Свет киноэкрана длиною в 40 лет

Исяньюлов, У. Свет киноэкрана длиною в 40 лет

/ У. Исяньюлов. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 1995. – 1 апреля. – С. 2.

 

   Течет река  жизни — вот уже и на календаре нашего кинопрокатного предприятия обозначилась солидная цифра — 40 лет. Возраст, как говорится, умудренного житейским опытом человека. Дата эта совпала со 100-летним юбилеем мирового кинематографа, получившим призвание как чуда XX века.

   4 сентября 1954 года контора Башкинопроката издала приказ, из которого явствовало, что для лучшего обслуживания жителей южной зоны республики кинопродукцией в Мелеузе отныне создается отделение кинопроката. Пункт второй приказа гласил, что директором упомянутого отделения назначается Шариф Сиразетдинович Сираев. В штат вводятся фильмопроверщица — Майя Губайдулина и главный бухгалтер Ярославцев Александр Николаевич.

   Под хранилище кинокопий местной властью было отведено каменное здание на правом берегу Мелеузки, в котором в дореволюционные времена размещалась тюрьма для пересыльных каторжников.

   Не взирая на мрачность своего происхождения, здание вполне устраивало: оно было прочным, просторным, надежным в противопожарном отношении, а главное — отвечало лучшим климатическим условиям для хранения кинопродукции. По мере бега времени набирал силы и наш филиал. Так, к началу 1955 года в обороте находилось уже около ста кинофильмов что позволило составить пер­вые кинопрограммы для всей южной части края.

   Ну а коль речь зашла о всем самом первом, то к месту назвать и первые, самые лучшие и самые любимые у зрителей фильмы того времени – «Броненосец Потемкин» и «Чапаев».

   Кстати замечу, что первый раз экран в захолустном селе Мелеуз засветился в 1910 году.

   Все первые фильмы были узкопленочные, состояли из нескольких частей и при демонстрации вызывали у зрителей чувство нетерпения. И еще одна особенность — развозились они по деревням и селам гужевым транспортом.

   В 1957 году Мелеузовское отделение кинопроката получило первую грузовую машину, а первым водителем ее стал ныне здравствующий Петр Бровкин. Он и фильмы развозил, он и топливом из Воскресенского обеспечивал, одним словом, являлся в том маленьком коллективе самой популярной личностью.

   Поток фильмов год от года возрастал и вот уже в штате появляется новая должность заведующего складом, под чьим оком хранилось главное богатство — кинокопии ею становится Екатерина Ткаченко.

   За стопами, где проверялись и чинились поврежденные при демонстрации киноленты, сидели уже несколько кинопроверщиц. Все работы выполнялись вручную. Монтажные столы освещались обычной лампой. Фильмокопии из склада и обратно доставлялись на руках.

   Конечно, на все это сегодня смотрится упрощенно, человеку свойственно забывать то, что его когда-то обременяло, оставляя в памяти больше места для светлого.

   В 1978 году кинопрокат переезжает в новое типовое здание. Надо ли говорить о том, с каким радостным чувством было встречено новоселье. Можно без преувеличения сказать, что люди сами словно вышли из этого тюремного помещения на свободу. Сегодня у нас прекрасное просторное хранилище для кинопродукции, где по разделам и тематике разместились полторы тысячи кинокопий. В главное производство — монтажный цех -фильмы из склада подаются к каждому столу транспортером.

   Для просмотра поступивших фильмов имеется специальный просмотровый зал, куда до недавнего времени приглашалась общественность города. Имеются два ме­тодических кабинета, ремонтная мастерская для киноаппаратуры, утепленный гараж на восемь единиц автотранспорта. И все это, можно сказать, под одной крышей. В 1973 году приобрели первую реставрационную машину, вторая, купленная в 1992 году, пока лежит на складе.

   Непосредственно, в кинопрокате ныне трудится 36 человек, не считая работников двух городских кинотеатров. После же слияния городской и районной киносети, которые переданы на наше попечение, коллектив превысил 120 человек. Казалось бы, при таких условиях труда да с такими людьми жить бы, да радоваться.

   Но увы, вся эта перестроечная чехарда подвела коллектив к критической черте. Именно она почти полностью отгородила нас от отечественных фильмов, которые вследствие неимоверной дороговизны стали для нас недоступны. Сошлюсь лишь на один свежий пример. Все вы, очевидно, наслышаны, какой резонанс вызвала в мировом кинематографе лента нашего кинорежиссера Никиты Михалкова «Утомленные солнцем».

   Но попробуйте выкупить ее — стоит фильм 45 миллионов. На эти деньги можно приобрести пять фильмов заграничных. Вот почему господствующее место в сегодняшнем репертуаре принадлежит закордонной кинопродукции, далеко не лучшего качества и нужного направления. А поставляют ее нам так называемые фирмы с ограниченной ответственностью, по-нашему — перекупщики. Фильмы они закупают непосредственно у кинорежиссеров, а затем на 50-процентной основе предоставляют нам, чем и диктуют цены на билеты. Для нас эта «услуга» тоже не радость, но хоть какой-то выход из положения, который не дает умереть окончательно.

   Как богато мы живем — судите сами. Киномеханик первой категории и фильмопроверщица ныне получают (вместе с уральскими) в месяц 71 тысячу рублей, кассир — 55, контролер — 52 тысячи.

   И тем не менее, люди не хотят оставлять свою работу. Ведь многие из них, как М. М. Байбулатова, В. А. Богомолова, Н. Е. Елисеева, С. Ф. Мавликаева, Р. A. Рассинская, Р. С. Лебедькова, трудятся здесь по 17-20 лет. А такие, как М. М. Гайфуллина, Р. Г. Ильясова, В. С. Данилин, И. И. Наумов, М. А. Подрядов, B. К. Аиткулова, Л. А. Арсланова, В. 3. Нигматуллина, подарили кинопрокату всю свою жизнь…

   Все мы надеемся на лучшее, а потому, не теряя из виду «синюю птицу», стремим­ся идти в ногу с жизнью. План 1994 года по оказанию услуг населению выполнен на 215 процентов, а прокатных поступлений — на 168. Приобретено запасных частей к раз­личным киноаппаратам более чем на 30 млн. рублей, 22 комплекта новых киноап­паратов.

   Вся страна ныне готовится к 50-летию Великой Победы советских людей над фа­шизмом. И что, как не кино, так доступно и массово способно рассказать и показать, как ковалась эта трудная Победа!

   Вас, дорогие зрители, ожидают 238 фильмов, посвященных этой теме. В рес­публике объявлен кинофестиваль «Весна Победы». В нашей зоне он проходит под девизом «Наследники Победы». Рассчитан на зрителей всех возрастов и, в первую очередь, конечно, на нашу молодежь, на школьников, учащихся училищ, студентов техникума. Каждый кинопоказ — это своего рода кинолекторий. В начале демонстриру­ется документальный фильм, затем с вос­поминанием перед зрителями выступает ветеран войны и в завершение — художес­твенная лента.

   В субботние и воскресные дни намечен ретроспективный, то есть повторный по­каз фильмов о войне. Это когда до начала основного фильма демонстрируется воен­ный. Установлено и определенное время — 11 часов дня. Ветеранам войны — вход сво­бодный. И мы вас, дорогие защитники Оте­чества, приглашаем в наши кинотеатры не одних, а с внуками. Прикоснитесь еще раз сердцем к своему подвигу, передав этим неповторимое чувство боли и гордости за Великую Победу в самой страшной войне XX столетия наследникам вашим — детям ваших детей. Ждем вас!

 

У. Исяньюлов,

директор Мелеузовского городского киновидеопрокатного предприятия.

 

 

Слушают дети о войне

 

   В рамках 50-летия Великой По­беды в городе проходит кинолек­торий «Наследники Победы».

   Каждое занятие посвящено различным эпизодам Великой Отечественной войны. А кроме того, каждую пятницу перед учащи­мися школ, техникума, училищ выступает городской хор ветера­нов войны и труда.

   «На войне маленьких не быва­ет» — этой теме был посвящен рас­сказ участника Великой Отечес­твенной войны А. В. Пескова, с которым он выступил в кинотеат­ре «Октябрь» перед учащимися 1- 4 классов школы-гимназии №1.

   В этот же день в кинотеатре «Космос» с ребятами встречался, ветеран войны В. М. Мельников.

 

На снимках: А. В. Песков рас­сказывает о войне

 

Дети — самая благодарная аудитория

Фото В. Ермакова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *