев, Клара Власова, Пётр Оссовский, Андрей Марц, Виктор Иванов, Борис Немечек, Владимир Стожаров, Олег Буткевич, Алексей Ткачёв, братья Тутуновы, Руслан Кобозев, Валентин Пурыгин, Иван Архипов, Виктор Бабицын — в будущем известные художники у нас в стране и за рубежом.
Яркие впечатления эвакуированных детей отобразились в удивительных картинах, где есть и щемящее чувство Родины, и детская наблюдательность, и несомненный талант. Пронзительно глубоки краски полотен, созданных по мотивам воспоминаний о времени, проведённом в с. Воскресенском.
Рисовали на чём придётся
…Зима в предгорьях Урала оказалась суровой. Но хуже всего было то, что кончились запасы картона и бумаги, холстов и красок. Выход из этой ситуации искали все. Виктор Иванов, ставший позднее действительным членом Российской академии художеств, чей «Автопортрет» приобрела знаменитая галерея Уффици (музей в г. Флоренции, Италия — ред.), в сельском общежитии затачивал гусиные перья, чтобы рисовать тушью. Пробовали писать, разбавляя краски втихую стащенной из медпункта касторкой, но она, проклятая, напрочь отказывалась сохнуть. Испробовали «клопомор»: вышло сносно, но потом этюды почернели.
На холсты шли распоротые и натянутые на рамы мешки. Их тоже надо было чем-то грунтовать. Не было холстов — приспособились к местной продукции. В годы войны в здании бывшего Воскресенского медеплавильного завода работала небольшая мебельная фабрика, выпускавшая мебель, лыжи для фронта, ящики для снарядов, деревянные детали для самолётов и коричневый ноздреватый картон — из соломы и прессованных опилок. Его — то и научились грунтовать под масло. Как реликвии хранят сегодня в частных коллекциях московские художники свои старые работы, выполненные на воскресенском картоне.
Галерея как подарок сельчанам
Есть они и в коллекции Воскресенской картинной галереи, созданной по инициативе художников-воскресенцев в знак благодарности за человеческую доброту, проявленную в годы Великой Отечественной войны. Задумка сказать таким образом «спасибо» жителям села, которые приютили юных художников, появилась у Виктора Бабицына и Руслана Кобозева, побывавших много лет спустя в селе Воскресенском. И в 1971 году картинная галерея была открыта. Первые работы, положившие начало формированию художественного собрания сельской галереи, — картины, подаренные Н. А. Сапожниковой, К. Ф. Власовой, В. А. Бабицыным, Т. А. Осиповой, О. В. Буткевичем и другими мастерами.
Воскресенская картинная галерея в наши дни
Жизнь художественной школы не ограничивалась учебным процессом. Юные художники и их педагоги осуществляли активную выставочную деятельность. Два года жизни и творческой работы школы в эвакуации в Башкирии нашли отражение в организованных выставках: в 1942 году в г. Уфе и в январе 1943 года в г. Москве в залах «Всехудожника».
Одни из лучших произведений — на дне океана
«Точно не установлено, подорвался ли транспорт, следовавший из СССР к берегам Северной Америки, на мине или его торпедировала субмарина «волчьей стаи» немецкого гросс- адмирала Дёница. Бортрадист стремительно погружавшегося в океанскую пучину судна успел лишь послать в эфир сигнал «S0S!», — вспоминает Виталий Меньшиков, выпускник московской художественной школы 1946 года. — Вместе с кораблём ко дну шёл уникальный груз: ящики с бережно упакованными работами юных воспитанников Московской средней художественной школы (МСХШ) при институте живописи им. В. И. Сурикова, эвакуированных в уральское село Воскресенское, где они пробыли с июля 1941-го по май 1943-го. Их пейзажи и портреты жителей далекого русского села военной поры предназначались для вернисажа в США… Загруженные на роковой рейс 100 лучших произведений учеников МСХШ, только вернувшихся в Москву из двухлетней эвакуации, были отобраны на выставке работ юных дарований, развёрнутой в том же 1943 году в залах Третьяковской галереи. Этот пронизанный дыханием Великой Отечественной войны московский вернисаж вызвал небывалый интерес столичной публики и представителей союзников по антигитлеровской коалиции. Валюта, вырученная от продажи иностранцам работ юных художников, была направлена на нужды фронта».
Снят документальный фильм
На XV юбилейном открытом фестивале искусств «Черешневый лес» устроили выставку «Искусство в эвакуации», которая открылась в апреле 2015 года в Институте русского реалистического искусства. Здесь были представлены и работы художников «воскресенского» периода.
В сентябре 2017 года представители художественного музея им. М. В. Нестерова торжественно открыли в Союзе художников России знаменательную для москвичей выставку «Адрес памяти — Воскресенское». Посетили выставочную экспозицию и будущие создатели документального фильма «Познавая цвет войны» о художниках-воскресенцах.
«Когда я познакомилась с историями юных художников, они поразили меня до глубины души. Насколько взрослыми были поступки и мысли этих детей! Их подвиги заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых, и мы благодарны им за вклад в наше с вами будущее. Невероятно, что у нас есть возможность узнать эти истории из первых уст и поделиться с вами! Очень важно не упустить её», — сказала Анастасия Трубчевская, продюсер и режиссёр фильма.
Произведение Игоря Година «Село Воскресенское»
1942 год.
Творческая группа, вдохновившись историями художников, сняла полнометражный документальный фильм. Взяли интервью у тех, кто ещё жив — Клары Власовой, Виктора Иванова, Валентина Сидорова, братьев Ткачёвых и других. Героям фильма уже более 90 лет. Это поколение уходит, и авторы посчитали важным, чтобы молодое поколение узнало о судьбах известных художников, в детстве и юности переживших войну, от них самих. Автор идеи и режиссёр Александра Костюлина, режиссёры — Игорь Коняев и Анастасия Трубчевская, ведущий — актёр тетра и кино Кирилл Зайцев. Все работали бесплатно, за идею. Несколько дней съёмки велись и в селе Воскресенском. Приятно отметить, что съёмочная группа пригласила к участию в работе над фильмом и мелеузовского кинолюбителя Кирилла Трушина, экс-руководителя народной киностудии «Зёрнышко».
В залах Воскресенской картинной галереи экспонируются работы, подаренные художниками-воскресенцами. Память о талантливых детях, эвакуированных в годы войны на мелеузовскую землю, жива. Дружба мелеузовцев с художниками-воскресенцами продолжается, и хочется надеяться, что фильм «Познавая цвет войны» будет продемонстрирован на киноэкранах нашего города.
Тамара Верёвкина,
заведующая Мелеузовской городской юношеской
библиотекой № 3.