Пильнов, М. Второе рождение / М. Пильнов. – Текст : непосредственное
// За урожай. – 1960. – 2 ноября. – С. 3.
Мелеузовскйй авторемонтный завод — одно из крупнейших примышленных предприятий города. Совсем еще недавно это были небольшие, технически мало оснащенные мастерские, обеспечивающие ремонт одного вида автомобиля – ЗИС-5.
Такой машина прибыла на капитальный ремонт.
Два с половиной года назад началась реконструкция предприятия: расширялись и строились новые цеха, создавались дополнительные поточные линии, завод оснащался отечественными станками последних марок.
И вот уже автомобиль разобран до болтиков.
Перед коллективом авторемонтников встала задача: в короткий срок реконструировать предприятие и одновременно продолжать ремонт автомобилей. Прошли годы, и время показало, что авторемонтники с честью выполнили эту трудную задачу. …Из дверей огромного корпуса завода доносится неумолкаемый шум станков, электромоторов, обкаточных стендов, дробный перестук пневматического молота. Сливаясь в общий гул, металл как бы поет гимн труду. Коллектив завода в канун 43-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции несет предпраздничную трудовую вахту. Свою вторую жизнь автомобиль начинает в монтажном цехе. Поступившая на ремонт машина здесь разбирается до болтика. Вначале агрегаты и части поступают в моечную, и уж только потом подаются в ремонт. Скользят в поперечном направлении электролебедки. Электрические. кранбалки разносят тяжелые агрегаты по ремонтным постам.
Затем определяется годность деталей. Ни одна часть с автомобиля или узел не должны остаться без внимания. Мастером дефектовки и слесарями определяется судьба каждой детали. Одни из них выбраковываются, другие отправляются на ремонт, хорошие детали устанавливаются на машине.
Все детали проходят моечную.
Поточный метод сборки автомобиля на заводе осуществляется по трем линиям. Каждая линия насчитывает несколько ремонтных постов. В монтажно-демонтажном цехе берет свое начало первая линия ремонта автомобиля.
Двигатель — сердце машины. Моторист Василий Назарович Терехин
Производит на стенде обкатку очередного мотора.
Здесь действуют пять постов: сборка редуктора, рулевого управления, карданов. На второй посту осуществляется сборка коробок перемены передач, на третьем — передних, на четвертом — задних мостов. И на последнем, пятом посту, производится сборка гидроподъемников автомобилей марки ЗИС- 585. Вторая линия — моторный цех. Так же, как и в монтажном цехе, здесь в той же последовательности осуществляется процесс сборки двигателей. Третья линия — завершающая. С нее сходит готовый автомобиль. Этот поток находится в центре двух других поточных линий. Возле кузницы устанавливается рама. Отсюда — то и начинает обрастать будущий автомобиль узлами и деталями.
Кузов устанавливает автокран конструкции рационализаторов и изобретателей завода.
Слесарь Владимир Кожевников тоже участвовал в сборке этой машины.
Ныне он с успехом управляет этим краном.
…Медленно двигает раму по потоку электролебёдка. В первую очередь слесари- сборщики устанавливают передний мост с рессорами, за ним — задний. Затем ставятся двигатель, рулевое управление и кабина. Незаметно вырисовываются контуры будущей машины. После установки гидроподъемника очередь доходит до тормозной системы. Последним на машине устанавливается электрооборудование. И вот уже собранный грузовик сходит с конвейера. Теперь ему предстоит обкатка. В процессе обкатки устраняются дефекты, и автомобиль идет на покраску.
— Сейчас мы тебя подновим, — говорит слесарь-красилыцнк Анатолий Дрындин и,
вооружившись краскопультом, направляет струю ацетона на облицовку машины.
Так свершилось второе рождение автомобиля, созданного руками небольшого трудолюбивого коллектива авторемонтников. Люди разных профессий и возрастов, они пришли на завод в разное время, но всех их объединяет сегодня одно желание, одни задачи: вернуть к жизни десятой вышедших из строя автомобилей.
— Дефектов не обнаружено, — докладывает после обкатки машины начальнику ОТК
П. Я. Прокудину слесарь-обкатчик Разин Нигматуллин.
Такими мыслями живут и трудятся передовые люди предприятия слесарь Гарифулла Нагимович Батталов, токарь по расточке цилиндров Григорий Матвеевич Анисимов, шлифовщик Сергей Васильевич Ларионов, молодой специалист, мастер цеха сборки двигателей Петр Николаевич Фоменко, старейший работник завода, мастер дефектовки рационализатор Игнатий Григорьевич Белоусов.
Только с начала семилетки производительность труда по выпуску автомобилей марки ЗИС-5 возросла в полтора раза. Достигнуто это за счет расширения цехов завода, специализации людей на ремонтных постах, механизации трудоемких работ. Ныне в цехах завода установлено около ста различных видов оборудования и станков. В последние годы коллектив освоил ремонт нового вида автомобиля ЗИС- 585, и теперь этих машин ремонтируется в полтора раза больше, чем ЗИС-5.
Каждую неделю из цехов авторемонтного завода выходит 5 капитально отремонтированных грузовых автомобилей, выдается столько же агрегатов, 40 — 45 товарных двигателей. Это большое достижение авторемонтников. Достижение заключается не только в сверхплановом выпуске автомобилей, агрегатов, двигателей. Оно проявлено в энтузиазме коллектива, который за короткий срок сумел значительно расширить завод, и на ходу, не снижая производственной программы, освоить новую технологию. За последние годы за счет дальнейшей оснащенности предприятия повой техникой на заводе уменьшен штат обслуживающего персонала.
У токаря Василия Диянова — срочный заказ.
Комсомолец любит свою профессию.
А после рабочего Дня юноша спешит в школу рабочей молодёжи.
Сегодня, в канун праздника, когда все трудящиеся нашей Родины готовятся торжественно отметить 43-ю годовщину Великого Октября, рабочие авторемонтного завода находятся в первых рядах соревнующихся. Годовую программу они выполнили 20 октября, на 2 месяца и 10 дней раньше срока, и ныне выпускают автомобили в счет нового 1961 года.
М. Пильнов.
Фото автора.