Театрализованный урок. «Театр книги» появился (как библиотечный урок) недавно в серии библиотечных уроков. Перед учащимися на столах разложены книги, включающие содержание урока. За основу взята книга Н. Носова «Приключения Незнайки» (1987 г.). Все элементы увеличены и дублируют книгу. Обычно их роли играют учащиеся пятых классов, так как для них это урок-повторение. Можно для исполнения ролей привлечь четвероклассников. Вся практическая работа выполняется на уроке, а дома только дорабатывается.
«Как сделана книга», или «Кто в книге самый главный»
(библиотечный урок для З-5-ro класса)
Библиотекарь: Перед вами на столе лежат книги, О чем они? Можно взять каждую книгу в руки, раскрыть, рассмотреть. С чего начать?
Обложка: (Н. Носов. Приключения Незнайки). Конечно же, первое, что видит читатель, когда берет книгу в руки – это мое лицо. От его выражения часто зависит, захотите ли вы раскрыть книгу дальше и читать ее. Вот у меня лицо интересное, привлекательное. Знаете, сколько краски ушло, чтобы сделать меня такой яркой и красивой! Зато эта книга уж никогда не залежится на полке, так как каждый из вас обязательно захочет узнать: куда это мчится Незнайка?
Библиотекарь: Обложка одевает книгу. На ней вы прочитаете имя, фамилию автора, название книги, издательства, а еще узнаете, в каком году книга родилась. Обложка всегда плотнее, чем страницы книги, и защищает их от повреждения.
Титульный лист: А я самая первая страница в книге, значит, и самая главная. Мы с Обложкой как две родные сестрины (берутся за руки). Только я могу сообщить вам о книге больше сведений, чем она: и автора, и название, и кто книгу нарисовал, и кто перевел, и город, где книга родилась. Правда, я не всегда такая нарядная и цветная, но зато всегда начинаю любую книгу и появилась раньше своей сестрины.
Библиотекарь: Древние, римляне помещали страницы своих рукописей в круглые, выдолбленные из дерева футляры. К ним крепился ярлычок с названием титулюс. Отсюда и название этого листа.
Форзац: (отодвигает Титульный лист). Подождите, подождите! Как же Обложка без меня?! Ведь я соединяю всю книгу с Обложкой, и мое оформление помогает читателю настроиться на чтение именно этой книги. Скажите, разве не хочется вам узнать о творчестве Николая Николаевича Носова, о его жизни, о других героях его книг? Откройте форзац и прочитайте, о чем здесь написано, ведь вы даже не знаете, что такое Государственная премия, которой удостоены книги Н. Носова.
У меня есть еще подружка Концовка. По с ней вы познакомитесь дальше. (Становится между ними.)
Фронтиспис: (обнимает за плечи правой рукой Форзац, левой – Титульной лист). Дорогой друг Форзац! Ты совсем забыл обо мне! Это оттого, наверное, что я бываю не в каждой книге.
Ребята, если, открывая книгу, слева от титульного листа вы увидите страничку с портретом автора или главного героя, знайте – это я, Фронтиспис. Я всегда обращен лицом к Титульному листу и всегда рядом с Форзацем. Я познакомлю вас с портретом И. Носова.
Библиотекарь: Фронтиспис – очень трудное слово. Произошло оно от французского, которое переводится на русский язык как «глядеть», «лоб». Поэтому все рисунки на нем обращены к титульному листу.
(Появляются две подружки, подрыгивают на одной ноге каждая.)
Заставка: Я такая красивая, такая красивая! Лучше всех картинок в книгe. Я стою в начале всего текста в книге. Если хорошо меня рассмотреть, можно догадаться обо всем содержании книги. Я главная, потому что открываю двери в произведение. Вот она Огурцовая река с Цветочным городом на берегу и жителями – коротышками.
Концовка: А я закрываю эти двери. И хотя нахожусь в конце книги, ничуть не хуже других. Может, даже главнее, потому что подвожу итог чтению, закрепляю настроение читателя. Подружка Заставка маленькая, а я могу быть целым рисунком или картинкой. Правда, иногда художник делает из меня просто орнамент. А в этой книге он изобразил меня в виде кляксы.
Библиотекарь: Ребята! Давайте разрешим спор двух подружек: кто из них лучше и важнее? Те, кто сидит справа, придумают и нарисуют Заставку. А те, кто слева, – Концовку к следующим текстам:
- «…В одном сказочном городе жили коротышки… В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики… Он стоял на берегу ручья… но берегам ручья росло много огурцов…»
- «…Незнайка часто сажал кляксы в тетради. И к тому же, как только посадит кляксу, так сейчас же слизнет ее языком. От этого кляксы у него получались с длинными хвостами. Их Незнайка называл кометами».
Мы не будем слизывать кляксы, а просто пофантазируем, рисуя их.
(Все рисуют заставку и концовку.)
Предисловие (входит): Вы не встречали здесь моего товарища?
(Входит Послесловие. Идет диалог)
– Здравствуй, друг! Нам трудно оспаривать первенство в книге.
– Да, обычно мы всегда маленькие и коротенькие.
– И читают нас прямо у книжной полки.
– Но зато мы можем сразу подсказать, нужно читать эту книгу или нет!
Библиотекарь: В древности всякий рассказ называли «слово». Поэтому наших двух товарищей и зовут так: если напечатан перед текстом – то Предисловие, если напечатан после всего текста – то Послесловие.
А сообщают они читателям о том, кто написал книгу, когда и в какой стране происходит событие и многое другое.
(Все становятся в порядке расположения их в книге. Появляются иллюстрации одна, две, три, по желанию.)
Иллюстрация: Если вы настоящие читатели, то, читая книгу, внутренним взором вы видите лес и горы, море и реки, лица героев, все, что сумел пробудить в сознании автор. А если вы еще и умеете рисовать, тогда рядом с текстом рождается мир цвета, линий и штрихов. Это я, Иллюстрация, помогаю испытать наслаждение от прочитанного. Значит, я тоже славная.
Библиотекарь: Люди догадались об атом давно. Тысячу пятьсот лет назад в Китае были сделаны первые рисунки на дереве (гравюры) для иллюстрирования литературного текста.
(В обнимку входят два брата-близнеца – Содержание и Оглавление)
– Мы с братцем похожи, хотя и живем в разных концах книги.
– Мы очень полезны, так как перечисляем все произведения, которые в ней напечатаны.
– Указываем, на какой странице каждое из них можно найти, Хотите побывать на бале в Цветочном городе? Откройте страницу 144.
– Мы никогда не встречаемся. Один живет в начале одной книги, другой – в конце другой книги. Но мы одинаково нужны каждому читателю.
Библиотекарь: Ребята! Подумайте:
- Кто же в книге главный?
- Какой элемент в книге самый нужный?
- Какой элемент понравился больше всех?
Домашнее задание: сделать книжку, используя элементы структуры книги по своему усмотрению.