Библиотечная экскурсия: понятие и виды

Библиотечная экскурсия: понятие и виды

 

В последние годы мы все чаще используем такую форму работы как экскурсия. Её основная функция — формирование информа­ционной культуры личности.

Главный объект орга­низатора библиотечной экскур­сии — экскурсанты. Экскурсия проводится именно для них.  Их воспитание, их развитие, рас­ширение их кругозора и просвеще­ние в сфере информационной гра­мотности — цель экскурсии в биб­лиотеке.

А поэтому необходимо макси­мально учесть уровень информиро­ванности, общей культуры экскурсан­тов.

Библиотечная экскурсия — это способ групповой просветительской работы в биб­лиотеке по формированию инфор­мационной культуры личности, в которой участвуют совместно группа лиц (экскурсантов) и более сведущие лица — руководители экскурсии (библиотекари).

Среди средств работы по вос­питанию информационной культу­ры пользователей, есть такие, кото­рые воздействуют преимущест­венно интеллектуальным путем (например, библиотечный урок, лекция). Особенностью библиотеч­ной экскурсии в силу наглядного ее характера является то, что она осо­бенно эффективно воздействует и на уровне эмоциональном.

Одна­ко, определяя место экскурсии, в ряду других средств формирова­ния информационной культуры чи­тателей библиотеки, можно утвер­ждать, что основными задачами этой формы библиотечной работы являются:

  1.  максимальное удовлетворение интеллектуальной потребности экскурсантов
  2.  посвя­щение их в смысл биб­лиотечного дела, неисчерпаемые возможности приобщения к Знани­ям через Библиотеку

 Задумывая и проводя библио­течную экскурсию, мы всегда забо­тимся о том, чтобы ее план, ис­пользуемые наглядные пособия максимально способствовали се­рьезному ознакомлению с библио­текой, ее структурой, составом фондов, справочным аппаратом, продуктами и услугами для пользо­вателей.

И даже, когда речь идет о художественных экскурсиях в библиотеке (например, по разме­щенной здесь выставке живописи или произведений декоративно-прикладного искусства), то и они не ограничиваются у нас лишь про­смотром-любованием, а сопро­вождаются обстоятельными ком­ментариями и проводятся как свое­образные уроки постижения творчества художника.

 Важно помнить, что каждая хо­рошо проведенная экскурсия дает не только определенные информа­ционные познания, но и позволяет пережить эмоциональные момен­ты. Эмоциональное на­слаждение — сопутствующий эле­мент библиотечной экскурсии.

Библиотечная экс­курсия — это форма групповой просветительской работы в биб­лиотеке по формированию инфор­мационной культуры личности, при которой группа лиц (экскур­сантов) под руководством сведу­щего лица (библиотекаря) изучает библиотеку как информационный социальный институт.

1) изучение объекта в его естес­твенной обстановке

2) необхо­димость для экскурсанта отпра­виться к этому объекту

 Под естественной обстановкой мы понимаем библиотеку как дей­ствующую социальную среду. Только в ней экскурсант может по­чувствовать себя пользователем библиотеки и только в этих услови­ях он с наибольшей эффективнос­тью всесторонне и прочно воспри­мет передаваемую экскурсоводом информацию.

 Желающий понять, что такое библиотечные технологии и как правильно разыскать информацию в огромном книжном море, не мо­жет ограничиться абстрактным изучением структуры библиотеки, умозрительным рассмотрением функций ее отдельных структурных подразделений и продуктов ее де­ятельности. Только оказавшись там, где расположены рядом и книжные сокровища, и средства, позволяющие ориентироваться в библиотечных фондах (традици­онные каталоги и картотеки, элект­ронные ресурсы), можно почувст­вовать и по-настоящему понять, что же такое библиотека и охватить в целом этот сложный организм. В этом, думается, — главное пре­имущество экскурсионной формы работы.

Чтобы получить возможность из­учать объект в естественной обста­новке, надо отправиться к нему. Это путешествие пред­шествует изучению, или продол­жается параллельно с ним, психо­логически срастается с самою работою экскурсии.

Библиотечная экскурсия — это форма групповой просвети­тельской работы в библиотеке по формированию информационной культуры личности, при которой группа лиц (экскурсантов) под ру­ководством более сведущего лица (библиотекаря) изучает библиоте­ку как информационный социаль­ный институт в ее естественной об­становке, отправляясь с этой це­лью к объекту своего изучения — в библиотеку.

 Библиотечные экскурсии мож­но разделить на три группы и выделить те основные черты, которые опре­деляют характер ведения экскур­сии:

 По содержанию:

  • тематические (например, изу­чается только справочно — библиографический аппарат библиотеки);
  • комплексные экскурсии;

 По составу участников:

  • детские (дошкольники, школьники);
  • юношеские (школьники, сту­денты);
  • взрослые (лица, повышаю­щие уровень информационной культуры, гости города, професси­ональное сообщество, представи­тели власти и спонсоры).

 По форме проведения:

  • реальные (в помещении биб­лиотеки);
  • виртуальные (на сайте биб­лиотеки);

 

Как показывает опыт, в детских экскурсиях большое зна­чение имеет возрастная диффе­ренциация, во взрослых — про­фессиональная. А в юношеских — на первый план выступает дифференцировка образовательной под­готовки: юношеский возраст одно­роден; это тот момент жизни, когда разница в два-три года не имеет значения, и 16 или 20-летний юно­ша или девушка — сверстники; профессия еще не завладела их психикой, еще не сложились навы­ки, не установилось отношение к окружающему миру: широко и жадно воспринимается знание, безотносительно к утилитарным соображениям. Зато большую разницу делает образовательный уровень. Так, в ходе библиотечной экскурсии для студентов юриди­ческих специальностей необходимо больший акцент сделать на инфор­мационно-поисковые возможности библиотек в сфере юриспруденции.

 С точки зрения экскурсионной методики, наибольшее значение и интерес имеют библиотечные экскурсии школьные и юношеские, и происходит это по следующим причинам:

  • такие экскурсии исторически являются первыми — на них выра­боталась методика экскурсионно­го дела в библиотеке;
  • громадному большинству библиотекарей приходится прово­дить именно эти виды библиотеч­ных экскурсий;

 Правила экскурсии

  • Экскурсант в процессе биб­лиотечной экскурсии обязательно должен узнать о спектре услуг, предоставляемых библиотекой, чтобы в дальнейшем он мог ими воспользоваться
  • В процессе экскурсии необ­ходимо заострить внимание на ос­новных правилах пользования биб­лиотекой
  • Руководитель экскурсии не должен злоупотреблять использо­ванием слов-профессионализмов, так как это может усложнить усвое­ние информации о библиотеке. Если же специальные термины звучат в речи экскурсовода, их не­обходимо популярно разъяснить
  • В ходе экскурсии не стоит за­острять внимание на отдельных сотрудниках библиотеки, необхо­димо только пояснить: чем в силу своих профессиональных обязан­ностей они могут помочь пользова­телю, если у него возникли затруд­нения в поиске или получении ин­формации
  • Помните, что на первом мес­те из всего, что создает комфорт­ность работы в библиотеке, чита­тели называют доброжелатель­ность библиотекаря, поэтому тон экскурсии должен быть ровным, недопустимы назидания привлечение к порядку как со стороны экскурсовода, так и со стороны сотрудников, в чьем отделе находятся экскурсанты

 И — добро пожаловать на экскурсию в нашу библиотеку.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *