Танатаров, В. Вперед, оглядываясь назад :
о развитии народного образования Мелеузовского района за 70 лет
/ В. Танатаров. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 2000. – 26 октября. – С. 2.
Сегодня мы начинаем публиковать материал В. С. Танатарова об истории развития образования в Мелеузовском районе за 70 лет. Автор родился и получил семилетнее образование в Мелеузовском районе. Затем после окончания Стерлитамакского учительского института и заочно Башкирского государственного университета он на протяжении всей трудовой деятельности работал в системе народного образования нашего района. Викторин Сергеевич Танатаров — заслуженный учитель школы РСФСР.
Мелеузовский район, образованный 20 августа 1930 года, включал в себя территорию Мелеузовской, Зирганской и Араслановской волостей Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (по дореволюционному административно-территориальному делению). В двадцатых годах основным видом образования были так называемые школы по ликвидации неграмотности («ликбезы»), которые сыграли огромную роль в искоренении такого позорного наследства, доставшегося нам от царизма, как сплошная неграмотность населения дореволюционной России.
Школы были, в основном, при церквах, двухклассные церковно-приходские училища (школы). Средние школы в Зиргане и Мелеузе охватывали наибольшее количество населения. В селе стандартные школьные здания (земские) были в Богородске (Трясино), Краснояре, Дмитриевке, Нурдавлетово, Дарьино (Партизанская школа).
Образование нашего района совпало с началом осуществления всеобщего начального образования, согласно которому все дети восьми, а затем и с семи лет должны быть охвачены обучением в начальных школах. Четырехклассные начальные школы в 30-х годах у нас были открыты практически во всех населенных пунктах. Открывались даже в таких населенных пунктах, где было учащихся менее 10 человек (по 2-3 человека в классе!). Для такого количества школ катастрофически не хватало учителей и нередки были случаи, когда назначали в небольшие школы учителями лиц с семилетним образованием. Не хватало помещений. Под них использовались дома репрессированных кулаков и священников, размещались классы даже в частных домах, где имелись свободные комнаты. Можно было наблюдать такую практику: идет урок, а учительница одновременно качает, люльку со своим ребенком…
Даже в таких тяжелейших условиях закон о начальной образовании выполнялся и уже к 40-м годам приступили к переходу ко всеобщему семилетнему образованию. Если в начале 30-х годов в 5-е классы школ колхозной молодежи (ШКМ) принимались по направлению общих собраний колхозников (!), то открытые пятые-седьмые классы в Краснояре, Дмитриевке, Корнеевке, Нурдавлетово, Васильевке, Арасланове, Дарьино, Антоновке — дали возможность охватить всех сельских детей семилетним образованием. Правительством были приняты также меры по обеспечению педагогическими кадрами.
Открывались техникумы, классы с педагогическим уклоном (например, в Мелеузовской средней школе), учительские институты (трехгодичные), а также широкая сеть заочного образования при техникумах и вузах. Главным поощрением в получении специального образования были дополнительные оплачиваемые отпуска и повышение ставок заработной платы.
Для нашего района настоящей кузницей, педагогических кадров стал Стерлитамакский учительский, а затем педагогический институт, через который прошло очень много наших педагогических работников — учителей школ и воспитателей детских садов.
Большую роль в выполнении закона о начальном, а затем о семилетнем образовании сыграли такие замечательные педагоги, как Николай Петрович Дрозд (Партизанская школа, директор), Иван Григорьевич Кузьмин (Трясинская школа, директор), Павел Михайлович Тихановский, а потом его дочь Юлия Павловна Степина (Красноярская школа, директора), Ахат Сулейманович Ибатуллин (Кутушевская школа), Нургалей Сафеевич Ахмеров (Давлеткуловская школа).
Некоторые учителя-энтузиасты и директора школ были пионерами важнейших для воспитания подрастающего поколения дел. Так, при Партизанской школе был впервые в районе создан пришкольный участок с плодово-ягодным садом и овощебахчевыми культурами биологом школы Елизаветой Викторовной Смолиной. Для учеников всех классов были организованы горячие завтраки. Труд учителей высоко оценили партия и правительство: Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин вручил высшую награду страны — орден Ленина — учителю и директору Васильевской школы Марии Васильевне Старицыной, учителям Клавдии Петровне Ракитиной, Анне Фёдоровне Кичигиной.
В Мелеузе, которое было селом, ко дню образования района функционировали средняя школа (девятилетка с педагогическим уклоном), чувашская и татаро-башкирская школы и две начальных – «массовая» и «образцовая». В 1931 году при средней русской школе открываются пятые татаро-башкирские классы, которые обособились, впоследствии в самостоятельную среднюю школу. Директором русской средней школы до 1937 года был замечательный педагог и администратор Абдулла Галеевич Рахматуллин, завучем – М. М. Двойнин.
Нужно отметить, что в те годы вопросов национальных взаимоотношений уделялось большое внимание. В расписание уроков русской средней школы был включен, в числе обязательных предметов, башкирский язык. Ввиду ограниченности школьных зданий (все 5-10 классы располагались в здании, которое занимает в настоящее время управление социальной защиты), из сельской местности учеников не принимали. Одним из авторитетных педагогов Мелеуза был директор чувашской школы Артемий Иванович Филиппов, который обеспечил полный охват семилетним всеобучем всех детей чувашской национальности. Первое стандартное школьное здание в Мелеузе было построено в 1937-1938 г.г. (школа № 3).
Заслуженным авторитетом пользовались учителя Михаил Васильевич Шляков, Сафей Гайнетдинович Баязитов, Надежда Федоровна Хохлова, Александр Николаевич Абрамов, Василий Севастьянович Бакуров.
Война прервала процесс перехода от всеобщего семилетнего к среднему образованию. Тормозило и то, что обучение в 8-10 классах было платным. Поэтому бурное развитие народного образования — строительство школ и детских садов в Мелеузе — относится к 50-м годам.
Первое здание школы на 280 мест с центральным (а не печным, как во всех школах) отоплением, канализацией и водоснабжением было построено трестом «Кумертаустрой в районе жилпоселка «ДОК» (сейчас школа № 5). Принятие этого здания было большим подарком для населения Мелеуза. В 1959 гаду сдается в эксплуатацию здание школы на 440 мест в районе ЗЖБК, построенное мостопоездом № 185 Министерства транспортного строительства СССР. По предложению отдела народного образования в Мелеузе вводится нумерация школ: последняя школа получает № 1, школа на ДОКе — № 2, бывшая первая средняя школа — № 3, русская восьмилетняя — № 4, бывшая образцовая начальная школа — № 5, начальная школа в конторе мебельной фабрики — № 6 и школа в поселке сахарного завода — № 7.
В. Танатаров.
(Продолжение следует).
Танатаров, В. Вперед, оглядываясь назад :
о развитии народного образования Мелеузовского района за 70 лет
/ В. Танатаров. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 2000. – 31 октября. – С. 2, 3.
В 50-е годы строительство набирало все новые темпы. Вышедшие в свет ряд постановлений партии и правительства, направленные на приближение обучения к жизни и совершенствованию народного образования, дали новый импульс развитию советской школы. Строительство новых школьных зданий, открытие сети заочных и вечерних школ, приобщение детей к труду в учебных мастерских и на опытных участках, открытие пионерских лагерей, проведение традиционных туристских слетов и военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок» способствовали значительному улучшению всей учебно-воспитательной работы с подрастающим поколением. Выполнение Закона о всеобщем среднем образовании помогло в несколько раз увеличить процент поступления молодежи в вузы и средние специальные заведения, резко сократить правонарушения среди подростков.
В стране широко пропагандировался опыт приобщения школьников к сельскохозяйственному труду в учебно-производственных бригадах колхозов Ставропольского края и Рязанской области. Министерство просвещения нашей республики направило в эти регионы в 1958 году группу заведующих районными отделами народного образования для изучения данного опыта (в составе делегации был и автор этих строк).
Делегацию из Башкирии тепло встретили в Ставропольском крае. Закрепили автобус и водителя, а маршруты посещения предоставляли выбирать самим, что исключило «показуху». При выборе объекта посещения пользовались обычной картой. В течение целой недели делегация знакомилась с так называемыми «культстанами», в которых проживали все летние каникулы школьники. Работа и отдых поражали своей организованностью и огромными расходами на это важное дело. Условия жизни в культстанах были близки к условиям, какие были у нас в Домах отдыха в то время. В Рязанской области так же во всех колхозах были созданы такие бригады школьников, но условия были намного скромнее.
Республиканское совещание работников народного образования в Уфе, где члены делегации рассказали об опыте Ставрополя и Рязанщины, приняло обращение ко всей общественности республики создавать учебно-производственные бригады в колхозах всех районов республики. Это обращение подхватили повсеместно.
В нашем районе первая производственная бригада была создана Зирганской средней школой (директор школы И. М. Ващук, биолог М. Н. Зюляркина) на базе колхозов им. Салавата и «Трудовик». За бригадой закрепили земельные участки, необходимую сельскохозяйственную технику и опытных специалистов. Выпускники школы наряду с аттестатом зрелости получали документы на право вождения трактора и комбайна. В течение 2-3-х лет во всех средних школах создаются такие бригады, а во всех восьмилетних и крупных начальных школах в обязательном порядке — пришкольные учебно-опытные участки.
Для осуществления полного среднего образования для всей молодежи нужна была более прочная материальная и техническая база, чем она была в то время. Не хватало помещении, мебели и учебных пособий. За короткое время исправить этот недостаток за счёт бюджетных ассигнований было невозможно. Поэтому правительство республики обратилось ко всей общественности с предложением развернуть инициативное строительство за счет средств колхозов и промышленных предприятий. Это обращение подхватили и в нашем районе. За сравнительно короткий срок были построены здания Васильевской (колхоз «Прибельский»), Хлебодаровской (колхоз им. Чапаева), Араслановской и Б-Мукачевской (колхоз «Нугуш»), Романовской (колхоз «Новый путь») школ и несколько детских садов. Важным событием для Мелеуза и всего района было строительство пионерского лагеря им. Матросова, построенного на берегу р. Нугуш, на территории колхоза «Нугуш» (председатель колхоза Бураканов). Это строительство всего за два месяца осуществили кирпичный завод, ДОК, молочноконсервный комбинат, «Сельхозтехника», мебельный комбинат и мясокомбинат. В этом прекрасном лагере за 20 лет отдохнули многие тысячи пионеров и школьников. О том, что это было действительно «инициативное» строительство, говорит тот факт, что после его завершения никто не захотел брать лагерь на свой баланс, так как следов финансовых затрат ни у кого не осталось.
Нужно отметить, что делами народного образования не просто интересовались, но и держали под постоянным контролем первый секретарь райкома партии Г. М. Пакуев и председатель исполкома В. Г. Пустарнаков.
С присоединением к нам Воскресенского района число учреждений народного образования достигло 122 школ. В их составе были Мелеузовский и Верхоторский детские дома, Воскресенская вспомогательная школа, а также Дом пионеров и детские сады. В отношении детских домов следует напомнить, что в 40-е годы у нас в Мелеузе был дом для испанских детей, а в с. Дарьино — обычный детский дом. После ликвидации испанского детдома на его место перевели Партизанский детский дом. Из этого видно, какая нагрузка была на отдел народного образования. Между тем штат сохранялся прежний — заведующий роно, два инспектора, зав. методическим кабинетом и бухгалтер. Заработная плата была низкой — ниже ставки учителя. Если еще учесть, что транспорт отсутствовал, то можно представить, какие энтузиасты там работали. Одним из них был С. Г. Баязитов, награжденный орденом Трудового Красного Знамени. Он проработал инспектором роно более 20 лет, Все эти энтузиасты располагались в трёх маленьких кабинетах.
Характерным моментом для данного периода жизни района был процесс укрупнения колхозов и совхозов. Этот процесс коснулся и народного образования. Для осуществления всеобщего начального образования, как отмечалось выше, школы открывались во всех населенных пунктах, независимо от наличия контингента учеников и школьных помещений. Но многие малокомплектные школы, где с четырьмя классами по 2-3 человека в каждом, занимался один учитель, походили не на школу, а на свой прообраз — «ликбезы». Поэтому говорить о глубоких, разносторонних знаниях без современной материальной и учебной базы не приходилось. Начался процесс слияния мелких школ с крупными, с одновременным выделением помещений под школьные интернаты. Там, где не было такой возможности, выделяли транспорт для подвоза школьников. Это дало возможность закрыть малокомплектные школы и за 5-7 лет закрылось около 20 школ.
Но не все родители соглашались отдавать детей в интернаты, которые, в основном, были слабыми как в оснащении оборудованием, так и в соблюдении элементарных условий для жизни и учебы. Подвоз детей также был далек от требований, необходимых для сохранения здоровья школьников. Поэтому родители стремились переезжать ближе к школе и населенные пункты стали постепенно редеть, а затем и исчезать с лица земли. Можно привести пример по Тавлинскому сельсовету. В начале 50-х годов в его составе было 6 населенных пунктов, шесть колхозов и шесть школ: Корнеевская семилетняя, Крадино-Михайловсиая, Покровская, Тавлинская, Ромодановская и Константиновская школы. Сейчас — только одна Корнеевская средняя школа. Конечно, грустно, что исчезают неперспективные деревни, но все же в крупных школах знания школьникам даются более глубокие, прочные и разносторонние.
Нельзя не отметить еще один поворот в нашей жизни в конце 50-х — начале 60-х годов. Это хрущевские реформы. Ломка министерств и создание совнархозов (с еще большим штатом), а затем и объединение районов нанесли серьезный ущерб народному хозяйству. Ликвидация районов не была по-настоящему подготовлена: руководители райкомов партии и исполкомов райсоветов оставляли свои кабинеты и бросались захватывать себе кресло в более надежном месте, а имущество растаскивалось. Но были и находчивые работники, которые использовали этот момент для пользы дела. Так, директор Юмагузинской средней школы Михаил Ильич Архипов, заняв несколько зданий райсовета, перевел школу на односменные занятия.
Образовался огромный Мелеузовский район, протянувшийся с севера на юг — от Салавата до Мурапталово, с запада на восток — от Нордовки до Привольного. В нем было 349 школ, 2000 учителей, 49 тысяч учащихся. Ясно, что управлять таким районом, а тем более руководить учреждениями народного образования было невозможно. Поэтому эта затея с реорганизацией административного деления полностью провалилась.
В. Танатаров.
(Продолжение следует).
Танатаров, В. Вперед, оглядываясь назад :
О развитии народного образования Мелеузовского района за 70 лет
/ В. Танатаров. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 2000. – 2 ноября. – С. 2.
В 60-е годы Мелеузовский район и, особенно, Мелеуз быстро развивались. Если в первые годы образования района в нем проживало 44 тысячи человек, то к 1960-му году в районе насчитывалось около 80 тысяч жителей, в том числе в Мелеузе — 22 тысячи человек. Прирост происходил как за счет приезда населения на строительство предприятий, так и за счет резкого увеличения рождаемости детей, указывавшего на повышение благосостояния народа.
Рост населения привел к переполнению школ и переходу некоторых из них на трехсменные занятия. Кроме того, существующие школьные здания — восьмилетние школы № 4 и особенно № 5 (располагавшаяся в здании бывшей церкви), да и средняя школа № 3 — не соответствовали самым элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. Секретарь горкома партии Г. А. Деев и председатель исполкома райсовета В. Г. Пустарнаков добились от правительства республики строительства в районе в ближайшие годы школ и детских садов.
Первое здание на 520 ученических мест было сдано в эксплуатацию в марте 1963 года. В этом здании разместились все учащиеся 1-8 классов школы № 5 и 9-10 классов школы № 2. Новой школе дали номер 2, а оставшейся на ДОКе восьмилетней школе — № 5 (потом и эта школа была реорганизована в СШ № 5). Новая школа для того времени была самая современная. Согласно проекту, были в нем и первый в районе спортивный зал и учебные мастерские, физический, химический, лингафонный и другие учебные кабинеты, а в историческом — даже киноаппарат для демонстрации учебных фильмов. Школа № 2 перешла на кабинетную систему обучения и наряду со школой № 1 стала центром методической работы учителей района.
Стал внедряться так называемый дифференцированный подход в обучении учащихся. С 1965 года из числа учащихся, окончивших восьмые классы, по желанию и с учетом наклонностей и способностей стали комплектовать классы с определенным уклоном, в которых добавлялись часы данного профиля, и поручались лучшим учителям. Математический класс подбирал Владимир Михайлович Запрометов, химический — заслуженный учитель школы РСФСР Александр Иванович Алаторцев и учительница Валентина Ивановна Сахарова, гуманитарный класс — Ида Петровна Фёдорова и Людмила Михайловна Будаква. Польза была ощутимая: окончившие математический класс почти все успешно поступили и окончили технические вузы и средние специальные учебные заведения; химический — медицинские и фармацевтические вузы, а выпускники гуманитарного впоследствии стали учителями и воспитателями. К сожалению, следует отметить, что бюрократы от просвещения не поддержали это начинание. Поэтому приятно то, что сейчас это стали вновь внедрять, хотя и под другим названием и, конечно, на более высоком уровне.
Дифференцированный подход к обучению и воспитанию, усиление внимания к наиболее способным, одаренным ученикам даже в условиях всеобщего обязательного среднего образования способствовали значительному повышению качества знаний школьников. Этому помогала и практика оценки работы коллектива школы не только по статистическим отчетам, но и по результатам проводимых в районе предметных олимпиад и по количеству поступающих в вузы и техникумы. Факты говорят, что выпускников из Мелеузовских школ № 1 и № 2 знали не только в вузах республики, но и в Москве, Ленинграде, Куйбышеве.
Передовые учителя зачастую за счет своего личного времени бесплатно работали с учениками, подающими большие надежды по тем или иным предметам. Так, в школе № 2 ученик 8-го класса Володя Иванов, который по просьбе матери был оформлен в школьный интернат на полное обеспечение за счет спецсредств школы, занял первое место в нашем районе, а по результатам олимпиады в Уфе его зачислили в девятый спецкласс Московского государственного университета. Сейчас он — доктор технических наук.
Школа № 1 лидировала по числу поступающих выпускников в вузы, имела высококвалифицированные кадры, но стесненность и вынужденный перевод на трехсменные занятия не позволяли развернуть свои способности в полную силу. Поэтому инициатива директора школы В. И. Кузнецова и шефов школы — завода ЖБК, построивших двухэтажное здание, разрядили создавшуюся обстановку. В этом здании разместили начальные классы и учебные кабинеты с современным оборудованием. А энергия и мастерство преподавателя Н. А. Гнетова превратили их в центр методической работы учителей трудового обучения.
Таким же инициативным способом построили автокласс и гараж при школе № 2, где в специально выделенный день юноши девятых и десятых классов изучали автодело с последующей сдачей экзаменов на права водителя-профессионала. С 1964 года права водителя получили около 500 человек. Эта форма производственного обучения сохранена до сих пор.
Нельзя умолчать и о «зигзагах» в народном образовании. Вот примеры:
- О начальной военной подготовке (НВП). В 1955 г. отменили этот учебный предмет, в 1965 г. — вновь ввели; в 1990 г. — отменили, а в текущем 2000 году он вновь вводится. А какие были оборудованные кабинеты с интересными экспонатами по патриотическому воспитанию молодежи! Все это разрушили и сейчас нужно создавать заново.
- Такая же картина с трудовым обучением, в частности, с подготовкой шоферов-профессионалов и др. направлений. В 1967 году наше министерство прекратило финансирование уроков производственного обучения и предложило по всей республике закрыть данные классы. Но дирекция и энтузиаст автодела, чьими руками это было сделано — Константин Георгиевич Сахаров — «нелегально» продолжали подготовку шоферов. В 1971 году Министерство просвещения «спохватилось», что сделало плохо, вновь включили эти часы в учебные планы средних школ. Оказалось, что Мелеуз — единственный район, где не разрушили автоклассы, и за то, что не выполнили их бюрократическое требование, школу № 2 наградили (бесплатно) автомашиной «Москвич».
Своего рода производственное обучение проводилось и на учебно-опытных участках при всех общеобразовательных школах. Выше говорилось о Зирганской средней школе, где ученики получали элементарные знания по сельскохозяйственному производству, что способствовало подготовке специалистов для колхозов и совхозов. Большая работа на пришкольном участке проводилась в Воскресенской средней школе биологом Н. В. Васильевым. Не отставали от сельских и школы города.
В 1960 году председатель исполкома Мелеузовского горсовета Л. А. Шанин при упорядочении наделов земельных участков в черте города решением исполкома выделил два гектара земли между улицами Советской и им. Шлычкова для пришкольного учебно-опытного участка школе № 5. Под руководством биолога А. В. Танатаровой этот участок занял первое место в республике, экспонаты с участка демонстрировались дважды на Выставке достижений народного хозяйства в Москве. Юные натуралисты школы награждались медалями и грамотами ВДНХ.
Крупные средние школы строились и в сельской местности. Корнеевская, Партизанская и Зирганская. Строительство типового школьного здания Юлдашской средней школы находилось под личным контролем Министра просвещения Ф. X. Мустафиной. Учитель этой школы Г. К. Гумеров удостоен звания «Заслуженный учитель школы РСФСР».
В. Танатаров.
(Продолжение следует).
Танатаров, В. Вперед, оглядываясь назад :
о развитии народного образования Мелеузовского района за 70 лет
/ В. Танатаров. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 2000. – 11 ноября. – С. 2.
Изменение статуса рабочего поселка Мелеуза в город районного подчинения в 1958 году и город республиканского значения в 1977 году внесло существенные изменения в нашу жизнь. Разделение на две самостоятельные административно-территориальные единицы было в какой-то степени выгодно горожанам, но не выгодно селу. Пока еще существовал объединяющий орган — горком КПСС — различие не было ощутимым, но после его упразднения создалась угроза разрыва исторических связей между жителями района. Вот почему воссоединение города с районом принималось как своевременная необходимость на пользу общего дела.
Строительство химического завода дало мощный импульс развитию экономики, просвещения, медицины и культуры нашему городу и району. Строительство жилого комплекса в 32-м микрорайоне заставило форсировать строительство школ и дошкольных учреждений. В 1971 году сдается школа на 1380 мест, что дало возможность разгрузить первую и третью средние школы и закрыть школу № 4. В освободившемся здании разместилась школа рабочей молодежи (ШРМ), сыгравшая большую роль в осуществлении всеобщего образования.
Средняя школа № 8 стала на целую ступень выше существовавших школ не только по количеству учащихся, но и по условиям для получения полноценных и разносторонних знаний. Этому способствовало оборудование всех учебных кабинетов наглядными пособиями и техническими средствами обучения, а, главное, наличие молодого творческого коллектива учителей и воспитателей.
Родители всегда стремятся отдать своего ребенка такому педагогу, который бы оправдал их надежды. Поэтому в восьмую школу был такой наплыв, что если в 1973 году занятия проводились в одну смену, то к 1976 году стали переходить на трехсменные занятия. Выручило строительство нового типового школьного здания для школы № 3. В первое время школа была не полностью загружена, но постепенно авторитет ее повышался и она становится в числе ведущих школ города и района. Школу возглавил молодой энергичный, творчески мыслящий директор X. X. Каримов.
Чтобы подтвердить роль учителя в учебно- воспитательном процессе во все времена можно в качестве примера взять двух учителей разных поколений. Во-первых, учитель химии, заслуженный учитель школы РСФСР Александр Иванович Алаторцев. Он преподавал химию в школах Мелеуза в 30-70 годы и во всех школах, где-отработал, оставались оборудованные кабинеты химии, получавшие высокую оценку Министерства просвещения республики. Во-вторых, учитель физкультуры Салават Идиатович Мусеев, начав работать в восьмой школе, так поставил спортивную работу, что большинство переходящих кубков района и города оказались на стендах школы. С переходом его в школу № 3 методический центр спортивно-массовой работы города переместился в эту школу.
Вслед за третьей школой вводится в эксплуатацию новое здание на ул. Шлычкова, куда переводится контингент учащихся школы № 2 (будущая гимназия № 1), а в старом здании разместился учебно-производственный комбинат (УПК). Вслед за этим открываются школы №№ 4 и 6. Таким образом, за описанный период нумерация школ с первой по восьмую сохранилась, но изменялись сами здания, согласно изменившимся требованиям. А появившееся, новое здание, где разместилась гимназия № 9 (директор гимназии Танзиля Хибатулловна Малабаева), будет соответствовать требованиям длительное время в новом веке.
Большие изменения происходили, в дошкольном образовании. До 50-х годов в ведении роно был всего один детский сад, который располагался вначале в маленьком доме (там, где сейчас размещается «Социнвестбанк»), а потом на площади райсовета, в здании бывшей массовой начальной, школы. В 80-х годах число их вместе с ведомственными яслями-садами достигло 25. Первым руководителем-методистом дошкольного образования справедливо считается Александра Александровна Шлякова.
Из стен наших школ вышло много людей, ставших известными далеко за пределами района и республики. Это и Герои Советского Союза, и Герои Социалистического Труда, и ученые, и просто прекрасные люди, труженики всех отраслей народного хозяйства. Всех их учили и воспитывали великие труженики — учителя, не жалевшие времени и здоровья ради своей любимой профессии. Между тем оплата труда учителя была и остается ниже, чём у работников, занятых непосредственно в сфере производства материальных благ. Поэтому главным стимулом работы педагога был не материальный, а моральный. До шестидесятых годов учителя получали правительственные награды «За непрерывный и безупречный педагогический труд»: за 30 лет — орден Ленина, за 25 лет — орден Трудового Красного Знамени, за 20 лет — орден «Знак почета», за 12 и 15 лет — медали. Потом вводится почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Заслуженный учитель школы БАССР», знак «Отличник народного образования РСФСР», а сейчас «Отличник Республики Башкортостан». У нас этих высших наград удостоены (кроме вышеперечисленных) — «Заслуженный учитель РСФСР» — В. Е. Федорова (школа № 1), А. А. Десяткова (Андреевская начальная школа), С. Г. Исхакова (методист роно), С. И. Мусеев (школа № 3), X. X. Каримов (школа № 3).
Когда восстанавливаешь в памяти то или иное событие, то обязательно вспоминаешь, кто из руководителей проявлял инициативу, помогал или «подталкивал» в решении того или другого вопроса. В описываемый период кроме укрепления материально-технической базы учреждений народного образования непосредственно занимался организацией спортивно-туристических лагерей, лагерями труда и отдыха, художественной самодеятельностью школьников первый секретарь горкома партий А. Г. Шарафутдинов, заведующий отделом пропаганды, а потом заместитель председателя исполкома горсовета Ю. Г. Азнагулов. В 80-е годы первый секретарь горкома Ф. М. Хасанов и председатели горсовета А. Н. Безденежных и П. Я. Масютин, руководители предприятий М. Г. Кашапов, С. С. Азнаев, Н. А. Горяйнов, С. М. Масютин, Н. И. Горячкин и многие другие.
Сейчас школы переживают далеко не лучший период своей жизни. Новые типы школ в городе — гимназии, лицеи, колледжи, в селе — Сарышский и Восточный лицеи. Не нам судить, что сейчас удается и какой результат будет от этих начинаний. Анализировать и давать оценку по-настоящему будут те, кто трудится над выполнением задач сегодняшнего дня.
Залогом успеха является воссоединение города с районом. А совместная работа всей общественности с объединенной администрацией, возглавляемой творчески мыслящим 3. X. Хайруллиным, поднимет народное образование на новую ступень своего развития.
В. Танатаров.
P.S. О заголовке «Вперед, оглядываясь назад». Сейчас много возможностей для творческой работы. Но не нужно изобретать велосипед, а нужно совершенствовать его. Еще в древности один философ сказал: «не оскверняй и не отвергай бездумно». Думаю, что опыт будет востребован во все времена.