Оказывается, книгу можно выбирать не только стоя у книжной полки, и листая ее страницы.
Цель библиотекаря на этом уроке одна: знакомство с СК библиотеки, но включает она в себя несколько направлений:
- историческая справка о появлении каталога,
- знакомство с каталожной карточкой,
- составление схемы поиска книги в СК,
- практическая работа по поиску книг,
- знакомство с АПУ
- закрепление материала.
Урок можно разделить на три или две части, в зависимости от усвоения материала, или провести один раз полностью.
Как хорошо уметь искать
В библиотеке книгу!
И ни к кому не приставать:
Найди, пожалуйста, мне, Игорь!
Ребячьи глаза уже прикованы к загадочным ящикам на столе, где все так непонятно: какие-то картонки и карточки.
Но все вопросы предваряю рассказом о каталоге древнего правителя Багдада, который состоял из книг и каравана верблюдов. Подводим итог, что каталог – это перечень книг а состоит современный каталог из каталожных карточек.
Игра-конкуре «Познакомься с незнакомкой» оживляет аудиторию. Все с интересом отвечают на забавные вопросы и узнают обо всем, что написано на карточке.
И все хором сообщают, что титульный лист книги и каталожная карточка являются родственниками, так как содержат одни и те же сведения.
Неизвестно, как случилось,
Только книга заблудилась.
Кто к каталогу подойдет
И быстрей ее найдет?
Две команды наперебой спешат к каталогу, чтобы как можно быстрее отыскать место карточки, лежавшей перед ними в начале урока.
Эстафета-конкурс помогает познакомиться с каталожными разделителями и системой расстановки.
Вторая часть урока знакомит учащихся с путями поиска, здесь используется плакат «Схема поиска книги в библиотеке». А завершается это знакомство эстафетой-игрой «Попробуй, поищи». На лепестках ромашки даются темы. Одни члены команды, ищут книгу в СК, а другие -на полках.
Таким образом усваиваем, что расстановка карточек в каталоге н книг на полках одинаковы.
Есть к каталогу ключик,
И ключик непростой.
Поможет этот ключик
Ответ найти любой.
Это алфавитно-предметный указатель (апу).
И вот уже появляется чудесный школьный портфель, а из него появляются предметы, о которых надо найти книги в СК, используя АПУ.
Игра увлекает, захватывает всех без исключения. Ребята по несколько раз стремятся заглянуть в портфель, а предметов там хватает на всех.
Конечно же, теперь каждый без затруднений ответит на вопросы библиотекаря об индексе, каталоге, шифре книги.