Структура книги: Предисловие, Послесловие, Аннотация, Словарь. 5 класс

Структура книги: Предисловие, Послесловие, Аннотация, Словарь

Библиотечный урок для учащихся 5—х классов

 

ОФОРМЛЕНИЕ: В библиотеке оформлена выставка новых поступлений, подобраны кни­ги с небольшими и интересными предисловия­ми и послесловиями. Из бумаги сделана ромашка, на лепестках которой написаны слова “обложка”, “корешок”, “страницы”, “иллюст­рации”, “оглавление”, “титульный лист”.

 

ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы с вами познакомим­ся с теми элементами книги, которые вам еще не известны.

Вначале вспомним то, что мы уже знаем о структуре книги. Вот перед вами на столе ле­жит ромашка, на лепестках которой написаны названия элементов книги. Кто первый вытя­нет лепесток?

 

 

Выходят ученики, читают вслух слова, написанные на лепестках ромашек, объясня­ют их значение и показывают соответствую­щие части книги. Во время ответов ученикам могут быть заданы наводящие вопросы:

“Для чего нужна обложка?”,

“Как называется пер­вый лист книги?”,

“О чем может рассказать титульный лист?”,

“О чем говорят выходные данные?”,

“Что можно узнать из оглавле­ния?”,

“Что мы называем иллюстрациями?”

 

ВЕДУЩИЙ: Итак, некоторые элементы кни­ги мы с вами вспомнили. А теперь приготовьте тетради-памятки (в них раньше записывались библиотечные термины, правила пользования книгой, библиотекой и т. п.), в них мы запи­шем новые слова.

Внимание, записываем: “Предисловие” и “После­словие” — это статьи о книге или авторе, которые помещаются перед текс­том или после него.

Предисловие и послесло­вие расскажут вам об авторе, о его жизни и творчестве, о книге, об истории ее созда­ния, о героях книги, об их дальнейшей судьбе, и о мно­гом другом.

(Ведущий показывает наиболее интересные книги с предисловием и послесловием.)

 

ВЕДУЩИЙ: В предисловии к книге Д. Родари о приключениях Чипполино описывается история создания этой знаменитой повес­ти-сказки. Оказывается, одна из читательниц попросила Д. Родари сочинить что-нибудь веселое для ее больного сына по имени Чичго.

А вот какое предисловие написал к своей книжке “Моя Вообразилия” поэт Б. Заходер: “Почему в книжках бывают прИдисловия, а уйдисловий не бывает? — спросил меня много лет тому назад один маленький мальчик. — Ведь прИдисловие — это вроде как “здравствуйте!” Значит, должно быть и “до свидания” — “уйдисловие”!

Написать предисловие или послесловие мо­жет сам автор или другой писатель, а то и про сто хороший друг автора.

А теперь, пожалуйста, найдите в книгах, которые лежат перед вами, предисловие или по­слесловие и обратите внимание на то, кто их написал и о чем они рассказывают.

(Желательно, чтобы ведущий спросил каж­дого ученика.)

 

ВЕДУЩИЙ: Хорошо, молодцы, ребята. А те­перь поговорим о том, какие еще элементы мо­гут рассказать о книге? На обороте титульного листа или в самом конце книги обычно сообща­ется, для какого возраста она издана. На это то­же надо обращать внимание. Если вы возьмете книгу для старшеклассников, вам будет трудно ее читать, многое вы еще не поймете. А если вы­берете книгу для малышей, вам будет скучно, неинтересно читать. Посмотрите, пожалуйста, на лежащие перед вами книги. Для какого воз­раста они предназначены?

(Ребята отвечают.)

 

ВЕДУЩИЙ: В каждой книге есть аннота­ция. Давайте запишем это слово в нашу памят­ку. Аннотация — это короткий рассказ о книге, написанный мелким шрифтом. Иногда — всего две-три фразы, но о самой главной теме книги. Аннотация помещается на обороте титульного листа или в самом конце книги, то есть на первой или на последней странице.

Найдите в своих книгах аннотацию. Пра­вильно, это небольшой текст, всего несколько слов или предложений. Но это очень важные слова или предложения. Они коротко говорят о содержании книги. Перед тем, как взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это помо­жет вам сделать правильный выбор.    

(Ребята читают аннотации и говорят, что они узнали о книге.)

 

ВЕДУЩИЙ: Иногда в конце книги автор по­мещает краткий словарь, в котором объясняет значения не понятных ребятам слов. Напри­мер, читаете вы книгу о море, о путешествиях. А у моряков на кораблях свой язык, поэтому без словаря морских терминов вам просто не обойтись.

В конце книги помещают указатели имен и географических названий, списки предлагае­мой литературы и многое другое. Об этом мы с вами поговорим на следующем занятии.

А теперь повторим, с какими элементами книги мы сегодня познакомились. Верно, это – предисловие, послесловие, аннотация, словари.

(Ребята дают определения новых поня­тий.)

 

ВЕДУЩИЙ: А теперь предлагаю вам разде­литься на две команды и проверить, насколько хорошо вы знаете структуру книги.

(Команды по очереди задают вопросы и от­вечают на них.)

 

ВОПРОСЫ:

 

  1. Для чего нужна суперобложка?
  2. 0 чем нам расскажет титульный лист
  3. Какую роль играют в книге иллюстрации?
  4. Где можно найти объяснение непонятным словам?
  5. Что такое аннотация?
  6. Что можно узнать из предисловия и послесловия?
  7. Определите, для какого возраста предназначена данная книга.

 

(После игры ребятам предоставляется щ во выбрать книгу с выставки новых поступлений. Они должны объяснить, что имен (аннотация, предисловие и т. д.) помогло сделать свой выбор.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *