Приключения Словаренка

Приключения Словаренка

Библиотечно-библиографический урок

для детей среднего школьного возраста

 

Действующие лица:

Библиотекарь

Потап – кот

Словарёнок

 

БИБЛИОТЕКАРЬ: Здравствуйте, ребята! Как я рада, что вы пришли к нам в библиотеку! Мне очень нужны сейчас помощники. У нас в послед­нее время странные дела творятся в библиотеке. На книжных полках, где стоят энциклопедии, справочники и словари, теперь большой беспоря­док. Я устала расставлять их по своим местам. И кот Потап куда-то запро­пастился. Может, он знает, что тут происходит. Он ведь у нас ночным библиотекарем работает.

(Раздается грохот падающих книг. Входят Потап и Словаренок.)

 

ПОТАП: Замучил ты меня! Ну не знаю я, где твой дом находится. Мы уже все справочные издания с тобой перевернули! Как я устал!

СЛОВАРЕНОК: Ну где-то же я должен жить… (Плачет.)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Здрав­ствуйте! Может быть, Потап, ты объяснишь, что происходит в на­шей библиотеке?

ПОТАП: Здравствуйте! Я и за­был, что к нам сегодня ребята придут. Вот они нам сейчас и по­могут найти дом для этого малень­кого, капризного Словаренка.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Словаренок? Откуда он у нас взялся? Ведь у нас большие, солидные словари живут.

ПОТАП: Какой-то забывчи­вый читатель оставил его в нашем читальном зале, а Словаренок не знает теперь, где ему жить. (Словаренок плачет.)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Не расстраи­вайся! Мы с ребятами поможем тебе!

СЛОВАРЕНОК: Помогите мне, пожалуйста!

БИБЛИОТЕКАРЬ: Конечно, поможем! Прежде всего нам надо вспомнить, какие бывают словари.

ПОТАП: Большие и малень­кие, толстые и тонкие. В них все слова расположены по буквам.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Умница! Только правильнее сказать, что словари — это сборники слов, расположенных в алфавитном по­рядке. Известный французский писатель Анатоль Франс писал: “Словарь — это вся Вселенная в алфавитном порядке”.

ПОТАП: А мне известно, что много интересного о нашей пла­нете или о звездах, о выдающихся ученых или исторических событи­ях написано в энциклопедических словарях. Все ребята знают «Эн­циклопедию для детей» или «Энцик­лопедические словари юного хи­мика, физика» и много других. Мо­жет, Словаренок там и живет?

БИБЛИОТЕКАРЬ: Я думаю, он еще маловат для энциклопеди­ческого словаря.

СЛОВАРЕНОК: Конечно, я не так много знаю. Ведь мой хозяин только учится.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Мне ка­жется, что нам надо искать в сло­варях, которые изучают наш род­ной русский язык. Их еще называ­ют языковыми словарями.

ПОТАП: Я с ними хорошо зна­ком. Они помогают правильно напи­сать и произнести вслух слова, подс­кажут значение любого слова и даже расскажут, откуда это слово взялось.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Молод Потап! К языковым словарям носятся орфографический, толковый, словообразовательный, словарь иностранных слов и…

СЛОВАРЕНОК: Ой-ой! Я заблужусь во всех этих словарях, даже их названия не запомню.

ПОТАП: Не бойся! Мы тебе расскажем, а ребята помогут быстро разобраться в словарях

БИБЛИОТЕКАРЬ: Конец. Вначале всегда все кажется сложным. Давай познакомимся с самым простым, но и самым главным словарем. Именно он учит нас правильно писать.

ПОТАП: Я знаю, какой это словарь! Мне тут про него одна знакомая мышь стихотворение прислала. (Читает с большого плаката)

 

На прашлагодние ашипки

Смотреть мне трудно без улыбки

Вновь потиплело в дикабре,

Запахло сеном на дваре.

Пешу я лучче многих в класе.

Мне падарил подарок Вася:

Я изучила весь енварь

Арфаграфический славарь.

 

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ого! Сколько ошибок! Ребята, давайте их поскорее исправим, чтобы Словаренок не привык писать слова с ошибками. (Исправляет ошибки на плакате с помощью ребят, затем читает:

 

Орфографический словарь

Я изучала весь январь!

Мне подарил подарок Вася!

Пишу я лучше многих в классе!

Запахло сеном на дворе!

Вновь потеплело в декабре!

Смотреть мне трудно без улыбки

На прошлогодние ошибки!

ПОТАП: Вот видишь, Словаренок! Орфографический словарь учит нас правильно писать слова.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Объявляю конкурс на главного грамотея. Кто быстрее всех напишет правильно слова, вставив пропущенные буквы?

 

ЗАДАНИЕ

  • д…ректор (директор)
  • м…рковь (морковь)
  • б…гаж (багаж)
  • г…рд…роб (гардероб)
  • т…мп…ратура (температура)
  • в…н…грет (винегрет)
  • р…п…тиция (репетиция)

 

ПОТАП: Самому грамотному — медаль грамотея!

(Награждение победителя конкурса.)

СЛОВАРЕНОК: Вот здорово! А какие еще бывают словари?

БИБЛИОТЕКАРЬ: Чтобы ус­воить правила орфографии, надо хорошо знать состав слова и зако­ны словообразования.

ПОТАП: Помню, помню. При­ставить — представить. Хе-хе. Приставки, суффиксы, оконча­ния…

БИБЛИОТЕКАРЬ: Да-да! А помощником вам будет Словообразовательный словарь русского языка.

СЛОВАРЕНОК: Длинное какое название — словообразовательный.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Молодец, Словаренок! Ты правильно заметил, что это слово составлено из двух слов.

ПОТАП: То есть этот словарь помогает из одного слова сделать много других слов, если приба­вить суффикс, приставку.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, да­вайте познакомимся с этим словарем поближе. Объявляю конкурс на само­го сообразительного: кто больше всех назовет слов, образованных от слов:

  • лук (луковица, луковина, лу­ковка, луковый);
  • бабушка (бабуся, бабуля, ба­бушкин, бабусин, прабабушка).

ПОТАП: Самому умному — медаль грамотея! Поздравляем!

(Награждение победителя конкурса.)

СЛОВАРЕНОК: Как здорово! Оказывается, со словарем так ве­село играть!

БИБЛИОТЕКАРЬ: Да, со сло­варем надо дружить, чтобы лучше знать родной язык, быть грамот­ным и образованным.

СЛОВАРЕНОК: А еще какие бывают словари?

БИБЛИОТЕКАРЬ: А вот, нап­ример, знаешь ли ты значение слова “славяне”? А вот Толковый словарь русского языка объяснит значение любого слова. Давайте совершим путешествие по его страницам.

(Ребятам выдаются карточки со словами. Проводится соревнование: кто быстрее всех найдет значение предложенных слов. Победитель получает медаль грамотея.)

Самый первый толковый сло­варь русского языка почти всю свою жизнь создавал Владимир Иванович Даль в XIX веке. Целых 53 года он собирал, записывал и разъяснял слова и выражения. Этот словарь стал настоящим сок­ровищем великого русского языка.

ПОТАП: Молодцы, ребята! Все слова нашли.

СЛОВАРЕНОК: А вот и нет. Я хотел найти слово “бизнес”, пото­му что я тоже хочу быть толстым, как словарь Даля.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Нетолстым, а толковым. А вот это слово приш­ло в наш язык из другого языка — иностранного. Такие слова можно найти в Словаре иностранных слов.

ПОТАП: А я вот тоже хочу знать, что это за Интернет есть в нашем компьютере.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята нам сейчас объяснят значения этих слов.

(Ребята ищут значения слов “биз­нес” и “Интернет” в Словаре иностранных слов. Словаренок в это время достает булочку и ест.)

ПОТАП: Смотри-ка, мы тут та­кую работу провели, а Васька слуша­ет да ест. Эх ты, сирота казанская!

БИБЛИОТЕКАРЬ: Сразу столь­ко крылатых фраз ты сказал!

ПОТАП: Каких крылатых, у меня ничего не улетело!

БИБЛИОТЕКАРЬ: Крылатые слова — это… У нас в библиотеке есть словари крылатых слов и вы­ражений. Они и расскажут, кто же такая “сирота казанская” и какой Васька слушает и ест.

(Потап зачитывает значения вы­ражений.)

СЛОВАРЕНОК: Вот здорово. Ну, блин! Круто! Клево!

БИБЛИОТЕКАРЬ: А вот таких слов не хотелось бы слышать в на­шей речи. Это слова-сорняки, и от них надо избавляться.

ПОТАП: Правильно. Сколько у нас в языке есть красивых слов! Пос­лушай: мягкий, пушистый, красивый.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, вы помните, как называются слова, одинаковые по смыслу, но разные по написанию? (Синонимы.)

(Ответы ребят.)

ПОТАП: А еще есть: добрый — злой, смелый — трусливый.

БИБЛИОТЕКАРЬ: А эти слова называются антонимы — они про­тивоположные по смыслу. И все эти слова можно найти в Словаре синонимов и антонимов.

СЛОВАРЕНОК: Я буду хоро­шим, добрым, послушным.

ПОТАП: Правильно! Если будешь таким, мы возьмем тебя жить в нашей библиотеке, в нашем городе (селе).

БИБЛИОТЕКАРЬ: А знаете ли вы, почему наш город (село) носит такое название?

ПОТАП: Нет. Наверное, кто-то давным-давно придумал это назва­ние, а мы забыли, что оно значит.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Об этом можно узнать тоже в словаре, ко­торый называется “Топонимичес­кий словарь”. Давайте поиграем с вами в города… (Называет города, затем объясняет, как получились их названия.)

СЛОВАРЕНОК: Сколько же интересного спрятано в этих сло­варях! А почему тогда меня зовут Словаренком? Потому что я ма­ленький и мало знаю?

ПОТАП: Ну и что, что малень­кий. Ведь ты же будешь учиться и с каждым днем будешь знать все больше и больше слов. И станешь большим словарем.

БИБЛИОТЕКАРЬ: А пока ты нужен нашим ребятам. И мы сейчас вместе сделаем маленькие словари­ки, где напишем слова, которые се­годня узнали из больших словарей.

(Ребята с помощью Потопа, Биб­лиотекаря и Словаренка делают словари.)

Ребята! Мы познакомились только с небольшой частью слова­рей. Есть еще много умных и инте­ресных книг, которые расскажут вам об окружающем мире. С ними мы познакомимся в следующий раз.

ПОТАП: Приходите к нам в библиотеку.

СЛОВАРЕНОК: Я вас буду ждать. Мне так хочется иметь много друзей, чтобы вместе с ни­ми учиться!

Автор Л. Кривенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.