Школа информационного комфорта

 

Семинар “Программы библиотечно-библиографических уроков “Основы информационной культуры””

 

         Что делает пользователя профессионалом в библиотеке? Кто и когда учит его всем навыкам самостоятельного выбора книги и работе с нею и в целом пользованию библиотекой?

Впервые в библиотеку  никто не приходит готовым пользователем, и “мужчина средних” лет может оказаться  таким же неопытным, как пятилетний ребенок. Научиться пользованию библиотекой можно только в условиях библиотеки. Овладение этой ролью требует от человека любого возраста волевых и интеллектуальных усилий, умение саморегулироваться. Путь в неё лежит через приобретение специальных знаний, освоение и развитие соответствующих навыков.

Библиотекари часто называют комплекс таких знаний “библиотечно-библиографическими”, а  само умение пользоваться библиотекой- “библиотечно-библиографической грамотностью”. Однако время вносит свои коррективы,  и читая профессиональную печать  мы встречаемся и с другими формулировками этой проблемы. Говорить будем и о них, как о более современном обозначении темы.

В одном ряду с умением писать, читать и считать стоит  и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, умение ориентироваться в  библиотечном пространстве, другими словами воспитание информационной культуры. С информатизацией общества  задача воспитания информационной культуры становится еще более актуальной.

         Однако ни для кого не секрет, что мало где эта задача реализуется в полной мере. Регулярно в планах и отчетах мы ставим цифры проведения библиографических уроков и дети при опросах говорят что они умеют пользоваться каталогами и картотеками. Однако опыт показывает , что все обстоит  далеко не так благополучно. Оказывается уроки проводятся не во всех классах. Дети не понимают для чего нужен план для написания реферата. Очень часто старшеклассники, придя в библиотеку , демонстрируют полнейшее неумение пользоваться словарями и справочниками.

         Это не удивительно, потому что никакой системы  в проведении уроков библиографической грамотности, то бишь информационной культуры, нет. Хорошо, если ребенок любознателен и научится сам, хорошо если подскажут родители или учителя. А если нет? Вот здесь , я уверенна, вам слово, господа библиотекари и библиографы. Вооруженные нормальной программой  по основам информационных знаний, вы способны научить детей информационной культуре.

         Давайте раз  и навсегда определим что такое информационная культура? Для чего она нужна? Почему возникает потребность в ней?

Вам знакома картина, когда читатель беспомощно топчется у СБА, а на литературу, подобранную вами слышите реплику “А здесь ничего нет! “Итак пользователь слабо, или вообще не владеет  навыками  поиска, отбора и анализа необходимой им информации, кроме того, у него трудности общения и речевого этикета – вот это все и говорит о низком уровне информационной культуры пользователя. Добросовестные библиотекари , проанализировав ситуацию приходят к выводу, что надо вести такую работу, которая позволяет:

а) постичь основные информационные понятия

б) разгадать тайны библиографии

в) развить навыки аналитико-синтетической обработки текста

г) освоить современные технологии чтения

д) ознакомиться с психологическими основами умственного труда

е) применять на практике основы искусства речи

Задача библиотек состоит в том,, чтобы с учетом возрастных особенностей учащихся донести до них все богатство информационного потенциала.

 Как это сделать?   Путей несколько. Но очень важно чтобы исполнялись следующие требования 

         – практическая польза полученных знаний

         – обучение самостоятельному поиску и выбору информации, умение пользоваться информационными источниками, включая базы данных, компьютеры,

 Интернет

  • специальные занятия даются с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрываются в динамике класс от класса
  • занятия должны быть интересны, эмоциональны, доступны по содержанию, должны предполагать активное участие школьников

На сегодняшний день типовая программа Министерства образования (1976 года) “Основы библиотечно-библиографических знаний” уже несовершенна в новой реальности. И  Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского подготовила два выпуска материалов для проведения занятий по библиотечно-информационной культуре. В 1998 году издано методическое пособие “Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: Материалы в помощь проведения занятий с младшими школьниками.Вып.1. Оно содержит как раз программу, материалы для организации занятий  и сценарии игровых мероприятий.  В программе выделены три основных блока:

  • библиотека
  • книжная культура
  • информационный поиск

Учащимся предложен круг информационных, библиотековедческих, книговедческих понятий .

 Предусмотрено постоянное накопление и закрепление знаний и навыков, логическая взаимосвязь блоков. Отдельные темы повторяются из-за усложнения и расширения материала.

 Очень важно определить формы и приемы проведения занятий, в зависимости от содержания темы, возраста, уровня подготовки учащихся программа дает их в разнообразии, предоставляя библиотекарю выбор. Это и урок-беседа, урок консультация, урок-лекция, практикум, тренинг, урок – творчества, работа с личным словариком, конкурс, турнир, ролевая игра. В конце года в каждой параллели предусмотрено итоговое занятие, на которых учащиеся смогут закрепить свои знания. Их хорошо бы сделать игровыми.

         При освоении программы не рекомендуется  оценивать знания учащихся на занятиях по пятибалльной системе. Стоит придумать неформальную систему поощрения. Для младших –  поощрить словом, призом, для старших  – зачетный, тестовый подход.

 

 

Программа “Библиотечно-библиографические и информационные знания  школьникам”

 

Программа “Библиотечно-библиографические знания младшим школьникам

 

1 класс

тема 1 Первое посещение библиотеки

         Путешествие по библиотеке. Знакомство с “Книжкиным домом”. Понятия “читатель”, “библиотекарь”. Библиотеки большие и маленькие. Как самому записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу (тематические полки. книжные выставки, ящики для выбора книг). Основные правила пользования библиотекой.

форма проведения: Рассказ. Беседа. Беседа- просмотр наиболее красочных изданий книг для детей. Игра “Встреча с героями любимых книг”. “Волшебное дерево сказок”, “В гости азбука пришла” и др. Выставка “Читаем сами”.             Работа  с личным словариком. Праздник “Посвящение в читатели”. Запись детей в библиотеку.

 

тема 2 Правила и умения обращаться с книгой

         Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшему ремонту книг, умению её обернуть

форма проведения: Беседа у выставки “Книги просят защитить”. Работа с личным словариком. Урок творчества. Дать возможность детям самим сделать закладки, обложки и другие книжные поделки. Изготовить самодельные книжки-малышки, книжки раскладушки. Занятия в “Книжкиной больнице”. Игра “Книжкина больница”. Выставка-конкурс на лучшую книжную поделку.

 

2 класс

тема 1 Знакомство с библиотекой (экскурсия)

         Продолжение разговора о библиотеке. Роль  и назначение библиотеки. Понятие “абонемент”, “читальный зал”. Правила пользования библиотекой. Литературные игры, праздники, беседы.

Библиотечный фонд. Представление любимых книг. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе.

Компьютер, экран, наушники в библиотеке. Пластинки. Кассеты с видео- и магнитными записями, диафильмы, слайды. Дискеты с обучающими программами.

форма проведения: Беседа. Работа с личным словариком. Обзор у книжной выставки. Библиографическая игра “Кто ищет тот. всегда найдет”. Праздник- игра “Твой друг – книга”.

 

тема 2 Структура книги

         Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации.

Художники детской книги ( например, иллюстрации Бруни И.Л., Мавриной Т.А., Конашевича В.М., к “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях” А.С. Пушкина).

Писатели и художники в одном лице. Творчество Е.И. Чарушина, В. Сутеева, Э. Сетон-Томпсона и других.

форма проведения: Работа с личным словариком. Урок творчества: мастерим книгу сами. Библиографическая блиц-игра “Мини- презентация книги”. Выставка-конкурс на лучшую иллюстрацию к любимой книге.

 

тема 3: Газеты и журналы для детей

         Новости со всей России и планеты. Понятие о газете и журнале: статья, заметка, журналист, корреспондент, редакция. Премьера основных и лучших детских журналов и газет. Журналы  “А почему?”, “Мурзилка”, “Домовенок”, “Веселые картинки”, “Дисней”, “Клепа”, “Миша”, “Костер”, “Пионер”, “Светлячок”, “АБВГД”, “Веселые медвежата”, “Тошка”, “Филя”, “Муравейник”, “Детская энциклопедия”, “Свирель” и др. Газеты: “Пионерская правда”, “Детская деловая газета”, “Кот и пес”, “Жили-были”, “Сказка”, “Детская роман-газета” и др.

форма проведения: Беседа, выставка периодических изданий. Урок творчества: создаем газету сами. Конкурс на лучшую самодельную газету. Конкурс рисунков “Любимые герои периодических изданий”.

 

3 класс

тема 1 Структура книги

         Углубление знаний о структуре книги: титульный лист ( фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление (содержание),, предисловие, послесловие. Цель –формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся  к осознанному выбору литературы.

Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг (В. Лебедев, А. Пахомов, Ю. Васнецов, И. Билибин, В. Конашевич, Т. Маврина, Е. Чарушин, М. Митурич и др).

форма проведения: Рассказ. Беседа. Работа с личным словариком. Урок творчества: изготовление книжек-самоделок, игра “”Сегодня – мы художники””. игра “Угадайте, кто нас нарисовал?” Выставка-конкурс книжек-самоделок.

 

тема 2: Выбор книги  в библиотеке

         Первое знакомство с каталогом. Что такое каталог и зачем он нужен в библиотеке. когда следует к нему обращаться. Титульный лист и каталожная карточкам – их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках. “Ключ” к систематическому каталогу, его использование для нахождения материалов в систематическом каталоге.

Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические- полки-помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат.

форма проведения: Беседа. Работа с личным словариком. Урок творчества: самостоятельный подбор книг для чтения, организация тематической книжной выставки, обзор книг с книжной выставки, составление плана  чтения по интересам. Библиографическая игра “Найди книгу”.

 

тема 3: Твои первые энциклопедии, словари, справочники

         Представление об энциклопедических справочниках, словарях. Цели обращения к словарям и энциклопедиям и как ими пользоваться. Первые энциклопедии “Что такое? Кто такой?”. “Почемучка”. Структура энциклопедии. Расположение материала по алфавиту. Тематические словарики ( подробный рассказ об изобразительном искусстве, о растениях, о животных, о вулканах и др.) Выделение общих признаков: алфавитное расположение материала, алфавитный указатель и наличие вопросов в конце словарика. Знакомство с компьютерной программой “ЛИКС – изборники”.

форма проведения: Беседа. Выставка – просмотр “Энциклопедии для детей”. Игра-поиск  “Книги обо всем на свете”. Составление и разгадывание кроссвордов, головоломок.

 

Программа “Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам”

5 класс

тема 1:  как построена книга

         Цель – углубление знаний учащихся об элементах книги, на которые они, как правило, не обращают внимания.

         Содержание темы:  Аннотация. Предисловие. Послесловие. Содержание (оглавление). Словарь. Основное значение данных элементов. Использование знаний о структуре книги при  выборе, чтении книг и работе с ними.

форма проведения: Беседа- консультация. Урок-встреча, занятие в форме “Спрашиваем-отвечаем”. Работа с личным словарем. Урок творчества- определяем содержание книги при беглом её просмотре, закрепляем навык внимательного  просмотра книги с использованием всех элементов.

оформление: Выставка- конкурс наиболее интересных и познавательных книг, где каждый элемент наглядно выполняет свою функцию.

 

тема 2: Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог

         Цель- обучение самостоятельному поиску информации.

         Содержание темы: Книжные выставки. Библиотечные каталоги, картотеки, библиографические указатели, тематические списки литературы. Открытый доступ к книжному фонду. Внутриполочные выставки.. Систематический каталог. Титульный лист книги и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Структура систематического каталога. Основные деления. Разделители. Расположение карточек в каталоге и книг на полке. Алфавитно-предметный указатель (“ключ”), его использование для нахождения книг в систематическом каталоге.

форма проведения: Беседа- консультация, групповой тренинг, экскурсия в детскую библиотеку. Игра-эстафета, турнир эрудитов. Детское справочное бюро. Работа с личным словарем.

оформление: книжная выставка, тематическая полка и библиографические картотеки, плакат перечень отделов систематического каталога, увеличенная каталожная карточка

 

тема 3 Записи о прочитанном. Дневник чтения, отзывов

         Цель: обучение правилам ведения дневника чтения и написания отзыва на книгу

         Содержание темы: Возможная форма ведения дневника ( время чтения книги, фамилия. имя автора, заглавие, основные действующие лица, о чем рассказывает книга, тема, какое впечатление она произвела, запомнившиеся эпизоды, факты, выражения. Оформление дневника (иллюстрации к книге).

Отзыв о книге, и как один из видов записи о прочитанном, как продуманное мнение о книге. В отзыв можно включить краткий пересказ содержания, информацию о главных действующих  лицах, месте и времени действия книги.

Уместно отметить, чем книга особенно заинтересовала, что понравилось.

форма проведения: Беседа-консультация, Практические занятия. Конкурс на лучший отзыв о книге. Турнир эрудитов “Узнай книгу”

оформление: Выставка лучших отзывов о книгах и дневников чтения; плакат “Твои записи о книгах”, альбом отзывов.

 

 

6 класс

тема 1: Выбор книг. Библиографические указатели

         Цель- формирование навыков самостоятельного поиска литературы.

         Содержание темы: Понятие “библиография”,  её назначение. Кто ню занимается. профессия библиографа. Тематическая библиография. Биобиблиография. Библиографические указатели и списки литературы для школьников – первые помощники в выборе книг. Отличие указателей и списков от систематического каталога. Назначение и особенности вспомогательных указателей, какие сведения о книге можно получить из указателя. Как пользоваться указателем при выборе книг. Электронные базы данных поступлений в библиотечный фонд. Использование их для получения тематической информации. Поисковые языки. Использование электронных изданий. Компьютерная программа РГДБ  “ЛИКС-изборник”.

форма проведения: беседа-консультация, библиографический КВН, библиографическая игра “Счастливый поиск”, конкурс начитанных и смекалистых. Игра “Краеведческая библиографическая рулетка”. Демонстрация электронной базы данных, получения тематической информации в электронном режиме.

оформление: Выставка информационных и библиографических изданий, выставка одного указателя, тематическая полка “Твои ориентиры в выборе книг”.

 

тема 2: Справочная литература: энциклопедии , справочники, словари.

         Цель: расширение знаний школьников о справочной литературе. Привитие интереса к справочной литературе. Обучение работе  с нею.

         Содержание темы: Типы справочных изданий для школьников. Главная справочная книга- энциклопедия ( в переводе с греческого означает “круг знаний”). Детские энциклопедии. Первые детские энциклопедии в России ( издаются с ХVIII века). Переводная детская энциклопедия Я.А. Коменского “Мир в картинках”. Детская энциклопедия, выпущенная знаменитым русским книгоиздателем И.Д. Сытиным. Современные детские энциклопедии. Структура  изданий в целом и отдельных томов, справочный отдел. Основное отличие от взрослых энциклопедий- расположение материалов не по алфавиту, а в соответствии с классификацией областей научного знания, каждой из которых посвящен отдельный том. “Детская энциклопедия”, выпущенная издательством “Педагогика”. Многотомная “Энциклопедия для детей2 издательства “Аванта +”( издается с 1993 года). Переизданная, переработанная и дополненная “Детская энциклопедия” в 5-ти томах И. Д. Сытина для детей  7-12 лет. Энциклопедии “Я познаю мир”, “Что есть что”, “Большая энциклопедия природы” и др.

Основные правила пользования детскими энциклопедиями.

Справочники. Представлены краткие сведения информационного, научного, прикладного характера. Словари, их структура и принципы работы с ними.

Энциклопедические словари, выпущенные издательством “Педагогика” ( всего 24 наименования). Современные энциклопедические словари издательства “Педагогика-пресс”. Расположение материала в энциклопедических словарях по алфавитному принципу. Тематические словари, посвященные разным областям человеческой жизни и деятельности: политические, терминологические, философские, исторические, орфографические, толковые, синонимов, образования слов русского языка, иностранных слов. Филателистический словарь. Словарь юного книголюба и другие.

Электронные энциклопедии справочники. Видеоэнциклопедии.

форма проведения: беседа-консультация, практикум “Самостоятельный поиск”, конкурс, турнир эрудитов и знатоков детской справочной литературы “Сумей найти”.

оформление: Выставка справочных изданий для детей, стенд “Алгоритм поиска”.

 

тема 3: Периодические издания для младших подростков.

         Цель: дать информацию о репертуаре прессы, показать методику её использования, пробудить интерес к систематическому чтению периодических изданий.

         Содержание темы: Газеты и журналы, как печатные издания, отличие их от книг. Гуманистические традиции русской периодики, ориентация на  интересы детей, их потребности в саморазвитии, в самопознании, самообразовании. Создатели газет и журналов, основные жанры ( репортаж, заметка, статья, очерк, интервью), расположение материалов. Тематическая библиографическая информация в газетах и журналах. Справочный отдел последнего номера в году. Основные правила чтения периодики. Использование материалов периодики в учебном процессе. Представление ведущих журналов:

гуманитарного направления- “Мы”, “Детская энциклопедия”; научно-познавательного направления -“Юный натуралист”, “Друг”, “Вокруг света”, “Юный техник”, “Моделист-конструктор”, “Юный художник”, “Аманат”, “Акбузат”. Представление ведущих газет: “Пионерская правда”. “Детская деловая газета”, “Детская роман-газета”, “Зов” ( для тех, кто любит животных). 

форма проведения: беседа- просмотр, беседа- диалог, обзор периодических изданий для учащихся. Работа с личным словарем. Урок творчества: обзор любимых номеров газеты и журнала. Подбор статей по теме. Игра-придумывание заглавия к статье, определение содержания материала по заголовку.. Конкурс на лучшие самодельные журнал и газету “Детский пресс-центр”. Игра-конкурс юнкоров “Приобщение к творчеству”.

Оформление: Выставка- просмотр детских периодических изданий. Памятка “Как читать газету?”, “Как читать журнал?”

 

7 класс

тема 1: Справочно-библиографический аппарат библиотеки

         Цель: формирование навыков самостоятельного поиска литературы по СБА библиотеки, правильного оформления списка литературы.

         Содержание темы: СБА библиотеки: структура и назначение. Алфавитный и систематические каталоги. АПУ. Изучение более полного библиографического описания изданий. Систематизация книг.

СКС – её структура. Другие картотеки. Библиографические указатели.

Новые средства распространения информации: электронные библиографические базы и банки данных в познавательном арсенале учащихся. Электронный каталог – как усовершенствованный  аналог карточного библиотечного каталога.

Справочная литература. Энциклопедии: универсальные (БСЭ, МСЭ, ДЭ) и отраслевые (историческая , литературная. музыкальная и др.) Отраслевые словари и книги энциклопедического характера. Справочные издания в домашней библиотеке. Поиск литературы с помощью СК,СКС, компьютерный поиск по электронным базам данных. Принципы работы со справочными изданиями. Правила составления библиографического списка литературы, ведение личной библиографической картотеки.

форма проведения: лекция, Тренинг-практикум, беседа-диалог, игра-эстафета, викторина-поиск, ролевая игра.

Оформление: справочный уголок юного читателя, алгоритм поиска по каталогам и картотекам, алгоритм компьютерного поиска, памятка “Заведи себе деловую картотеку”. памятка “Как пользоваться Интернетом”, памятка  “Новые средства распространения  информации – в помощь учебе”.

 

тема 2 Книга и её создатели. Структура книги, использование её аппарата при чтении

         Цель: углубление знаний учащихся о книге, содействие развитию навыков самостоятельной работы с книгой, поиска и оценки литературы.

         Содержание темы: Знакомство с новыми терминами и понятиями: серия.  книга, выходные данные, форзац, фронтиспис, колонтитул и др.

Дополнительные сведения о титульном листе ( серия, выходные данные, информация о переводчике, переиздании и т.д.). Роль иллюстрации  в научно-познавательной и художественной книге. Какую службу несут все эти элементы. Знаменитые художники – иллюстраторы.

форма проведения: лекция, беседа-консультация, беседа – просмотр книг, урок-встреча с любимыми книгами. Работа с личным словарём.

Определение содержания книги по её элементам при беглом просмотре. Урок творчества: блиц-игра, презентация книги, игра “Спрашиваем- отвечаем”. Составление и разгадывание кроссвордов, головоломок по книгам и иллюстрациям к ним.

Оформление:  Выставка просмотр наиболее интересных художественных и научно-познавательных книг. Выставка – конкурс на лучшую иллюстрацию к любимой книге.

 

8 класс

тема 1: Книги по естественным наукам и технике для старших подростков

         Цель – углубление понятия о научно-познавательной литературе и её назначении, знакомство с жанровым и видовым разнообразием научно-познавательной литературы.

Содержание темы: Научно-познавательные книги для подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения. Специфика книг по естественным наукам и технике, особенности их чтения, методика использования в обучении. Справочная литература по естественным наукам и технике. Серии книг по естественным наукам и технике, их тематика: связь со школьной программой. Отражение литературы по естественным наукам в СК и СКС. Поиск информации с использованием компьютера.

форма проведения: лекция обзор, тренинг, устный журнал, игра-путешествие.

Оформление: Выставка, просмотр научно-познавательной литературы с использованием серий “Ученые – школьнику”, “Горизонты познания” и др.

 

тема 2  Методы самостоятельной работы с литературой

         Цель: обучение методике составления плана книги, статьи , конспекта, тезисов, списка использованной литературы.

         Содержание темы: Цель чтения. деловое чтение. Методы самостоятельной работы с книгой, статьей. Способы чтения: ознакомление, выборочное чтение, сплошное чтение. Изучение прочитанного, ведение записей: выписки, план, тезисы ( греческое слово означающее “положение”, “утверждение”), конспект ( в переводе  с латинского “обзор”). Виды конспектов ( текстуальный, свободный. смешанный). Основные правила ведения данных записей. Оформление, систематизация конспектов, тезисов, цитат, газетных и журнальных вырезок. Методика составления списка использованной литературы.

форма проведения: лекция, беседа-консультация, практикум, индивидуальный тренинг, час самообразования. Обсуждение тезисов и конспектов книги, статьи.

оформление. Образец составления списка литературы, образец конспект-схемы статьи, книжная выставка, тематическая полка.

 

тема 3 Периодические издания для старших подростков

         Цель – формирование устойчивого интереса к чтению газет и журналов, воспитание политической культуры и альтернативности мышления.

         Содержание. Роль периодических изданий в обучении и воспитании учащихся. Современные периодические издания для молодежи. Их разнообразие. Профиль, читательское назначение. Краткая характеристика отдельных периодических изданий. Газеты: “Юношеская газета”, “Комсомольская правда”, “Перемена” и др. Журналы: “Собеседник”, “Мы”, “Юность”, “Техника молодежи”, “Юный техник”, “Смена”, “Вокруг света”, “Юный натуралист”, “Природа”, “Физкультура и спорт”, “Юный художник”, “Шонкар”, “Тулпар” и др. Формы и методы работы с периодикой, приоритет коллективных тренингов, активных дискуссионных форм. Использование картотеки газетных и журнальных статей.

форма проведения: Собеседования, обзор молодежных периодических изданий “Газетно-журнальное обозрение”, устный журнал, урок – пресс-конференция, уроки – путешествия, уроки-диалоги. Урок  – творчества “Один день из жизни в нашу эпоху” ( по газетным материалам).

Оформление. Выставка-просмотр: молодежной прессы, рекламный плакат “Читай свою прессу”.

 

 Представленная программа – не единственная в профессиональной печати. Есть и другие альтернативы. Следующая, созвучна с поговоркой  “лучше меньше да лучше”. Если в каждом классе в течение года провести два ( всего два)  библиографических урока на хорошем профессиональном уровне, если уроки будут проводиться каждый год, и не одни и те же, а дающие новую, все усложняющуюся  информацию, и будут проводиться  обязательно, то можно говорить о каких-то результатах, и реализации данного пункта годового плана. Может кто- то из вас не согласится  на два часа в год- считая что это безнадежно мало, что бы научить школьников пользоваться информацией. И все-таки, посмотрите- подумайте, запишите:

 

ПРОГРАММА БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ УРОКОВ “Основы информационной культуры”

 

1 класс:  Знакомство с библиотекой. Правила пользования книгой (1 час)

         Понятие о библиотеке. Абонемент и читальный зал. Правила общения  с книгой.

 

2 класс: Структура книги ( 1 час)

         Первое знакомство со структурой книг: обложка ( переплет), корешок, страницы, иллюстрации. Оглавление (содержание), предисловие.

                Газеты и журналы для детей (1 час)

         Понятие о периодической печати. Газета. Журнал. Детские газеты и журналы. Читательское назначение. Рубрика, статья, заметка, журналист, корреспондент. Школьный журнал “Журка”.

 

3 класс: Как читать книги (1 час)

         Внешние условия чтения – тишина, освещенность, правильная поза. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Внимание к тексту, художественные детали. Предисловие и послесловие. Роль иллюстрации. Обсуждение книг.

              Выбор книги в библиотеке (1 час)

         Открытый доступ к книжному фонду6 порядок расстановки книг в фонде, полочные разделители. Закладки. Книжные выставки. Первое знакомство с каталогом. Компьютер в библиотеке. Пластинки, диафильмы, кассеты с видео-  и аудиозаписями.

 

4 класс: Справочная литература (1 час)

         Понятие об энциклопедиях, словарях и справочниках. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.

        Научно-познавательная литература для детей (1 час)

          Разнообразие научно-познавательных книг. Серии научно-познавательных книг. Отличие научно-познавательной литературы от художественной. Авторы- ученые, журналисты и другие.

 

 

5 класс: Структура книги. Как читать книги (1 час)

         Аннотация. Предисловие, Послесловие. Содержание. Словарь. Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг, при работе  с ними. Литература художественная и научно-0 популярная. Цели чтения. Способы чтения ( просмотр, выборочное и полное чтение, изучение)

         Художественное оформление книги. Иллюстрации (1 час)

         Элементы оформления книги. Типы иллюстраций: фотографии, чертежи, карты, рисунки, репродукции. Художники-иллюстраторы. Своеобразие манеры художников- иллюстраторов. Роль иллюстрации в восприятии текста.

 

6 класс: Справочная литература. Словари. Энциклопедии (1 час)

         Расширение понятий о справочной литературе. Типы справочных изданий для учащихся 11 – 14 лет. Энциклопедии универсальные (БСЭ, ДЭ) и отраслевые (историческая, литературная, музыкальная и другие).Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их структура и принципы работы с ними.

        Структура библиотечных фондов (1 час)

         ББК и её использование в библиотеках. Принципы расстановки литературы в фонде. Периодическая печать. Компьютер и его использование в поиске информации. Нетрадиционные носители информации и их применение. Слайды. Компакт-диски, дискеты, видеокассеты.

 

7 класс: Каталоги и картотеки (1 час)

         АК и СК в библиотеке. Структура каталогов. Картотеки. Использование каталогов и картотек для поиска информации.

         Научно – популярная литература (1 час)

         Цель чтения научно-популярной литературы: расширение кругозора, подготовка к докладу, реферату, приобретение навыков доступа к информации. Серии научно- популярной литературы для юношества. Способы чтения научно-популярной литературы. Использование научно-справочного аппарата книги. Вспомогательные указатели ( именной, предметный, хронологический, и другие), сводный алфавитный указатель к собранию сочинений. Иллюстрации в научно-популярной литературе.

 

8 класс: Периодические издания в библиотеке (1 час)

         Профиль, читательское назначение периодических изданий. Отраслевые журналы. Молодежные журналы. Методы работы с периодическими изданиями. Использование  систематической картотеки газетных и журнальных статей.

         Книги по искусству (1 час)

         Жанровое и тематическое разнообразие книг по искусству: биографии, очерки творчества отдельных художников, монографии, мемуары, альбомы, энциклопедии. Отражение книг по искусству в СК.

 

9 класс: СБА библиотеки (1 час)

         Понятие СБА библиотеки. АК. СК. АПУ.СКС. Картотеки. Электронные каталоги и картотеки. Библиографические указатели. Справочная литература. Словари. Справочники. Энциклопедии.

              Методы самостоятельной работы с литературой. (1 час)

         Методы самостоятельной работы с источниками информации. Алгоритм поиска и обработки информации при самостоятельной работе. Информация на компакт-дисках.

 

10 класс: Техника интеллектуального труда (2 часа)

         Основные виды творческой деятельности школьников. Методы работы  с информацией. Анализ художественной, научно- популярной, учебной, справочной литературы. Информация на машиночитаемых носителях. Составление плана. Виды плана ( простой и сложный). Конспектирование. Виды конспектов ( текстуальный, свободный, смешанный). Тезисы. Систематизация конспектов, тезисов. Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление реферата, доклада.        

 

11 класс: Информационные технологии (1 час)

         Использование новых информационных технологий (мультимедиа, Интернет) в творческой деятельности школьников.

 

Многие библиотекари выбирают на сегодняшний день тактику перевода библиотечных уроков в библиографические консультации у каталога. Минутная консультация  дает необходимую информацию, однако ни  один консультант  не способен за несколько минут воспитать основы культуры умственного труда: анализировать прочитанное , самостоятельно делать выводы и обобщения.

 Эти умения бесспорно должны формироваться на школьной скамье. Но практика показывает, что эти функции школа не выполняет, и поэтому сотрудники библиотеки самостоятельно ищут решения этих  проблем.

 Учебные  консультации у каталога-  не  должны носить массовый характер. Это бесспорно единичные случаи.

 И представляю вам ещё одну программу “Информационная культура школьника” предназначенная для учащихся 5-9 классов. Что в ней особенного? Она скомплектована из 6 тематических блоков и содержит 51 занятие. Достоинство блочной структуры в том, что по желанию библиотекаря можно выбрать отдельные блоки, не придерживаясь предложенной последовательности.

         Охарактеризуем вкратце каждый из  них.

 

“Информационная культура школьника” (5-9 классы)

 Первый блок “Волшебный мир информации”

 

Включает в себя 8 занятий, на которых ребята знакомятся с понятием “информация”. Свойства и средства информации, традиционные и нетрадиционные носители – эти темы являются приоритетными первого блока.

         Занятия носят и практическое и творческое задания.  Это:

  1. “Литературное путешествие в прошлое”
  2. “Музей детской книги”
  3. “Ярмарка кроссвордов”
  4. создание банка интересных фактов “История русской книги” и т. д .
  5. для заключительного занятия предложите ребятам конкурс сочинений –миниатюр “Книга, которая меня потрясла”, в котором они проведут самоанализ читательской деятельности “Информация в моей жизни”,

где основным требованием  к работе  является умение выразить свое мнение и аргументировать его.

 

Второй блок “Как победить Минотавра”

 

Он состоит из 10 занятий. И самый сложный, поэтому занятия нужно строить осторожно, все время наблюдая за читателем у СБА, проводя консультации и уроки ББЗ. Времени у библиотекаря для того чтобы научить школьника пользоваться каталогом нет, и вести практику тоже нет возможности.

     Поэтому основная задача второго блока – четко сформировать представление о структуре СБА. Ознакомить с назначением каждой её составляющей и объяснить функции этой каждой составляющей. Только в этом случае читатель будет осмысленно обращаться с информационно-поисковым аппаратом.

     Для качественного усвоения материала используется такая форма работы, как написание библиотечных историй. У вас получится “Занимательные истории по библиографии, придуманные детьми и для детей это своего рода взгляд на библиографию глазами читателя-школьника. Истории могут быть такими:

  1. “Как Библиография с Информацией подружились”
  2. “Откуда пришел каталог”
  3. поэма “Жалобы каталога”
  4. сказка “Как поссорились между собой два каталога”

Как рождаются такие сказки? Ребятам объяснили, что сейчас библиотеки начали вести электронные каталоги, но наряду с ними – и карточные. Не раскрывая больных мест ЭК можно поинтересоваться их мнением: от чего можно отказаться? Получиться может быть такое произведение:

“Эта история  произошла  в Книжном государстве , в городе N. Впрочем  она могла произойти и в любом другом городе этого государства. Здесь проживали старый добрый Каталог Каталогович и молодой, очень способный и одаренный Каталог Электронович. Между собой они дружили. Но как то раз говорит Каталог Электронович своему коллеге и другу Каталогу Каталоговичу: “Пора тебе, наверное, друг на пенсию, на заслуженный отдых выходить. Поработал ты славно, а теперь отдыхай!” Призадумался Каталог Каталогович: “Может и действительно пора. Молодые растут. Пусть они теперь с работой справляются: информацию накапливают, справки выполняют”. Но в этот момент в городе выключили свет… И спросил тогда старый каталога молодого: ” А что ты будешь делать когда не будет электричества или еще что-нибудь произойдет?” Но ответа он не получил…”

          Такой метод обучения очень действенен. Ведь всегда нужно знать о чем ты пишешь, таким образом происходит более качественное усвоение изучаемого материала.

         Такой сборник будет постоянно пополняться – и оказывать вам помощь в преодолении трудностей.

 

Третий блок “Вселенная внутри тебя”

 

Содержит  7 таких тем:

  1. “Что мы знаем и чего не знаем о себе? ( Чем ты владеешь, то и обладает тобой. Способности врожденные и приобретенные)”
  2. “Вверх по лестнице способностей. (Как не растерять то, что у тебя уже есть, и приобрести то, чего еще нет)”
  3. “Не чудо ли память человеческая? ( Не все, но многое о памяти. Память и интеллект – друзья-товарищи? Какая память у тебя?)”

По наблюдениям библиотекарей- это один из самых популярных среди учащихся блоков- самое интересное человек узнает  о себе. В центре внимания на протяжении всех уроков находится ребенок, его личность, его интересы и увлечения. Дети с удовольствием  с помощью тестов определяют свою ведущую модальность, вид памяти наиболее развитый у них, составляют собственные рабочие алгоритмы с учетом своих способностей. И если на занятиях кто-то слышит “Ты талантлив, ты очень способен, многое сможешь, только надо знать, как это лучше сделать. И я тебе с удовольствием помогу”, то конечно, заниматься он будет с удовольствием.

 

Четвертый блок “С информацией на “ты””

 

Этот блок  предусматривает работу с текстом. Здесь предлагается возможность овладеть умением понимать и осмысливать тексты и содержащуюся в них информацию. В каждом тексте есть своя изюминка –”Золотое ядро” содержания. Как его найти с помощью ключевого слова, смыслового рядя? Как создать на основе первоисточников вторичный документ?(реферат, конспект?). Ведь не все дети понимают, что реферат – это не просто переписывание текста. Реферат – это сложнейшая форма работы. с различными источниками информации. Темы этого урока –

  1. “Доклад”
  2. “Конспект”
  3. “Резюме”
  4. “Тезис”
  5. “Современное деловое письмо”
  6. “Составление рецензии и написание критической статьи”

Эти темы превалируют в тематике данного блока. Эти темы смело рекомендуйте для 9 классов.

 

 

Пятый блок “Искусство читать- это искусство мыслить”

 

Задача  этих уроков ознакомиться  с психологией чтения, определить его цели и задачи.

Дети узнают что такое чтение с извлечением основной информации ( ознакомительное), с извлечением полной информации ( изучающее), с извлечением нужной или интересующей информации ( просмотровое \ поисковое). Помимо всего дети учатся работать с книгой.

         Заключительный аккорд этого цикла- библиогринг  “Мое читательское кредо”, когда несколько желающих из класса защищают свою самостоятельную стратегию чтения.

 

 

Шестой блок “Человек на трибуне”

 

Состоит из 6 занятий. Как трудно иногда выразить свои мысли вслух. “Хромое слово- кривая речь” – гласит русская народная пословица.

Уроки посвящены следующим темам:

  1. “Культура слова”
  2. Употребление понятий”
  3. “Логическая культура оратора”

Ребенок иногда нескладно говорит в силу своего смущения, волнения. Существует несколько приемов, которые помогают избежать ненужных эмоций. Вот им – то и надо научить детей. Кроме того учим детей навыкам невербального общения: умению слушать, слышать, задавать вопросы – ведь все это параметры ораторской культуры.

         На последнем занятии цикла каждый высказывается о волнующих его  проблемах ( в пределах жесткого регламента: 2-3 минуты). Поднимаясь на “Трибуну оратора”, участник должен применить все то, чему его научили.

Прослушав эту программу “Информационная культура школьника” вы наверное, уже сделали вывод, что она рассчитана  на дополнение уроков которые дети получают в школьной библиотеке. То есть расчет на работу в унисон. Основные азы они получают в школьной библиотеке, а более сложное, важное – в вашей.

         Для  городских библиотек могу предложить на рассмотрение  специальную программу для студентов. Она состоит из следующих  тем, которые вы  раскроете на уроках:

  1. Каталоги и картотеки
  2. Справочные издания
  3. Как ориентироваться в море информации
  4. Методика составления конспекта
  5. Методика составления библиографического списка
  6. День информации
  7. Пространство удачного обучения

Весь цикл теоретических и практических занятий завершается письменным опросом по пройденному материалу, библиографической игрой, анкетированием ( на выбор). Анкетирование поможет оценить эффективность занятий, узнать мнение обучающихся о пользе той или иной те мы, сделать любопытные наблюдения.

         Кстати эти занятия вполне могут быть на договорной основе.

Итак, резюме нашего семинара: общеобразовательная школа считает задачу информационного образования второстепенной, а библиотека предлагает систему библиотечно – библиографических уроков, как правило не приносящих ощутимых результатов.

         Может есть резон перестроить  традиционную практику эпизодических выступлений перед случайной аудиторией и организовать школу информационного комфорта?  цель которой помочь подросткам выйти на высокий уровень самообеспечения сведениями и фактами, необходимыми для общеобразовательных целей. Удачи вам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *