Строение книги. Как рождается книга. Из чего сделана книга. 2 класс

Библиотечный урок во 2 классе

 Строение книги. Как рождается книга. Из чего сделана книга.

 

Цель: Дать понятие об ос­новных элементах книги (обложка, корешок, титульный лист, предисловие, оглавление, иллюстрация). Прививать любовь к книге, к культурному чтению.

 БИБЛИОТЕКАРЬ:

Человек, любящий, умеющий читать, – сча­стливый человек. Он окружен множеством ум­ных, добрых и верных друзей. Друзья – это кни­ги. Книги встречают нас с самого раннего дет­ства и сопровождают нас всю жизнь, они за­ставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Прошел год с тех пор, как вы переступили порог на­шей школы. Многое узнали, увидели, прочита­ли. Сегодня мы поговорим о том, как построена книга.

У меня в руках книга. Что мы видим?

Обложка (или переплет). Для чего она нуж­на?

(Ответы детей).

– Правильно. Обложка защищает книгу, лис­ты от повреждений и придает ей нарядный вид, она подскажет тебе, кто написал книгу, как она называется. А если есть картинка, то можно до­гадаться, о чем пойдет речь, с какими героями ты встретишься, читая произведение.

Открываем книгу: первая страница книги – Титульный лист. Это имя книжки и ее адрес. Из текста на титульном листе мы узнаем:

  1. Кто написал это произведение?
  2. Каково его заглавие?
  3. Кто нарисовал иллюстрации, картинки к этому произведению?

 

Книга – учитель,

Книга – наставник,

Книга – бесценный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

если ты выпус­тишь книгу из рук.

(В. Боков)

 

  1. В каком городе и в каком году появилась эта книга, какое издательство выпустило книжку в свет?

Автор обычно хочет сказать несколько слов тому, кто взял в руки его книгу. И он делает это в ПРЕДИСЛОВИИ. Предисловие может быть на­писано и другим человеком, который делится с читателем своими впечатлениями о книге и ее авторе. В древности всякий рассказ, историю называли “словом”. Это значение сохранилось и до наших дней в слове “ПредиСЛОВИЕ”, то есть то, что перед “словом”, рассказом или, иначе, перед текстом. Из предисловия можно узнать, о чем или о ком эта книга, когда и в какой стране происходят события и многое другое. Обычно предисловие бывает коротким, его можно прочитать прямо здесь, у полки. И ты сразу поймешь, нужно тебе читать эту книгу или нет.

В конце книги обычно дается ее СО­ДЕРЖАНИЕ (оглавление) по главам или частям повествования. А если книжка состоит из произведений нескольких авторов, то и об этом можно узнать из содержания, сразу определив, на ка­кой странице находится нужный нам текст.

 Из чего сделана книга?

В России в старину простой люд писал на бе­ресте, а государственные бумаги – указы и гра­моты – на специально обработанной тонкой ко­же – пергаменте, который скатывался в трубоч­ки – свитки.

Люди испытывали недостаток в материале, который был бы долговечен, устойчив к солнцу и влаге, на котором можно было бы писать. Пыт­ливый ум человека изобрел бумагу. Это было великое изобретение, потому что с появлением бумаги стало быстро расти число книг. Как же делают бумагу? Из чего?

Из дерева. Но для того, чтобы оно преврати­лось в тонкие белые листы бумаги, нужно потру­диться многим людям. Книга – очень ценная вещь. Много труда за­тратили люди на ее изготовление, поэтому нуж­но обращаться с ней бережно.

А что значит – обращаться бережно? Чего бо­ится книга?

(Анализируются детские ответы).

Книга предназначена только для чтения. На нее нельзя ставить утюг или сковородку, подкладывать ее под ножку качающегося стула, накры­вать ею настольную лампу, слюнявить листы, подчеркивать понравившиеся или непонравившиеся места, рисовать на ней. Книга очень хрупка. Она боится и воды, и огня, и грязных рук.

Но бережно хранимая книга живет сотни лет. Ведь всем интересно посмотреть, какой была книжка 50, 100 и больше лет назад.

(Библиоте­карь показывает детям книжку прошлых лет из­дания, например, букварь 60-х, 70-х годов 20 в.)

А теперь посмотрим, как вы запомнили то, о чем говорилось на уроке.

У меня в руках цветок-ромашка с ответами на вопросы. Выберите лепесток с правильным от­ветом.

  1. Как называется лист, где указаны автор, название и год издания книги? Наш цветок может подсказать ответ.
  2. Что поможет раскрыть содержание?
  3. Как можно быстро найти рассказ или главу?
  4. Что предохраняет книгу от повреждений?

 

А в заключение поиграем, посмотрим, какие вы читатели.

(Детям раздают карточки с именами персонажей сказочных произ­ведений).

 Вы должны назвать сказку, где живут эти персонажи.

  1. “Каникулы в Простоквашино” (дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик, почтальон Печкин, Галчонок).
  2. “38 попугаев” (Мартышка, удав, попугай, слоненок).
  3. “Винни-Пух” (поросенок Пятачок, ослик Иа, Кролик, медвежонок Винни).
  4. “Бременские музыканты” (король, прин­цесса, кот, пес, петух, осел).

 

Заключение: обобщение по игре, полезно от­метить каждого ученика, никого не обижая.

 

“Читайте! Пусть не будет ни одного дня, ког­да бы вы не прочли хотя бы одной страницы но­вой книги”.

(К. Паустовский)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *