Байков, А. и др. Что сбивает ритм…
/ А. Байков, С. Вайсман, Л. Михляева, Ю. Тимофеев.
– Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 1975. – 20 мая. – С. 1.
От зари дотемна не затихают работы на строительстве Мелеузовского химзавода. Две с половиной тысячи строителей и монтажников делают все возможное, чтобы выполнить социалистические обязательства: сдать к концу полугодия первую очередь предприятия.
«Бригада монтажников СМУ-1 треста «Востокнефтезаводмонтаж» А. X. Латыпова за успехи в соревновании награждена переходящим Красным знаменем обкома КПСС, Совета Министров БАССР, облсовпрофа и обкома ВЛКСМ. Поздравляем победителей. Честь и слава передовикам!». «Каждый день по — две нормы — так работает бригада плотников ПМК-325 треста «Кумертаустрой» Ирика Ситдикова. Товарищи строители, равняйтесь на передовиков! Ударной работой на каждом участке приблизим пуск завода!».
Эти две листовки были выпущены на стройке в один день и наглядно показали, что здесь есть на кого равняться, у кого учиться, кому подражать.
Действительно, многие коллективы, особенно монтажников, показывают чудеса. В день нашего рейда бригада коммуниста Фарита Габитова из управления «Монтажхимзащита» выполнила более двух норм. Успешно организовав труд, бригадир вел одновременно две работы – футировку и гуммирование на участке цеха термической фосфорной кислоты. Его примеру тут же последовала бригада Леонида Горшкова. В результате готовность объектов, порученных этим двум бригадам намного приблизилась к графикам сдачи.
Таких примеров можно привести десятки. Все участники стройки отдают себе отчет о той высокой ответственности, которая лежит сейчас на каждом рабочем и специалисте. Не жалея сил и времени, зачастую в ущерб отдыху, по-ударному трудятся многие сотни людей. И не случайно поэтому за последние майские дни ритм всей стройки стал еще более четким, а труд — более эффективным. Руководители «Главбашстроя» провели некоторую перестановку сил, подкрепив стройку свежими силами строителей и монтажников из соседних городов. За трестами закреплен один из пусковых объектов, разработан четкий график подготовки каждого из них к началу опробования оборудования. Ежедневно выдается конкретное задание исполнителям.
Все это хорошо. Однако все ли резервы используются для того, чтобы ускорить завершение строительно-монтажных работ?
Мы решили проварить с какой отдачей трудятся люди во вторую смену, и оказалось, что именно в это время многие коллективы несут наибольшие потери.
Один из самых ударных объектов — комплекс котельной со всеми ее службами. Не будет ее в срок — не станут работать, даже при полной готовности, основные цеха. Бригаде трубокладов треста «Тепломонтаж» Василия Ивашко поручено завершить кладку трубы к 25 мая. Каждая минута — на счету. Но… в 9 часов вечера мы застали бригаду не на рабочих местах, а у будки.
— Всего одну машину раствора нам надо на смену. Прошло уже 4 часа, а раствор не получили, — говорит бригадир. -Вынуждены сидеть без дела…
В здании котельной мы не застали ни одного монтажника, хотя и сантехникам, и энергомонтажникам здесь очень много дел. Все поглядывают на трубокладов, мол, они закончат, потом уже мы займемся.
Посматривают на трубокладов и строители СУ-6 треста «Мелеузхимстрой», которым вслед придется выкладывать борова… А Василий Ивашко в свою очередь с тревогой смотрит на строителей, ведь от них надо ждать раствор.
И не только бригада В. Ивашко бедствует из-за отсутствия раствора. В 9 часов вечера мы встретились с каменщиками бригады СУ-6 Хайсара Шагарова. Как и трубоклады, они на протяжении четырех часов (!) не могли начать самую срочную работу, от которой зависело выполнение задания монтажниками.
О плохой работе растворо-бетонных узлов немало писалось в печати, говорилось на совещаниях.
Однако и поныне здесь нередко творится неладное. Работники растворо-бетонных узлов обвиняют во всех грехах автотранспортников, водители жалуются на то, что по два часа стоят в очереди за получением раствора или бетона. А диспетчерский аппарат стройки, который призван жестко контролировать каждый рейс, вообще не может толком объяснить причины срывов.
Серьезного пересмотра требует система взаимоконтроля и взаимопомощи между коллективами — смежниками. На многих участках стройки создалась такая обстановка, которая начисто исключает возможность появления каких-то окон между выполнением отдельных видов работ. Плотники в одном углу цеха еще делают опалубку, а в другом конце площадки укладываются арматура и бетон, готовится стяжка полов. Взаимопомощь в такой ситуации непременна. Тем не менее мы встретились с таким фактом. В цехе преципитата на всю вторую смену осталась без работы бригада каменщиков СУ-4. Причина — работающий здесь же крановщик треста «Востокнефтезаводмонтаж» отказался подавать материалы для кирпичной кладки. Формально крановщик должен обслуживать только монтажников, но разве можно допустить подобное в такое горячее время? Оказалось, что отказ крановщика не случаен: накануне крановщик СУ-4 так же отнесся к нуждам монтажников.
Взаимная «отместка» дорого обошлась стройке.
В свое время мы писали о том, что во вторую смену ослабевает контроль за стройкой со стороны специалистов. Сейчас положение несколько поправилось. Мастера и прорабы чаще бывают в бригадах, помогают им в работе. Однако далеко не везде. По- прежнему только в одну смену работают мелкие монтажные организации. Слаб учет работ вечерних смен и контроль за их эффективностью. Многое в этом могли бы сделать работники оперативно-диспетчерской группы и нормативно — исследовательской станции «Главбашстроя», специально командированные на стройку. Однако одни из них лишь «фотографируют» недостатки, а другие с опозданием сообщают о них руководству. Действительных же оперативных мер они не принимают.
Есть еще группа вопросов, имеющая прямое отношение к проблеме ускорения строительства. Три из них главнейшие — быт, питание, поездка на работу и домой. Руководители ряда организаций, трезво оценив обстановку, побеспокоились о том, чтобы дать возможность рабочим отдохнуть в хорошо оборудованных вагончиках. Примером могут стать руководители треста «Башэлектромонтаж». Однако, в большинстве организаций, особенно монтажных, отнеслись к этому не по государственному. Вместо вагончиков – железные ящики, грубо сколоченные из горбыля будки, в них грязь, антисанитария, духота… Нет воды, нет даже самых элементарных условий для соблюдения гигиенических правил. А на дворе жара 20-30 градусов. Непонятное отношение проявляет к нуждам большой стройки руководство автоколонны № 1839 Баштрансуправления. Начальник автоколонны С. М. Масютин, видимо видит как ежевечерне со стройки в город на расстояние 7-8 километров пешком идут люди, не дождавшиеся автобуса. Видят, и… только… Наконец, о столовой. Она пущена в эксплуатацию и днем кое-как удовлетворяет нужды, вечером же здесь остается одна раздатчица, которая, естественно, никак не справится с работой. Во вторую смену трудятся несколько сот строителей и монтажников. Представьте, какая потеря для стройки, если учесть, что на обед каждый их них теряет не менее полутора часов! Многочисленные факты говорят о том, что наиболее частые сбои в ритме стройки происходят из- за неудовлетворительной работы ее «тылов» -участков, призванных готовить строителям и монтажникам материалы или занятых удовлетворением их бытовых нужд. Именно на эту сторону сейчас надо обратить максимум внимания.
К сожалению, работники организаций, отвечающих за бытовое обслуживание, остаются еще в стороне от ударной стройки. Это торговые работники, санитарно-эпидемиологическая служба, коммунальники, связисты.
Сделать, все, чтобы трудовой ритм стройки был постоянно четким и ровным, — обязанность не только строительных и монтажных бригад, а и всех причастных к этому делу.
Рейдовая бригада газет «Советская Башкирия» и «Путь Октября»:
А. Байков, С. Вайсман, Л. Михляева, Ю. Тимофеев.