Библиографическое информирование в библиотеке. Семинар

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ В БИБЛИОТЕКЕ

 

Общее понятие о библиографическом информировании

Информирование  это обеспечение информацией заинтересованных пользователей.

 В настоящее время  этот  термин закреплен в межгосударственном терминологическом стандарте 7.0-99 п.3.2.2.6.

Библиографическое информирование – это систематическое обеспечение библиографической информацией абонента в соответствии с его долговременно действующим запросом (тот же  ГОСТ 7.0-99  п. 3.2.2.7.)

Итак, библиографическое информирование подразумевает систематическое обеспечение библиографической информацией читателей и пользова­телей в соответствии с их постоянно действующими (долговременны­ми) запросами. Цель этой работы — регулярное оповещение о выходе новых изданий,  о полученных библиотекой новинках, а также об имею­щейся в данной библиотеке литературы по тем  темам и проблемам, кото­рые интересуют читателей в течение длительного периода (или посто­янно).

В ЦБС организуют массовое, групповое и индивидуальное библиографическое информирование. Работа ве­дется по двум направлениям:

 – по удовлетворению профессиональных потребностей

 – по развитию общеобразовательных читательских интересов

  На библиотеки системы Министерства культуры возложена обязанность по обеспечению библиографической информацией работ­ников сферы культуры и искусства. Кроме того, в ходе реализации про­граммы «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек» эти библиотеки стали регулярно обеспечивать население правовой информацией, предо­ставляя возможность знакомиться со всеми официальными законода­тельными и нормативными актами, принятыми в РФ, получать бес­платно квалифицированные консультации.

Исследования чтения и практика общедоступных библиотек пока­зывают, что постоянно действующие интересы связаны не только с ак­туальными проблемами политики, экономики, с текущими событиями международной жизни, с новинками художественной литературы, но и могут быть обращены к истории.  При этом важно стимулировать читатель­ские интересы, давать опережающую информацию об имеющихся кни­гах и статьях, о намеченных к выпуску изданиях, чтобы читатели не ограничивались отдельными публикациями или передачами по радио и телевидению. Нужно учитывать, что профессиональные, личные и об­щеобразовательные интересы читателей нередко смыкаются.

 

  По охвату потребителей различают массовое и дифференцированное библиографическое информирование. При дифференцированном библиографическом информировании выде­ляют групповое и индивидуальное библиографическое ин­формирование. Сущность дифференцированного обслуживания сводит­ся к тому, чтобы специалисты, работающие в организациях, на промышленных и в сельскохозяйственных предприятиях, в учебных заведени­ях, систематически получали сведения о новых докумен­тальных источниках информации, необходимых для их профессиональной деятельности. Следить за появлением этих источников самим специалистам с каждым годом ста­новится все труднее. Самостоятельный поиск нужной ин­формации требует больших затрат времени, составляющих иногда 30—40% общего рабочего времени специалиста. Одна из важных задач библиотек и служб информации — обеспечить специалистам возможность слежения за вновь появляющейся литературой с минимальными затратами времени, предоставляя им сведения обо всех нужных ис­точниках с необходимой степенью полноты.

 

 Массовое библиографическое информирование

Массовое библиографическое информирование — это информирование широкого круга потребителей информации по социально значимым темам. (ГОСТ 7.0-99 п. 3.2.2.10)

Главные цели массового библиографического информирования заключаются в пропаганде фонда документов и  литературы, поступающей в фонд библиотеки. Аудитория массового библиографического информирования может быть неопределенно широкой (читатели газет и журналов, радиослушатели, телезрители и др.) и относительно однородной (контингент пользователей библиотеки).

Массовое библиографическое инфор­мирование представляет собой регулярное и эпизодическое доведение биб­лиографической информации по социально – и культурно-значимым темам до широкого круга потребителей.

Формами Массового библиографи­ческого информирования являются:

  • картотеки новинок;
  • списки (бюллетени) новых поступлений;
  • выставки новых книг, периодических и других изданий;
  • выставки-просмотры новой литературы и дни новой книги;
  • устные библиографические обзоры новинок;
  • плакаты и закладки, посвященные новым книгам;
  • дни информации и другие формы.

                                                   .

Одной из распространенных  форм массовой информации является издание информационных бюллетеней, в которых сведения о поступивших в библиотеку изданиях распола­гают в определенном порядке (чаще всего систематиче­ском). Наряду с библиографическим описанием  проставляют шифр книги и индекс классифи­кационной схемы, что облегчает ее поиск но запросу чита­теля. Одно из важных требований, предъявляемых к бюл­летеням,— оперативность их издания и сведение к мини­муму информационного интервала (времени от поступле­ния литературы в библиотеку до отражения ее в очередном номере бюллетеня). Оптимальным следует считать ежеме­сячное издание бюллетеней с информационным интерва­лом, не превышающим полутора месяцев.

В последние годы они подготавливаются автоматически в ходе обра­ботки новых поступлений для их отражения в электронном каталоге. В нашей  центральной библиотеке в отделе комплектования установлена программа, которая в состоянии отследить поступление литературы в любую библиотеку-филиал.

В небольших библиотеках – филиалах, бюллетени печатают на машинке или изготовляют в ручную, далее вывешивают, как правило, у кафедры выдачи литературы. Нередко списки заменяют картотекой, кото­рую помещают на столе выдачи или рядом с каталогами. И в том и в другом случае информирование о новых пос­туплениях должно вестись систематически, с заранее уста­новленной периодичностью, о которой следует ставить в известность читателей библиотеки.

Устные библиографические обзоры новинок применяются не только как самостоятельные формы ознакомления читателей с новыми поступлениями, но и как существенное дополнение к выставкам нови­нок. В обзоре дается подробная информация о наиболее интересных, по мнению библиотекаря, изданиях. Иногда обзоры новинок записыва­ются и повторяются через определенный интервал времени, когда сме­няется контингент читателей.

В свое время библиотеки активно использовали для пропаганды литературы устные обзоры новых поступлений, которые, как правило, проводили на абонементе, когда там собиралось много читателей. Но устные обзоры, несмотря на такие их преимущества, как непосредственное общение с читателями, живой рассказ о книгах, оказались малоэффективным средством, ибо не учитывали особенностей аудитории. В настоящее время вместо обзоров всех новых поступлений проводят обычно тематические обзоры, рассчитанные на потребности определенных групп читателей.

Для информирования о новых поступлениях  библиотеки используют каналы массовой информации. На страницах местных газет  библиотеки публикуют списки и краткие обзоры. Их тематика тесно связана с актуальными политическими вопросами, с экономическим профилем региона. ЦБ вела на кабельном телевидении «Сатурн» собственную информационную программу «Книжная полка», в которой извещаем о наиболее интересных книгах, поступив­ших в  фонд библиотеки.

Одним из условий, повышающих действенность библиогра­фической информации, является проведение таких передач по радио и телевидению в одни и те же часы заранее уста­новленного дня недели. Библиографические радио- и теле­программы весьма разнообразны. Наряду с информирова­нием о новых поступлениях библиографы выступают с тематическими обзорами, адресованными людям опреде­ленной профессии, с обзорами материалов, опубликован­ных в журналах, организуют циклы бесед о выдающихся людях. Так, городская библиотека на том же Сатурне проводит передачу  «Писатели-юбиляры».

Эффективными формами ознакомления читателей биб­лиотеки с новыми поступлениями является проведение «Дней информации», «Дней специалистов», выставок-про­смотров. Возникшие в научно-технических библиоте­ках, эти формы работы в настоящее время получили широ­кое распространение. Преимущество их состоит в том, что читатели имеют возможность непосредственно знакомить­ся с поступившими в библиотеку материалами.

 

День информацииэто комплексная форма библиографического информирования, рассчитанная на разнородную по составу читатель­скую аудиторию. День информации может быть полностью посвящен новинкам, и в этом случае на нем экспонируются все полученные в течение определенного периода (например, одного – двух месяцев) из­дания по всем отраслям знания, в том числе информационные и библиографические, аудиовидеоматериалы, компакт-диски и прочие. Программа Дня информации, как правило, включает:

  • выставку-про­смотр новых поступлений,
  • устный библиографический обзор (по раз­делам или отдельным темам выставки),
  • беседы и консультации о том, как следить за новыми изданиями и публикациями,
  • о порядке получения нужных материалов по МБ А или по системе электронной доставки документов (ЭДД),
  • сбор заявок от читателей.

Иногда проводят тематические Дни информации (например:  «Трав и цве­тов живительная сила»). В ходе их проведения подбирается литература, организуются выставки и открытые просмотры, проводятся тематиче­ские обзоры, приглашаются специалисты для консультаций, оформля­ются заказы на книги журналы и другие издания.

Периодичность проведения «Дня информации» зависит от количества поступающей литературы. При не­большом объеме поступлений показ производится один раз в квартал, некоторые библиотеки организуют «День инфор­мации» чаще – раз в месяц. Но в наших условиях получается раз в полгода. В идеале «Дни информации» должны проводиться регулярно, в заранее установленный день  месяца.

   Дни информации проводят регулярно, в определенное время, и посещать его могут все желающие. О «Днях информации» библиотека извещает читателей, организации и учреждения, находящиеся в зоне обслужи­вания, с помощью плакатов, по местному радио и через местную печать, а также путем рассылки специальных извещений и писем. Особенно важна такая реклама в началь­ный период организации «Дней информации».

Показ новых поступлений проводится, как правило, в читальном зале библиотеки и длится полный  день (а ино­гда и. 2 дня). Все вновь поступившие материалы в зави­симости от их содержания группируют по основным отрас­лям знания и раскладывают на столах. Работники библиотеки организует сбор заявок от посетителей на ото­бранные ими материалы, проводят консультации, обращают внимание на необходимость знакомства с библиографи­ческими источниками, отражающими литературу вопроса.

 

 В библиотеках организуются выставки и открытые просмотры но­вых поступлений, цель которых — ознакомить читателей с различными изданиями (книгами, журналами, информационными изданиями, в том числе электронными), поступившими в библиотеки за определенный период времени. В силу разнообразия их читательского назначения, универсальности содержания, времени функционирования и местона­хождения, выставки и просмотры новых поступлений позволяют сде­лать информацию о новинках доступной практически всем читателям. Целесообразно также показывать на них издания, приобретенные ра­нее, но по тем или иным причинам не востребованные до сих пор чита­телями.

 

Для непосредственного ознакомления с имеющимися в фонде документами по соответствующим отраслям или актуальным проблемам библиотеки организуют выставки-просмотры. Цель выставок — показать различные источники информации (книги, журналы, библиографические пособия, информа­ционные издания, фонограммы), поступившие за соответствующий пе­риод времени. В отличие от «Дней информации», знакомящих только с новыми поступлениями, на выставках-просмотрах экспонируется литература, подобранная ретроспективно. Ино­гда на таких выставках – просмотрах экспонируют только определенные виды документов (Книги, периодика, аудиоматериалы). Обяза­тельно в выставки-просмотры включают соответствующие библиографические источники по данной теме, позволяю­щие получить дополнительные сведения о публикациях, не представленных на выставке.

Выставки-просмотры являются постоянными, но состав представленных на них материалов время от времени обновляется. Продолжительность их должна быть не менее трех дней, причем в течение этого времени издания не выдаются обычно за пределы ЦБ). Читателям предоставляется возможность взять на дом нужные издания. Для этого в каждое издание вкладывается карточка, на которую читатель запи­сывает свою фамилию и номер читательского формуляра; библиоте­карь, просматривая записи, определяет число требований и очеред­ность выдачи литературы. Количество заявок читателей является од­ним из показателей эффективности выставки-просмотра.

 

 

Выставки новинок организуются ЦБ и библиотеками-филиалами в определенные дни.  Некоторые библиотеки-филиалы проводят их один раз в месяц (в определенные дни недели и часы).

Для информирования читателей о новых или заслуживающих вни­мания книгах непосредственно в помещениях фонда рекомендуется ис­пользовать закладки и плакаты типа «Новая книга», «Об этой книге спорят», а также специальные полочные разделители.

А теперь приступим к рассмотрению дифференцированного библиографического информирования. Оно подразделяется на групповое и индивидуальное.

 

1.3. Групповое библиографическое информирование  

Групповое  информирование — это информирование групп потребителей информации, объединенных по признаку сходства информационных потребностей. (ГОСТ 7.0-99  п.3.2.2.9)

    Главное требование к групповому библиографическому информи­рованию — строгая дифференциация. Группа может быть формально организованной (коллективный абонент) или нефор­мальной (постоянные или временные общественные и профессиональные). Групповые абоненты обеспечиваются, как прави­ло, текущим информированием. Неформальные группы организуются пре­имущественно во время регулярных или эпизодических массовых мероприя­тий.

Ведущее место в библиографическом информировании занимает регулярное        (текущее) оповещение абонентов о вновь вышедшей литературе. В библиотеках  выделяются при­оритетные группы: например, это могут быть депутаты местных Советов, ру­ководители организаций и предприятий, специалисты, не обеспечен­ные сетью библиотек и органов НТИ, работники сферы культуры и искусства, педагоги, предприниматели, специалисты социальной сферы,  а также небольшие по численности группы читателей – любители природы, радиолюбители,  кинолюбители, автолюбители,  любители искусства и др.

Групповое библиографическое информирование может быть как постоянным, так и эпизодическим, а по содержанию  –  межотраслевым, тематическим, проблемно – тематическим. Оно осуществляется как в текущем, так и в ретроспективном режиме.

Выявление и изучение информационных потребностей конкрет­ных групп специалистов должно проводиться систематически, для чего применяется их анкетирование и собираются заявки, устанавливается порядок обеспечения заинтересованных лиц информацией (периодич­ность, дни недели, время, обратная связь и пр.). Обычно запрос на информацию формулирует сам абонент группового информирования, заполняя специально для этого предназначен­ную анкету.

Какие вопросы содержит в себе анкета?

Образец

АНКЕТА АБОНЕНТА КОЛЛЕКТИВНОГО БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ

  1. 1. Наименование предприятия (организации,    учреждения)     адрес    и    телефон
  2. Основной производственный профиль ____________________________
  3. Смежные отрасли производства_________________________ _ _____
  4. Лицо, ответственное за информацию на предприятии (в организации, учреждении)

(фамилия, имя, отчество)

(должность)

  1. Общественный информатор_____________ ._…. ___….. _______

(фамилия, имя, отчество)

                  (должность)

  1. Темы, по которым требуется информация_____ __ _____________
  2. Цель информирования
  3. Информационные материалы, получаемые предприятием (организацией), учреж­дением: периодические издания, информационные издания, библиографические по­собия
  4. Виды источников,   которые  требуется  включить  в  оповещения   (книги,  статьи, информационные материалы и др.) _______________________________

 

   Заявленные абонентами темы фиксируются в бланке (или карточке) абонента группового информирования. Именно там указывается название темы.

Работа по текущему библиографическому информированию начина­ется с регулярного просмотра вновь поступивших документов по интересующим темам.

В библиотеках ЦБС обслуживание абонентов целесообразно сосредоточить в  читальном зале и на абонементе, то есть в подразделениях, непосредственно связанных с читателями.

 

Способ оповещения абонентов о подобранной для них литературе выбирается библиотекой в зависимости от конкретных условий. Обыч­но посылаются письменные сообщения на специальных бланках. Однако более целесообразно предоставлять библиографическую информа­цию на карточках, так как это позволяет абонентам собирать сведения о литературе по интересующей их теме в личных картотеках. При небольшом числе абонентов их можно извещать устно — по телефону или при личном общении. Преиму­щество такого способа заключается в оперативности и непосредственном контакте, позволяющем выяснить отношение абонента к подобранному  для него материалу.

 

Формы группового библиографического информирования, приме­няемые в ЦБС:

  • отраслевые и тематические списки нови­нок
  • тематические и комплексные выставки-просмотры (в помещении библиотеки и выездные),
  • информационные стенды типа «Библиотека информирует»
  • тематические устные библиографические обзоры
  • тема­тические папки-досье
  • Дни специалиста
  • ярмарки информационных услуг и др.
  • стенды «Библиотека информирует»

 

Использование тех или иных форм зависит от специфики и возможностей каждой библиотеки в отдельности и ЦБС в целом,  но в каждом отдельном случае необходима строгая периодичность меро­приятий, их четкое целевое и читательское назначение.

 

Некоторые библиотеки на договорной основе подготавливают от­раслевые и тематические списки новинок (новых книг, поступивших в библиотеку, новых публикаций в журналах, информационных изданий и пр.) Списки новинок по профилю предприятий и организаций рассылаются для информирования их сотрудников.

 

Тематические выставки-просмотры являются, как правило, ретро­спективными. Выездные выставки-просмотры организуются по договоренности с руководством предприятий или учреждений, заинтересованных в использовании информации. Тематика выездных выставок-просмотров связана с решением производственных вопросов, повышением квалификации работников.

Часто они размещаются непосредственно на производственных участ­ках. В ряде случаев совместными усилиями нескольких библиотек (например, ЦБ, филиалом) организуются большие выставки-просмотры. Заранее согласовываются сроки их проведения, часы работы, вопрос о выделении помещения, о лице, ответственном за каждую выставку.

На таких выставках гораздо полнее пред­ставлены различные виды документов — книги, журналы (на разных языках), информационные издания, аудиовизуальные материалы, ксе­рокопии и неопубликованные документы, CD-ROM.

 

Выставки-просмотры для конкретных групп читателей,  (Кино-любителей, автолюбителей, экономистов, адвокатов) организу­емые в ЦБС по актуальным вопросам политики, права, экономики, культуры и искусства, литературы (в помощь профессиональной дея­тельности), могут из ЦБ «передаваться» поочередно из одного филиала в другой (так называемые «кольцевые» выставки-просмотры).

 

Важно проводить устные библиографические обзоры по темам, представляющим интерес для конкретных групп потребителей инфор­мации (во время  выставок- просмотров), а тексты их затем можно рас­сылать по запросам (за умеренную плату).

 

Своевременное тематическое обеспечение очень важно при обслуживании    коллективов   и   групп   библиографической   информацией. Для  этого  используются  тематические  подборки литературы,  получаемой по системе ЭДД из фондов других библиотек и информационных центров  – тематиче­ские (адресные) папкиделовые досье, информационно-библиографи­ческие досье, краеведческие тематические досье их, например, широко используют в библиотеках а в помощь учителям об­щеобразовательных учебных заведений, куда включают как первичную  информацию (копии статей о городе, его истории и достопримечатель­ностях, по другим вопросам), так и библиографическую информацию (списки новых книг и публикаций в периодических изданиях). Все папки и досье регулярно пополняются новыми материалами и выдаются на определенный срок потребителям для ознакомления (по методу «кольцевой почты»).

 

В  целях  группового  библиографического   информирования  тоже используется   День   информации.   Тематические   дни   информации проводятся, как правило, эпизодически, в зависимости от потребностей абонентов.   Главное –   показать  литературу   по   теме   с   наибольшей полнотой — и  по  содержанию,  и  по  видам  документов.   Для  этого могут привлекаться фонды библиотек других систем и ведомств. Та­кие мероприятия организуются с участием, а иногда и по инициативе заинтересованных учреждений и организаций.

 

  День специалиста как комплексная форма информирования, сочетающая непосредственный показ первичных и вторичных документов с другими мероприятиями. Главная   его   цельоз­накомление определенной группы специалистов с текущими и ретро­спективными   источниками   информации   о   литературе,  пропаганда достижений науки, техники, передового опыта.  По характеру и назначению День специалиста занимает промежуточное место между массовым и групповым библиографическим обслуживанием. Как говорит само название, он организуется для специалистов определенной категории (экономи­стов, механиков, учителей и т.д.). Практика показывает, что силами одной библиотеки День специалиста организовать сложно, так как нельзя ограничиваться только фондом своего филиала, а следует привлекать и фонды других библиотек – центральной и других филиалов. Для начала библиотека должна своевременно, совместно со специалистами, подобрать литературу из своих фондов и фондов библиотек города (района), заказать и получить по МБА издания из других библиотек, подготовить тематические подборки.

      Он проводится по заранее разработанному плану. Его продолжительность может составлять от одного до трех  дней, а специфика влияет на харак­тер подготовки и проведения данного мероприятия. Главное здесь – это ознакомление определенной группы специалистов с современными ин­формационными и библиотечно – библиографическими ресурсами, которые могут (и должны) использоваться для выявления нужной лите­ратуры.

Если День специалиста проводится для данной категории работников впервые, подбор литературы осуществляется ретро­спективно, при повторном проведении — ограничиваются новыми поступлениями.

 

Программа Дня специалиста (например, Дня учителя) преду­сматривает:

  • краткое вступительное слово ответственного за его проведение;
  • лекцию ведущего специалиста (преподавателя  вуза соот­ветствующего профиля);
  • обзоры специальной литературы;
  • обмен опы­том по внедрению новейших достижений (например, мультимедиа-тех­нологий в образовательном процессе);
  • выставку-просмотр, на которой обязательно должны быть представлены текущие и ретроспективные информационные и библиографические издания, библиографические публикации в книгах и журналах, библиографические приложения, ин­формация на электронных носителях.
  • Могут быть запланированы об­суждения статей и других материалов из профессиональных журналов,
  • консультации по методике информационного (библиографического) поиска, использованию автоматизированного СБА ( ЭК, БД  – библио­графических, фактографических и др.).
  • Библиотека принимает заявки на распечатки материалов из БД как своих, так и внешних (за плату), на получение документов по МБА или путем использования ЭДД,
  • обе­спечивает выход в Интернет (в качестве платной услуги)

 –  День педагога – предметника, День  просвещения, День знаний.
   Библиотеки включаются в информационное обеспечение органов местного самоуправления: изучают информационные запросы муници­пальных служащих, оперативно извещают о поступающей информации или документах.  Проводятся «Дни информации  муници­пального служащего  по наиболее злободневным темам и вопросам местного самоуправления, подготавливаются дайджесты прессы по конкретным темам, библиографические списки литературы, аналити­ческие справки и обзоры по запросам муниципальных служащих. В   последние   годы   отдельные   ЦБС   совместно проводят День специа­листа для работников агропромышленного комплекса.  Библиотека обычно органи­зует тематическую выставку-просмотр,  устный обзор литературы, представленной на выставке, создает карто­теку, отражающую литературу, экспонируемую на выставке.  

Чтобы выяснить насколько эффективно прошел День специалиста, выявить  ошибки, которых нужно избежать в будущем  неплохо провести анкетирование, по результатам которого вы выясните:

Образец

 

АНКЕТА УЧАСТНИКА ДНЯ СПЕЦИАЛИСТА

  1. 1. Фамилия, имя, отчество_______________
  2. Место работы, телефон (адрес)__________
  3. Интересна ли для Вас тема, вынесенная на День специалист?
  4. Удовлетворены ли Вы объемом информации по теме? ______
  5. Заинтересовала ли Вас литература, предложенная на книжных выставках и в
    библиографическом списке?
  6. Предполагаете ли Вы использовать полученную информацию у себя на работе,
    и как?__________________________________
  7. Нужно ли проводить дни специалиста, и если «да», то где?
  8. Что Вас не удовлетворило на Дне специалиста?
  9. Предложите тему для очередного Дня специалиста

 

 

  1. 4. Индивидуальное библиографическое информирование

   Индивидуальное информирование это информирование индивида в соответствии с его потребностями (ГОСТ 7.0-99  п. 3.2.2.8)

    Индивидуальное библиографическое информирование предполага­ет информирование конкретного потребителя, осуществляемое с уче­том его постоянных (долговременных) индивидуальных запросов. Индивидуальное библиографическое информирование осуществля­ется, как правило, по узким вопросам путем устного оповещения (лич­но, по телефону) или в письменной форме.

 

    Круг абонентов индивидуального библиографического информиро­вания устанавливается по результатам анкетирования, с учетом  воз­можностей библиотеки.

Сегодня к  числу  индивидуальных  абонентов  необходимо  прежде  всего отнести народных депутатов местных Советов. В ЦБС сельских регио­нов   в   число   абонентов   индивидуального   информирования   входят руководители предприятий, специалисты сельского хозяйства, учите­ля, медицинские  работники, работники  сферы обслуживания.  В  ЦБС  индивидуальное   информирование   охва­тывает руководителей   и   специалистов   предприятии   и   организаций, учителей, медицинских работников, работников учреждений культуры, высококвалифицированных рабочих.  Возможно также индивидуаль­ное   библиографическое   информирование   читателей,   проявляющих устойчивый интерес к вопросам истории, отдельным видам искусства, проблемам воспитания и т. д.  Из-за трудоемкости этой работы и ограниченных возможностей массовых библиотек число абонентов индивидуального библиографического информирования обычно не­велико.

Выявляют абонентов индивидуального библиографического ин­формирования работники отдела обслуживания ЦБ и библиотек-филиалов. Отбор абонентов осуществляется не во время записи чита­телей в библиотеку, а в течение определенного периода времени (полугодия, года) – в ходе индивидуальных бесед, наблюдений, ан­кетирования, опроса

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Уважаемый (ая)_

Если Вы хотите регулярно получать информацию о новейших дости­жениях науки и техники по интересующим Бас вопросам, заполните предлагаемый опросный лист:

Фамилия, Имя, Отчество__________________________

Место работы _________________________________

 Должность____________________________________

 Служебный телефон (или адрес)______________________

 Какие вопросы Вас интересуют (четко сформулируйте тему)

1)_________________________________________

2)_________________________________________

3)_________________________________________

Литература на каких иностранных языках Вас интересует.

Какие специальные журналы желаете систематически читать_

Дата ____________ Подпись

 

В зависимости от местных условий опросный лист может содер­жать другие вопросы. Важно, чтобы тема была определена четко, с ука­занием всех аспектов, интересующих специалиста. Расплывчатая фор­мулировка приведет к избыточной библиографической информации, направляемой абоненту в процессе информирования. И, наоборот, – су­жение темы может повлечь за собой потерю важной информации. И то, и другое вызовет отрицательную реакцию абонента и приведет в конеч­ном итоге к утрате доверия к библиотеке как информационной службе.

 

 

 

АНКЕТА АБОНЕНТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ

 

  1. Фамилия, имя, отчество____________________________________
  2. Год рождения ____________________________________
  3. Образование__________
  4. Профессия, специальность ___________________________________
  5. Должность______________
  6. Место работы (наименование предприятия, организации, учреждения)
  7. Адрес (рабочий, домашний)___________________________________
  8. Телефон (рабочий, домашний)______________________________
  9. Название темы (тем), по которой требуется информация___________
  10. Цель информирования ____________________________________
  11. Источники информации, просматриваемые самостоятельно
  12. Виды материалов, включенных в оповещения  (книги, статьи, информационные
    материалы и др.)______________

 

 

На основе данных анкетирования составляется картотека або­нентов индивидуального библиографического информирования. Устанавливаются сроки доведения информации до потребителей. Каждый раз, когда читателю передается информация о литературе, в индивидуальной карточке делается соответствующая пометка.

При небольшом числе абонентов их можно информировать устно— по телефону или при личном общении. Преимущество такого способа передачи информации — оперативность и возможность установления с читателем непосредственного контакта, что позволяет сразу же выяснить его отношение к подобранным материалам. Письменные сообщения посылаются абоненту либо на специальных бланках, либо на карточках. Карточная форма оповещения удобна в первую очередь для абонента: карточки по интересующей чита­теля теме, постепенно накапливаясь, образуют личную картотеку.

Письменное сообщение может иметь форму информационного листка. Оповещения реко­мендуется посылать не реже одного – двух раз в месяц. К информаци­онному листку периодически прилагается карта обратной связи. На основе получаемых от абонента отзывов библиотека может своевре­менно реагировать на изменение его информационных потребностей.

Организуя индивидуальное библиографическое информирование, следует определить круг источников информации, обрабатываемых ЦБС в соответствии с запросами абонентов. Рекомендуется выяснить, какие источники представляют для абонента особый интерес, а какие он сам регулярно просматривает. Необходимо также согласовать с абонентом вопрос о видах документов и хронологических границах охвата материалов.

Наиболее эффективной формой индивидуального библиографиче­ского информирования является избирательное распространение ин­формации (ИРИ) и
ДОР (дифференцированное обслуживание руководства). Некоторые работники ЦБС ошибочно считают любое индивидуальное библиографическое информирование ИРИ. Но информирование по этой системе должно отвечать ряду требований, главными из которых являются:

  • осуществление ИРИ в автоматизи­рованном режиме,
  • максимальная полнота доводимой до абонентов библиографической информации,
  • краткое раскрытие содержания до­кумента (с помощью реферата, аннотации),
  • наличие постоянно дей­ствующей обратной связи с абонентом.

  ЦБС пока не в состоянии обеспечить библиографическое информирование в таком режиме, поэтому речь может идти лишь об углубленном индивидуальном информировании с применением отдельных элементов ИРИ.

Абоненты индивидуального информирования обслуживаются в ус­ловиях ЦБС дифференцированно: ЦБ обеспечивает библиографичес­кой информацией читателей с наиболее сложными запросами, требую­щими максимально возможной полноты библиографической инфор­мации, использования широкого круга источников, а библиотеки-филиалы информируют по запросам на основе тех источников, кото­рыми располагают.

 

Одним из недостатков библиографического информирования ин­дивидуальных и групповых абонентов в библиотеках  является ограниченная информационная база. Боль­шая трудоемкость этой работы, скромные штаты, слабое знание инфор­мационных потребностей читателей приводят к тому, что из новых по­ступлений просматриваются преимущественно книги, реже – журналы и продолжающиеся издания, для обеспечения наибольшей полноты полиграфического информирования следовало бы просматривать и библиографические издания, которых, увы,  у нас давно нет.

 

  1. Учет работы по библиографическому информированию

 

Как и другие виды деятельности библиотеки, работа по библиогра­фическому информированию планируется в годовом  и текущих планах  библиографического отдела и других структурных подразделений, учитывается и анализируется с учетом соответствующих организаци­онных форм..

Всем библиотекам, занимающимся этой работой, рекомендуется иметь картотеку информации.

В картотеке  выделяют следующие основные разделы:

  • Индивидуальное библиографическое информирование, где сосредоточены

            абоненты индивидуального библиографического информирова­ния (в алфавите           фамилий)  с указанием  тем  индивидуального библиографического информирования

 

Абонемент

индивидуального информирования

 

Ф.И.О. _________________________              

Место работы ___________________                                

Профессия  _____________________                                  

Телефон:                                                                 

         рабочий ___________________

         домашний _________________

Адрес абонента  _________________

 _______________________________

Дата   “___”  _____________ 200   г.

                                      подпись

         Дата 

 

Тема Количество рекомендуемой литературы Вид информационной услуги Количество направленных оповещений

 

 

  • Групповое библиографическое информирование, где сосредоточены

            абоненты группового библиографического информирования (в  алфавите названий предприятий и организаций) с указанием  тем  группового библиографического информирования

 

Абонемент

группового информирования

 

Предприятие ____________________

Специальность  __________________

Телефон ________________________

Адрес предприятия _______________

________________________________

Дата  “___”  ______________  2004

 

Дата Тема Количество рекомендуемой литературы Вид информационной  услуги Количество направленых оповещений

 

  • Массовое библиографическое информирование, где сосредоточены все формы информирования, проводимые библиотекой
  • Дни информации
  • Дни специалиста
  • Выставки
  • Открытые просмотры
  • Устные обзоры и т.д.

 

дата Название

мероприятия

Количество рекламируемых изданий Количество выданных

изданий

Количество посещений

 

 

При информировании индивидуальных и групповых абонентов единицами учета явля­ются:

  • абонент – читатель библиотеки и абонент – предприятие (уч­реждение);
  • тема, по которой абонент получает в течение года опо­вещения (если по одной теме информация посылается нескольким абонентам, она учитывается один раз;
  • количество оповещений (уст­ных, письменных) и
  • количество названий документов, указанных в каждом из них
  • количество названий документов, выданных
  • массовое библиографическое информирование- выставка, библиографический обзор, ДС, ДИ
  • число участников мероприятий

Учет всех форм массового библиографического информирования про­изводится по количеству мероприятий, зарегистрированных в днев­нике работы библиотеки. Мероприятие, пре­дусматривающее одновременное использование нескольких различ­ных форм информирования, учитывается как одно.

 

Анализ эффективности библиографического информирования не­обходимо проводить регулярно, корректируя запросы и изменяющиеся требования потребителей. Влияние различных форм массового биб­лиографического информирования на востребованность литературы можно наблюдать в ходе ее выдачи, особенно после просмотра читате­лями списка новых поступлений (или после публикации его в местной газете). Результативность Дня информации, выставки-просмотра, про­являющаяся в количественных показателях (выданных или заказан­ных изданий, копий по МБА или системе ЭДД) также дает информа­цию к размышлению. Анализ показателей учета, анкетирования участ­ников Дня информации, Дня специалиста, конференции или другого мероприятия, собеседования с индивидуальными абонентами — все это позволяет библиотеке совершенствовать свою работу.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *