Физические и технические словари в библиотеке

Физические и технические словари в библиотеке

Библиотечный урок

Тема: Знакомство с энциклопедически­ми изданиями в области физики и техники

 Урок проводится в 7-м классе и рас­считан на 2 часа.

 Ход урока

Первый час

  1. Знакомство с энциклопедиче­скими изданиями, правила пользо­вания ими.

Библиотекарь проводит небольшую беседу, сопро­вождающуюся компьютерной презен­тацией. Она включает в себя знаком­ство учащихся с универсальными и отраслевыми энциклопедическими изданиями, с которыми предстоит работать на уроке, различными ви­дами указателей, входящими в спра­вочный аппарат этих изданий, с пра­вилами рационального поиска инфор­мации.

 2. Поиск информации в энцикло­педических изданиях.

 Работа в груп­пах. Класс делится на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает задание: найти информацию об уче­ном или изобретении. Например: Попов, Морзе, Рентген, Маркони, Фарадей, Эдисон, Белл, Ампер, телескоп и микроскоп.

Зада­ния выдаются не все сразу, а в два тура. На всю работу по каждому туру отводится 15 минут (из них 10 минут на поиск информации и составление

отчета, по 1 минуте – доклады от каж­дой из 5 групп. При этом группы за­ранее получают памятку о том, что должен содержать этот доклад-план доклада). Необходимо уложиться в обозначенные временные рамки.  

 

Работа в группах и выступления оцениваются баллами. Условия начисления баллов:

  • правильный выбор источника информации;
  • умение грамотно обосновать вы­бор, объяснить путь поиска инфор­мации, правильно назвать выбранное издание и элементы справочного ап­парата книги (указатели, содержа­ние);
  • умение выделить главное и чет­ко доложить, ориентируясь на воп­росы или план, предложенные в па­мятке;
  • активное участие других поиско­вых групп в обсуждении данного воп­роса (дополнения по сути вопроса, умение использовать свой интеллект, умение услышать неточности в путях поиска информации и речевые ошиб­ки);
  • участие всех членов данной груп­пы в работе, роль спикера в течение

обоих уроков выполняет каждый по очереди.

 Библиотекарь координирует работу групп, корректирует выступления учащих­ся. Обращает внимание детей на то, что умение вести информационный поиск и оценивать качество инфор­мации будет необходимо им и при работе в Интернете.

 Поиск информации обычно не вы­зывает трудностей, так как занятия по формированию навыков работы с книгой, пользованию библиотекой, по обучению путям оперативного на­хождения информации в справочных изданиях проводятся начиная с 3-го класса, усложняясь из года в год. А вот обработка информации, при­обретение читательской внимательно­сти, восприятие услышанного все еще остаются камнем преткновения.

 

Второй час III

Блиц-опрос

 Проверка усвоения информации, добытой и представленной всеми группами на первом уроке, проводит­ся по принципу телевизионной пере­дачи «Своя игра». С помощью муль­тимедийного проектора (монитора, простой доски, плаката, наконец) демонстриру­ется компьютерная модель игры. Ко­манды выбирают категорию и сто­имость вопроса. В случае неправиль­ного ответа слово передается следу­ющей команде. Время на обдумыва­ние -30 сек. Были предложены сле­дующие категории и вопросы.

 

Первый раунд

 Ученые и изобретатели

  1. Первый ученый мира – облада­тель Нобелевской премии (Рентген).
  2. Американский электротехник, который в 12 лет был разносчиком газет (Эдисон).
  3. Французский физик и матема­тик, один из основателей электроди­намики (Ампер).
  4. Известный изобретатель, кото­рый в 17 лет работал преподавате­лем музыки и ораторского искусства (Белл).
  5. Итальянский радиотехник, чья деятельность сыграла большую роль в распространении радио как сред­ства связи (Маркони).

 

Жизнь замечательных людей

  1. Почему рентгеновские лучи ста­ли называть именем открывателя только пофе его смерти? (Рентген, в силу своего характера, был против использования имени в названии).
  2. Это устройство называют име­нами Галилея, Кеплера и Ньютона, хотя никто! из них не был его первым конструктором (Телескоп).
  3. Какой факт из жизни А.С. По­пова помог! прославиться итальянско­му радиотехнику Маркони? (Попов не запатентовал изобретение радио­приемника]).
  4. Почему телеграф А. Белла пе­редает одновременно 7 телеграмм? (По аналогии с семью нотами).
  5. Почему М. Фарадея называ­ют «гениальным самоучкой»? (Фарадей имел только начальное обра­зование).

 

Устройства

 

  1. Изобретение А. Белла (Теле­фон).
  2. Этот! простой прибор состоит из одной линзы, а сложный – из двух и более (Микроскоп).
  3. Достоинства этого аппарата -простота конструкции, надежность в работе и дешевизна, а недостаток – небуквопечатающий прием (Телеграф Морзе).
  4. Какими элементами дополнил лампу накаливания американский электротехник Томас Эдисон? (Пат­рон и цоколь).
  5. Конструктор первого в мире электродвигателя (М. Фарадей).

 

Второй раунд

 Команды предварительно сдают карточки с указанием ставки, затем письменно отвечают на вопрос. Это тоже проверка усвоенного на первом уроке, то есть искать больше ничего нельзя, да и времени на это не дает­ся.

 Пример:

Назовите английского и американ­ского ученых, которые родились в од­ном году: Ампер, Белл, Фарадей, Маркони, Эдисон, Рентген, Морзе.

(Правильный ответ: Морзе и Фа­радей, 1791.)

 По результатам работы на уроке и оценок игры выставляются отметки.

На таких уроках учащиеся приоб­ретают знания и умения в области информационной культуры, что ве­дет к способности эффективно решать задачи информационного самообеспе­чения.

 

Распределение времени

Первый урок:

 Начало и презентация библиотека­ря – 7 мин.

Работа в группах (поиск информа­ции, доклады):

1-й тур – 15 минут (из них 10 минут на поиск информа­ции и составление отчета, по одной минуте – на доклады от каждой груп­пы),

2-й тур – 15 минут.

Подведение итогов и резерв време­ни на вопросы и затянувшиеся док­лады – 8 мин.

Второй урок весь занят игрой, и распределение времени дается в за­висимости от того, сколько вопросов на каком раунде. В конце надо оста­вить несколько минут на подведение итогов.

 

ЛИТЕРАТУРА

Большая советская энциклопедия

Энциклопедический словарь юно­го физика / Сост. В. А. Чуянов. -3-е изд., испр. и доп. – М. : Педаго­гика-Пресс, 1997. – 336 с. : ил.

Энциклопедия для детей. : Т. 14. Техника / Глав. ред. М. Д. Аксено­ва. – М. : Аванта+, 2000. – 688 с. : ил.

Энциклопедия для детей : Т. 16. Физика. : 4.1. Биография физики. Путешествие в глубь материи. Меха­ническая картина мира / Глав. ред. В.А. Володин. – М. : Аванта+, 2002. – 448 с. : ил.

Энциклопедия для детей : Т. 16. Физика. : 4.2. Электричество и маг­нетизм. Термодинамика и квантовая механика. Физика ядра и элементар­ных частиц / Глав. ред. В. А. Воло­дин. -М. : Аванта+, 2001. – 432 с. : ил.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *