Березина, А. и др. Пока проран открыт… : рейд газеты «Путь Октября»
/ А. Березина, Е. Ласенко, К. Кононов, В. Нелюбин. – Текст : непосредственное
// Путь Октября. – 1964. – 29 марта. – С. 3.
На строительстве Нугушского водохранилища слышен гул моторов. Снуют по дорогам автомашины, гребень плотины утюжат скреперы и бульдозеры, в карьерах грохочут экскаваторы. Стройка живет напряженным трудом. Перед гидростроителями стоит ответственная и почетная задача — перекрыть русло Нугуша в августе нынешнего года.
Расчеты показывают, что для того, чтобы первую очередь водохранилища сдать в срок, сейчас нужно ежесуточно укладывать по 6000 кубометров гравия и камня и по 130-150 кубометров бетона.
Как же идет на стройке работа? Так, 17 марта в тело плотины уложено 3966 кубометров гравия и камня, 18 марта — 3649 и 19 марта — 3942 кубометра гравия. 17 марта бетон совершенно не укладывался, а за последующие два дня его уложено в среднем за день всего лишь по 85 кубометров.
Как видно, строители не управляются с поставленными задачами. Двухсуточное задание по вывозке камня и гравия они выполняют за три дня. А бетона за эти дни укладывалось меньше половины суточного плана.
В чем причина? В том, что здесь плохо используется техника. Например, 17 марта 70 автомашин Нугушской автоколонны отработали в две смены всего 50 машиносмен. Много машин стояло в гараже на ремонте. Немало их используется в одну смену из-за отсутствия шоферов.
Большие претензии предъявляются и к механизаторам УМР (начальник тов. Сидоренко). Они не обеспечивают строителей своевременной, ритмичной погрузкой. Между механизаторами УМР и водителями сложились противоречия в оплате труда. Первые, работая повременно, не заботятся о повышении производительности труда и искусственно сдерживают темпы работ. Поэтому здесь нет трудовой слаженности. Недаром, выступая на собрании водителей, шофер тов. Викторов бросил упрек руководителям стройки в том, что совместные собрания экскаваторщиков и шоферов ни разу не проводились.
Серьезным — недостатком является и то, что бригады не знают заранее ежемесячных заданий. Обычно общий план работ определялся для участка, а по бригадам не распределялся. Очень редко применяется аккордно-премиальная оплата груда. Например, на участке основных сооружений (начальник тов. Канин) работает несколько бригад арматурщиков, опалубщиков и других. Но ни одна из них месячных объемов работ не имеет и работает без перспективы. В первую очередь в этом повинны начальники участков, мастера, отдел кадров и зарплаты, и, особенно, инженер по труду тов. Фролов.
Много помех в работе бетонного завода. Труд здесь организован плохо. Иногда в сменах налицо меньше людей, чем требует объем работ. Поэтому потребности строителей в бетоне часто не обеспечиваются. Начальнику производства тов. Танаге надо основательно подумать над улучшением работы завода.
На стройке трудится много замечательных людей, которые постоянно чувствуют высокую ответственность за судьбу стройки. Здесь много передовых бригад. Ежемесячно добиваются высокой выработки бригады бетонщиков О. Татьяниной, арматурщиков С. Алферова, опалубщиков Н. Столбова. Пример в труде среди механизаторов УМР показывает экипаж экскаватора Ф. Щербинина. Самоотверженно работают на стройке водители автоколонны Р. Хайруллин, Г. Архангельский, А. Иванов, М. Афиркин, А. Калабугин и другие.
Вместе с тем среди гидростроителей есть нарушители дисциплины. В начале марта шофер Г. Куранов в рабочее время пьянствовал, а машина стояла. Бульдозерист П. Никифорович, будучи пьяным, наехал на камень и вывел из строя машину. Водитель И. Власов высыпал гравий на перекрестке дороги, а не в тело плотины. Таких фактов много. Это говорит о том, что на стройке ослаблена воспитательная работа.
Коллектив гидростроителей не укладывается в установленные сроки. Затягиваются работы по сооружению галереи донного водоспуска. Из 7 секций готовы только две, третья подготовлена к заливке бетоном. А ведь это основной объект, от готовности которого зависит перекрытие реки. К тому же галерея находится на правом берегу, и во время весеннего паводка бетонные работы здесь могут прекратиться, так как в результате бесхозяйственности понтонный мост через реку осенью затопили, и он до сих пор находится подо льдом.
Свое неумение организовать как следует работу, руководители Нугушского строительного управления продолжают прикрывать отсутствием арматурной стали, которой действительно не хватало в прошлом году. Однако, несмотря на то, что в феврале и марте арматурного металла было достаточно, бетонные работы ведутся крайне неудовлетворительно.
Следует серьезный упрек сделать Мелеузовскому ДОКу, который задерживает поставку опалубочных щитов. Так, в марте их изготовлено ни одного щита, а заказано их 500 штук. В настоящее время сузился фронт транспортных работ по отсыпке грунта в тело плотины. Главная причина -недостаток бульдозеров и тракторов.
Руководители УМР и его начальник тов. Сидоренко, вместо того, чтобы как следует организовать ремонт тракторного парка, правильно и рационально его использовать, изыскать внутренние резервы и возможности и обеспечить выполнение требуемых работ имеющимися средствами, беспомощно разводят руками и не обеспечивают строителей механизмами, сдерживают строительство.
Серьезное препятствие для своевременного завершения работ по донному водоспуску — это отсутствие закладных частей для башни водоспуска. Заказчик — Салаватский нефтехимический комбинат — заключил договор на их изготовление с Кумертауским машзаводом, который передал этот заказ ЦЭММ комбината «Башкируголь». А там к выполнению заказа фактически не приступали. Такая медлительность может привести к серьезным последствиям. Не очищено ещё и дно будущего водохранилища. И заказчик в этом, отношении достаточных мер не принимает.
Нугушская стройка — важный объект нефтехимии» Башкирии. Долг строителей» сдать его в срок во что бы то ни стало. Пока проран, где течет река Нугуш, открыт, строители не могут успокаиваться и должны трудиться с полным напряжением сил. Большую помощь строителям Нугушского водохранилища обязан оказать созданный недавно по постановлению бюро горкома КПСС штаб, перекрытия реки. Необходимо лучше организовать труд и использование техники, своевременно обеспечивать стройку необходимыми материалами оборудованием.
Рейдовая бригада:
А. Березина,
нормировщик участка основных сооружений;
Е. Ласенко,
инженер производственно-технического отдела;
К. Кононов,
ответственный секретарь многотиражной газеты «Строитель» треста «Кумертаустрой»;
В. Нелюбин,
сотрудник редакции газеты «Путь Октября».