«Основы библиотечно-библиографических знаний». 5 класс

Молодые библиотекари всегда испытывают определенные трудности при планировании библиотечных уроков на год. Комплекс уроков должен быть таким, чтобы дети действительно усвоили основы библиотечно-библиографических знаний, могли свободно, самостоятельно “плавать в библиотеке”. А не так, когда один раз в год, в одном классе проходит урок, получается для галочки, без системы. Вариации, конечно, же, вы составите сами. Что-то углубите, а что-то сократите. Предлагаю вам подробный план-конспект уроков в 5 классе. 

 «Основы библиотечно-библиографических знаний»

5 класс

 

Тема 1: «Похвала книге» 

Приобщить детей к чтению; расска­зать о роли книги в жизни общества; и форми­ровании великих людей; о бережном отноше­нии к книге.

 

Тема 2: «История книги» 

Познакомить детей с историей книги от ее истоков до настоящего времени, с древнейшими библиотеками; Первые”книги (на камне, глине, шелке, вос­ке, бересте, папирусе, пергаменте и др. мате­риале); Изобретение бумаги. Рукописные книги; Древнейшие и средневековые библиотеки (библиотеки Ниневии и Древнего Египта, Алек­сандрийская библиотека, книжные собрания Древней Руси); Изобретение книгопечатания. Иоганн Гутен­берг и его книги; Книгопечатание на Руси. Иван Федоров и его книги; Как печатают книги сейчас. Экскурсия в типографию.

 

Тема 3: Искусство книги 

Помочь увидеть работу художника, понять не только внешнюю, но и глубинную связь иллюстрации с текстом, почувствовать манеру, «почерк» художника, его творческую индивидуальность; Книга как предмет искусства и полиграфии. Виды иллюстраций в зависимости от их места на странице (иллюстрация-портрет, иллюстра­ции-действия, познавательные иллюстрации, иллюстрации-настроения, иллюстрации к тех­ническим книгам); Художники-иллюстраторы детских книг (Ю. Васнецов, Т. Маврина, Е. Чарушин, А. Пахомов, братья Трауготы, М. Майофис и др.); Формат изданий. Уникальные и необычные издания (книги-малютки, книги-толстяки, книги-гиганты и др.); Экслибрис; Изготовление макета книги: практическая работа.

 

Тема 4: Структура книги

Знакомство с теми элементами кни­ги, мимо которых, как правило, проходят юные читатели. Показать детям, какую служ­бу несут все эти структурные части; Элементы книги. Справочный аппарат книги

 

Тема 5: Газеты и журналы для детей 

Развить интерес к периодике, на­учить правильно читать газеты и журналы, рассказать о работе редактора, корреспон­дента; Что такое периодика. Отличия газет и жур­налов. Из истории газет: «Куранты», «Ведо­мости»; Из истории журналистики. Издания для де­тей: «Пионер», «Юный натуралист».

 

Тема 6: Система библиотечного обслужи­вания читателей 

Знакомство с крупнейшими библио­теками страны, республики, города, с прави­лами записи в детскую библиотеку, с отдела­ми библиотеки: абонементом и читальным залом. Структура библиотечной системы; Правила пользования детской библиотекой. Организация обслуживания в детской библиотеке: экскурсия в детскую библиотеку.

 

Тема 7: Справочные издания 

Расширить знания школьников о словарях и энциклопедиях, научить работать с ними; Энциклопедии. Справочники. Словари. Работа со справочными изданиями: практи­ческая работа 

 

Тема 8: Библиотечные каталоги  Познакомить ребят с каталогами, на­учить ими пользоваться.

Назначение библиотечных каталогов. Алфавитный каталог; Систематический каталог; Библиографическое описание документа: практическая работа; Самостоятельная работа с каталогом: урок в детской библиотеке

 

Тема 9: Основы библиографии.

Научить детей ориентироваться в потоке информации, ознакомить с раз­личными видами библиографических пособий

 

Тема 10: Самостоятельная работа с кни­гой

Научить детей работать с книгой. Организация рабочего места. Записи о прочитанном. Дневник чтения. От­зыв о книге.     

 

В конце первого полугодия и в конце учебно­го года проводятся заключительные уроки по пройденным темам.

 1 полугодие: Библиотечная игра «Что вы зна­ете о книге?»

2 полугодие: Библиотечная мозаика: урок-игра.

 

 

Библиотечная игра «Нам книги -лучшие друзья!»

  

1 4 7
2 5 8
3 6 9

На доске красочный плакат с цифрами-ячей­ками, но они закрыты. Когда команды называют цифры по выбору (любую от 1 до 9), тогда ячей­ка открывается (можно по порядку).

Участвуют три команды; побеждает та, кото­рая наберет большее количество баллов. В игре 9 конкурсов, по количеству цифр на плакате. За каждый правильный ответ – 1 балл.

 

1 КОНКУРС «ИСТОРИЯ КНИГИ»

Каждая команда последовательно отвечает на 3 вопроса.

 Вопросы первой команде:

  1. Из каких материалов изготовляли книг и в древности? (Глина, воск, пергамент, па­пирус, береста, листья пальмы, шелк и др.)
  2. Как называлась библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала? («Дом наставлений и советов”)
  3. Что такое «палимпсест»? (Рукопись на пер­гаменте поверх более раннего, смытого или соскобленного текста, греч.)

 

Вопросы второй команде:

  1. В какой стране и кто изобрел бумагу? С В Китае, Цай Лунь)
  2. Как называлась библиотека египетского фараона Рамзеса II (“Аптека для души»)
  3. 3. Что такое «скрипторий»? (Средневековая мастерская, в которой переписывались кни­ги, лат.)

 

Вопросы третьей команде:

  1. Какие инструменты для письма вы знаете? (Стиль, калам, писало)
  2. Как называли библиотеки на Руси? (Книж­ная палата, книгохранилище, книжная казна, книжная клеть) 
  3. Какой царь дал разрешение на книгопечатанье на Руси? (Иван Грозный)

 

2 КОНКУРС. «ИСКУССТВО КНИГИ»

Вопросы первой команде:

  1. Как называются иллюстрации, которые помогают понять технический или научный текст? (Схема, чертеж)
  2. 2. Иллюстрации какой художницы похожи на ярмарочные игрушки или на расписные пряники? (Т. Мавриной)
  3. 3. Как называется иллюстрация небольшого размера, помещенная в начале книги или главы? (Заставка)

 

Вопросы второй команде:

  1. Что изображают иллюстрации-действия? (Детали обстановки, характерные костюмы, отвечающие определенному историческому времени и месту)
  2. Назовите художника, который пишет и сам иллюстрирует свои книги о животных (Е. Ча­рушин)
  3. Что такое «формат книги»? (Ее размер по высоте и ширине)

 

Вопросы третьей команде:

  1. Как называются иллюстрации, цель кото­рых – показать незнакомое? (Предметно-познавательные)
  2. Назовите художника, который работает в стиле офорт? (М. Майофис)
  3. Как называется главная иллюстрация в книге? (Фронтиспис)

 

3 КОНКУРС. «СТРУКТУРА КНИГИ»

 

Конкурс проходит в виде блиц-турнира, каж­дая команда отвечает на вопрос по порядку.

  1. Двойной лист бумаги, соединяющий блок с переплетной книжкой (форзац).
  2. Первая страница книги, на которой напеча­таны основные сведения об этом издании (титульный лист)
  3. Обложка, одеваемая поверх переплета книги (суперобложка)
  4. Вводный текст, предваряющий изложение основного материала (предисловие)
  5. Иллюстрированная или шрифтовая по­крышка книги, защищающая блок от загряз­нения (обложка)
  6. Обложка из твердого картона (переплет)
  7. Полоска картона, вкладываемая – в книгу для того, чтобы отметить нужную страницу (закладка)
  8. Перечисление всех произведений, вошед­ших в книгу, с указанием страниц, где они по­мещены (содержание)
  9. Краткое содержание книги (аннотация)
  10. Закладка в виде ленточки (ляссе)
  11. 11. Порядковый номер страницы (колонцифра)
  12. Отдельный лист книги с вынесенным на него заглавием главы или раздела книги (шмуцтитул)

 

IV КОНКУРС. «В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ»

 

Конкурс-кроссворд. Каждая команда отгады­вает по три вопроса. По горизонтали должно по­лучиться слово, отвечающее на соответствую­щий номеру вопрос.

Вопрос-ключ (по вертикали): Как называется работник библиотеки, который запишет вас в библиотеку и поможет выбрать нужную книгу? (Библиотекарь)

  1. Отдел библиотеки, в котором производит­ся выдача литературы на дом (абонемент).
  2. Куда мы спешим, если нам хочется почи­тать интересную книгу или дополнительный материал для урока? (Библиотека)
  3. Полоска из картона, которая вкладывается в книгу для того, чтобы отметить нужную страницу (закладка).
  4. Что нам особенно нужно для занятий в читальном зале? (Тишина)
  5. Карточка установленного образца, используемая для индивидуального учета читателей и выданной литературы (Формуляр)
  6. Какой документ нужен для записи в библиотеку? (Паспорт)
  7. За окнами гуляла вьюга

 Чертила на стекле узор

 А мы в тепле с любимым другом

 Вели весь вечер разговор.

 

Показывал он мне картинки

Ребячий лагерь, лес, костер…

Я взял чернильную резинку…

И с друга пятнышки все стер.

 

Потом закладкой голубою

Листы до завтра заложил,

Взял друга бережной рукою

И в шкаф на полку положил. (Книга)

8.Специально оборудованное помещение, где читатели могут работать с книгами, периодикой, словарями. Здесь удобная мебель, правильное освещение. Тишина (Читальный зал)

9. Как называется человек, читающий книги для себя? (Читатель)

 

5 КОНКУРС. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О КНИГЕ

 

Кто больше назовет пословиц и поговорок о книге, тот и побеждает.

 

6 КОНКУРС. ЮНЫЙ ПОЭТ

 

Командам дается 5 минут для того, чтобы придумать четверостишье  со словами : КНИГА, ДРУГ, ИНТЕРЕСНО, БИБИЛИОТЕКА.

 

7 КОНКУРС, РЕКЛАМА

 

Командам дается 5 минут для того. Чтобы сделать обзор книги (любой книги, может даже учебника), так, чтобы ее сейчас же захотелось взять и прочитать.

 

 

8 9 КОНКУРСЫ. МОГУТ БЫТЬ КОНКУРСАМИ ДЛЯ КАПИТАНОВ

 

Подводятся итоги. Награждаются победители.

 

  

“Библиотечная академия”

Урок-игра

Сцена­рий заключительного урока программы

 

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим заключительный урок по пройденным темам нашего курса “Основы книжной культуры”:

— Справочные издания (энциклопедии, сло­вари);

— Периодические издания (газеты, журналы);

— Справочно-библиографический аппарат библиотеки (каталоги, картотеки, библио­графические указатели).

 

В игре принимают участие 3 команды. Каждой команде будет предложено несколько заданий. Ответы оцениваются по пятибалльной системе.

 

1 ТЕМА. СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

 

Названия всего, что есть во Вселенной, вме­стились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель А. Франс: “Словарь -это вся Вселенная в алфавитном порядке”.

Словари помогают нам правильно написать слово, объяснить его значение, узнать, из како­го языка оно пришло к нам, заменить его сход­ным по смыслу.

 

Первое задание командам заключается в следующем:

По “Толковому словарю русского языка” С. Оже­гова найти значение слова “пшено” (Крупа из проса).

 

Кто быстрее найдет и зачитает его толкование?

 

По Словарю русских личных имен:

1 команда: “Тимур” (узб. Тамерлан, “железо”).

2 команда: “Ксения” (греч. “гостья”, “чуже­земная”).

3 команда: “Тамара” (др.-евр. “финиковая пальма”).

 

По “Словарю русских фамилий”:

1 команда: “Калашников” (По занятию отца: калачник – пекарь либо продавец калачей).

2 команда: “Распутин” (От прозвища “Распута”, из нарицательного “безнравственный”, “непутевый”).

3 команда: “Горохов” (От мужского имени – Горох(ср. Царь Горох).

 

По “Словарю иностранных слов”:

1 команда: “Фаланга” – ряд, шеренга, боевое построение (в Древней Греции); часть пальца; ядовитое животное класса паукообразных.

2 команда: “Мотив” – основная причина, по­вод к какому-либо действию; составная часть сюжета, тема произведения; мелодия, напев.

3 команда: “Профиль” – вид сбоку (напри­мер, человеческого лица); в технике, промы­шленности – сечение, разрез; совокупность черт и особенностей к.-л. специальности, предприятия, учебного заведения.

 

II КОНКУРС: “ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ”

 

Каждая команда отвечает на два вопроса (3 варианта ответов на карточках).

 

  1. Где появилась первая газета? Москва, Рим, Париж.
  2. Как называлась первая рукописная газета на Руси? “Ведомости”, “Эпоха”, “Куранты”.
  3. В каком году появилась первая печатная газета в России? 1621, 1703 (при Петре Первом), 1812.
  4. Назовите имя русского царя, который сам принимал участие в редактировании газет: Иван Гоозный, Александр II, Петр Первый.
  5. В какой стране появился первый журнал? Италия, Франция, Россия.
  6. В России до 1917г. выходило около 300 дет­ских журналов. Назовите старейший из них. “Северное сияние”, “Задушевное слово”, “Детское чтение для сердца и разума”(вы­ходил в 1785-1789 гг.; редактор Н. И. Новиков).

 

Ill КОНКУРС: КРОССВОРД

Команды разгадывают кроссворд.

По вертикали:

  1. Основной элемент каталога. На ней дела­ется библиографическое описание книг, статей.

По горизонтали:

  1. Условное обозначение, присвоенное каж­дой рубрике, каждому делению ББК.
  2. Как называется каталог, карточки в кото­ром располагаются по отраслям знаний.
  3. Первая страница книги, где напечатаны ав­тор, заглавие и выходные данные. Именно с нее делается описание на каталожную карточку.
  4. Условное обозначение фамилии автора книги или первого слова заглавия произведения по авторским таблицам.
  5. “Дробь”, состоящая из индекса и автор­ского знака. Указывает место книги на полке.
  6. Перечень всех книг в библиотеке.
  7. Как называется каталог, карточки в котором располагаются в алфавите авторов и заглавий.
  8. Карточка из толстого картона или другого плотного материала, обычно с выступом; с назва­нием рубрики, раздела, просто буквой алфавита.

 

ЗАДАНИЕ 2.

Командам предлагается найти книги по ал­фавитному каталогу:

Какие книги этого автора есть в библиотеке?

 

1 команде: П.П. Бажов (“Горный мастер”, “Малахитовая шкатулка”, “Хрупкая веточка”).

2 команде: Вальтер Скотт (“Айвенго”, “Квен­тин Дорвард”, “Талисман”).

3 команда: В.П. Некрасов (“В самых адских кот- ( лах побывал”, “Маленькая печальная повесть”).

 

ЗАДАНИЕ 3

Каждой команде дается каталожная карточка с пропущенным элементом описания (на одной нет названия издательства, на второй – года вы­хода книги, на третьей – количественной харак­теристики).

Предлагается найти пропущенный элемент описания.

 

ЗАДАНИЕ 4

Каждой команде предлагается проставить по “Авторским таблицам” авторский знак на имеющи­еся каталожные карточки предыдущего задания.

 

IV КОНКУРС: СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ БИБЛИОТЕКИ”

 

Пользуясь библиографическими указателями и картотекой газетно-журнальных статей, подобрать список литературы по темам:

 

ЗАДАНИЕ 1

 

по указателям:

1 команде: О художниках (Что читать? Биб. указатель литературы. – М.: Книга, 1974. – С.317-322; В стране интересных уроков. Вып. 27. – М.: Книжная палата, 1991. – С.65-68).

2 команде: Об учителях (Твоя школьная жизнь. – М.: Книга, 1978. – С. 11-21).

3 команде: О зоопарках (Наш общий друг – при­рода. – М.: Книжная палата, 1988. – С.61-67).

 

ЗАДАНИЕ 2

по картотеке (не менее двух названий):

1 команде: О березе.

2 команде: О китах.

3 команде: О комарах.

 

Придумайте свои задания, подобные этим.

Победители игры награждаются призами.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *