Этюды памяти

Веревкина, Т. Этюды памяти  / Т. Веревкина ; фото автора.

– Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 2020. – 25 февраля. – С. 4.

 

   В далёком военном 1941 году из Москвы в Башкирию была эвакуирована детская художественная школа при Институте живописи им. В. И. Сурикова. Многие из учеников школы впоследствии стали известными художниками, на всю жизнь сохранившими и в памяти, и в полотнах затерявшееся в предгорьях Южного Урала с. Воскресенское.

 

   Талантливые дети прибыли в село в три этапа — в июле, августе и сентябре. Дирек­тор школы Н. А. Каренберг, спасая детей от голода, бомбёжек, сохранил не толь­ко их жизни, но и их талант, будущее по­коление художников, целый пласт отече­ственного изобразительного искусства. В каждом из юных учеников был заложен огромный творческий потенциал. Никто из детей и педагогов не веря, что война продлится долго, приехали в с. Воскресен­ское на летний пленэр легко одетыми, с холстами и красками, творческими плана­ми и надеждой скоро вернуться в Москву, в стены родной школы, к родителям…

 

Двухлетний «пленэр»

 

   Ехали на поезде в вагонах-«теплушках». Пережили авианалёты, взрывы. Но юные художники думали лишь о том, что не могут воевать с оружием в руках, уча­ствовать в боях. «Не тем мы занимаемся и не туда, куда надо бы, едем», — говорил своему однокласснику Гелию Коржеву Моня Миркин. Через два года, когда ему исполнится 18 лет и школа вернётся из эвакуации, Миркин запишется добровольцем на фронт и погибнет в одном из боёв за освобождение Венгрии.

   Этот своеобразный «пленэр» продлил­ся два года. Дети навсегда запомнили период своего детства и юности в с. Вос­кресенском и вспоминали его как луч­шие годы, подарившие на всю оставшу­юся жизнь не только тёплые воспоми­нания, но и заряд вдохновения, поло­жившего начало преобразованию юных дарований в мастеров. Запомнили и уди­вительную природу этого края, и своих учителей, и работу в колхозе, и трудную, учителей, и работу в колхозе, и трудную, по-военному полуголодную, но само­стоятельную жизнь, когда в простых кре­стьянских лаптях по несколько часов ле­том и зимой, под открытым небом, писа­ли жителей и пейзажи с. Воскресенско­го. «Полупогребённое под снегом село. А на улицах села — фигурки кое-как оде­тых ребят и девчонок с этюдниками. Го­лодных, замёрзших, яростно спорящих о только что сделанных набросках», — пишет о том времени Илья Симанчук в своей книге «У тех Синих Венцов…».

   То было поистине поколение оптими­стов, тружеников и замечательных ху­дожников. Среди той творческой молодёжи были Гелий Коржев, Клара Власова, Пётр Оссовский, Андрей Марц, Виктор Иванов, Борис Немечек, Владимир Сто­жаров, Олег Буткевич, Алексей Ткачёв, братья Тутуновы, Руслан Кобозев, Вален­тин Пурыгин, Иван Архипов, Виктор Бабицын — в будущем известные художни­ки у нас в стране и за рубежом.

   Яркие впечатле­ния эвакуированных детей отобразились в удивительных кар­тинах, где есть и ще­мящее чувство Родины, и детская на­блюдательность, и несомненный талант. Пронзительно глубоки краски по­лотен, созданных по мотивам воспоми­наний о времени, проведённом в с. Вос­кресенском.

 

Рисовали на чём придётся

 

   …Зима в предгорьях Урала оказа­лась суровой. Но хуже всего было то, что кончились запасы картона и бумаги, холстов и красок. Выход из этой си­туации искали все. Виктор Иванов, став­ший позднее действительным членом Российской академии художеств, чей «Автопортрет» приобрела знаменитая галерея Уффици (музей в г. Флоренции, Италия — ред.), в сельском общежитии затачивал гусиные перья, чтобы рисо­вать тушью. Пробовали писать, разбав­ляя краски втихую стащенной из мед­пункта касторкой, но она, проклятая, напрочь отказывалась сохнуть. Испро­бовали «клопомор»: вышло сносно, но потом этюды почернели.

   На холсты шли распоротые и натяну­тые на рамы мешки. Их тоже надо бы­ло чем-то грунтовать. Не было холстов — приспособились к местной продук­ции. В годы войны в здании бывшего Воскресенского медеплавильного за­вода работала небольшая мебельная фабрика, выпускавшая мебель, лыжи для фронта, ящики для снарядов, де­ревянные детали для самолётов и ко­ричневый ноздреватый картон — из соломы и прессованных опилок. Его — то и научились грунтовать под масло. Как реликвии хранят сегодня в частных коллекциях московские художники свои старые работы, выполненные на воскресенском картоне.

 

Галерея как подарок сельчанам

 

   Есть они и в кол­лекции Воскресен­ской картинной галереи, созданной по инициативе художников-воскресенцев в знак благодарно­сти за человеческую доброту, проявлен­ную в годы Великой Отечественной войны. Задумка сказать таким образом «спа­сибо» жителям села, которые приютили юных художников, появилась у Виктора Бабицына и Руслана Кобозева, побывав­ших много лет спустя в селе Воскресен­ском. И в 1971 году картинная галерея была открыта. Первые работы, положившие начало формированию художе­ственного собрания сельской галереи, — картины, подаренные Н. А. Сапожни­ковой, К. Ф. Власовой, В. А. Бабицыным, Т. А. Осиповой, О. В. Буткевичем и други­ми мастерами.

 

Воскресенская картинная галерея в наши дни

 

   Жизнь художественной школы не огра­ничивалась учебным процессом. Юные художники и их педагоги осуществляли активную выставочную деятельность. Два года жизни и творческой работы школы в эвакуации в Башкирии нашли отражение в организованных выставках: в 1942 году в г. Уфе и в январе 1943 года в г. Москве в залах «Всехудожника».

 

Одни из лучших произведений — на дне океана

 

   «Точно не установлено, подорвал­ся ли транспорт, следовавший из СССР к берегам Северной Америки, на мине или его торпедировала субмари­на «волчьей стаи» немецкого гросс- адмирала Дёница. Бортрадист стремительно погружавшегося в океанскую пучину судна успел лишь послать в эфир сигнал «S0S!», — вспоминает Виталий Меньшиков, выпускник москов­ской художественной школы 1946 го­да. — Вместе с кораблём ко дну шёл уникальный груз: ящики с бережно упакованными работами юных воспи­танников Московской средней художественной школы (МСХШ) при ин­ституте живописи им. В. И. Сурикова, эвакуированных в уральское село Воскресенское, где они пробыли с июля 1941-го по май 1943-го. Их пейзажи и портреты жителей далекого русского села военной поры предназначались для вернисажа в США… Загруженные на роковой рейс 100 лучших произведений учеников МСХШ, только вернув­шихся в Москву из двухлетней эвакуа­ции, были отобраны на выставке работ юных дарований, развёрнутой в том же 1943 году в залах Третьяковской галереи. Этот пронизанный дыхани­ем Великой Отечественной войны мо­сковский вернисаж вызвал небывалый интерес столичной публики и предста­вителей союзников по антигитлеровской коалиции. Валюта, вырученная от продажи иностранцам работ юных художников, была направлена на нуж­ды фронта».

 

Снят документальный фильм

 

   На XV юбилейном открытом фестива­ле искусств «Черешневый лес» устрои­ли выставку «Искусство в эвакуации», которая открылась в апреле 2015 года в Институте русского реалистического искусства. Здесь были представлены и работы художников «воскресенского» периода.

   В сентябре 2017 года представители художественного музея им. М. В. Несте­рова торжественно открыли в Союзе ху­дожников России знаменательную для москвичей выставку «Адрес памяти — Воскресенское». Посетили выставочную экспозицию и будущие создатели документального фильма «Познавая цвет войны» о художниках-воскресенцах.

   «Когда я познакомилась с историями юных художников, они поразили ме­ня до глубины души. Насколько взрос­лыми были поступки и мысли этих де­тей! Их подвиги заслуживают не мень­шего уважения, чем подвиги взрослых, и мы благодарны им за вклад в наше с вами будущее. Невероятно, что у нас есть возможность узнать эти истории из первых уст и поделиться с вами! Очень важно не упустить её», — сказала Анаста­сия Трубчевская, продюсер и режиссёр фильма.

Произведение Игоря Година «Село Воскресенское»

1942 год.

   Творческая группа, вдохновившись историями художников, сняла полно­метражный документальный фильм. Взяли интервью у тех, кто ещё жив — Клары Власовой, Виктора Иванова, Валентина Сидорова, братьев Ткачё­вых и других. Героям фильма уже бо­лее 90 лет. Это поколение уходит, и ав­торы посчитали важным, чтобы моло­дое поколение узнало о судьбах извест­ных художников, в детстве и юности пе­реживших войну, от них самих. Автор идеи и режиссёр Александра Костюлина, режиссёры — Игорь Коняев и Ана­стасия Трубчевская, ведущий — актёр те­тра и кино Кирилл Зайцев. Все работали бесплатно, за идею. Несколько дней съёмки велись и в селе Воскресенском. Приятно отметить, что съёмочная груп­па пригласила к участию в работе над фильмом и мелеузовского кинолюби­теля Кирилла Трушина, экс-руководите­ля народной киностудии «Зёрнышко».

   В залах Воскресенской картинной гале­реи экспонируются работы, подаренные художниками-воскресенцами. Память о талантливых детях, эвакуированных в го­ды войны на мелеузовскую землю, жи­ва. Дружба мелеузовцев с художника­ми-воскресенцами продолжается, и хо­чется надеяться, что фильм «Познавая цвет войны» будет продемонстрирован на киноэкранах нашего города.

 

Тамара Верёвкина,

заведующая Мелеузовской городской юношеской

библиотекой № 3.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *