Молодые библиотекари всегда испытывают определенные трудности при планировании библиотечных уроков на год. Комплекс уроков должен быть таким, чтобы дети действительно усвоили основы библиотечно-библиографических знаний, могли свободно, самостоятельно «плавать в библиотеке». А не так, когда один раз в год, в одном классе проходит урок, получается для галочки, без системы. Вариации, конечно, же, вы составите сами. Что-то углубите, а что-то сократите. Предлагаю вам подробный план-конспект уроков в 5 классе.
«Основы библиотечно-библиографических знаний»
5 класс
Тема 1: «Похвала книге»
Приобщить детей к чтению; рассказать о роли книги в жизни общества; и формировании великих людей; о бережном отношении к книге.
Тема 2: «История книги»
Познакомить детей с историей книги от ее истоков до настоящего времени, с древнейшими библиотеками; Первые»книги (на камне, глине, шелке, воске, бересте, папирусе, пергаменте и др. материале); Изобретение бумаги. Рукописные книги; Древнейшие и средневековые библиотеки (библиотеки Ниневии и Древнего Египта, Александрийская библиотека, книжные собрания Древней Руси); Изобретение книгопечатания. Иоганн Гутенберг и его книги; Книгопечатание на Руси. Иван Федоров и его книги; Как печатают книги сейчас. Экскурсия в типографию.
Тема 3: Искусство книги
Помочь увидеть работу художника, понять не только внешнюю, но и глубинную связь иллюстрации с текстом, почувствовать манеру, «почерк» художника, его творческую индивидуальность; Книга как предмет искусства и полиграфии. Виды иллюстраций в зависимости от их места на странице (иллюстрация-портрет, иллюстрации-действия, познавательные иллюстрации, иллюстрации-настроения, иллюстрации к техническим книгам); Художники-иллюстраторы детских книг (Ю. Васнецов, Т. Маврина, Е. Чарушин, А. Пахомов, братья Трауготы, М. Майофис и др.); Формат изданий. Уникальные и необычные издания (книги-малютки, книги-толстяки, книги-гиганты и др.); Экслибрис; Изготовление макета книги: практическая работа.
Тема 4: Структура книги
Знакомство с теми элементами книги, мимо которых, как правило, проходят юные читатели. Показать детям, какую службу несут все эти структурные части; Элементы книги. Справочный аппарат книги
Тема 5: Газеты и журналы для детей
Развить интерес к периодике, научить правильно читать газеты и журналы, рассказать о работе редактора, корреспондента; Что такое периодика. Отличия газет и журналов. Из истории газет: «Куранты», «Ведомости»; Из истории журналистики. Издания для детей: «Пионер», «Юный натуралист».
Тема 6: Система библиотечного обслуживания читателей
Знакомство с крупнейшими библиотеками страны, республики, города, с правилами записи в детскую библиотеку, с отделами библиотеки: абонементом и читальным залом. Структура библиотечной системы; Правила пользования детской библиотекой. Организация обслуживания в детской библиотеке: экскурсия в детскую библиотеку.
Тема 7: Справочные издания
Расширить знания школьников о словарях и энциклопедиях, научить работать с ними; Энциклопедии. Справочники. Словари. Работа со справочными изданиями: практическая работа
Тема 8: Библиотечные каталоги Познакомить ребят с каталогами, научить ими пользоваться.
Назначение библиотечных каталогов. Алфавитный каталог; Систематический каталог; Библиографическое описание документа: практическая работа; Самостоятельная работа с каталогом: урок в детской библиотеке
Тема 9: Основы библиографии.
Научить детей ориентироваться в потоке информации, ознакомить с различными видами библиографических пособий
Тема 10: Самостоятельная работа с книгой
Научить детей работать с книгой. Организация рабочего места. Записи о прочитанном. Дневник чтения. Отзыв о книге.
В конце первого полугодия и в конце учебного года проводятся заключительные уроки по пройденным темам.
1 полугодие: Библиотечная игра «Что вы знаете о книге?»
2 полугодие: Библиотечная мозаика: урок-игра.
Библиотечная игра «Нам книги -лучшие друзья!»
1 | 4 | 7 |
2 | 5 | 8 |
3 | 6 | 9 |
На доске красочный плакат с цифрами-ячейками, но они закрыты. Когда команды называют цифры по выбору (любую от 1 до 9), тогда ячейка открывается (можно по порядку).
Участвуют три команды; побеждает та, которая наберет большее количество баллов. В игре 9 конкурсов, по количеству цифр на плакате. За каждый правильный ответ — 1 балл.
1 КОНКУРС «ИСТОРИЯ КНИГИ»
Каждая команда последовательно отвечает на 3 вопроса.
Вопросы первой команде:
- Из каких материалов изготовляли книг и в древности? (Глина, воск, пергамент, папирус, береста, листья пальмы, шелк и др.)
- Как называлась библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала? («Дом наставлений и советов»)
- Что такое «палимпсест»? (Рукопись на пергаменте поверх более раннего, смытого или соскобленного текста, греч.)
Вопросы второй команде:
- В какой стране и кто изобрел бумагу? С В Китае, Цай Лунь)
- Как называлась библиотека египетского фараона Рамзеса II («Аптека для души»)
- 3. Что такое «скрипторий»? (Средневековая мастерская, в которой переписывались книги, лат.)
Вопросы третьей команде:
- Какие инструменты для письма вы знаете? (Стиль, калам, писало)
- Как называли библиотеки на Руси? (Книжная палата, книгохранилище, книжная казна, книжная клеть)
- Какой царь дал разрешение на книгопечатанье на Руси? (Иван Грозный)
2 КОНКУРС. «ИСКУССТВО КНИГИ»
Вопросы первой команде:
- Как называются иллюстрации, которые помогают понять технический или научный текст? (Схема, чертеж)
- 2. Иллюстрации какой художницы похожи на ярмарочные игрушки или на расписные пряники? (Т. Мавриной)
- 3. Как называется иллюстрация небольшого размера, помещенная в начале книги или главы? (Заставка)
Вопросы второй команде:
- Что изображают иллюстрации-действия? (Детали обстановки, характерные костюмы, отвечающие определенному историческому времени и месту)
- Назовите художника, который пишет и сам иллюстрирует свои книги о животных (Е. Чарушин)
- Что такое «формат книги»? (Ее размер по высоте и ширине)
Вопросы третьей команде:
- Как называются иллюстрации, цель которых — показать незнакомое? (Предметно-познавательные)
- Назовите художника, который работает в стиле офорт? (М. Майофис)
- Как называется главная иллюстрация в книге? (Фронтиспис)
3 КОНКУРС. «СТРУКТУРА КНИГИ»
Конкурс проходит в виде блиц-турнира, каждая команда отвечает на вопрос по порядку.
- Двойной лист бумаги, соединяющий блок с переплетной книжкой (форзац).
- Первая страница книги, на которой напечатаны основные сведения об этом издании (титульный лист)
- Обложка, одеваемая поверх переплета книги (суперобложка)
- Вводный текст, предваряющий изложение основного материала (предисловие)
- Иллюстрированная или шрифтовая покрышка книги, защищающая блок от загрязнения (обложка)
- Обложка из твердого картона (переплет)
- Полоска картона, вкладываемая — в книгу для того, чтобы отметить нужную страницу (закладка)
- Перечисление всех произведений, вошедших в книгу, с указанием страниц, где они помещены (содержание)
- Краткое содержание книги (аннотация)
- Закладка в виде ленточки (ляссе)
- 11. Порядковый номер страницы (колонцифра)
- Отдельный лист книги с вынесенным на него заглавием главы или раздела книги (шмуцтитул)
IV КОНКУРС. «В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ»
Конкурс-кроссворд. Каждая команда отгадывает по три вопроса. По горизонтали должно получиться слово, отвечающее на соответствующий номеру вопрос.
Вопрос-ключ (по вертикали): Как называется работник библиотеки, который запишет вас в библиотеку и поможет выбрать нужную книгу? (Библиотекарь)
- Отдел библиотеки, в котором производится выдача литературы на дом (абонемент).
- Куда мы спешим, если нам хочется почитать интересную книгу или дополнительный материал для урока? (Библиотека)
- Полоска из картона, которая вкладывается в книгу для того, чтобы отметить нужную страницу (закладка).
- Что нам особенно нужно для занятий в читальном зале? (Тишина)
- Карточка установленного образца, используемая для индивидуального учета читателей и выданной литературы (Формуляр)
- Какой документ нужен для записи в библиотеку? (Паспорт)
- За окнами гуляла вьюга
Чертила на стекле узор
А мы в тепле с любимым другом
Вели весь вечер разговор.
Показывал он мне картинки
Ребячий лагерь, лес, костер…
Я взял чернильную резинку…
И с друга пятнышки все стер.
Потом закладкой голубою
Листы до завтра заложил,
Взял друга бережной рукою
И в шкаф на полку положил. (Книга)
8.Специально оборудованное помещение, где читатели могут работать с книгами, периодикой, словарями. Здесь удобная мебель, правильное освещение. Тишина (Читальный зал)
9. Как называется человек, читающий книги для себя? (Читатель)
5 КОНКУРС. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О КНИГЕ
Кто больше назовет пословиц и поговорок о книге, тот и побеждает.
6 КОНКУРС. ЮНЫЙ ПОЭТ
Командам дается 5 минут для того, чтобы придумать четверостишье со словами : КНИГА, ДРУГ, ИНТЕРЕСНО, БИБИЛИОТЕКА.
7 КОНКУРС, РЕКЛАМА
Командам дается 5 минут для того. Чтобы сделать обзор книги (любой книги, может даже учебника), так, чтобы ее сейчас же захотелось взять и прочитать.
8 9 КОНКУРСЫ. МОГУТ БЫТЬ КОНКУРСАМИ ДЛЯ КАПИТАНОВ
Подводятся итоги. Награждаются победители.
«Библиотечная академия»
Урок-игра
Сценарий заключительного урока программы
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим заключительный урок по пройденным темам нашего курса «Основы книжной культуры»:
— Справочные издания (энциклопедии, словари);
— Периодические издания (газеты, журналы);
— Справочно-библиографический аппарат библиотеки (каталоги, картотеки, библиографические указатели).
В игре принимают участие 3 команды. Каждой команде будет предложено несколько заданий. Ответы оцениваются по пятибалльной системе.
1 ТЕМА. СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Названия всего, что есть во Вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель А. Франс: «Словарь -это вся Вселенная в алфавитном порядке».
Словари помогают нам правильно написать слово, объяснить его значение, узнать, из какого языка оно пришло к нам, заменить его сходным по смыслу.
Первое задание командам заключается в следующем:
По «Толковому словарю русского языка» С. Ожегова найти значение слова «пшено» (Крупа из проса).
Кто быстрее найдет и зачитает его толкование?
По Словарю русских личных имен:
1 команда: «Тимур» (узб. Тамерлан, «железо»).
2 команда: «Ксения» (греч. «гостья», «чужеземная»).
3 команда: «Тамара» (др.-евр. «финиковая пальма»).
По «Словарю русских фамилий»:
1 команда: «Калашников» (По занятию отца: калачник — пекарь либо продавец калачей).
2 команда: «Распутин» (От прозвища «Распута», из нарицательного «безнравственный», «непутевый»).
3 команда: «Горохов» (От мужского имени — Горох(ср. Царь Горох).
По «Словарю иностранных слов»:
1 команда: «Фаланга» — ряд, шеренга, боевое построение (в Древней Греции); часть пальца; ядовитое животное класса паукообразных.
2 команда: «Мотив» — основная причина, повод к какому-либо действию; составная часть сюжета, тема произведения; мелодия, напев.
3 команда: «Профиль» — вид сбоку (например, человеческого лица); в технике, промышленности — сечение, разрез; совокупность черт и особенностей к.-л. специальности, предприятия, учебного заведения.
II КОНКУРС: «ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ»
Каждая команда отвечает на два вопроса (3 варианта ответов на карточках).
- Где появилась первая газета? Москва, Рим, Париж.
- Как называлась первая рукописная газета на Руси? «Ведомости», «Эпоха», «Куранты».
- В каком году появилась первая печатная газета в России? 1621, 1703 (при Петре Первом), 1812.
- Назовите имя русского царя, который сам принимал участие в редактировании газет: Иван Гоозный, Александр II, Петр Первый.
- В какой стране появился первый журнал? Италия, Франция, Россия.
- В России до 1917г. выходило около 300 детских журналов. Назовите старейший из них. «Северное сияние», «Задушевное слово», «Детское чтение для сердца и разума»(выходил в 1785-1789 гг.; редактор Н. И. Новиков).
Ill КОНКУРС: КРОССВОРД
Команды разгадывают кроссворд.
По вертикали:
- Основной элемент каталога. На ней делается библиографическое описание книг, статей.
По горизонтали:
- Условное обозначение, присвоенное каждой рубрике, каждому делению ББК.
- Как называется каталог, карточки в котором располагаются по отраслям знаний.
- Первая страница книги, где напечатаны автор, заглавие и выходные данные. Именно с нее делается описание на каталожную карточку.
- Условное обозначение фамилии автора книги или первого слова заглавия произведения по авторским таблицам.
- «Дробь», состоящая из индекса и авторского знака. Указывает место книги на полке.
- Перечень всех книг в библиотеке.
- Как называется каталог, карточки в котором располагаются в алфавите авторов и заглавий.
- Карточка из толстого картона или другого плотного материала, обычно с выступом; с названием рубрики, раздела, просто буквой алфавита.
ЗАДАНИЕ 2.
Командам предлагается найти книги по алфавитному каталогу:
Какие книги этого автора есть в библиотеке?
1 команде: П.П. Бажов («Горный мастер», «Малахитовая шкатулка», «Хрупкая веточка»).
2 команде: Вальтер Скотт («Айвенго», «Квентин Дорвард», «Талисман»).
3 команда: В.П. Некрасов («В самых адских кот- ( лах побывал», «Маленькая печальная повесть»).
ЗАДАНИЕ 3
Каждой команде дается каталожная карточка с пропущенным элементом описания (на одной нет названия издательства, на второй — года выхода книги, на третьей — количественной характеристики).
Предлагается найти пропущенный элемент описания.
ЗАДАНИЕ 4
Каждой команде предлагается проставить по «Авторским таблицам» авторский знак на имеющиеся каталожные карточки предыдущего задания.
IV КОНКУРС: СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ БИБЛИОТЕКИ»
Пользуясь библиографическими указателями и картотекой газетно-журнальных статей, подобрать список литературы по темам:
ЗАДАНИЕ 1
по указателям:
1 команде: О художниках (Что читать? Биб. указатель литературы. — М.: Книга, 1974. — С.317-322; В стране интересных уроков. Вып. 27. — М.: Книжная палата, 1991. — С.65-68).
2 команде: Об учителях (Твоя школьная жизнь. — М.: Книга, 1978. — С. 11-21).
3 команде: О зоопарках (Наш общий друг — природа. — М.: Книжная палата, 1988. — С.61-67).
ЗАДАНИЕ 2
по картотеке (не менее двух названий):
1 команде: О березе.
2 команде: О китах.
3 команде: О комарах.
Придумайте свои задания, подобные этим.
Победители игры награждаются призами.