Мелеузовский элеватор: годы становления, этапы развития

Никифоров, Д. Мелеузовский элеватор: годы становления, этапы развития

/ Д. Никифоров. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 2015. – 30 июля. – С. 3.

 

 

Председатель Президиума Верховного Совета СССР,

член политбюро ЦК КПСС В. И. Воротников вручил Всесоюзное Красное знамя

по итогам социалистического соревнования

 

   В 1924 году в Мелеузе, на базе Го­сударственной заготовительной конторы № 14 Башкирского наркомпрода, которая закупала от частных лиц не только зерновые культуры, но и мясомолочную продукцию, было образовано новое предприятие под названием «Хлебкооп» во главе с Василием Фёдоровичем Кичигиным.

   Все закупленные ресурсы хранились в амбарах бывшего купца Герасима Андреевича Попова. Часть зерновых перераба­тывали в муку на его же мельнице № 12 и расходовали на нужды бедняков. В то время существовал для средне-зажиточных людей закон госповинности, согласно которому они на своих лошадях должны были доставлять сельскохозяйственные продукты в города Стерлитамак и Оренбург.

   По рассказу бывшего бухгалтера того времени Василия Дмитриевича Недоспасова, зарплату работникам выдавали по 50% деньгами и зерном. В 1926 году принимали только зерно и переименовали в «Союзхлеб». Малочисленный коллектив в своём арсенале уже имел для хранения зерна три склада из сосновых досок ёмкостью по тысяче тонн каждый.

   Для подработки зерна были веялки ручные, товарные весы, но из «механизмов» по-прежнему оставались мешки, лопаты, металлические лотки, пудовки и вёдра. Начинали сушить влажное зерно на большой печке, отапливаемой дровами, где был установлен огромный металлический лист. Называли её зерносушилкой «Росстригино». На ней можно было просушить за сутки 3,5-4 тонны зерна.

   В 1929 году к зернохранилищам «Со­юзхлеб», которые находились на берегу реки Белой, причалила первая самоходная |баржа. Она привезла для новообразованного колхоза строительные материа­лы, семена, соль. В обратный путь, в Уфу, г она уходила, гружённая зерном.

   В 1932 году предприятие переимено­вали в «Заготзёрноток». В 1935 году в Мелеузе появились автомашины «полуторки» грузоподъёмностью 1,5 тонны, на лошадях зерно возили только в заготзерно.

   В период Великой Отечественной войны, в коллективе трудились в основном женщины, подростки и пожилые люди. Руководил ими приёмщик зерна, завскладом, участник войны, инвалид I группы (на одной ноге) Нестер Константинович Михеев, а помогали ему П. Ситников и А. Г. Абсаттаров.

   С Победой вернулись домой защитни­ки Отечества и стали трудиться. В связи с увеличением производительности тру­да в сельском хозяйстве, урожайность посевных площадей и сдача хлеба госу­дарству выросли вдвое. Назрела необходимость строительства новых механизи­рованных зернохранилищ.

   В 1948 году рядом с железной доро­гой Ишимбай-Бабай (Кумертау) начали строить новые зернохранилища ёмко­стью 2500-3200 тонн из бутового камня и кирпича. «Заготзерно» переименова­но в «Хлебоприёмный пункт». За корот­кий промежуток времени было постро­ено 11 складов с верхними и нижними транспортёрами. Шесть из них пред­назначались для временного хранения сырого зерна. Они были оборудованы щитами активного вентилирования. По­явились восьми- и десятиметровые пе­редвижные транспортёры, самоподава­тели, заработала первая стационарная зерносушилка «Висхом» взамен малопроизводительных сушильных агрегатов на резиновом ходу типа «Кузбасс», на приёмных точках начали действовать разгрузчики.

   Для выработки электроэнергии в это время уже работала своя электростан­ция, приводимая в действие дизельным двигателем марки «Макларен» мощностью 50 кВт, позже установили ещё одну электростанцию марки КДП-100, такой же мощности.

   Всё это хозяйство обслуживали по­сменно Александр Егорович Дегтярёв, Иван Николаевич Воробьёв и Иван Дмит­риевич Фёдоров. Были недостатки у этих электростанций: заглох двигатель — это «ЧП» для коллектива, а для механизмов — «мёртвый час». Когда мощность установок не стала обеспечивать растущую потребность в электроэнергии, то по до­говорённости с администрацией моло­козавода по воздушной линии подключа­лись к ЛЭП, принадлежащей заводу. Вот тогда надобность в своих электроуста­новках отпала.

   В те времена не у всех жильцов бы­ли, часы, и заводчане придумали опо­вещать о текущем времени при помощи сигнальных-гудков. В семь часов звучал первый гудок, в 7.30 — второй, а после третьего рабочие должны были начинать трудиться. Этими сигнально-­паровыми часами пользовались и ра­ботники хлебоприёмного пункта, нала­живая трудовую дисциплину в коллек­тиве.

 

Дмитрий Никифоров,

ветеран труда.

 

 

Никифоров, Д. Мелеузовский элеватор: годы становления, этапы развития

/ Д. Никифоров. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 2015. – 1 августа. – С. 3.

 

Работники конторы элеватора (1976 год)

 

   Быстрыми темпами начала развиваться тех­ническая база предприятия, когда на террито­рии хлебоприёмного пункта в 1954 году нача­ли строить элеватор под руководством Михаи­ла Ипполитовича Шишкова. Со всей страны в адрес Мелеуза поступали по железной дороге различные строительные материалы, сушиль­ные агрегаты, запасные части к ним, кабель­ная продукция, самоходные подаватели зер­на, вагонозагрузчики, автомобилеразгрузчики бокового опрокидывания для большегрузных машин, горюче-смазочные материалы.

   Строгий учёт прихода и расхода всех ценно­стей вёл бухгалтер материального стола Вла­димир Иванович Серёгин. В это же время ко всем складам проложили железнодорожные линии, на погрузочные точки установили вагонопогрузчики, Для взвешивания вагонов по­строили весы. Для подработки зернобобовых культур вместо машин «Змейка», «Зорька», «Клинтон» пришли высокопроизводительные сепараторы, современные сушилки «СЗС-2», «ЗСВ-47», «ДСП-24», «ДСП-32». Автомобили «КамАЗ» разгружались на точках приёма с боковым опрокидыванием.

   В 1960 году новый элеватор принял в свои силоса первые 25 тысяч тонн добротно­го зерна. Были построены временное жильё для работников (два барака), администра­тивный корпус, в котором размещались кон­тора, лаборатория, клуб с киноустановкой, столярная мастерская со всеми деревоо­брабатывающими станками, где трудились плотники Астафуров, В. Свечников, столяр Н. Савин, каменщик А. Фаисханов.

   В новом цехе Александр Владимирович Чуров руководил механизаторами. На радость животноводам района новый комбикормовый цех начал вырабатывать продукцию для круп­норогатого окота и свиней. Все топки зерносушилок были переведены с твёрдого топли­ва (каменного угля) на жидкое (керосин). Для хранения горюче-смазочных материалов уста­новили цистерну, вырыли землянку. Всем этим хозяйством управлял Яков Корнеевич Лобода.

   Вагоны грузоподъёмностью 62 тонны загру­жались через верхние люки за 20 минут, а пе­реставляли их мотовозом. Для медицинского пункта тоже выделили помещение. Фельдшером трудилась мать бывшего главного редак­тора газеты «Путь Октября» Ларисы Аркадьев­ны МихляевойПолина Петровна.

   Расширение элеватора продолжалось до 1978 года. Было пристроено ещё пять силосных корпусов, увеличив, тем самым общую складскую ёмкость.

   В период заготовительной компании кол­лектив элеватора при помощи двадцати авто­мобильных разгрузчиков принимал от хлебос­датчиков до пяти тысяч тонн в сутки зернобо­бовых культур. Производительность зерносу­шилок достигла трёх тысяч тонн при снижении влажности до 15,5%. Погрузочные точки на железной дороге за 24 часа загружали по 20 крытых вагонов. В урожайные годы в государ­ственные закрома заготавливали 200-220 ты­сяч тонн зернопродуктов.

   Для обеспечения дешёвыми продуктами пи­тания завели подсобное хозяйство, где содер­жались лошади, крупнорогатый скот, свиньи. Имели собственную пасеку.

   К 1970 году Мелеузовский элеватор стал одним из высокомеханизированных хлебо­приёмных предприятий на юге Башкортоста­на. В годы бурного развития элеваторного хо­зяйства более 15 лет возглавлял коллектив Геннадий Васильевич Ерофеев. Под его ру­ководством в 1976 году Мелеузовский элева­тор достиг наивысших производственных по­казателей среди хлебоприёмных предприятий СССР и был удостоен Красного знамени ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС И ЦК ВЛКСМ. В том же году «Хлебоприёмный пункт» был переименован в «Элеватор».

   Огромную работу провели за прошедший период по механизации ручного труда рацио­нализаторы — главные инженеры Авхади Зулькарнаёвич Давлетбердин, Дамир Мударисович Куватов, Юрий Терентьевич Горбунов, главный энергетик Пётр Александрович Дегтярёв и его брат Леонид Александрович, механики Алек­сандр Владимирович Чуров, Анатолий Алексе­евич Петров, Виталий Прохорович Гаврилов, начальники производственных участков Ми­хаил Иванович Петушков, Николай Петрович Крупчинов, старший сушильный мастер Пётр Иванович Гаврилов (награждённый медаля­ми «За трудовое отличие», орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина), токарь Зиннур Валиуллович Халитов (орденом Трудо­вой Славы III степени), сушильный мастер Гай­ша Батыргалеевна Мулюкова, транспортёрщица Мария Несторовна Серёгина (обе удостое­ны Правительственных наград).

   Шагай в ногу ср временем, элеватор и се­годня является не только хранителем продук­ции растениеводства, но и переработчиком. Производит комбикорма в большом ассорти­менте, муку, из которой выпекает хлеб, хлебобулочные изделия и другую продукцию.

   После реконструкции цеха карбамидного концентрата с 1991 года комбикормовый цех производил продукцию, обеспечивая корма­ми животноводов Мелеузовского, Фёдоров­ского, Кугарчинского, Зианчуринского райо­нов. Ежедневно по заявкам населения города и района в розничную торговлю отгружалось до 30 тонн продукции шести наименований.

   После реконструкции цеха в 1995 году, его производительность была доведена до 200 тонн в сутки. Цех производил полнорационные россыпные комбикорма для откорма крупнорогатого скота, свиней до жирных и мясных кондиций, для поросят, птицы, а также раз­личные по составу кормовые смеси. Учитывая спрос покупателей, была освоена в комбикор­мовом цехе и мелкая фасовка.

   В условиях рыночной экономики ввод в экс­плуатацию в 1997 году мельницы МВС произ­водительностью 24 тонны в сутки явился ещё одним шагом развития предприятия в направ­лении переработки имеющегося сырья. Про­изводство муки велось согласно ГОСТу, мука пользовалась большим спросом. В процессе выработки получали ещё крупу манную и отру­би, что также пользовалось большим спросом у населения.

   Пекарня на элеваторе действует с 1995 го­да, её мощность — три тысячи булок хлеба в сутки. Наряду с высшим и первым сортами хлеба коллектив освоил новые технологии по выпуску хлеба ржаного, рижского, столично­го, житного, минского, булочек и батонов. В структуре пекарни с 1996 года действует ма­каронная линия мощностью 0,75 тонны в сут­ки, которая производит девять видов макарон­ных изделий всех сортов с хорошими вкусовыми качествами.

   Цех по производству круп мощностью три тонны в сутки выпускал различные виды круп: ячневую, перловую, полтавскую, артек, гороховую. На сегодня пока остановлен. Вот такое развитие получила ранее бывшая контора № 14 Башкирского наркомпрода. В на­стоящее время ООО «Мелеузовский элеватор» под руководством Николая Михайловича Свинолупова продолжает славные традиции пред­приятия.

 

Дмитрий Никифоров,

ветеран труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *