Открывая новую веху истории…

24 мая — день славянской письменности и культуры

 

Карнизова, Н. В.  Открывая новую веху истории… [Текст] : сценарий классного часа для учащихся 7 — 11-х классов / Н. В. Карнизова

//Читаем, учимся, играем. — 2009. — № 2. — С. 4-7.

 

Открывая новую веху истории…

 

Действующие лица:

Ведущие (1) и (2)

Чтецы (1) и (2)

 

Оформляется выставка книг. На сцене портрет летописца Heстора. Понадобятся плакаты с изображениями букв кириллицы.

 ВЕДУЩИЙ (1): Ребята! Сегод­ня мы празднуем День славянской письменности и культуры, вспоми­наем Кирилла и Мефодия [1] — создателей славянской азбуки, В России праздник был возрожден в 1985 году и отмечается ежегодно до 24 мая. В 1991 году празднику был присвоен статус государствен­ного. Столицей праздника каждый год становится какой-нибудь но­вый населенный пункт России.

ВЕДУЩИЙ (2): До сих пор ки­риллицей и разных ее вариантах пользуются и России, Болгарии, Че­хии, Югославии. Но уже никак нель­зя восстановить, вспомнить, почтить имена людей, от которых не меньше зависела судьба славянской пись­менности. С утра до глубокой ночи сидел переписчик, медленно выводя замысловатые буквы и узоры.

ЧТЕЦ(1):

На девственном листе, под узеньким окном,

Неспешно буковки выводит он пером.

И между ярко-черными рядами

Вставляет красную строку; веселыми цветами,

И разноцветными головками зверей,

И птиц невиданных фантазии своей,

Искусной вязью — вдоволь есть сноровки,

Украсит он заставки и концовки

И заголовки все, — ведь некуда спешить!

Порою труд прервет, чтоб луки заострить,

Перо гусиное, и глянет: радость-солнце

Столпами падает на стол через оконце.

И чудится: в них вовсе не остыл

Чуть синеватый дым невиданных кадил.

Рой тучек в небе; плавными кругами

Летают ласточки над хлебными полями,

Шумящими вдали; а здесь, возле окна,

Малиновка поет и плещется волна.

Склонившись над листом, заставки вновь выводит

Он тусклым серебром; неслышно день проходит.

Уж скоро будет ночь, и первая звезда

Благословит конец успешного труда.

М. Богданович

 

ВЕДУЩИЙ (1): Ребята, можно ли представить жизнь без электри­чества? Конечно, трудно. Но изве­стно, что раньше люди писали, чи­тали при лучинах и свечах. А пред­ставьте себе жизнь без письменнос­ти. Кто-то сейчас из вас подумал про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письмен­ность: не надо будет писать диктан­ты, сочинения… Но тогда не будет и библиотек, книг, афиш, писем, би­летов на поезда. Недаром русский писатель, историограф Н. М. Ка­рамзин [2] сказал: «История ума представляет две главных эпохи: изобретение букв и типографий, а все другие были следствием. Чте­ние и письмо открывают человеку новый мир — особенно в наше вре­мя, при нынешних успехах разума».

 

ВЕДУЩИЙ (2): Дорога к пись­менности была длинной и труд­ной. Все началось, как думают не­которые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов еще не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ ка­кие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о сте­ну. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности. Но дорога оказа­лась долгой. Послушайте отрывок из поэмы американского поэта Г. Лонгфелло [3] «Песнь о Гайавате», о легендарном вожде ин­дейцев.

 

ЧТЕЦ (2):

<…>

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных весей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для Земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес — дугу над нею,

Для восхода — точку слева,

Для заката — точку справа,

А для полдня — на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре — время ночи,

А волнистые полоски —

Тучи, дождь и непогоду.

 

ВЕДУЩИЙ (1): Ребята, так что же изобрел Гайавата? (Письмо.)

(Ребята отвечают.)

 А как можно назвать такое письмо? (Рисуночное.)

(Ребята отвечают.)

 Затем на смену рисуночному письму пришли «священные зна­ки» — иероглифы, а когда две ты­сячи лет тому назад финикийцы изобрели буквы-значки только для согласных — клинопись. На основе финикийского письма в Греции появился первый алфа­вит, который дал начало и латин­скому, и славянскому письму.

 

ВЕДУЩИЙ (2): События перво­начальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице народной памяти — «Повести временных лет», которую написал летописец Нес­тор [4]. На пергаментные листы это­го рукописного свода вписывались самые важные дела и свершения об­щерусского значения. Так, напри­мер, 988 год — год крещения Руси и год открытия в Киеве дворцовой школы «Учения книжного». Наряду с латинской, греческой и арабской школами, на историческую арену выходит славянская. Рождение но­вой школы связано с созданием сла­вянской азбуки Константином (Ки­риллом) и его братом Мефодием в 863 году. Но первая школа была от­крыта в столице Моравского княжества Велиграде. Преподавали там на старославянском языке. Было воспитано около 200 книж­ников. Азбуку называли «кирил­лицей». В демократических школах давался 32-буквенный кирилли­ческий алфавит, а в монастырских 45-буквенная кириллица.

 

ВЕДУЩИЙ (1): Ребята, какой язык помог развитию русского языка? (Старославянский.)

(Ребята отвечают.)

 А какие книги пришли на Русь первыми? (Церковные.)

(Ребята отвечают.)

 Употребляя пословицу: «Устами младенца глаголет истина», мы и не задумываемся, что не используем при этом, по существу, ни одного «чисто» русского слова. Поэтому поговорим о буквицах древнерус­ского письма. Для древнерусского человека само небо, весь мир был книгой, развернутым свитком, ко­торый не каждому удалось про­честь. Само начертание букв нашло в себе чертеж мира, где можно было увидеть изгиб крыла, сплетение корней, солнце. Каждая буква ин­дивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни. Всего через два века после распространения письменности на Руси было создано первое крупное произведение древнерусской лите­ратуры, величайший памятник, «Слово о полку Игореве».

 

ЧТЕЦ (1):

Вижу Русь!

Торжественно-сурово

вслушиваясь в темную строку…

Так и есть,

Сначала было «Слово»

Это было «Слово о полку»…

Л. Манзуркин

 

ВЕДУЩИЙ (2): Давайте пого­ворим о старых названиях букв, ко­торые широко использовались в рус­ской литературе в художественных целях. Первая буква алфавита — «аз» («а») в наши дни продолжает свою жизнь в устойчивых выраже­ниях, фразеологизмах. О человеке, который ничего не знает, ничего не смыслит в каком-либо деле, могут сказать: «Он аза не знает в глаза».

 

ВЕДУЩИЙ (1): «Буки» («б») — название второй буквы русской азбуки входит в пословицу: «Аз да буки — все науки», используется в выражении «не суйтесь буки напе­ред азов», говорящем о том, что каждый должен знать свое место.

 

ВЕДУЩИЙ (2): «Веди» («в») — третья буква старинного русского алфавита. Аз, буки, веди — нередко обыгрываются писателями для обозначения основы знаний, того, с чего нужно начинать всякую учебу вообще. «Нам аз, буки, веди — вот с чего надо учиться» — так писал А. Н. Толстой [5] в своем романе «Петр I».

ВЕДУЩИЙ (1): «Глаголь» («г») — это представляющее собой форму слова «глаголати» (говорить). Выра­жение «не миновать глаголя» озна­чает «быть повешенным». В прош­лом веке глагольчиками называли мелкие кондитерские изделия в ви­де различных фигур и букв. Суще­ствует в народе и присказка: «Буки букашки, веди таракашки, глаголь кочерыжка (кочерга)».

 

ВЕДУЩИЙ (2): «I» называли раньше «и десятеричное», а было еще «и восьмеричное» — это наше «И». Когда хотим окончательно вы­яснить, уточнить все подробности, довести все до логического конца, мы говорим: ставить точки над «и». Например, у И. С. Тургенева [6] в произведении «Вешние воды» мож­но встретить такую фразу: «Марья Николаевна обо всем аккуратно расспрашивала, во все входила; каждое ее слово попадало в цель, ставило точку прямо на «и»».

 

ВЕДУЩИЙ (1): «Мыслете» («м») — мыслить. Слово «мыслете» дало жизнь и шутливому, не упот­ребляемому в наши дни фразеоло­гизму «писать мыслете». Посмотрите начертание этой буквы — непрямая, ломаная линия, и вы поймете, поче­му возникло это выражение. Так, к сожалению, ходят весьма нетрезвые люди. В комедии Н. В. Гоголя [7] «Женитьба» мы можем встретить такие строчки: «Смотрите: на ногах не держится. Эдакое мыслете он всякий день пишет».

 

ВЕДУЩИЙ (2): «Ферт» («ф») — происхождение слова не установ­лено. По внешнему виду начерта­ние буквы напоминает подбоче­нившегося человека. Существуют выражения: стоять фертом, ходить фертом — важничать, рисоваться. А. С. Пушкин пишет: «У стенки фертик молодой Стоит картинкою журнальной».

 

ВЕДУЩИЙ (1): «Ять» происхо­дит от «ядь» в значении «еда, пи­ща», обозначала особый гласный звук, очень узкий [э], близкий по звучанию к [и], или звук, средний между [э] и [и], который к XVIII ве­ку уже произносился в литератур­ном языке как [е]. Буква сохрани­лась в XVIII—XIX и даже начале XX века в русском алфавите лишь по традиции и только после револю­ции была упразднена, но слово не совсем ушло из языка, оно оста­лось в составе просторечного вы­ражения «сделать на ять», то есть сделать очень хорошо.

 

ВЕДУЩИЙ (2): «Юс боль­шой» и «юс малый» — происхож­дение слова «юс» неясно. Эти бук­вы в старину служили для обозна­чения гласных «о» и «е» с носовым призвуком. Были упразднены ре­формой Петра I [8] в 1708-1711 годах, но слово, обозначающее эти буквы, «юс», употреблялось в русском языке в XIX веке, извест­но по сей день в русских народных говорах, со значениями: приказ­ный, подьячий, законник, крюк.

 

ВЕДУЩИЙ (1): «Фита» — слово происходит от названия этой же буквы, заимствованной из гречес­кого алфавита, но имеющей там иное значение — «тета». Под влия­нием несколько отрицательного восприятия буквы слово, ее обозна­чающее, приобрело переносное значение с таким же отрицатель­ным оттенком: несерьезный, легко­мысленный человек. От этой буквы образовано слово «фетюк», обозна­чающее: нерасторопный, глупый, несообразительный человек.

 

ВЕДУЩИЙ (2): «Ижица» — название последней буквы старо­го русского алфавита, пришедшей из греческого алфавита, была уп­разднена реформой Петра I, но вошла в состав фразеологизма: «дойти до ижицы» в значении: за­вершить, закончить что-либо. Из­вестны также пословица «не суйся ижица наперед аза», то есть каж­дый знай свое место, а выражение «прописать ижицу» — проучить, жестоко наказать кого-либо.

 

ВЕДУЩИЙ (1): В 1708 году Петр I приказал вместо церковно­славянской ввести в школы граж­данскую азбуку. Но самой дорогой буквой русского алфавита считали «ъ» (ер). Когда убрали эту букву, то получилась экономия и краски, и времени, и денег. Но эта буква и са­мая молчаливая, ее называли еще тунеядицей, так как пожирала мно­го времени и бумаги, стоившей России ежегодно более 400 тысяч рублей! Молчание этой буквы — чистое золото. Ребята, а какую роль выполняет «ъ» (ер) в современном русском языке? (Это разделитель­ный твердый знак.)

 (Ребята отвечают.)

ЧТЕЦ (2):

В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

Жила на свете ИЖИЦА,

А с нею буква ЯТЬ.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Где нынче буква Ижица?

Где Ять? И где Фита?

Без них правописание

Сумело обойтись.

Новейшие издания

Без них вступают в жизнь.

Уж так на свете водится,

Как говорил мудрец:

Когда без нас обходятся,

То значит, нам конец.

Ф. Кривин

 

(Ведущие (1) и (2) проводят викто­рину.)

 Задание 1

(Ребята должны повторить назва­ния старославянских букв.)

 Задание 2

(Ребятам нужно вспомнить посло­вицы со словами «азбука» и «гра­мотность».)

 Задание 3

(Ребятам нужно назвать русских писателей, которые использовали буквы старого русского алфавита.)

 

ЧТЕЦ (1):

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный — речь.

И. Бунин

 

ВЕДУЩИЙ (2): И. А. Бунин [9] в этом стихотворении завещал сво­им потомкам беречь нашу русскую речь. И мы также призываем вас, наше молодое поколение, к береж­ному отношению, уважению и по­ниманию русской культуры, на­ших традиций.

 

ЧТЕЦ (2):

О России петь — что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь — что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь — что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

И. Северянин

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ (братья Солунские), славянские просвети­тели, православные проповедники, создатели славянского алфавита. Кирилл (около 827 — 869; до принятия в 869 монашества — Константин Фи­лософ) и Мефодий (около 815 — 885) в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослу­жения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги. Святые Православной (память 11/24 мая, Кирилла также 14/27 февраля, Мефодия — 6/19 апреля) и Католичес­кой (память 14 февраля и 7 июля) церквей.

 

[2] КАРАМЗИН Николай Михай­лович (1766 — 1826), российский историк, писатель, почетный член Российской академии наук (1818). Создатель «Истории государства Российского» (т. 1 — 12, 1816 — 1829), одного из значительных трудов в рос­сийской историографии. Основопо­ложник русского сентиментализма («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и другие). Редактор «Московского журнала» (1791 — 1792) и «Вестника Европы» (1802 — 1803).

 

[3] ЛОНГФЕЛЛО Генри Уодсворт( 1807 — 1882), американский пи­сатель, поэт-романтик. В эпических поэмах, балладах, лирике, часто афо­ристически-дидактичных, сентимен­тальных (по настроению), сочетавших как песенно-фольклорную, так и книжную традицию, обращался к ге­роическому прошлому США, средне­вековым легендам, христианской те­матике, обличал рабство и религиоз­ную нетерпимость. Сборники «У моря и очага» (1849), «Перелетные птицы» (1858); поэмы «Эванджелина» (1847), «Песнь о Гайавате» (1855; на основе индейских сказаний), «Сватовство Майлза Стендиша» (1858). Перевел на английский язык «Божественную комедию» Данте (т. 1—3,1867). Рома­ны, публицистика.

 

[4] НЕСТОР, древнерусский пи­сатель, летописец XI — начала XII в., монах Киево-Печерского монасты­ря. Автор житий князей Бориса и Гле­ба, Феодосия Печерского. Традици­онно считается одним из крупней­ших историков Средневековья — автором первой редакции «Повести временных лет».

 

[5] ТОЛСТОЙ Алексей Николае­вич (1882/83 — 1945), русский писа­тель, граф, академик Академии наук СССР (1939). В 1918 — 1923 в эмигра­ции. Повести и рассказы из жизни усадебного дворянства (цикл «За­волжье», 1909 — 1911). Сатирический роман «Похождение Невзорова, или Ибикус» (1924). Втрилогии «Хождение по мукам» (1922 — 1941) стремится представить большевизм имеющим национальную и народную почву, а ре­волюцию 1917 как высшую правду, постигаемую русской интеллигенци­ей; в историческом романе «Петр I» (кн. 1—3, 1929—1945, не окончен) — апология сильной и жестокой рефор­маторской власти. Научно-фантасти­ческие романы «Аэлита» (1922 — 1923), «Гиперболоид инженера Гари­на» (1925 — 1927), рассказы, пьесы. Государственные премии СССР (1941, 1943,1946, посмертно).

 

[6] ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич

(1818 — 1883), руескийписатель, член-корреспондент Петербургской акаде­мии наук (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847 — 1852) по­казал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психо­логических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накану­не» (1860), «Отцы и дети» (1862), по­вестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дво­рянской культуры и новых героев эпохи — разночинцев и демократов, об­разы самоотверженных русских жен­щин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и психо­логического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы.

 

[7] ГОГОЛЬ Николай Васильевич

(1809 — 1852), русский писатель. Ли­тературную известность Гоголю при­нес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 — 1832), насыщенный украинским этнографическим мате­риалом, романтическими настроени­ями, лиризмом и юмором. Повести из сборников «Миргород» и «Арабески» (оба — 1835) открывают реалистичес­кий период творчества Гоголя. Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повес­ти «Шинель» (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гро­тескное начало «петербургских повес­тей» («Нос», «Портрет») получило раз­витие в комедии «Ревизор» (поста­новка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе «Мертвые души» (том 1 — 1842) сатирическое осмея­ние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религиозно-публицисти­ческая книга «Выбранные места из пе­реписки с друзьями» (1847) вызвала критическое письмо В. Г. Белинского. В 1852 Гоголь сжег рукопись второго тома «Мертвых душ». Оказал реша­ющее влияние на утверждение гу­манистических и демократических принципов в русской литературе.

 

[8] ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (1672 — 1725), российский царь с 1682 (правил с 1689), первый россий­ский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второ­го брака с Н. К. Нарышкиной. Про­вел реформы государственного уп­равления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на гу­бернии, построена новая столица — Санкт-Петербург). Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлурги­ческих, горных и других заводов, вер­фей, пристаней, каналов). Руководил постройкой флота и созданием регу­лярной армии. Возглавлял армию в Азовских походах 1695 — 1696, Север­ной войне 1700 — 1721, Прутском похо­де 1711, Персидском походе 1722 — 1723; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях при де­ревне Лесной (1708) и под Полтавой (1709). Способствовал упрочению эко­номического и политического положе­ния дворянства. По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайне­го напряжения материальных и люд­ских сил (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705—1706, Булавинское 1707—1709), беспощадно подав­лявшиеся правительством. Будучи создателем могущественного абсолю­тистского государства, добился при­знания за Россией авторитета великой державы.

 

[9] БУНИН Иван Алексеевич

(1870 — 1953), русский писатель, по­четный академик Петербургской ака­демии наук (1909). В 1920 эмигриро­вал. В лирике продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901). В рассказах и повестях показал (под­час с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб («Анто­новские яблоки», 1900), жестокий лик деревни («Деревня», 1910, «Суходол», 1911), гибельное забвение нравствен­ных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915). Резкое неприятие Октябрьской революции в дневнико­вой книге «Окаянные дни» (1918, опуб­ликована в 1925). В автобиографичес­ком романе «Жизнь Арсеньева» (1930) — воссоздание прошлого Рос­сии, детства и юности писателя. Тра­гичность человеческого существова­ния в новеллах о любви («Митина лю­бовь», 1925; книга «Темные аллеи», 1943). Мемуары. Перевел «Песнь о Гайа­вате» Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *