Творческое горение скрашивало все невзгоды…

Акберов, З., Халиков, А. Творческое горение скрашивало все невзгоды…

/ З. Акберов, А. Халиков : фото А. Яворского. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 2015. – 21 мая. – С. 3.

// Путь Октября. – 2015. – 23 мая. – С. 3.

 

   Великая отечественная война… Победа была достигнута не только благодаря героизму солдат на фронтах, но и огромному вкладу в общее дело тружеников тыла.

   В Башкортостан было эвакуировано более 60 крупных предприятий, только Уфа приняла 106 тысяч человек эвакуированного населения. Считанные недели понадобились, чтобы эти предприятия начали выдавать продукцию, нужную фронту. Руководство страны проявляло заботу и о сохранении исторического и культурного наследия, о будущем молодого поколения, деятелей науки, искусства, культуры.

   Московская средняя художественная школа (МСХШ) при МГХИ им. В. Сурикова, основанная в 1939 году, в первые дни войны была эвакуирована на Урал. Выбор пал на Башкирию. А в Уфе решили разместить ребят в отдалённом тогда райцентре республики — селе Воскресенском. Сейчас уже считаем, что более удачного места для продолжения учёбы юных художников найти было трудно.

   Русская старина — вот она, на каждом шагу, красота башкирской природы — только выйти за околицу. Первая группа учащихся и преподавателей прибыла в Воскресенское в конце июля 1941 года, вторая — в сентябре того же года.

   Художница Клара Власова вспоминает: «Ехали до Башкирии долго, не до конца понимая, что происходит. Было нам по 12-17 лет, с нами педагоги, которые заменяли родителей. Одеты были по-московски. Особенным франтом был Вадим, сын Константина Паустовского, в бриджах, щегольском костюме. Но уже через несколько месяцев он ходил в лаптях, как большинство деревенских. С питанием тоже было трудно. Рисовали на улицах, просили позировать местных. Подрастали мальчики, уходили на фронт, кто прямо из Воскресенского, кто чуть позже из Москвы».

   Нелегко было устроить около двухсот эвакуированных в селе, организовать питание, обучение. Дети, в основном столичной творческой интеллигенции, в первое время и одеждой, и культурными привычками сильно отличались от своих сельских сверстников. Но постепенно сравнялись с ними, приобрели навыки «выживания» в тех нелёгких условиях. Общеобразовательным предметам они обучались в местной средней школе, специальные предметы им преподавали свои учителя. В селе для них освободили несколько зданий, устроили общежитие для девочек и мальчиков, столовую.

   «Было холодно, голодно. Но творческое горение скрашивало все невзгоды», — вспоминал впоследствии народный художник СССР, академик Российской академии художеств (РАХ), а в ту пору старшеклассник МСХШ Гелий Коржев (1925-2012 гг.). Мы не зря упомянули регалии художника. Такие выдающиеся деятели искусства вышли из стен этой школы. Он же писал: «Невозможно передать словами то нервное напряжение, с ко­торым мы ждали утренних радиосводок. Бывало, черная тарелка репродуктора вовсе замолкала на целые сутки, а случалось, и больше. Обесточивались провода радиотрансляции: кончалась соляр­ке для электродвижка — единственного в Воскре­сенском источнике тока».

   …Прошли два суровых года эвакуации: долгих, трудных, но очень важных для творческого ста­новления целой плеяды московских художников. Когда фашистов отогнали подальше от Москвы, в 1943 году, школа вернулась домой. По-разному сложилась судьба воспитанников учебного заве­дения, но большинство из них остались верными избранному в подростковом возрасте пути, стали известными в стране и за её пределами: Виктор Иванов, Пётр Оссовский, Алексей Ткачёв, Влади­мир Стожаров, Андрей Тугунов, Валентин Пурыгин, Андрей Марц, Борис Немечек, Иван Архи­пов, Люциан Шитов, Рошаль Натапова, Раиса Затуловская, Иван Кусков, Игорь Мануйлов, Виталий Меньшиков, Руслан Кобозев, Надежда Воробьёва и многие-многие другие.

   Выпускники школы стали академиками и члена­ми-корреспондентами РАХ, удостоены почётных званий заслуженных, народных художников Рос­сии, являются лауреатами Государственных пре­мий СССР и РСФСР. И велико было их желание отблагодарить Башкирию за приют, оказанный в годы войны. По Их инициативе в 1971 году реше­нием Министерства культуры РСФСР и Министер­ства культуры БАССР, Союза художников СССР и Союза художников БАССР, при поддержке руко­водства Мелеузовского района и местного колхо­за, здесь была открыта картинная галерея.

   Вот как вспоминал об этом бывший второй се­кретарь Мелеузовского горкома КПСС И. И. Чури­ков: «Открытие галереи было приурочено к 54-й годовщине Октябрьской революции. 6 ноября на митинг собрались жители села, депутаты, гости из Москвы. Председатель сельсовета М. В. Баранов объявил о присвоении звания Почётного гражда­нина села Воскресенского художникам Г. Коржеву, В. Бабицыну, Т. Осиповой, Н. Сапожниковой, О. Буткевичу. Разрезали красную ленточку перед входом, и в галерею хлынул поток первых посети­телей. Глубокие чувства у сельчан вызвали карти­ны «У кузницы», «По первому теплу», «У водопоя», «Зимний вечер» и многие другие. Уже в первые дни галерею посетили свыше тысячи человек».

   Так в башкирской глубинке родилось уникаль­ное собрание картин, рисунков, скульптурных произведений известнейших художников России. Размещается картинная галерея, сегодня — фили­ал БГХМ им. М. Нестерова, в бывшем жилом доме (памятнике архитектуры второй половины XIX ве­ка) известного хирурга, обладателя многих почёт­ных наград Отечества Э. И. Корлейса (1870-1927 гг.). Одна из комнат музея отведена книгам по ме­дицине, фотоснимкам, личным вещам, представ­ляющим жизнь и деятельность доктора.

 

 

 

На снимке: заведующая Воскресенской картин­ной галереей Е. Г. Баранова

 

 

   Село Воскресенское своей исто­рией связано с событиями Крестьянской войны под предводи­тельством Е. Пугачёва, именами С. Юлаева и других соратников ру­ководителя восстания. Кстати, глав­ный полковник Пугачёва Кинзя Арс­ланов сам был родом из этих мест. На медеплавильном заводе отлива­лись пушки и ядра для повстанцев.

   История завода (1745-1902 гг.) тесно связана с именами русских заводчиков Твердышевых, И. Мяс­никова, Пашковых, Е. Толстой. Огромный и по нынешним масштабам кор­пус из красного кирпича, возвышающий­ся в центре села, поражает мощной кладкой, продуманностью и строгостью своей архитектуры.

   Подробное знакомство с историей се­ла помогает прочувствовать незамет­но обитавший здесь дух русской удали в сочетании с русской интеллигентностью и отражение его в экспонатах галереи — великолепных картинах и скульптурных изображениях.

    В самом начале москвичи передали в дар 124 произведения изобразительного искусства, четыре из которых датируются 1941-1943 годами. В настоящее время в галерее 380 произведений, 89 из которых  военной поры. Среди работ — полотно В. Бабицына «Проводы» (1992-1995 гг.) удостоенное серебряной медали РАХ (1995 г.). Картина передаёт тяжёлую ат­мосферу первых дней войны, суровые ли­ца сельчан, печаль провожаемого, кото­рый, может быть, в последний раз видит жену, детей, родных и близких, рядом за­стыли в безмолвном молчании мать и старик-отец, всматриваясь в родные до боли в сердце черты сына, уходящего на войну… Поражают сила выразительности образов и схожесть персонажей с жителями села.

   В галерее экспонируются также произве­дения художников Башкортостана — А. Пла­тонова, В. Меоса, Н. Овсиенко, Р. Яппарова, Г. Немчинова, О. Литвиненко, Е. Литвинен­ко, Р. Ахтареевой, Р. Мулюкова и других.

   Здесь можно познакомиться и с твор­чеством нашей землячки В. Кузнецовой (Москва), заслуженным художником РБ, членом-корреспондентом РАХ, извест­ным в России мастером, скульптуры ко­торой, являясь ярким неординарным яв­лением авторского искусства, удиви­тельно точно соединяют в себе традиции народной керамики и скульптурной пла­стики XX века. Представлено и творче­ство её ученика П. Фадеева (г. Москва), члена Союза художников РФ.

   В Воскресенском работали на пленэ­ре нынешние ученики и преподаватели МСХШ, студенты художественно-графи­ческого факультета БГПУ, воспитанники и преподаватели детских художественных школ республики. Посещали картинную галерею, работали над своими картинами в окрестностях села известные художники Баш­кортостана: М. Назаров, Э. Саи­тов, Ф. Исмагилов, К. Губайдуллин, Р. Кадыров, Е. Винокуров, В. Меос, 3. Гаянов, Н. Фартуков, Н. Калинушкин, А. Дворник, Р. Бураканов, С. Дергун, Н. Куприянов, Р. Аска­ров, В. Калабухов (первый дирек­тор галереи) и многие другие.

   Много лет Воскресенской картин­ной галереей заведует Е. Г. Барано­ва, заслуженный работник культу­ры РБ, бесконечно преданный своему делу, изобразительному искусству че­ловек. Она поддерживает тесные связи с художниками-«воскресенцами», другими деятелями искусства России и Башкорто­стана. За последние годы коллекция му­зея пополнилась 230 произведениями живописи, графики и скульптуры. Сельскую картинную галерею ежегодно посещают тысячи экскурсантов.

   Воскресенская картинная галерея из­вестна в России и за рубежом. О ней нема­ло написано искусствоведами, журналиста­ми и просто посетителями музея. Данная страница Великой Отечественной войны — эвакуация МСХШ в богатое историческим прошлым село Воскресенское — явилась сутью бесконечной веры советского наро­да в Победу. Главное — молодые художни­ки оправдали надежду страны, став веду­щими деятелями культуры России. Один из них высказал такую мысль: «Воскресенское стало и школой жизни, и школой живописи. Без этой школы, может быть, не удалось бы подняться на вершины искусства».

 

Закир Акберов, Анвар Халиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *