Башурова, Т. Н. Из кожи, глины и бумаги [Текст] : устный журнал по истории книги
// Читаем, учимся, играем. – 2009. — № 2. – С. 10-12.
Из кожи, глины и бумаги
Действующие лица:
Ведущий
Чтец
СТРАНИЦА I
«ИСТОРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПИСЬМА»
ВЕДУЩИЙ: Книги живут уже много тысяч лет, но не всегда они были такими, какими вы их видите сегодня.
ЧТЕЦ:
Печатные книги возникли не сразу:
Писец переписывал каждую фразу.
Глаза уставали, дрожала рука.
И так продолжалось века и века.
Без людей, без друзей, в одиночку
Он на строчку нанизывал строчку.
Перепишет всего пару книг,
И глядишь — уже дряхлый старик.
ВЕДУЩИЙ: В очень далекие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои законы, верования и предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти. Поколения за поколениями уходили из жизни, а предания оставались. Они передавались от одного человека к другому. История знает так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть жрецами, законоведами, учителями, а на дальние расстояния посылались «живые письма» — гонцы. Даже поэмы в течение веков распространялись устно. Аэды и рапсоды — древние певцы, сказители — пели их наизусть на народных празднествах.
Когда запоминать многотысячные строки стало трудно, первобытные сказители начали использовать ленточки или узелки, которые помогали им. Так появилось узелковое письмо. Им владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Особенно преуспели в этом деле жители Перу в Южной Америке. В этой стране и сейчас еще встречаются пастухи, знающие «язык узелков». Для узелкового письма требовалась толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чем ближе к веревке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Черный узел обозначал смерть, белый — серебро или мир, желтый — золото, зеленый — хлеб. Если узел не был окрашен, он обозначал число: простые узлы — десятки, двойные — сотни, тройные — тысячи/Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на такие детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом, соединены они между собой или нет.
На смену узелковому письму пришло письмо в картинках — пиктография. Племена увеличивались, и появилась необходимость передавать еще больше информации, например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена. И люди придумали делать небольшие рисунки на камне и дереве. На рисунках изображали то, что нужно сообщить. Если рядом нарисованы: маленький медведь, стрелка и три палочки, это значит: «В трех днях пути водятся медведи». Такими рисунками человек украшал и свое тело. Рисунки на теле говорили о числе походов, силе и доблести.
Постепенно рисуночным письмом пользоваться становилось все труднее. Ведь так можно было передать только простые сообщения. А длинные предложения приходилось рисовать долго и трудно. Для этого старались сложное изображение превратить в значок из двух-трех линий. Теперь каждый такой значок обозначал какое-то слово. Например, волнистая линия означала воду, а квадратик — камень. Такое значковое письмо получило название «иероглифы». Искусство письма, как и вся древняя система знаний, находилась в руках жрецов. Недаром слово «иероглиф» означало «резьба жрецов». Чтобы стать образованным, человек должен был знать наизусть несколько сотен, а то и тысяч знаков. Грамоте учились много лет.
ЧТЕЦ:
На плите, на саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки,
Загогулины, кружочки…
Все знакомое почти,
А попробуй-ка прочти!
Буквы это или сразу
Вся египетская фраза?
Может, кончилась строка
Возле рыбы и цветка?
Овладеть бы вдруг случайно
Нам египетскою тайной,
Чтоб никто другой не мог
Разгадать секретных строк!
В иероглифах без риска
Я б писал тебе записку:
Рыба, взятая в кружок,
Цапля с клюшкой и конек.
Ну, а ты бы понял сразу
Зашифрованную фразу,
Пообедал бы скорей
И пошел играть в хоккей!
О. Тарутин
ВЕДУЩИЙ: А в Древнем Вавилоне писали на глиняных табличках. Но на глине очень трудно было выводить кривые линии. Поэтому вавилонские иероглифы скоро превратились в прямые черточки, похожие на клинышки. Такое письмо называлось клинопись. Писец чертил палочкой знаки на мягкой глиняной плитке. Вдавив палочку в глину, он тут же вынимал ее. На плитке оставался след. После этого плитку обжигали, и глиняная книга была готова.
Со временем письменность упрощалась. В разных странах стали употреблять один значок для обозначения одного звука. Так появилось буквенное письмо. Найденный в Египте в 1799 году «Розеттский камень» позволил французскому историку Ж. Ф. Шампольону [1] сделать замечательное открытие. Он установил, что текст, высеченный иероглифическими письменами, содержал буквенные знаки, которые представляли собой уже не отдельные графемы, а единый алфавит. Так, путешествуя по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, с восковой дощечки на пергамент или бересту, с пергамента на бумагу.
СТРАНИЦА 2
«ПЕРВЫЕ КНИГИ»
ВЕДУЩИЙ: Вся человеческая мудрость хранится в книгах. Из чего только не делали книги в древности. Наиболее древним материалом для книг была глина и ее производные: черепки, керамика. Шумеры лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички укладывались в ящик в определенном порядке — так получалась глиняная клинописная книга. Ее достоинствами были дешевизна и доступность. В ХГХ веке археологи раскопали на берегах реки Тиф столицу ассирийских царей Ниневею и обнаружили там клинописную библиотеку, учрежденную царем Ашшурбанипалом [2]. Там хранилось около 20 тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: «Дворец царя царей».
«Египет — дар Нила», — считал Геродот [3]. Всецело даром реки является и тростник-папирус, который для египтян был главным материалом для книг. Стебли срезанного тростника очищали от коры и из пористой сердцевины нарезали тонкие ленты. Их укладывали слоями, один поперек другого; сок папируса обладал свойствами клея. Высушенный папирус полировали пемзой и морскими раковинами, подкрашивали и белили. Из-за хрупкости папирусные ленты укладывались в специальные футляры — капсулы. Так получался свиток.
Также книги делали из кожи животных, и назывался он пергамент. Длительное время папирус и пергамент употреблялись одновременно, но с III—IV веков ввиду упадка производства папируса в Египте книги из пергамента стали занимать первое место. Книга из кожи уже стала походить на современную книгу. Обложки книг украшали золотом и драгоценностями. Такая книга была тяжелой, Огромной и дорогой.
Берестяные книги возникли на Руси. Для их изготовления брали бересту, кипятили ее, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали, придавая нужную форму. Буквы процарапывали острым железным или костяным стержнем — писалом.
Во II веке до нашей эры в Китае была изобретена бумага. Ее изготовляли из старого тряпья, волокон конопли, древесной коры. Все это брали, разминали в огромных чанах, а полученную массу пропускали через сито. Оставался слой, который и становился потом листом бумаги. Первые книги из бумаги были очень дорогими, и пользовались ими только богатые люди.
СТРАНИЦА 3
«НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ»
ВЕДУЩИЙ: Для распространения книг появился печатный станок. Первая печатная машина была изобретена в Германии Иоганном Гутенбергом [4] в XV веке. На этой машине работали вручную. В 1453—1454 годах И. Гутенберг напечатал свою первую книгу— «Библию». Часть тиража была напечатана на бумаге, часть — на пергаменте. «Библию» называли 42-строчной, потому что в ней на каждой странице набрано и отпечатано 42 строчки текста в два столбца. Всего книга насчитывала 1282 страницы.
Первопечатником в нашей стране стал Иван Федоров [5], который в 1564 году выпустил первую печатную книгу на русском языке «Апостол».
С развитием науки и техники печатные станки превратились в современные печатные машины. Работали они уже на электричестве. Созданы современные типографии — книжные фабрики. Станки печатают цвета один за другим на листе бумаги, из которого потом получается несколько страниц. Отпечатанные страницы складываются в правильном порядке, затем обрезаются до нужного размера, переплетаются и становятся книгой. Затем книги попадают в книжные магазины и в библиотеки. Вот какой долгий путь проходит книга.
Книга предназначена для того, чтобы передавать знания, накопленный опыт, ценную информацию, образное представление о мире и является важнейшим средством образования и воспитания. Читая книги, мы можем превращаться в путешественников и сказочных героев, ученых и волшебников. Еще важнее то, что мы можем переноситься в разные времена и во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, все живое и неживое. Книги — это судьбы людей, это жизнь во всех ее противоречиях, это сложность человеческих отношений, тонкость и глубина психологии характеров, проведенные через авторское миропонимание и мировосприятие.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] ШАМПОЛЬОН Жан Франсуа
(1790—1832), французский египтолог, основатель египтологии, иностранный почетный член Петербургской академии наук (1826). Изучив трехъязычную надпись на Розеттском камне, разработал основные принципы дешифровки древнеегипетского иероглифического письма. Abvop первой грамматики древнеегипетского языка.
[2] АШШУРБАНИПАЛ (669 — около 633 до н. э.), царь Ассирии, сын Асархаддона. Вел военную и дипломатическую борьбу за сохранение Ассирийского государства. В первые годы царствования совершил ряд походов против восставшего Египта, вновь покорил его, но ненадолго (около 655 Египет окончательно отпал от Ассирии). На западе покорил Тир и Арвад. На востоке и севере успешно боролся с киммерийцами, скифами, персами и мидянами. На юге столкнулся с антиассирийской коалицией (Вавилонией, Эламом, арамеями, халдеями и др.) во главе с правившим в Вавилонии его братом Шамашшумукином. Овладев Вавилонией (648), поодиночке разбил ее союзников. В последние годы жизни разгромил Элам (639) и совершил поход против аравийских племен. По его приказу были собраны десятки тысяч древних исторических, религиозных, магических и научных текстов. Библиотека Ашшурбанипала открыта в результате раскопок 1849—1854 на месте Ниневии.
[3] ГЕРОДОТ (около 484до н. э,— около 426 до н. э.), древнегреческий историк, названный Цицероном «отцом истории» («О законах», 1,1,5). Автор сочинений, посвященных описанию Греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Монументальный труд Геродота, посвященный истории Греко-персидских войн и описанию стран и народов, воевавших с персами, — первое полностью дошедшее до нас историческое сочинение древности и одновременно первый в истории античной литературы памятник художественной прозы. Первоначально он носил название «История»; в III веке до н. э. александрийские ученые разделили его на девять книг, дав каждой из них имя одной из девяти муз — первая книга получила имя музы истории Клио.
[4] ГУТЕНБЕРГ Иоганн (между 1394 и 1399—1468), немецкий изобретатель книгопечатания в Европе. Напечатал 42-строчную Библию — первое полнообъемное печатное издание в Европе, признанное шедевром раннего книгопечатания
[5] ФЕДОРОВ Иван (настоящее имя Иван Федорович Московитин) (около 1510—1583), основатель книгопечатания в России и на Украине. Учился в Краковском университете в 1529—1532, получил степень бакалавра. В 1530—1550, по-видимому, принадлежал к окружению митрополита Макария и с ним приехал в Москву, где занял должность дьякона (не позднее 1563) в Кремлевском храме Николы Гостунского — одного из самых заметных в московской иерархии. В 1564 в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Позднее работал в Белоруссии и на Украине. В 1574 выпустил во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола». В 1580—1581 в Остроге издал первую полную славянскую Библию («Острожская Библия»). Известен и как пушечный мастер: изобрел многоствольную мортиру.