Материал к уроку об истории бумаги.
В наш компьютерный век интерес к бумаге не исчез. Но как бы не было сегодня широко ее применение, это прежде всего “книжный” материал. Именно с книжным делом связана вся ее яркая многовековая история. О “предках” бумаги, ее рождении и первых изобретателях рассказывает в своей статье наш постоянный автор Михаил Михайлович Филонов.
Филонов, М. М. Что мы знаем об истории бумаги // Мир библиографии. – 2004. – № 5. – С. 16-21.
Без бумаги невозможно себе представить современный мир. Без бумаги не было бы газет, журналов, книг. До ее изобретения какие только материалы не пытался приспособить для письма человек: мощный камень и податливую глину, хрупкие кости и эластичную шкуру животных, прочные листья растений и упругий бамбук, нежный шелк и стойкий металл.
В 1799 г. один из солдат наполеоновских войск вблизи египетского города Розетта обнаружил базальтовую плиту с “трехъязычной надписью”: иероглифы, под ними — на неизвестном языке, а ниже — на греческом. Плиту доставили в Каир, где прочитали и перевели греческий текст, относящийся к 196 г. до н. э. Надпись подтверждала, что по содержанию верхние два текста аналогичны нижнему.
Во время археологических раскопок были открыты тысячи глиняных табличек, без которых наши познания о Древнем мире были бы неполными. Их богатым источником являлись древние библиотеки. Писари-каллиграфы и ученые обрабатывали тексты, а иногда и переводили их. Позднее это дало возможность разгадать шумерский язык, который и после потери независимости Шумера оставался языком образованных людей и храмовой литургии до I в. до н. э.
Однако книги, изготовленные из глины, были тяжелы, неудобны, легко разбивались. Поэтому для письма стали применять иные материалы. Египтяне научились делать писчий материал из папируса (тростникового растения толщиной с человеческую руку). В течение многих столетий египтяне тщательно отрабатывали технологию изготовления писчих папирусных листов и достигли в этом потрясающих результатов: рукописи на папирусе спустя тысячелетия почти не изменили своих первозданных свойств.
Технология эта заключалась в следующем. Стебель растения разделяли иглой на тонкие широкие полоски. Их укладывали рядом и составляли первый слой писчего материала произвольной ширины. На этот слой накладывали следующие — поперечный, продольный и так далее. Количество слоев зависело от толщины отдельных полос. Многослойный материал помещали под каменный пресс и выдерживали под палящим солнцем до полного высыхания. Специальные люди строгий учет изготовленных листов. Египтяне прибыльно продавали папирус в соседние и отдаленные страны.
В египетских гробницах найдено немало папирусов. Особенно важными оказались папирусы из портового города Геркуланума. Раскопки, начатые там в 1738 г., все еще продолжаются. Содержание найденных папирусов разнообразно — документы, договоры, письма, литературные тексты. Они дают нам возможность вникнуть в жизнь тогдашнего общества намного глубже, чем остальные предметы быта. Цена папируса была достаточно высокой.
Существует легенда о том, как был изобретен пергамент. Египетский город Александрия славился своей библиотекой, считавшейся первой в мире. Но с некоторых пор ее стала “догонять” библиотека в Пергаме, в Малой Азии. Правивший в это время фараон решил расправиться с Пергамской библиотекой. По его приказу был строго воспрещен вывоз папируса в Азию. Царь Пергама поручил своим мастерам приготовить из овечьей или козьей шкуры материал для письма, который мог бы заменить папирус. С тех пор Пергам становится всемирной мастерской нового материала, названного пергаментом.
Пергамент оказался лучше папируса. Его можно было разрезать, не опасаясь, что он распадется на отдельные волокна, сгибать, не боясь испортить. Пергаментные листы хорошо фальцевались, их можно было сшить, а затем переплести. Чем тоньше был пергамент, тем выше ценился. Ухитрялись выделывать такой тоненький пергамент, что целый свиток помещался в скорлупе ореха.
В конце концов время папируса, пергамента и других древнейших материалов кануло в вечность. В наше время пергамент иногда
вырабатывают в малых количествах для библиофильских изданий.
Следующий материал — восковые таблички — использовали для написания черновиков, расписок, проповедей, завещаний, актов, цитат и даже писем. Такие таблички были выгодны потому, что могли служить очень долго. Их употребляли школьники, монахи отмечали на них порядок церковных служб, поэты писали стихи, купцы — счета, придворные щеголи — записочки дамам или вызовы на дуэль. Одни таблички были неказистые, на буковой основе, обтянутые снаружи для прочности кожей и покрытые внутри воском, смешанным с салом, другие — изящные, на основе из красного дерева. Попадались и совсем роскошные — на основе из слоновой кости. В Париже в XIII в. существовал особый цех мастеров, делавших восковые таблички. Они сохранились до начала XIX столетия.
-В Индии для письма использовали пальмовые листья, на которых писали иглой.
В Древней Руси, в стране лесов, в качестве писчего материала применяли березовую и липовую кору, позднее — обработанные шкуры животных. В 1951 г. археологическая экспедиция под руководством члена-корреспондента Академии наук СССР А. В. Арциховского обнаружила в Новгороде древнерусские летописи на березовой коре — бересте. Потом были еще находки берестяных грамот, составивших целую библиотеку почти из шестисот свитков.
В 1963 г. на одном из раскопов была найдена самая настоящая берестяная книга (отнесенная к XIII в.). Ее можно считать первым “миниатюрным изданием” (5×5 см.). В ней всего двенадцать страниц, сшитых вместе. На первой странице — заставка, бесхитростный узор из переплетающихся лент. В книжке записан фрагмент вечерней молитвы. Владелец, видимо, не очень рассчитывал на свою память и на всякий случай завел книжку-шпаргалку.
Когда появились другие писчие материалы, о бересте стали забывать. Но через много веков в силу сложившихся обстоятельств человек снова обратился к бересте. Вот о каком эпизоде времен Великой Отечественной войны рассказал наборщик, метранпаж и печатник партизанской газеты “Народный мститель” П. Ф. Кирюшин: “Весной 1943 г. после ожесточенных боев… у нас кончилась бумага, самолеты с Большой земли не могли ее доставить, хотя газета была в тот момент нужна как воздух… И вот я вышел из землянки, закурил и задумался — что же предпринять? А вокруг белеют березы, чистенькие такие! Подошел я к одной из них, посмотрел на нежную, белую, как бумага первый сорт, кору, и вдруг меня осенило — не попробовать ли? Осторожно сделал надрез, и молодая кора хорошо сошла. Я прибежал с ней, свеженькой и сыроватой, в землянку, примерил к сверстанному набору, положил на печатный станок и тиснул. Вышло отлично! Все, кто был свободен в то время, пошли с ножами и топорами в березняк, и мы тут же напечатали номер. За ним другой. Тираж их был небольшой, до пятидесяти экземпляров”.
Уникальный экземпляр берестяной газеты “Народный мститель” от 20 августа 1943 г. хранится в Музее книги Российской государственной библиотеки. Ее размер — примерно 30 х 40 см. Береста от времени несколько потемнела. Но текст читается легко, как и на древних новгородских берестяных грамотах.
На смену вышеупомянутым материалам пришла бумага, которая после изобретения книгопечатания начала свое победосное шествие по всему миру. Великий узбекский писатель, мыслитель и ученый Алишер Навои называл бумагу “крыльями, разносящими по миру мысли мудрецов”.
Бумагу, как предполагают историки, изобрели китайцы. В книге “Хоу Хань шу” (“История Второй Ханьской династии”), автором которой является Фань Е, живший в V в., есть биография министра земледелия Цай-Луня, которого автор называет изобретателем бумаги. Именно он предложил в 153 г. н. э. изготовлять бумагу из молодых побегов бамбука, коры тутовых деревьев и ивы, конопли, а также из всевозможного тряпья и старых рыболовных сетей.
И все же дата эта спорная. В 1957 г. в пещере Баоцяо в северной провинции Шэньси в гробнице были обнаружены бумажные обрывки. Исследователи установили, что эта бумага была изготовлена на несколько столетий раньше бумаги Цай-Луня. Но имя того, первого изобретателя осталось неизвестным.
А совсем недавно китайские археологи установили, что первая в мире бумага на самом деле была изготовлена между 71 г. до н. э. и 21 г. н. э., то есть на сто лет раньше, чем считалось до сих пор. Доказательства этому — находки ученых во время раскопок в районе города Тунхуа в северовосточной части Китая.
В первом толковом словаре китайского языка “Шо вэнь цзе цзы”, вышедшем еще во времена Цай-Луня, дается объяснение значению иероглифа “чжи” (бумага) и указывается, что для ее изготовления брали шелковую вату и обрабатывали до получения однородной массы. Затем зачерпывали эту массу частой бамбуковой сеткой. Высохшая на сетке масса и была бумагой. На этом общем принципе изготовления основывались все способы бумажного производства вплоть до настоящего времени.
Но шелк и тогда был дорог, поэтому замена его такими легкодоступными материалами, как кора, ветошь и тому подобное, выглядело революционным шагом. Поместив используемый материал в каменную ступу, китайцы растирали его с водой в кашицу, из которой и получали бумагу. Формой служила рамка с сетчатым дном, сделанным из тонких бамбуковых палочек и шелковых нитей. Налив в нее немного кашицы, встряхивали рамку во всех направлениях, чтобы волоконца переплелись и образовали войлок. Вода стекала, а на сетке оставался сырой бумажный лист. Его осторожно снимали, клали на доску и высушивали на солнце. Пачку листов отжимали под деревянным прессом.
Этот способ получения бумаги из материалов, буквально валяющихся под ногами, быстро распространился по всей стране, что подтверждается фактами. В 1907 г. англичанин Стайн обнаружил в китайском городе Дуньхуане девять древних писем, написанных на бумаге. На них не было указано даты, но деревянные пластинки, которые зыли обнаружены вместе с письмами, можно отнести не позднее чем к 137 г. до н. э.
Первое время после изобретения бумаги ее применение было ограничено. Сначала ею пользовались только беднейшие слои населения — это видно хотя бы из писем, датированных III в. н. э. в которых содержались жалобы на то, что из-за отсутствия денег приходится писать на —шелке, а не на бумаге. И только в IV в. был издан указ о полном переходе всей страны на бумагу, которая к тому времени почти вытеснила шелк и другое дорогостоящее сырье, став обычным материалом для письма.
Рецепты изготовления бумажных листов хранились как большая государственная тайна. Но и тогда существовал так называемый промышленный шпионаж. В результате в 610 г. бумажный секрет был вывезен буддистскими монахом Донхо и Годзо в Корею и Японию.
В 650 г. бежавшие из китайского плена воины, работавшие на бумажных “фабриках”, стали заниматься ее изготовлением в Самарканде. Самаркандскую, или хоросанскую, бумагу получали из старых льняных тканей, причем производство шло довольно успешно — она стала вытеснять все другие сорта бумаги.
Бумагой пользовались все, начиная от простолюдина и кончая учеными и государственными деятелями. На пестрых базарах среднеазиатских городов нередко можно было увидеть такую картину: писарь на глазах клиента изготовлял бумагу и, положив еще не просохший лист на спину клиента, строчил какую-нибудь жалобу или донос.
В VIII в. искусством получения “хранительницы истории” владели уже многие восточные страны. Этому способствовали военные набеги. К примеру, в 704 г. арабы захватили Самарканд и вместе с другими трофеями вывезли секрет изготовления бумаги. В результате в завоеванных арабами странах (Сицилии, Испании, Сирии) появились разнообразные бумажные фабрики. Открылась такая фабрика и в сирийском городе Мамбидже (европейцы его называли Бамбице). Вместе с пряностями арабские купцы привозили в Европу и полученную в этом городе “бамбицину”. Вероятно, отсюда и произошло слово “бумага”.
Самой лучшей считалась багдадская бумага, которая шла в продажу листами большого формата. Арабы тоже пользовались льняным тряпьем в качестве сырья. Им удалось освоить выпуск филигранной и веленевой бумаги; как и китайцы, они клали мокрые бумажные листы на теплые гипсовые плиты или на войлок. Два бумажных листа склеивали шероховатыми сторонами.
В Египте изготовляли несколько сортов бумаги, начиная от огромных листов александрийской и кончая крошечными листочками, которые предлагались для голубиной почты, которую открыли в 1173 г. между Багдадом и Каиром и для этой цели создали исключительно легковесную бумагу.
Белую бумагу получали из отбеленного тряпья, наполняя массу сырым крахмалом. В большом ходу была и цветная бумага. Например, на синей бумаге (цвет означал печаль и скорбь) писали смертные приговоры; на красной (цвет означал счастье и гуманность) — воззвания к состраданию. Особенным почетом пользовалась бумага для указов и специальных распоряжений, окрашенная в желтый цвет шафраном. Разноцветная бумага, как и в наши дни, рекомендовалась для разного рода украшений.
Коренное население Америки — индейцы — открыли свой способ производства бумаги. Ее делали из волокон агавы и грунтовали тонким слоем извести. В Мексике бумага использовалась для украшения храмов и во время проведения культовых обрядов. Ее получали из волокон находящихся под корой различных видов фикусов, которые и сейчас на языке индейцев нахуа называются бумажными деревьями — амате. После захвата страны испанцами бумага стала производиться европейским методом. Однако старый индейский способ ее приготовления сохранило племя отоми в городке Сан-Паблито, затерявшемся в удаленном штате Пуэбла.
Первая бумажная фабрика, или “бумажная мельница”, была построена в Европе испанцами в городе Хатива в 1150 г. Бумагу там выделывали при помощи толчеи (толкуши). Корыто заполняли измельченным и разваренным тряпьем, заливали в него воду. Все содержимое корыта долго перетиралось деревянными, обитыми железом пестами, которые приводились в движение (перемещались вверх-вниз) посредством вала от водяной мельницы. Затем бумажная масса переливалась в чан, и черпальщик — основная фигура на бумажной мельнице — заполнял этой массой плоские четырехугольные формы с сетчатым дном. Вода постепенно стекала через сетку.
Влажные листы бумаги извлекались из формы, складывались в стопу и обжимались под прессом. При этом войлочные или суконные прокладки, помещенные между листами, впитывали часть влаги. После просушки листы снова собирали в стопу и выравнивали (разглаживали) под прессом. Подобная технология изготовления бумаги применялась в Европе повсеместно вплоть до второй половины XVII в.
Победного шествия бумаги для письма, получаемой из растительных волокон (хлопка и льна), невозможно было остановить. Вскоре появились и значительные улучшения в процессе изготовления. Трудоемкое дробление сырья происходило с помощью приводимых в движение молотов; поверхность выравнивалась отполированным агатом, чтобы легче было писать; после этого материал обрабатывался костным клеем, чтобы закрыть поры. На такой бумаге краска уже не расползалась.
Итальянцы предложили водяной знак. Его получали таким способом. Бумагу изготовляли в форме с дном из проволочной сетки. Из проволоки дополнительно сгибали необходимую фигуру и укладывали ее на дно формы поверх проволочной сетки. Там, где располагалась эта фигура, бумага ложилась более тонким слоем. Поэтому, рассматривая бумагу на свет, вы видели прозрачные полоски в том месте, где была проволочная фигура. Наличие водяного знака говорило о том, что бумага сделана в 1301 г. или позже, в зависимости от рисунка водяного знака.
В середине XV в. Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание, благодаря чему бумага превратилась в товар широкого потребления. Многие торговцы занялись поисками тряпья и его продажей. Дело дошло до того, что германские князья запретили вывоз хлопковых тканей. Тогда же в качестве исходного сырья стали использовать и старую бумагу.
Около 1670 г. в Голландии умельцы сконструировали специальное приспособление для механического размола волокнистой массы, из которой выделывалась бумага. Приспособление (первоначальное название “голландер”, позднее — “ролл”) состояло из овальной ванны, в которой монтировался тяжелый барабан с ножами. В ванну загружали тряпье и наливали воду. Барабан, вращаемый вручную, измельчал тряпки, перемешивая их с водой и превращая в жидкую массу.
Голландские бумагоделатели сохраняли свое изобретение в глубокой тайне. В Европе еще долгие годы бумагу продолжали выделывать по старинке, то есть при помощи толчеи, так, как это изобразил на своей гравюре голландский живописец Йост Амман. Ролл обладал большей производительностью, чем толчея, и выделывал бумагу значительно лучшего качества.
Другие значительные события в истории бумажного производства связаны с именами Луи Робера и Фридриха Келлера. В 1790 г. Луи Никола Робер получил привилегию на первую бумагоделательную машину. Будущий изобретатель родился в Париже. Некоторое время служил в армии. Потом работал корректором в типографии братьев Дидо и на принадлежавшей им же бумажной фабрике, где Робер и создал бумагоделательную машину-самочерпалку.
Чан, установленный на деревянной станине, заполняли бумажной массой. Над чаном натягивали медную “бесконечную” сетку, приводившуюся в движение вручную. На сетку из чана при помощи вращающихся крыльчаток подавалась бумажная масса. Вода стекала через сетку. Осевшие волокна сплетались и образовывали сырое бумажное полотно, которое наматывалось на вал. Длина бумажного полотна достигала 15 м. Периодически рулон снимали, разматывали, сушили, полотно разрезали на листы.
В 1843 г. врач и переплетчик из Саксонии Фридрих Готлиб Келлер разработал простую технологию изготовления бумаги из древесной порошкообразной массы, которую с небольшим количеством размельченного тряпья разбавляли водой. Полученную кашицу выливали на сетку; вода постепенно стекала сквозь ячейки металлического переплетения, на сетке оставался слой древесного волокна. Далее стопы бумаги несколько раз обжимали под прессом и сушили.
У Келлера не было средств на приобретение необходимого оборудования. Древесину он перетирал на обыкновенном точильном камне. Способ изготовления нового сорта бумаги заинтересовал инженера Генриха Фельтера из Вюртемберга, который за незначительную сумму купил у Келлера патент на изобретение. Фельтер сконструировал специальное приспособление-дефибрер, в котором при помощи вращающихся дисковых камней размалывались и перетирались деревянные бревна. Полученная масса поступала в чан и заливалась водой. В 1854 г. фирма “Фойт” по технологии Келлера—Фельтера выпустила первую партию древесной бумаги.
На Руси писчая бумага из хлопка появилась с Востока в начале XIV в. На такой бумаге были писаны татарские и калмыцкие грамоты и самая старая книга 1371 г. С запада через Новгород бумагу завезли ганзейские купцы. Это была бумага итальянского производства И только к концу столетия стала появляться французская бумага.
В XVI в. путешественник Барберино побывал з Москве. В своем дневнике он пишет: “Затеяли они (то есть московиты) также ввести делание бумаги и даже делают ее, но все еще не могут ее употреблять, ибо не довели сего искусства до совершенства”.
Первая русская “бумажная мельница”, построения в селе Каннино, в тридцати верстах от Москвы, работала недолго, хотя царь Иван Грозный и придавал ей большое значение. Для этой фабрики предписано было собирать тряпье, за пуд которого платили по восемь денег. Патриарх Никон пытался открыть при Московском печатном дворе собственную бумажную мельницу. Она была построена в 655 г. на реке Пахре в Зеленой Слободе, рядом с мукомольной мельницей. Помощником бумажного мастера был “хлебный мельник”. Но “мельница” просуществовала недолго: весной 1657 г. “пошла вода с гор и учала плотину портить”. Пришлось строить на реке Яузе другую “бумажную мельницу” но такую же примитивную. Работать на ней было невозможно. Каждый бумажный лист стоил большого физического труда.
На этой фабрике делали бумагу большого размера и с водяным знаком, который напоминал герб Амстердама, но был сделан грубее: львы на мало походили на львов, а щит потерял всякое сходство со щитом. Судя по водяному знаку, наши “бумажные мельницы” старались делать бумагу по образцу голландской, которая тогдасчиталась лучшей.
Е 1716 г. была основана обширная бумажная фабрика вблизи Санкт-Петербурга. Управлять ею пригласили немецкого мастера. Через четыре года в самой столице “за Галерным двором” построили новую “бумажную мельницу”. Бумагу этих “мельниц” можно узнать по водяному знаку: как и на гербе Петербурга, на ней были изображены якоря. Был издан указ о продаже бумаги в Адмиралтействе. Об этом объявляли во всеуслышание, с барабанным боем.
При Анне Иоанновне “бумажная мельница” в Красном Селе выпускала гербовую бумагу. Бумажное дело в России развернулось широко: если в 1765 г. насчитывалось только 13 фабрик, то через пятнадцать лет их стало вдвое больше. В 1817 г. была учреждена Императорская Петергофская бумажная мануфактура, оборудованная первой в России горизонтальной бумагоделательной машиной (самочерпалка), выпускавшей бумагу в виде бесконечной ленты. Запрещение ввоза писчей бумаги из-за границы (с 1816 по 1841 г.), способствовало строительству новых бумажных фабрик.
Тем временем открытия следовали одно за другим. В 1789 г. французский химик Клод Луи Бертолле ввел отбеливание тряпья хлором. Впервые была создана возможность для производства белой бумаги.
С 1957 г. на предприятии “Бумажная фабрика Вольфевинкель” в Германии существует производство, где бумагу делают вручную, соблюдая почти тот же метод, что два века тому назад. Только вместо измельченных старых тряпок используют целлюлозу, добытую из еловой и березовой древесины. Белую плотную целлюлозную массу дробят и промывают в машине — ролле. К волокнистой каше добавляют квасцы, канифольный клей и красители. Наполнителем служит каолин, который придает равномерную структуру и высокую эластичность бумаге.
В 1968 г. в польском городке Душники-Здруй открылся музей бумажного производства. Он был открыт в здании водяной мельницы, служившей источником энергии для бумажной фабрики, построенной в 1605 г. Кроме экспонатов, связанных с историей производства бумаги в Польше, здесь можно увидеть, как делали бумагу в XVII в. Бумага, сделанная старинными методами, используется сейчас реставраторами и художниками.
Непальские специалисты, вспомнив о древние бумажные дела мастерах, изучают возможность использования крапивы в качестве промышленного сырья. Исследования, предпринятые в последнее время в Центре естественных наук Непала, выявили, что стебли крапивы могут использоваться для изготовления бумаги и некоторых видов тканей, листья — в производстве красок, а семена — в парфюмерии. Экономисты начали анализировать возможность в широком масштабе выращивать это растение у подножия Гималаев, где крапива растет в настоящее время в “диком” состоянии, достигая в высоту трех метров.
Сегодня далеко не исчерпываются возможности применения бумаги: ее используют в фотографии и звукозаписи, из нее изготовляют мебель и детали машин, делают детские игрушки и дачные домики, одежду и витаминизированные кормовые продукты, посуду и облицовочные плиты. Разработан способ осушения заболоченных земель при помощи бумажных фильтров. Одна из американских фирм доказала, что бумага может быть очень прочной. Бумажный мост, построенный ее специалистами выдержал вес проехавшего по нему автомобиля. Отдельные элементы моста были склеены из многослойной гофрированной бумаги.
И все же бумага — это, прежде всего, материал “книжный”. И с книжным делом связана вся ее многовековая история…