Опубликован: //Библиотека в школе. — 2007. — № 16. — С. 35-37.
Конспект. Конспектирование
Библиотечный урок для 9-го класса
Тема: «Конспект как одна из форм самостоятельной работы с литературой».
Цель: научить учащихся приемам составления конспектов.
Задачи
- Подготовить старшеклассников к самообразовательной работе после окончания школы, формировать умение работать с источниками.
- Раскрыть особенности конспекта как разновидности сжатого изложения, познакомить с разными типами конспектов.
- Заложить основы для формирования у школьников навыков конспектирования, помочь учащимся овладеть соответствующими приемами конспектирования.
- Повторить виды записей, которыми владеет квалифицированный читатель, расширить эти знания.
- Развивать познавательный интерес к учебному материалу, умение сравнивать, анализировать.
- Развивать память, логическое мышление, обогащать письменную и устную речь.
- Воспитывать культуру чтения.
Оформление
- Выставка различных видов записей, в т.ч. конспектов (название -«Учисьучиться»).
- Плакаты:
«Умение читать книги вовсе не равносильно грамоте». Д. Писарев
«Плохое чтение — как замазанное грязью окно, через которое ничего не видно». В. Сухомлинский
«Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Р. Декарт ,
План урока
- Вступительная часть
- Повторение знакомого материала по теме.
- Изучение нового материала:
- постановка целей
- поиск собственной информации
- обмен мнениями
- фиксация информации
- работа с текстами, осмысление новой информации
- анализ новой информации, ее оценка.
- Закрепление нового материала. Практическая работа «Составление конспекта».
- Обобщение
- Заключение. Оценка работы.
- Домашнее задание: закончить написание конспекта.
Конспект урока
Начинаем наш очередной библиотечный урок. Сегодня мы с вами продолжим разговор о методах самостоятельной работы с книгой, так как эта работа была и остается основным, наиболее эффективным методом учебы. И сегодня мы познакомимся с новой для вас формой записи — конспектированием.
Есть много способов лучше запоминать и усваивать изучаемые материалы. Наиболее эффективный из них — записывать прочитанное. Сжато излагая мысли автора, читатель приобретает важные навыки: умение отбирать и обобщать главное, кратко формулировать основные положения, анализировать прочитанный материал. При этом развиваются память, мышление, обогащается письменная и устная речь. Содержание книги благодаря этому прочно остается в памяти.
Еще в далеком прошлом была подмечена огромная польза выписывания мыслей по мере чтения. Вот как об этом писал русский экономист и публицист И.Т.Посошков (1652-1726): Егда будеши сыне мой, книги читати, то читай их небарзостно и с прилежным вниманием. И держи при себе бумагу и чернила и кая ти речь понравитца, записывай имянно, в коей книге, и в коей главе, и в коей части, и в коем стиху, и к чему она прилична… И впредь тебе та записка вельми послужит: пользу бо великую себе и людям получити от тоя записки.
Как вы поняли, записи при работе с книгой имеют очень большое значение. Поэтому я вам рекомендую работать с карандашом в руках.
Существует несколько форм ведения записей. Выбор той или иной формы зависит не только от индивидуальных особенностей человека, работающего с книгой, его образования, опыта, свойств памяти. Не меньшую роль играет назначение записи: для самообразования, выступления на семинаре, для беседы или лекции, для использования в будущем и т.д. Однако в любом случае записи должны быть краткими.
С некоторыми из них вы уже познакомились на уроках русского языка, литературы и на библиотечных уроках. Давайте сейчас вспомним и назовем их. Предлагаю это сделать следующим образом: я вам даю тексты определений и ключ, а вы подставляете соответствующие названия к определениям.
Ребятам на столы выдаются тексты (работать можно индивидуально, но легче и интереснее — в парах или группах):
- Мнение о ком-нибудь, о чем-нибудь; оценка чего-нибудь, кого-нибудь.
- Краткое изложение какой-нибудь идеи или основные мысли лекции, доклада, сочинения.
- То, что выписано из какого-нибудь текста, документа.
- Краткое, в несколько строк, изложение содержания идеи.
- Взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения.
- Точная,буквальная выдержка из какого-нибудь текста.
- Записи личного характера о книгах, свое мнение и оценка их.
И ключ: Отзыв. Конспект. Выписка. Тезисы. План. Цитата. Дневник. (5минут.)
Различают несколько форм ведения записей. Квалифицированный читатель должен владеть пятью основными: план, тезисы, конспект, реферат, лекция. Формой конспекта и реферата рекомендуется пользоваться при изучении научных трудов и сложных учебных текстов, когда необходимо записать не только основные вопросы или мысли, получившие в тексте доказательство, объяснение, пояснение, но и само доказательство, объяснение.
Обратимся к формулировке темы урока и попробуем выделить из нее ключевое слово («конспект»). Теперь попробуем сформулировать цели урока в форме вопросов.
Составление кластера с ключевым словом КОНСПЕКТ:
— что это такое,
— для чего,
— разновидности,
— роль конспекта,
— достоинства,
— значение,
— приемы конспектирования.
А сейчас попрошу высказать свои гипотезы и предположения по этим пунктам. Работа может идти сначала индивидуально, в парах или в группах. При высказывании версий вся полученная информация фиксируется в общей схеме на доске. (5-10минут.)
А сейчас мы сравним ваши знания о конспекте. (5-10 минут.)
Каждому выдается для проработки текст о конспекте. С помощью условных значков ребята отмечают в нем:
«+» то, что уже знали,
«۷» новая информация,
«-» думали иначе, .,
«?» если хотят узнать больше или что-то не понимают. (10-15 минут.)
Итак, что нового вы узнали о конспекте? На этапе обобщения обращаемся к кластеру на доске (или к групповым) и исправляем его по мере надобности.
Вопросы для совместного обобщения:
- Что такое конспект?
- Для чего нужно уметь конспектировать?
- Какие типы конспектов бывают?
- Чем отличается конспект от тезисов?
- Каковы основные требования к составлению конспекта? (10 — 15 минут.)
Вывод: Конспектирование имеет большое значение. И не только для того, чтобы сохранить содержание источника для своей будущей работы. Оно развивает память, мышление, письменную и устную речь.
И, завершая наш урок, мне хотелось бы, чтобы вы сами оценили свою работу.
На следующем уроке мы попробуем с вами составить плановый, текстуальный и свободный конспекты.
Приложение
КОНСПЕКТ
Особенности составления конспектов
Конспект (в переводе с латинского означает «обзор», «изложение») — синтезирующая форма записи, так как она может включать в себя и план, и выписки, и цитаты, и тезисы. Конспект должен быть как можно более кратким и в тоже время наиболее полно отражать основное содержание изучаемого материала.
Главное требование к конспекту -запись должна быть систематической, логически связной, чтобы ею можно было пользоваться не только составителю, но и другим читателям. По этой же причине к правильно составленному конспекту можно с успехом обратиться через несколько лет после его подготовки.
Конспектируя текст или лекцию, обычно стремятся к форме связного пересказа, но не в ущерб ясности и краткости. Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения, которую не следует заменять пространными словесными переходами.
Конспекты, при своей обязательной краткости, содержат не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. Утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и труднее запоминается.
На страницах вашей записи может быть отражено отношение составителя к материалу. Но при этом следует организовать текст таким образом, чтобы можно было впоследствии разобраться, где авторская, а где ваша личная, читательская трактовка вопроса.
В конспекте книги, статьи постоянно даются отсылки к страницам источника.
Типы конспектов
Конспекты условно подразделяются на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные, тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана произведения. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Но если какой-то пункт 1лана не требует дополнений и разъяснений, его не обязательно сопровождать текстом. Это одна из эсобенностей короткого плана-конспекта, помога-ощего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения* Составление такого конспекта приучает (□следовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая ее содержание в форму-жровках плана. Краткий, простой, ясный по своей • рорме план-конспект — незаменимое пособие при необходимости быстро подготовить доклад выступ-ение. Качество такого конспекта порой целиком ависитот качества плана, оттого, насколько пункты 1лана будут не только раскрывать содержание, но и дополнять его по существу.
Однако работать с таким конспектом спустя акое-то время после составления довольно труд-о -не всегда легко удается восстановить в памяти одержание источников.
Самый простой плановый конспект составляется виде ответов на пункты плана, сформулированные вопросительной форме. В процессе подготовки, иногда и при последующей переделке, плановый онспект может отразить логическую структуру и заимосвязь отдельных положений.
Текстуальный конспект составляется в основ-ом из цитат. Они связываются друг с другом логи-ескими переходами. Конспект может быть снабжен ланом и включать отдельные тезисы в изложении оставителя или автора.
Текстуальный конспект — прекрасный источник ословных высказываний автора. Он помогает ыявить спорные моменты. Особенно целесообраз-о использовать этот вид конспектирования при зучении материалов для сравнительного анализа оложений, высказанных рядом авторов.
Текстуальный конспект в большинстве случа-в — пособие, используемое длительное время, ногда он составляется и как временное пособие для коренной проработки произведений. Хотя при его одготовкетребуется определенное умение быстро правильно выбирать основные цитаты, этот тип аспекта нетрудно составлять.
Существенный недостаток текстуального кон-;екта — он мало активизирует внимание и память, о особенно проявляется, когда конспект составлен э основе выписок, сделанных давно, а также без убокой проработки материала, без его усвоения.
Поэтому следует обязательно давать ссы , и на страницы, чтобы потом привлекать в помощ екст.
Свободный конспект — сочетани выписок, цитат, иногда и тезисов. Часть текста может быть снабжена планом, который идет бок о бок с текстом.
Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов.
Свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, его не составить в один присест.
Тематический конспект — дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников, в том числе и своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Специфика этого конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений.
Составление тематического конспекта помогает всесторонне обдумывать тему, анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Здесь тоже нельзя забывать о точных ссылках на источники и страницы.
Как составлять конспект
- Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
- Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты, подпункты и определите, что из текста следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
- Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последоватепьно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
- В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их доводы, конкретные факты и примеры (без подробного их описания).
- Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
- Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» (подобно пунктам и подпунктам плана).