Библиотечная экскурсия: понятие и виды
В последние годы мы все чаще используем такую форму работы как экскурсия. Её основная функция — формирование информационной культуры личности.
Главный объект организатора библиотечной экскурсии — экскурсанты. Экскурсия проводится именно для них. Их воспитание, их развитие, расширение их кругозора и просвещение в сфере информационной грамотности — цель экскурсии в библиотеке.
А поэтому необходимо максимально учесть уровень информированности, общей культуры экскурсантов.
Библиотечная экскурсия — это способ групповой просветительской работы в библиотеке по формированию информационной культуры личности, в которой участвуют совместно группа лиц (экскурсантов) и более сведущие лица — руководители экскурсии (библиотекари).
Среди средств работы по воспитанию информационной культуры пользователей, есть такие, которые воздействуют преимущественно интеллектуальным путем (например, библиотечный урок, лекция). Особенностью библиотечной экскурсии в силу наглядного ее характера является то, что она особенно эффективно воздействует и на уровне эмоциональном.
Однако, определяя место экскурсии, в ряду других средств формирования информационной культуры читателей библиотеки, можно утверждать, что основными задачами этой формы библиотечной работы являются:
- максимальное удовлетворение интеллектуальной потребности экскурсантов
- посвящение их в смысл библиотечного дела, неисчерпаемые возможности приобщения к Знаниям через Библиотеку
Задумывая и проводя библиотечную экскурсию, мы всегда заботимся о том, чтобы ее план, используемые наглядные пособия максимально способствовали серьезному ознакомлению с библиотекой, ее структурой, составом фондов, справочным аппаратом, продуктами и услугами для пользователей.
И даже, когда речь идет о художественных экскурсиях в библиотеке (например, по размещенной здесь выставке живописи или произведений декоративно-прикладного искусства), то и они не ограничиваются у нас лишь просмотром-любованием, а сопровождаются обстоятельными комментариями и проводятся как своеобразные уроки постижения творчества художника.
Важно помнить, что каждая хорошо проведенная экскурсия дает не только определенные информационные познания, но и позволяет пережить эмоциональные моменты. Эмоциональное наслаждение — сопутствующий элемент библиотечной экскурсии.
Библиотечная экскурсия — это форма групповой просветительской работы в библиотеке по формированию информационной культуры личности, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством сведущего лица (библиотекаря) изучает библиотеку как информационный социальный институт.
1) изучение объекта в его естественной обстановке
2) необходимость для экскурсанта отправиться к этому объекту
Под естественной обстановкой мы понимаем библиотеку как действующую социальную среду. Только в ней экскурсант может почувствовать себя пользователем библиотеки и только в этих условиях он с наибольшей эффективностью всесторонне и прочно воспримет передаваемую экскурсоводом информацию.
Желающий понять, что такое библиотечные технологии и как правильно разыскать информацию в огромном книжном море, не может ограничиться абстрактным изучением структуры библиотеки, умозрительным рассмотрением функций ее отдельных структурных подразделений и продуктов ее деятельности. Только оказавшись там, где расположены рядом и книжные сокровища, и средства, позволяющие ориентироваться в библиотечных фондах (традиционные каталоги и картотеки, электронные ресурсы), можно почувствовать и по-настоящему понять, что же такое библиотека и охватить в целом этот сложный организм. В этом, думается, — главное преимущество экскурсионной формы работы.
Чтобы получить возможность изучать объект в естественной обстановке, надо отправиться к нему. Это путешествие предшествует изучению, или продолжается параллельно с ним, психологически срастается с самою работою экскурсии.
Библиотечная экскурсия — это форма групповой просветительской работы в библиотеке по формированию информационной культуры личности, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (библиотекаря) изучает библиотеку как информационный социальный институт в ее естественной обстановке, отправляясь с этой целью к объекту своего изучения — в библиотеку.
Библиотечные экскурсии можно разделить на три группы и выделить те основные черты, которые определяют характер ведения экскурсии:
По содержанию:
- тематические (например, изучается только справочно — библиографический аппарат библиотеки);
- комплексные экскурсии;
По составу участников:
- детские (дошкольники, школьники);
- юношеские (школьники, студенты);
- взрослые (лица, повышающие уровень информационной культуры, гости города, профессиональное сообщество, представители власти и спонсоры).
По форме проведения:
- реальные (в помещении библиотеки);
- виртуальные (на сайте библиотеки);
Как показывает опыт, в детских экскурсиях большое значение имеет возрастная дифференциация, во взрослых — профессиональная. А в юношеских — на первый план выступает дифференцировка образовательной подготовки: юношеский возраст однороден; это тот момент жизни, когда разница в два-три года не имеет значения, и 16 или 20-летний юноша или девушка — сверстники; профессия еще не завладела их психикой, еще не сложились навыки, не установилось отношение к окружающему миру: широко и жадно воспринимается знание, безотносительно к утилитарным соображениям. Зато большую разницу делает образовательный уровень. Так, в ходе библиотечной экскурсии для студентов юридических специальностей необходимо больший акцент сделать на информационно-поисковые возможности библиотек в сфере юриспруденции.
С точки зрения экскурсионной методики, наибольшее значение и интерес имеют библиотечные экскурсии школьные и юношеские, и происходит это по следующим причинам:
- такие экскурсии исторически являются первыми — на них выработалась методика экскурсионного дела в библиотеке;
- громадному большинству библиотекарей приходится проводить именно эти виды библиотечных экскурсий;
Правила экскурсии
- Экскурсант в процессе библиотечной экскурсии обязательно должен узнать о спектре услуг, предоставляемых библиотекой, чтобы в дальнейшем он мог ими воспользоваться
- В процессе экскурсии необходимо заострить внимание на основных правилах пользования библиотекой
- Руководитель экскурсии не должен злоупотреблять использованием слов-профессионализмов, так как это может усложнить усвоение информации о библиотеке. Если же специальные термины звучат в речи экскурсовода, их необходимо популярно разъяснить
- В ходе экскурсии не стоит заострять внимание на отдельных сотрудниках библиотеки, необходимо только пояснить: чем в силу своих профессиональных обязанностей они могут помочь пользователю, если у него возникли затруднения в поиске или получении информации
- Помните, что на первом месте из всего, что создает комфортность работы в библиотеке, читатели называют доброжелательность библиотекаря, поэтому тон экскурсии должен быть ровным, недопустимы назидания привлечение к порядку как со стороны экскурсовода, так и со стороны сотрудников, в чьем отделе находятся экскурсанты
И — добро пожаловать на экскурсию в нашу библиотеку.