Игру, когда-то проводила вместе с родителями на библиотечном уроке. Кое-что подкорректировала. А вы посмотрите этот урок в оригинале. Он интересен.
Восьмое чудо света
ЖЕЛТОНОЖКО Е. А. Восьмое чудо света [Текст] : игровая программа для учащихся 6—11-х классов / Е. А. Желтоножко // Читаем, учимся, играем. — 2009. — № 2. — С. 13-19.
В игре принимают участие 2 команды по 6 человек. Состав команд определяется по отборочному туру. В отборочных турах за правильный ответ ребята получают жетон, ну и обладатели большего количества попадают в команду.
Действующие лица:
Ведущие (1) и (2)
Реквизит:
- жетончики
- мешочек
- бочонки из игры лото
- призы победителям
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР I
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА»
(Участники отвечают на вопросы.)
Вопросы
- Кто написал рассказ «Живая шляпа»? (Н. Н. Носов.)
- Из какой сказки выражение: «Остаться у разбитого корыта»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.)
- Кто выручил из беды Петушка в русской народной сказке «Кот, Петух и Лиса»? (Кот.)
- В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого. Назовите эту сказку. (Русская народная сказка «Три медведя».)
- Кто написал сказку «Аленький цветочек»? (С. Т. Аксаков.)
- «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были маленькие». Назовите это произведение. («Приключения Незнайки и его друзей» Н. Н. Носова.)
- Кого вылепили старик со старухой из снега? (Снегурочку из одноименной русской народной сказки.)
- Кто помог своему бедному хозяину стать родственником короля? (Кот в сапогах из одноименной сказки Ш. Перро.)
- В одном густом тропическом лесу жил да был один забавный зверек, каких не бывает в природе. Он еще был другом крокодила Гены. О ком идет речь? (О Чебурашке, герое сказки Э. Н. Успенского.)
- Кто написал сказку «Снежная королева»? (X. К. Андерсен.)
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР II
«НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ»
(Участники должны закончить пословицу.)
Задание
- Одна голова хорошо … (…А две лучше.)
- Баба с возу… (…Кобылелегче.)
- За двумя зайцами погонишься… (…Ни одного не поймаешь.)
- Терпение и труд… (…Все перетрут.)
- Яблоко от яблони… (…Недалеко падает.)
- Что посеешь… (…То и пожнешь.)
- Любишь кататься… (…Люби и саночки возить.)
- Глаза боятся… (…А руки делают.)
- Без труда не вынешь… (…И рыбку из пруда.)
- Дареному коню… (…Взубы не смотрят.)
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР III
«ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ»
(Участники должны по значению определить фразеологизм.)
Задание
- Если кто-нибудь зазнается, важничает, то про него так говорят. (Забирает нос.)
- Дурачить, намеренно вводить б заблуждение. (Морочить голову.)
- Описывая пережитый ужас, рассказчик говорит, что у него встали дыбом… (…Волосы.)
- Если нам противно слушать что-либо нелепое, глупое, то мы говорим так. (Уши вянут.)
- Испытывать нужду, голодать. (Класть на полку зубы.)
- Создавать ложное впечатление о себе. (Пускать пыль в глаза.)
- Замолчать, перестать говорить. (Проглотить язык.)
- Если что-то не удается, не ладится из-за отсутствия настроения, желания, то мы говорим так. (Все валится из рук.)
- Про человека, находящегося в мрачном, дурном настроении, в раздраженном состоянии, говорят так. (Встал не с той ноги.)
- Намеренно не обращать внимания на что-либо, умышленно не замечать ничего предосудительного. (Смотреть сквозь пальцы.)
ВЕДУЩИЙ (1): Семь чудес света создали люди в древности: величественные египетские пирамиды, прекрасную статую Зевса в Олимпии, висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды Эфесской, исполинскую медную статую бога Гелиоса в гавани острова Родос, Таликарнасский мавзолей и маяк в Александрии. Есть и еще одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать. Это — книга. Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкают к воздуху, которым мы дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.
ВЕДУЩИЙ (2): Книга! Она ведет нас от познания первых несложных истин все дальше и дальше. С книгой каждый из нас может путешествовать на много веков вперед и на много веков назад, в историю. Но книга не только вовлекает нас в путешествие, учит, но и лечит. Издавна люди заметили положительное действие книги на здоровье и настроение человека. В настоящее время этот метод широко используется. Он получил название «библиотерапия». Начало методу положили первые церковные библиотеки. Книги религиозного содержания приносили верующим людям успокоение и надежду. В XVII веке в Англии врачи рекомендовали своим пациентам кроме лекарств чтение двух-трех страниц хорошего текста. Сегодня нашу игру мы и посвятим этому удивительному лекарству для души и всему тому, что с ним связано, — книге.
«СКАЗОЧНАЯ РАЗМИНКА»
(За минуту команды должны ответить на вопросы. За каждый правильный ответ — 1 балл.)
Вопросы
Для команды 1
- «Бедный поп подставил лоб». Кому? (Балде.)
- Назовите жилище Бабы-яги. (Избушка на курьих ножках.)
- Какое второе название волшебной скатерти? (Самобранка.)
- Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка.)
- Назовите аппарат, на котором Баба-яга совершает полеты. (Ступа.)
- Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку.)
- Кого маленькая разбойница из сказки «Снежная королева» X. К. Андерсена дала в помощь Герде? (Оленя.)
- Что попало Каю, герою сказки «Снежная королева», в глаз? (Осколок зеркала.)
- Какие цветы собирала падчерица в сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»? (Подснежники.)
- Как зовут куклу с голубыми волосами из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Мальвина.)
- Как звали художника из Цветочного города из сказки Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»? (Тюбик.)
- Как звали медведя, обучающего Маугли закону Джунглей? (Балу.)
- Назовите веселого человечка-луковку из сказки Дж. Родари. (Чиполлинд.)
- Назовите лису — спутницу кота Базилио из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». (Алиса.)
- Назовите мальчика из сказки А. Линдгрен, у которого самый лучшей в мире друг. (Малыш.)
- Какое было прозвище Дяди Степы из стихотворения С. В. Михалкова? (Каланча.)
- Назовите героя русской народной сказки, путешествующего на печи. (Емеля.)
- Что было содержимым Страшилы из сказки «Волшебник Изумрудного города» А. М. Волкова? (Солома.)
- Как звали Крокодила, друга Чебурашки? (Гена.)
- Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка из сказки А. С. Пушкина? (Четыре.)
Для команды 2
- Из чего солдат варил кашу в сказке X. К. Андерсена? (Из топора.)
- Как звали шарманщика, смастерившего Буратино? (Папа Карло.)
- Как звали кенгуру из повести-сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»? (Кенга.)
- Назовите музыканта из Цветочного города. (Гусля.)
- Как звали царя из сказки А С. Пушкина? (Салтан илиДодон.)
- Назовите крысу старухи Шапокляк. (Лариска.)
- Кто был самым ужасным в сказке «Волшебник Изумрудного города» А. М. Волкова? (Гудвин.)
- Что было оружием Железного Дровосека в сказке «Волшебник Изумрудного города» А. М. Волкова? (Топор.)
- Кто был самым умным коротышки Цветочного города? (Знайка.)
- Какой герой русской сказки поймал необыкновенную щуку? (Емеля.)
- Как звали почтальона из деревни Простоквашино? (Печкин.)
- Назовите товарища Соломинки и Уголька из сказки братьев Гримм. (Бобовое зернышко.)
- Как звали пантеру, друга Маугли? (Багира.)
- Какая героиня потеряла хрустальную туфельку? (Золушка.)
- Кто говорил волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, через север на. восток»? (Женя из сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик».)
- В кого превратилось чудище из сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»? (В принца.)
- Кем стал гадкий утенок из сказки X. К. Андерсена? (Лебедем.)
- Какой волшебный предмет был у Аладдина? (Лампа с джинном.)
- На чем совершили необыкновенное путешествие вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс? (На яхте «Беда»).
- Кто попал в Зазеркалье? (Алиса.)
ВЕДУЩИЙ (1): Книга, хотя она и не живая, говорит с нами — о разных странах, временах и судьбах. Иногда о самой себе, о том, как, когда и почему она была написана. Откуда же берет начало книга? В очень далекие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, все знания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти. Они передавались от одного человека к другому, от одного поколения к следующему. Тех, кто рассказывал предания, называли сказителями. У древних греков, например, сказителей называли аэдами. Они всегда были желанными гостями на пиру. По его окончании аэд брал в руки лиру и начинал петь о храбром воине Одиссее и других героях древнегреческой мифологии. У нас в России сказители рассказывали сказки, былины, которые были записаны лишь спустя века, после изобретения письменности.
ВЕДУЩИЙ (2): До появления письменности человек пользовался и другими способами передачи и запоминания информации. Например, с помощью различных предметов, так называемых «говорящих вещей». Например, скифы, проживавшие на юге нынешней
ВЕДУЩИЙ (2): Книга! Она ведет нас от познания первых несложных истин все дальше и дальше. С книгой каждый из нас может путешествовать на много веков вперед и на много веков назад, в историю. Но книга не только вовлекает нас в путешествие, учит, но и лечит. Издавна люди заметили положительное действие книги на здоровье и настроение человека. В настоящее время этот метод широко используется. Он получил название «библиотерапия». Начало методу положили первые церковные библиотеки. Книги религиозного содержания приносили верующим людям успокоение и надежду. В XVII веке в Англии врачи рекомендовали своим пациентам кроме лекарств чтение двух-трех страниц хорошего текста. Сегодня нашу игру мы и посвятим этому удивительному лекарству для души и всему тому, что с ним связано, — книге.
«СКАЗОЧНАЯ РАЗМИНКА»
(За минуту команды должны ответить на вопросы. За каждый правильный ответ — 1 балл.)
Вопросы
Для команды 1
- «Бедный поп подставил лоб». Кому? (Балде.)
- Назовите жилище Бабы-яги. (Избушка на курьих ножках.)
- Какое второе название волшебной скатерти? (Самобранка.)
- Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка.)
- Назовите аппарат, на котором Баба-яга совершает полеты. (Ступа.)
- Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку.)
- Кого маленькая разбойница из сказки «Снежная королева» X. К. Андерсена дала в помощь Герде? (Оленя.)
- Что попало Каю, герою сказки «Снежная королева», в глаз? (Осколок зеркала.)
- Какие цветы собирала падчерица в сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»? (Подснежники.)
- Как зовут куклу с голубыми волосами из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Мальвина.)
- Как звали художника из Цветочного города из сказки Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»? (Тюбик.)
- Как звали медведя, обучающего Маугли закону Джунглей? (Балу.)
- Назовите веселого человечка-луковку из сказки Дж. Родари. (Чиполлино.)
- Назовите лису — спутницу кота Базилио из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». (Алиса.)
- Назовите мальчика из сказки А. Линдгрен, у которого самый лучшей в мире друг. (Малыш.)
- Какое было прозвище Дяди Степы из стихотворения С. В. Михалкова? (Каланча.)
- Назовите героя русской народной сказки, путешествующего на печи. (Емеля.)
- Что было содержимым Страшилы из сказки «Волшебник Изумрудного города» А. М. Волкова? (Солома.)
- Как звали Крокодила, друга Чебурашки? (Гена.)
- Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка из сказки А. С. Пушкина? (Четыре.)
Для команды 2
- Из чего солдат варил кашу в сказке X. К. Андерсена? (Из топора.)
- Как звали шарманщика, смастерившего Буратино? (Папа Карло.)
- Как звали кенгуру из повести-сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»? (Кенга.)
- Назовите музыканта из Цветочного города. (Гусля.)
- Как звали царя из сказки А. С. Пушкина? (Салтан илиДодон.)
- Назовите крысу старухи Шапокляк. (Лариска.)
- Кто был самым ужасным в сказке «Волшебник Изумрудного города» А. М. Волкова? (Гудвин.)
- Что было оружием Железного Дровосека в сказке «Волшебник Изумрудного города» А. М. Волкова? (Топор.)
- Кто был самым умным коротышки Цветочного города? (Знайка.)
- Какой герой русской сказки поймал необыкновенную щуку? (Емеля.)
- Как звали почтальона из деревни Простоквашино? (Печкин.)
- Назовите товарища Соломинки и Уголька из сказки братьев Гримм. (Бобовое зернышко.)
- Как звали пантеру, друга Маугли? (Багира.)
- Какая героиня потеряла хрустальную туфельку? (Золушка.)
- Кто говорил волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, через север на. восток»? (Женя из сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик».)
- В кого превратилось чудище из сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»? (В принца.)
- Кем стал гадкий утенок из сказки X. К. Андерсена? (Лебедем.)
- Какой волшебный предмет был у Аладцина? (Лампа с джинном.)
- На чем совершили необыкновенное путешествие вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс? (На яхте «Беда»).
- Кто попал в Зазеркалье? (Алиса.)
ВЕДУЩИЙ (1): Книга, хотя она и не живая, говорит с нами — о разных странах, временах и судьбах. Иногда о самой себе, о том, как, когда и почему она была написана. Откуда же берет начало книга? В очень далекие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, все знания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти. Они передавались от одного человека к другому, от одного поколения к следующему. Тех, кто рассказывал предания, называли сказителями. У древних греков, например, сказителей называли аэдами. Они всегда были желанными гостями на пиру. По его окончании аэд брал в руки лиру и начинал петь о храбром воине Одиссее и других героях древнегреческой мифологии. У нас в России сказители рассказывали сказки, былины, которые были записаны лишь спустя века, после изобретения письменности.
ВЕДУЩИЙ (2): До появления письменности человек пользовался и другими способами передачи и запоминания информации. Например, с помощью различных предметов, так называемых «говорящих вещей». Например, скифы, проживавшие на юге нынешней территории России, как-то отправили соседям послание, состоящее из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это должно было означать следующее: «Умеете ли вы летать, как мышь, прыгать по болотам, как лягушка? Если не умеете, то попробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, лишь только вы вступите на нашу землю». Но такой вид передачи информации нередко приводил к непониманию и неправильному чтению послания. Спустя некоторое время наш древний предок понял, что, указывая, например, дорогу, можно нарисовать стрелку цветной глиной на скале. Так появились книги-идиограммы, которые писались очень долго, так как передавать мысль с помощью картинок было сложно. Благодаря именно таким книгам пришла к нам татуировка, потому что рисовали на всем, даже на теле, таким образом сообщая о числе походов и побед человека.
«ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ»
(Из мешочка участники каждой команды по очереди достают себе бочонки лото.
Ведущий задает соответствующий вопрос. За каждый правильный ответ — 5 баллов.)
Вопросы
- Как называются книги, для изготовления которых использовалось полезное ископаемое? (Глиняные таблички.)
- Как называлась древняя форма книги, свернутая в трубку и написанная на папирусе? (Свиток.)
- Какой город стал родиной пергаментных книг? (Пергам.)
- Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Кору березы — бересту.)
- Как называется особый писчий материал, который изготовляется из тростника? (Папирус.)
- В какой стране изобрели бумагу? (В Китае.)
- Как звали двух известных братьев, составивших первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий.)
- Назовите один из способов передачи информации до появления письменности, для которого нужны были разноцветные тонкие шнурки и толстая веревка. (Узелковое письмо.)
- Как называются книги Древнего Рима, для изготовления которых применялся тот же материал, что и для современных вещей, которые используют в случае отключения света в темное время суток? (Восковые книги.)
- Как называются листы, сделанные из тонко выделанной овечьей или козьей кожи? (Пергамент.)
- В какой стране впервые появилось слово «библиотека»? (В Греции.)
- В переводе на русский язык это книголюб, то есть любитель и собиратель книг. Кто он? (Библиофил.)
- Его называют «компасом» в книжном море. Это перечень всех произведений печати, имеющихся в библиотеке. Что это? (Каталог.)
- Как называется старинная рукописная книга? (Манускрипт.)
- Как называются славянские азбуки? (Кириллица и глаголица.)
- В перечень компонентов одного древнего рецепта входили: обрывки шелка, тряпки, отслужившие рыболовные сети, древесная кора. Что должно было получиться из этих компонентов? (Бумага.)
ВЕДУЩИЙ (1): На Руси книги появились с принятием христианства. Писали их летописцы в течение года или даже нескольких лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква даже не писалась, а рисовалась с помощью гусиных перьев или острых палочек. Переписанные листы украшались рисунками. Каждая книга была настоящим шедевром. Двух совершенно одинаковых книг не было и быть не могло. На книжные обложки помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки.
Жизнь без книг стала невозможной, а значит, их надо было где-то содержать. Так возникли книгохранилища, или библиотеки. О роли библиотек в жизни людей можно судить уже по тем образным наименованиям, которые им издавна присваивали. Их называли храмами мудрости, памятью человечества, хранилищами сокровищ цивилизации.
ВЕДУЩИЙ (2): Слово «библиотека» восходит к греческому слову «biblion» — «книга». Как только люди изобрели письменность, появилась возможность собирать, накапливать знания, передаваемые от поколения к поколению. Интересно, что уже первые библиотеки представляли собой не просто помещение, где хранили книги: это были настоящие библиотеки в полном смысле слова. Там имелись особые таблички, на которых записывали первые строки произведений, хранящихся в библиотеке, что помогало удобно группировать и затем отыскивать требуемый литературный источник.
Основной способ собирания библиотек в Древнем мире — копирование документов. Один из великих царей древности рассылал по городам опытных писцов, которые разыскивали драгоценные книги и снимали с них копии. Копии снимались старательно и осмысленно. Таким образом за сравнительно короткий срок были собраны десятки тысяч текстов по всем известным в то время отраслям знания.
ВЕДУЩИЙ (1): Самая известная древняя библиотека — Ниневийская, принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанипалу [1]. Она называлась «Дом наставлений и советов» и представляла собой огромное собрание глиняных табличек, которые по указанию царя были взяты из храмов и из домов знатных и образованных ассирийцев. Именно он рассылал грамотных писцов за изданиями в другие города. Примечательно, что эта библиотека имела тематический каталог. Все ее книги были распределены по темам: история, право, астрономия, математика, медицина, легенды и мифы. В каталоге отражалось название произведения, а также комната и полка, где следовало искать нужную табличку. До наших дней сохранилось 30 тысяч глиняных табличек, и на каждой из них до сих пор присутствует библиотечный штамп: «Дворец Ашшурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии».
ВЕДУЩИЙ (2): Древняя Греция, или Эллада, славилась своими учеными и философами, которые создавали школы и академии, при которых открывались библиотеки. Они играли роль культурных центров. Одним из таких выдающихся людей являлся Аристотель [2]. Библиотека Аристотеля в Лике, в районе Афин, где великий античный философ читал свои лекции, насчитывала десятки тысяч свитков. После смерти ученого его библиотека стала частью Мусейона, Храма Муз.
ВЕДУЩИЙ (1): Центром культуры Египта была Александрия, где правила династия Птолемеев. В начале III века до новой эры Птолемей I [3] создает свой Мусейон — по примеру афинского.
Это был огромный ансамбль: университет с учебными залами и жилыми помещениями, обсерватория, ботанический сад, зоопарк — и, конечно, библиотека. Птолемей II [4] расширил Александрийскую библиотеку, посылая во все концы света своих людей, которые добывали самые ценные сочинения. Птолемей III [5] издал указ, по которому всякий прибывший в гавань, был обязан отдать или продать имевшиеся у него книги. Их передавали в библиотеку, а владельцам возвращали копии с пометкой об их соответствии оригиналу. Фонд библиотеки составлял 700—800 тысяч текстов на многих языках.
ВЕДУЩИЙ (2): Во II веке до новой эры была создана Пергамская библиотека, которая находилась в городе Пергаме. Пергамcкая библиотека уступала Александрийской библиотеке лишь по величине фонда, составлявшего 200 тысяч списков. Ее большую часть составляли медицинские трактаты — Пергам считался центром медицины. История библиотеки завершилась в 43 году до новой эры, когда Пергам стал провинцией Рима, и большая часть книг попала в Александрийскую библиотеку. Сегодня Пергам находится на территории Турции, и развалины библиотеки входят в число туристических объектов.
ВЕДУЩИЙ (1): В 1037 году князь Ярослав Мудрый [6] основал первую библиотеку в Киевской Руси. Она находилась в киевском Софийском соборе. Это было самое полное собрание письменных памятников Древней Руси — Евангелие, книги пророков, жития святых. Здесь хранились и важные государственные документы. 500 томов — таким собранием в то время могли похвалиться не многие библиотеки Европы. Неизвестно, куда пропала библиотека Ярослава Мудрого: возможно, она погибла во время большого пожара в 1124 году или была уничтожена в 1240 году во время разгрома Киева войсками Батыя [7].
ВЕДУЩИЙ (2): Одной из самых загадочных библиотек является библиотека Ивана Грозного [8]. Он обладал уникальным книжным собранием, которое хранил в глубоких подземельях Кремля. Иностранцы, видевшие книжное собрание, говорили, что там были, в числе прочих книг, очень редкие. После смерти царя его библиотека стала легендой, так как бесследно исчезла. Тайна библиотеки не дает покоя историкам и археологам уже не одно столетие. До сегодняшнего дня поиски библиотеки так и не увенчались успехом.
ВЕДУЩИЙ (1): Библиотеки считались средоточием мудрости, и поэтому не каждый мог занимать должность хранителя книг. В Древнем Египте должность хранителя была государственной и передавалась по наследству, поскольку ее могли занимать лишь те, кто обладал «высшими знаниями». Хранитель также являлся воспитателем наследника египетского престола. По традиции, пост хранителя Александрийской библиотеки по приглашению занимали выдающиеся ученые, философы и поэты. Многочисленные помощники библиотекаря имели свои строго определенные обязанности: одни занимались учетом рукописей, другие — их разбором, третьи снимали копии с тех сочинений, которые нельзя было купить, четвертые отвечали за предохранение фондов от моли и сырости.
ВЕДУЩИЙ (2): Как правило, на должности хранителя библиотеки были только мужчины, и вплоть до 1917 года в России государственная служба в числе сотрудников государственных библиотек для женщин была закрыта. Их неохотно принимали в библиотеку даже в качестве так называемых вольнотрудящихся. Такое скромное место женщины занимали в библиотеках не только в России, но и в самых передовых западных странах. Для того чтобы попасть на службу в главную библиотеку России — Императорскую публичную библиотеку, нужно было иметь не просто высшее образование, а специальные познания по разным отраслям науки: знание русского, французского, немецкого, латинского, греческого (или вместо одного из них — восточного) языков. Младший персонал должен был владеть русским и тремя любыми иностранными языками. Стать почетным библиотекарем было труднее, чем академиком.
«ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»
(Каждая команда имеет право ответа на заданный вопрос после пятнадцатисекундного обсуждения.
Командам предстоит отгадать, кто именно из трех писателей или поэтов был библиотекарем. За каждый правильный ответ — 3 балла.)
Вопросы
- Этот знаменитый писатель с 1812 г. и почти до самой смерти работал в Императорской публичной библиотеке Санкт-Петербурга в должности библиотекаря. Прослужив почти 30 лет, он составил каталог русских книг и получил орден Св. Владимира 4-й степени. Он жил при библиотеке в небольшой квартирке. Служба была ему по душе, ведь его окружали книги — спутники всей его жизни.
- М. Е. Салтыков-Щедрин;
- Н. В. Гоголь;
- И. А. Крылов.
- Этот писатель, автор одного из известных детских произведений, возвратившись в свой родной город Тобольск, работал преподавателем Тобольской гимназии. При гимназии была библиотека, для которой этот писатель много сделал: каллиграфически переписал каталог, значительно увеличил книжный фонд.
- С. Т. Аксаков;
- П. П. Ершов;
- Н. Н. Носов.
- Этот великий русский писатель и поэт, живя в 1891 г. в Полтаве, работал библиотекарем земской управы.
- И. А. Бунин;
- С. А. Есенин;
- Ф. И. Тютчев.
- Этот русский писатель, окончив естественный факультет Лейпцигского университета, работал агрономом, а в течение ряда лет был сельским учителем и библиотекарем.
- М. М. Пришвин;
- К. Г. Паустовский;
- Б. С. Житков.
- Этот русский писатель, переводчик, литературный критик, языковед, создатель многих детских произведений в 1957 году открыл на территории своей дачи в Переделкине детскую библиотеку, построенную на собственные сбережения. Впоследствии он подарил ее поселковому совету. Его называли «детский человек», он ежегодно проводил два праздника книги: «Здравствуй, лето» и «Прощай, лето».
- С. М. Михалков;
- С. Я. Маршак;
- К. И. Чуковский.
- Этот русский поэт был библиотекарем Румянцевского музея до перенесения его в Москву.
- А. И. Майков;
- А. С. Пушкин;
- А. А. Блок.
К сведению:
Среди знаменитых библиотекарей также были Н. И. Лобачевский [9] -выдающийся русский математик, Г. В. Лейбниц [Ю] — немецкий математик, физик и изобретатель, Якоб Гримм [И] -один из братьев-сказочников.
«ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»
(Команды должны ответить на вопросы. Каждый вопрос представляет собой набор слов, характеризующих одно и то же слово.
За каждый правильный ответ — 1 балл.)
Вопросы
Для команды 1
- Гостиничный, цирковой, эстрадный, телефонный, инвентарный, порядковый, трехзначный. (Номер.)
- Вязаные, кожаные, рабочие, теплые, ежовые. (Рукавицы.)
- Белый, черный, пышный, румяный, свежий, черствый, ржаной, пшеничный. (Хлеб.)
- Шоколадное, розовое, репейное, кукурузное, сливочное, мягкое, топленое, машинное. (Масло.)
- Воздушный, земной, елочный, бильярдный. (Шар.)
- Потребительская, бельевая, баскетбольная, садовая, плетеная ивовая. (Корзина.)
- Шуршащая, свежая, вчерашняя, мятая, еженедельная, стенная, областная, местная. (Газета.)
- Найденная, вычислительная, городская, главная, базарная, привокзальная. (Площадь.)
- Мужской, женский, чистый, свежевыкрашенный, паркетный. (Пол.)
- Глазное, печеное, моченое, червивое, зеленое, красное, кислое, сладкое, наливное. (Яблоко.)
- Ночной, дневной, детский, массажный, обувной, белковый, заварной, масляный. (Крем.)
- Первый последний, электрический, пронзительный, мелодичный, школьный, телефонный, дверной. (Звонок.)
- Колючая, чайная, красивая, душистая, красная, белая. (Роза.)
- Первый, хвостовой, почтовый, прицепной, мягкий, голубой, спальный, переполненный, трамвайный, железнодорожный. (Вагон.)
- Слепой, частый, затяжной, грибной, проливной. (Дождь.)
- Золотой, морской, речной, сахарный. (Песок.)
- Трамвайный, машинный, детский, загородный, зоологический, ботанический. (Парк.)
- Желудочный, натуральный, концентрированный, березовый, томатный, яблочный. (Сок.)
- Полярная, белая, темная, звездная, бессонная. (Ночь.)
- Белый, удачный, жаркий, солнечный, пасмурный, рабочий, учебный, праздничный, выходной. (День.)
Для команды 2
- Скользкое, дегтярное, хозяйственное, детское, шипучее, душистое, банное. (Мыло.)
- Острые, крепкие, дырявые, золотые, вставные, молочные, коренные. (Зубы.)
- Летающая, глубокая, мелкая, детская, фарфоровая, суповая. (Тарелка.)
- Эмалированная, фарфоровая, морская, ушная. (Раковина.)
- Домашний, купальный, рабочий, медицинский, шелковый, ситцевый. (Халат.)
- Государственный, доильный, телефонный, слуховой, опорно-двигательный. (Аппарат.)
- Пикейный, вязаный, спасательный. (Жилет.)
- Долговая, оркестровая, глубокая, свежевырытая. (Яма.)
- Солнечные, песочные, каминные, электронные, башенные, настенные, бегущие, отстающие, говорящие. (Часы.)
- Анонимное, электронное, заказное, любовное, долгожданное. (Письмо.)
- Красная, жалобная, сберегательная, записная, телефонная, детская. (Книга.)
- Баскетбольное, садовое, парашютное, золотое, обручальное. (Кольцо.)
- Пшеничное, кукурузное, футбольное. (Поле.)
- Ледяная, книжная, румяная, подгорелая, апельсиновая, арбузная, хлебная. (Корка.)
- Белая, серая, юркая, летучая, полевая, компьютерная. (Мышь.)
- Глубокий, сладкий, мертвый, цветной, тревожный, кошмарный, послеобеденный, гипнотический. (Сон.)
- Дверной, одежный, рыболовный, вязальный. (Крючок.)
- Туберкулезная, гимнастическая, эстафетная, счетная, березовая, сосновая, сучковатая. (Палочка.)
- Меловая, шоколадная, томатная, зубная. (Паста.)
- Правильная, неправильная, смешанная, сократимая, барабанная, оружейная. (Дробь.)
(Подведение итогов игры. Награждение победителей.)
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] АШШУРБАНАПАЛ (669 — около 633 до н. э.), царь Ассирии, сын Асархаддона. (Подробнее см. с. 12.)
[2] АРИСТОТЕЛЬ (384 до н. э. — 322 до н. э.), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского.
[3] ПТОЛЕМЕЙ I (305-282 до н. э.), сын македонского аристократа. Обеспечив господство греческой прослойки, Птолемей I проводил политику сближения двух культур, установив культ синкретического бога Сераписа. Задумав превратить Египет в центр культуры и искусств, основал в Александрии знаменитый Мусейон с прославленной библиотекой.
[4] ПТОЛЕМЕЙ II ФИЛАДЕЛЬФ (285—246 до н. э.), продолжил внутреннюю и внешнюю политику отца Птоломея I. При Птолемее Филадельфе — покровителе ученых и поэтов, Мусейон и Александрийская библиотека достигли наивысшего расцвета. Был построен Фаросский маяк.
[5] ПТОЛЕМЕЙ III ЭВЕРГЕТ (246—222 до н. э.), сын Птолемея II. Женившись на дочери киренского царя, присоединил к Египту Киренаику. Захватил всю Сирию и Месопотамию, возобновил войну и в 243 до н. э. нанес Селевку II новое поражение. В результате этих войн присоединил к своему царству всю Сирию.
[6] ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ МУДРЫЙ (около 980—1054), киевский великий князь (с 1019), сын Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. Как только он повзрослел, отец посадил его княжить в Ростов, а около 1013 после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира Святославича) Ярослав становится новгородским князем. С 1025 основная деятельность князя связана с просветительством и христианизацией Руси. В 1036—1037 в Киеве по его приказу были построены крепостные укрепления («город Ярослава»), Золотые ворота с надвратной Благовещенской церковью, Софийский собор, основаны монастыри святых Георгия и Ирины. Прообразами этих построек были сооружения Константинополя и Иерусалима. Они призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира. Завершение строительства совпало с созданием «Слова о законе и благодати» (1038). Тогда же была написана первая русская летопись — «Повесть временных лет». По свидетельству летописи, князь заботился о переводе на русский язык греческих книг, которые составили основу библиотеки Софийского собора. Ярославу приписывается также составление первого свода «Русской Правды». При Ярославе Мудром завершился процесс объединения под властью киевского князя всех восточнославянских земель. В 1036 русские разгромили печенегов. Во внешней политике Ярослав добился укрепление авторитета Древнерусского государства.
[7] БАТЫЙ (Бату-хан, Саин-хан) (1207—1255), монгольский хан, второй сын Джучи, старшего сына Чингисхана, завоеватель западных и северных земель Монгольской державы. После смерти отца в 1227 стал главой улуса Джучи. В зимнем походе 1237—1238 войско Батыя разорило древнерусские княжества в бассейне Волги и Оки. Монголы сожгли большинство крупных городов Северо-Восточной Руси, массами истребляли местное население. В 1239 Батый начал новый поход на запад. В 1240 после осады был захвачен Киев. Древняя русская столица была разрушена, большая часть населения уничтожена или уведена в плен. Около 1243 заложил на Нижней Волге город Сарай-Бату — первую столицу своего государства, которое получило название Белой Орды.
[8] ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ (1530—1584), великий князь московский (с 1533), первый русский царь (с 1547), сын великого князя Василия III Ивановича и Елены Васильевны Глинской. С конца 1540-х правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник (1550), проведены реформы управления и суда (Губная, Земская реформы). В 1565 была введена опричнина. При Иване Грозном установились торговые связи с Англией (1553), создана первая типография в Москве, покорены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. В 1558—1583 велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, началось присоединение Сибири (1581). Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян.
[9] ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович (1792—1856), русский математик, создатель неевклидовой геометрии (геометрии Лобачевского). Ректор Казанского университета (1827—1846). Открытие Лобачевского (1826, опубликовано в 1829—1830), не получившее признания современников, совершило переворот в представлении о природе пространства, в основе которого более 2 тыс. лет лежало учение Евклида, и оказало огромное влияние на развитие математического мышления. Труды по алгебре, математическому анализу, теории вероятностей, механике, физике и астрономии.
[10] ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646—1716), немецкий философ, математик, физик, языковед. С 1676 на службе у ганноверских герцогов. Основатель и президент (с 1700) Бранденбургского научного общества (позднее — Берлинская академия наук). По просьбе Петра I разработал проекты развития образования и государственного управления в России. Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций — монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии («Монадология», 1714); существующий мир создан Богом как «наилучший из всех возможных миров» («Теодицея», 1710). В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики («Новые опыты о человеческом разуме», 1704). Предвосхитил принципы современной математической логики («Об искусстве комбинаторики», 1666). Один из создателей дифференциального и интегрального исчислений.
[11] ГРИММ Якоб (1785—1863), немецкий филолог, основоположник германистики как науки о языке и литературе. Брат В. Гримма. Иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук. (1854). Был, как и брат, представителем гейдельбергских романтиков (кружок в Гейдельберге в 1805—1809), ставивших целью возрождение общественного и научного интереса к фольклору. Основоположник мифологической школы в фольклористике (книга «Немецкая мифология», 1835). Издал «Детские и семейные сказки» (1812— 1814), «Немецкие предания» (1816— 1818) (совместно с В. Гриммом). Главный труд братьев Гримм — «Немецкий словарь».
спасибо за уроки.
Заходи, будут еще!