24 мая — день славянской письменности и культуры
Карнизова, Н. В. Открывая новую веху истории… [Текст] : сценарий классного часа для учащихся 7 — 11-х классов / Н. В. Карнизова
//Читаем, учимся, играем. — 2009. — № 2. — С. 4-7.
Открывая новую веху истории…
Действующие лица:
Ведущие (1) и (2)
Чтецы (1) и (2)
Оформляется выставка книг. На сцене портрет летописца Heстора. Понадобятся плакаты с изображениями букв кириллицы.
ВЕДУЩИЙ (1): Ребята! Сегодня мы празднуем День славянской письменности и культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия [1] — создателей славянской азбуки, В России праздник был возрожден в 1985 году и отмечается ежегодно до 24 мая. В 1991 году празднику был присвоен статус государственного. Столицей праздника каждый год становится какой-нибудь новый населенный пункт России.
ВЕДУЩИЙ (2): До сих пор кириллицей и разных ее вариантах пользуются и России, Болгарии, Чехии, Югославии. Но уже никак нельзя восстановить, вспомнить, почтить имена людей, от которых не меньше зависела судьба славянской письменности. С утра до глубокой ночи сидел переписчик, медленно выводя замысловатые буквы и узоры.
ЧТЕЦ(1):
На девственном листе, под узеньким окном,
Неспешно буковки выводит он пером.
И между ярко-черными рядами
Вставляет красную строку; веселыми цветами,
И разноцветными головками зверей,
И птиц невиданных фантазии своей,
Искусной вязью — вдоволь есть сноровки,
Украсит он заставки и концовки
И заголовки все, — ведь некуда спешить!
Порою труд прервет, чтоб луки заострить,
Перо гусиное, и глянет: радость-солнце
Столпами падает на стол через оконце.
И чудится: в них вовсе не остыл
Чуть синеватый дым невиданных кадил.
Рой тучек в небе; плавными кругами
Летают ласточки над хлебными полями,
Шумящими вдали; а здесь, возле окна,
Малиновка поет и плещется волна.
Склонившись над листом, заставки вновь выводит
Он тусклым серебром; неслышно день проходит.
Уж скоро будет ночь, и первая звезда
Благословит конец успешного труда.
М. Богданович
ВЕДУЩИЙ (1): Ребята, можно ли представить жизнь без электричества? Конечно, трудно. Но известно, что раньше люди писали, читали при лучинах и свечах. А представьте себе жизнь без письменности. Кто-то сейчас из вас подумал про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо будет писать диктанты, сочинения… Но тогда не будет и библиотек, книг, афиш, писем, билетов на поезда. Недаром русский писатель, историограф Н. М. Карамзин [2] сказал: «История ума представляет две главных эпохи: изобретение букв и типографий, а все другие были следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир — особенно в наше время, при нынешних успехах разума».
ВЕДУЩИЙ (2): Дорога к письменности была длинной и трудной. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов еще не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности. Но дорога оказалась долгой. Послушайте отрывок из поэмы американского поэта Г. Лонгфелло [3] «Песнь о Гайавате», о легендарном вожде индейцев.
ЧТЕЦ (2):
<…>
Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти;
Дальше шли изображенья
Неба, звезд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных весей,
И всего, что населяет
Землю вместе с человеком.
Для Земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес — дугу над нею,
Для восхода — точку слева,
Для заката — точку справа,
А для полдня — на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центре — время ночи,
А волнистые полоски —
Тучи, дождь и непогоду.
ВЕДУЩИЙ (1): Ребята, так что же изобрел Гайавата? (Письмо.)
(Ребята отвечают.)
А как можно назвать такое письмо? (Рисуночное.)
(Ребята отвечают.)
Затем на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» — иероглифы, а когда две тысячи лет тому назад финикийцы изобрели буквы-значки только для согласных — клинопись. На основе финикийского письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.
ВЕДУЩИЙ (2): События первоначальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице народной памяти — «Повести временных лет», которую написал летописец Нестор [4]. На пергаментные листы этого рукописного свода вписывались самые важные дела и свершения общерусского значения. Так, например, 988 год — год крещения Руси и год открытия в Киеве дворцовой школы «Учения книжного». Наряду с латинской, греческой и арабской школами, на историческую арену выходит славянская. Рождение новой школы связано с созданием славянской азбуки Константином (Кириллом) и его братом Мефодием в 863 году. Но первая школа была открыта в столице Моравского княжества Велиграде. Преподавали там на старославянском языке. Было воспитано около 200 книжников. Азбуку называли «кириллицей». В демократических школах давался 32-буквенный кириллический алфавит, а в монастырских 45-буквенная кириллица.
ВЕДУЩИЙ (1): Ребята, какой язык помог развитию русского языка? (Старославянский.)
(Ребята отвечают.)
А какие книги пришли на Русь первыми? (Церковные.)
(Ребята отвечают.)
Употребляя пословицу: «Устами младенца глаголет истина», мы и не задумываемся, что не используем при этом, по существу, ни одного «чисто» русского слова. Поэтому поговорим о буквицах древнерусского письма. Для древнерусского человека само небо, весь мир был книгой, развернутым свитком, который не каждому удалось прочесть. Само начертание букв нашло в себе чертеж мира, где можно было увидеть изгиб крыла, сплетение корней, солнце. Каждая буква индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни. Всего через два века после распространения письменности на Руси было создано первое крупное произведение древнерусской литературы, величайший памятник, «Слово о полку Игореве».
ЧТЕЦ (1):
Вижу Русь!
Торжественно-сурово
вслушиваясь в темную строку…
Так и есть,
Сначала было «Слово»
Это было «Слово о полку»…
Л. Манзуркин
ВЕДУЩИЙ (2): Давайте поговорим о старых названиях букв, которые широко использовались в русской литературе в художественных целях. Первая буква алфавита — «аз» («а») в наши дни продолжает свою жизнь в устойчивых выражениях, фразеологизмах. О человеке, который ничего не знает, ничего не смыслит в каком-либо деле, могут сказать: «Он аза не знает в глаза».
ВЕДУЩИЙ (1): «Буки» («б») — название второй буквы русской азбуки входит в пословицу: «Аз да буки — все науки», используется в выражении «не суйтесь буки наперед азов», говорящем о том, что каждый должен знать свое место.
ВЕДУЩИЙ (2): «Веди» («в») — третья буква старинного русского алфавита. Аз, буки, веди — нередко обыгрываются писателями для обозначения основы знаний, того, с чего нужно начинать всякую учебу вообще. «Нам аз, буки, веди — вот с чего надо учиться» — так писал А. Н. Толстой [5] в своем романе «Петр I».
ВЕДУЩИЙ (1): «Глаголь» («г») — это представляющее собой форму слова «глаголати» (говорить). Выражение «не миновать глаголя» означает «быть повешенным». В прошлом веке глагольчиками называли мелкие кондитерские изделия в виде различных фигур и букв. Существует в народе и присказка: «Буки букашки, веди таракашки, глаголь кочерыжка (кочерга)».
ВЕДУЩИЙ (2): «I» называли раньше «и десятеричное», а было еще «и восьмеричное» — это наше «И». Когда хотим окончательно выяснить, уточнить все подробности, довести все до логического конца, мы говорим: ставить точки над «и». Например, у И. С. Тургенева [6] в произведении «Вешние воды» можно встретить такую фразу: «Марья Николаевна обо всем аккуратно расспрашивала, во все входила; каждое ее слово попадало в цель, ставило точку прямо на «и»».
ВЕДУЩИЙ (1): «Мыслете» («м») — мыслить. Слово «мыслете» дало жизнь и шутливому, не употребляемому в наши дни фразеологизму «писать мыслете». Посмотрите начертание этой буквы — непрямая, ломаная линия, и вы поймете, почему возникло это выражение. Так, к сожалению, ходят весьма нетрезвые люди. В комедии Н. В. Гоголя [7] «Женитьба» мы можем встретить такие строчки: «Смотрите: на ногах не держится. Эдакое мыслете он всякий день пишет».
ВЕДУЩИЙ (2): «Ферт» («ф») — происхождение слова не установлено. По внешнему виду начертание буквы напоминает подбоченившегося человека. Существуют выражения: стоять фертом, ходить фертом — важничать, рисоваться. А. С. Пушкин пишет: «У стенки фертик молодой Стоит картинкою журнальной».
ВЕДУЩИЙ (1): «Ять» происходит от «ядь» в значении «еда, пища», обозначала особый гласный звук, очень узкий [э], близкий по звучанию к [и], или звук, средний между [э] и [и], который к XVIII веку уже произносился в литературном языке как [е]. Буква сохранилась в XVIII—XIX и даже начале XX века в русском алфавите лишь по традиции и только после революции была упразднена, но слово не совсем ушло из языка, оно осталось в составе просторечного выражения «сделать на ять», то есть сделать очень хорошо.
ВЕДУЩИЙ (2): «Юс большой» и «юс малый» — происхождение слова «юс» неясно. Эти буквы в старину служили для обозначения гласных «о» и «е» с носовым призвуком. Были упразднены реформой Петра I [8] в 1708-1711 годах, но слово, обозначающее эти буквы, «юс», употреблялось в русском языке в XIX веке, известно по сей день в русских народных говорах, со значениями: приказный, подьячий, законник, крюк.
ВЕДУЩИЙ (1): «Фита» — слово происходит от названия этой же буквы, заимствованной из греческого алфавита, но имеющей там иное значение — «тета». Под влиянием несколько отрицательного восприятия буквы слово, ее обозначающее, приобрело переносное значение с таким же отрицательным оттенком: несерьезный, легкомысленный человек. От этой буквы образовано слово «фетюк», обозначающее: нерасторопный, глупый, несообразительный человек.
ВЕДУЩИЙ (2): «Ижица» — название последней буквы старого русского алфавита, пришедшей из греческого алфавита, была упразднена реформой Петра I, но вошла в состав фразеологизма: «дойти до ижицы» в значении: завершить, закончить что-либо. Известны также пословица «не суйся ижица наперед аза», то есть каждый знай свое место, а выражение «прописать ижицу» — проучить, жестоко наказать кого-либо.
ВЕДУЩИЙ (1): В 1708 году Петр I приказал вместо церковнославянской ввести в школы гражданскую азбуку. Но самой дорогой буквой русского алфавита считали «ъ» (ер). Когда убрали эту букву, то получилась экономия и краски, и времени, и денег. Но эта буква и самая молчаливая, ее называли еще тунеядицей, так как пожирала много времени и бумаги, стоившей России ежегодно более 400 тысяч рублей! Молчание этой буквы — чистое золото. Ребята, а какую роль выполняет «ъ» (ер) в современном русском языке? (Это разделительный твердый знак.)
(Ребята отвечают.)
ЧТЕЦ (2):
В любой старинной книжице
Ты можешь прочитать:
Жила на свете ИЖИЦА,
А с нею буква ЯТЬ.
Но время быстро движется,
И жизнь уже не та.
Где нынче буква Ижица?
Где Ять? И где Фита?
Без них правописание
Сумело обойтись.
Новейшие издания
Без них вступают в жизнь.
Уж так на свете водится,
Как говорил мудрец:
Когда без нас обходятся,
То значит, нам конец.
Ф. Кривин
(Ведущие (1) и (2) проводят викторину.)
Задание 1
(Ребята должны повторить названия старославянских букв.)
Задание 2
(Ребятам нужно вспомнить пословицы со словами «азбука» и «грамотность».)
Задание 3
(Ребятам нужно назвать русских писателей, которые использовали буквы старого русского алфавита.)
ЧТЕЦ (1):
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный — речь.
И. Бунин
ВЕДУЩИЙ (2): И. А. Бунин [9] в этом стихотворении завещал своим потомкам беречь нашу русскую речь. И мы также призываем вас, наше молодое поколение, к бережному отношению, уважению и пониманию русской культуры, наших традиций.
ЧТЕЦ (2):
О России петь — что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь — что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь — что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
И. Северянин
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ (братья Солунские), славянские просветители, православные проповедники, создатели славянского алфавита. Кирилл (около 827 — 869; до принятия в 869 монашества — Константин Философ) и Мефодий (около 815 — 885) в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги. Святые Православной (память 11/24 мая, Кирилла также 14/27 февраля, Мефодия — 6/19 апреля) и Католической (память 14 февраля и 7 июля) церквей.
[2] КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766 — 1826), российский историк, писатель, почетный член Российской академии наук (1818). Создатель «Истории государства Российского» (т. 1 — 12, 1816 — 1829), одного из значительных трудов в российской историографии. Основоположник русского сентиментализма («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и другие). Редактор «Московского журнала» (1791 — 1792) и «Вестника Европы» (1802 — 1803).
[3] ЛОНГФЕЛЛО Генри Уодсворт( 1807 — 1882), американский писатель, поэт-романтик. В эпических поэмах, балладах, лирике, часто афористически-дидактичных, сентиментальных (по настроению), сочетавших как песенно-фольклорную, так и книжную традицию, обращался к героическому прошлому США, средневековым легендам, христианской тематике, обличал рабство и религиозную нетерпимость. Сборники «У моря и очага» (1849), «Перелетные птицы» (1858); поэмы «Эванджелина» (1847), «Песнь о Гайавате» (1855; на основе индейских сказаний), «Сватовство Майлза Стендиша» (1858). Перевел на английский язык «Божественную комедию» Данте (т. 1—3,1867). Романы, публицистика.
[4] НЕСТОР, древнерусский писатель, летописец XI — начала XII в., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из крупнейших историков Средневековья — автором первой редакции «Повести временных лет».
[5] ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (1882/83 — 1945), русский писатель, граф, академик Академии наук СССР (1939). В 1918 — 1923 в эмиграции. Повести и рассказы из жизни усадебного дворянства (цикл «Заволжье», 1909 — 1911). Сатирический роман «Похождение Невзорова, или Ибикус» (1924). Втрилогии «Хождение по мукам» (1922 — 1941) стремится представить большевизм имеющим национальную и народную почву, а революцию 1917 как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией; в историческом романе «Петр I» (кн. 1—3, 1929—1945, не окончен) — апология сильной и жестокой реформаторской власти. Научно-фантастические романы «Аэлита» (1922 — 1923), «Гиперболоид инженера Гарина» (1925 — 1927), рассказы, пьесы. Государственные премии СССР (1941, 1943,1946, посмертно).
[6] ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
(1818 — 1883), руескийписатель, член-корреспондент Петербургской академии наук (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847 — 1852) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи — разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы.
[7] ГОГОЛЬ Николай Васильевич
(1809 — 1852), русский писатель. Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 — 1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников «Миргород» и «Арабески» (оба — 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет») получило развитие в комедии «Ревизор» (постановка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе «Мертвые души» (том 1 — 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религиозно-публицистическая книга «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847) вызвала критическое письмо В. Г. Белинского. В 1852 Гоголь сжег рукопись второго тома «Мертвых душ». Оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе.
[8] ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (1672 — 1725), российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной. Провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица — Санкт-Петербург). Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Возглавлял армию в Азовских походах 1695 — 1696, Северной войне 1700 — 1721, Прутском походе 1711, Персидском походе 1722 — 1723; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях при деревне Лесной (1708) и под Полтавой (1709). Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства. По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705—1706, Булавинское 1707—1709), беспощадно подавлявшиеся правительством. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания за Россией авторитета великой державы.
[9] БУНИН Иван Алексеевич
(1870 — 1953), русский писатель, почетный академик Петербургской академии наук (1909). В 1920 эмигрировал. В лирике продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900), жестокий лик деревни («Деревня», 1910, «Суходол», 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915). Резкое неприятие Октябрьской революции в дневниковой книге «Окаянные дни» (1918, опубликована в 1925). В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» (1930) — воссоздание прошлого России, детства и юности писателя. Трагичность человеческого существования в новеллах о любви («Митина любовь», 1925; книга «Темные аллеи», 1943). Мемуары. Перевел «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).