Путешествие учащихся 5 — 6 классов
ВЕДУЩИЙ:
Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительную страну, полную загадок и открытий. Называется она — Словария. В этой удивительной стране хранятся накопленные веками несметные богатства человеческой мысли и опыта. Богатства эти доступны любому человеку, если только он умеет бережно и аккуратно обращаться со словом. А насколько хорошо умеете обращаться со словом вы, нам предстоит выяснить. Ведь впереди вас ждут нелегкие испытания.
Итак, добро пожаловать в страну Словарию!
Чтобы немного размяться перед состязанием, ответьте на следующие вопросы.
Вопросы для разминки
- Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Аз-бу-ка.)
- В каком слове сорок гласных? (Сорок-а.)
- В каких словах по сто согласных? (Cmo-л, сто-г.)
- Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)
- Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс «ик»: дом-ик.)
- Что за часть речи?
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!
(Имя прилагательное.)
ВЕДУЩИЙ:
На этом разминка заканчивается, и мы переходим непосредственно к состязаниям.
Конкурс 1 «О буквах, и знаках» —
- Раньше, когда букв не было, люди вместо слов рисовали картинки. Письмо рисунками называется «пиктография». Попробуйте расшифровать следующую надпись. (Сова видит ночью.)
- Кто был создателем первого славянского алфавита? (Греческие миссионеры, просветители славян Кирилл и Мефодий. Создан алфавит был в IX в. нашей эры, а пользоваться им стали лишь в X—XI вв.)
- Как называют первые славянские азбуки? (Древнейшие славянские надписи и рукописи выполнены двумя графическими системами. Одну из них называют кириллицей, а другую — глаголицей.)
- Современный русский алфавит — это видоизмененная кириллица. Шрифтовая реформа русской азбуки была проведена Петром I. Совершенствуя азбуку, Петр I ввел в состав алфавита букву, которая фактически уже употреблялась, но еще не была «узаконена». Что это за буква? (Буква «Э».)
- Какая буква в русском алфавите моложе всех? Известен ее создатель, у нее есть «день рождения», в 1997 г. ей исполнилось 200 лет. (Буква «Ё»: в 1797 г. писатель Николай Михайлович Карамзин издал сборник стихотворений, в печати котороговпервые использовал букву «ё». С 1735 г. в подобных случаях было принято использовать буквосочетание «io», а в бо-
лее ранние времена не возникало потребности в букве, так как в языке не было соответствующего звука: произносили [м’э] д, с[л’э]зы.)
- Эти знаки появились значительно позже, чем была изобретена письменность. Без них люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на освоение этой премудрости. Что это за знаки? (Знаки препинания.)
- А как называется система знаков препинания? (Пунктуация.)
От расстановки знаков препинания может зависеть человеческая жизнь. Всем известна фраза: «Казнить нельзя помиловать». Оказывается, российская история знает подобный случай. Русской императрице Марии I Феодоровне удалось переправить запятую в резолюции ее супруга, импе- ратора Александра III. «Простить нельзя, отправить в Сибирь» было заменено на — «Простить, нельзя отправить в Сибирь». Человек был спасен!
ВЕДУЩИЙ:
Теперь поговорим о словах и письменности. Предлагаю вам игру
«Найдите четвертое лишнее».
- Подлежащее, глагол, дополнение, определение.
- Существительное, наречие, сказуемое, глагол.
- Обстоятельство, прилагательное, числительное, местоимение.
Молодцы! Вы не путаете части речи и члены предложения. Значит, можно играть дальше.
- Какая часть речи самая немногочисленная — насчитывает всего несколько десятков слов? (Имя числительное. В древнерусском языке такой части речи не было совсем. Конечно, счетные слова имелись, но их было очень мало. Например, очень большие числа обозначались словом «тьма». Числу 11 соответствовало сочетание трех слов — «един на десяте «.)
- Какое слово русского языка является самым употребительным? Оно также — безусловный чемпион по количеству связанных с ним орфографических ошибок! (Частица «не».)
Подумайте, ребята, могут ли слова существовать вне речи, вне предложений? (Могут: например, в словарях, в учебных пособиях.) Самый известный толковый словарь русского языка был создан в XIX веке. Его автор — талантливый человек: он служил морским офицером, врачом, чиновником, не был филологом по образованию, но стал им по призванию. Словарь включает в себя более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Назовите имя составителя «Толкового словаря живого великорусского языка». (Владимир Иванович Даль. Над созданием словаря он работал около 50лет.)
С тех пор как люди изобрели письмо, они старались совершенствовать его в двух направлениях: научиться писать, во-первых, красивее, во-вторых, быстрее. Как называется искусство красивого письма? (Каллиграфия.)
А быстрого, сокращенного письма? (Скоропись, стенография.)
Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того как были отпечатаны «Отверженные», Гюго послал своему издателю письмо: «Т — и получил ответ -. «!» Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
Теперь вспомните, как называется разбор предложения — когда мы находим и характеризуем главные и второстепенные члены. (Синтаксический разбор.)
Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое.) На какой вопрос отвечает подлежащее? (Кто? Что? — вопросы именительного падежа.)
Что обозначает сказуемое? (Действие, которое совершается подлежащим.)
Интересно, сумеете ли вы сделать синтаксический разбор «заколдованного» предложения? Посмотрите: все слова непонятные, но их синтаксическую роль можно охарактеризовать. (Показывает текст предложения:
Дримбул латко крипетил горселенка.) Сделайте синтаксический разбор!
Кто? Дримбул; дримбул (что делал?) крипетил; крипетил (кого?) горселенка — дополнение (прямое); крипетил (как?) латко — обстоятельство образа действия. Дримбул латко крипетил горселенка.
Молодцы! Оказывается, по форме слова можно определить его синтаксическую роль, даже если значение слова нам непонятно. Ведь мы до сих пор не знаем, кто такой дримбул; понимаем только, что он больше и сильнее горселенка. И кто такой горселенок — тоже неизвестно… Задумывались ли вы когда-нибудь, почему слова звучат так, а не иначе? Почему «стол», «дом», «солнце»? Знаете ли вы, как ученые выясняют историю слов? Прежде всего они изучают письменные памятники, то есть древние рукописи, документы, книги и различные надписи прошлых веков. Так они узнают, откуда взялось то или иное слово и что оно означало.
Как называется наука, которая занимается вопросами происхождения слов? (Этимология.) Иногда дети или не слишком грамотные люди неправильно определяют значение слов. Помните, как один мальчик называл вулкан
«извергом»? Как вы думаете, почему? (Потому что он извергается.) А филологи — ученые и просто любители родного языка — превратили такие ошибки в увлекательную игру. Давайте и мы попробуем старым, хорошо известным словам придумать новые значения.
Игра «Бестолковый словарь»
Астрология — раздел ботаники, разведение астр.
Баранка — овца.
Бездарь — человек, которому ничего не подарили на день рождения.
Бодяга — корова.
Весельчак — гребец.
Волнушка — мелодрама.
Головотяп — палач.
Грабли — воровской инструмент.
Графин — муж графини.
Драп — бегство.
Дурман — глупый человек.
Жаргон — аспирин.
Жатва — обмен рукопожатиями.
Заголовок — затылок.
Зазубрина — правило.
Заморыш — человек, вернувшийся из кругосветного путешествия.
Курятина — курящая девушка.
Курятник — комната для курения.
Мокрица — дождливая погода.
Отрасль — борода.
Папье-маше — родители.
Пломбир — стоматолог.
Проигрыватель — игрок-неудачник.
Противень — мерзавец, гадкий тип.
Рукоприкладство — целование ручек у дам.
Саженец — рецидивист.
Соска — радиограмма о помощи.
Стенография — надписи на стенах.
Стриж — парикмахер.
Тысячелистник — толстый роман.
Тычинка — указательный палец.
Хлопоты — аплодисменты.
Четвертовать — выставить оценки за четверть.
Этажерка — соседка по лестничной клетке.
ВЕДУЩИЙ:
А теперь от игры перейдем непосредственно к изучению науки этимологии.
Попробуйте при помощи этимологического словаря найти историю возникновения слов.
- Драндулет. (Русское слово. Существует точка зрения, согласно которой существительное «драндулет» — суффиксальное образование от польского «друндула» — «старый разбитый экипаж «.)
- Вселенная. (Заимствовано из старославянского языка. Буквально означает «населенная» или «обитаемая земля «.)
ВЕДУЩИЙ:
Всегда приятно слушать человека, если его речь богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называют фразеологизмами.
Происхождение фразеологизмов, историю их возникновения разъясняют фразеологический словарь и словарь «Крылатые слова».
Предлагаю вам конкурс: замените слова и словосочетания выразительными, емкими фразеологическими оборотами.
Мало Бездельничать Плохо, лениво Скучно С большим усердием Все нипочем Отчаиваться Безразлично, все равно Запугивать, угрожать Раздражать Наспех Пусто, ничего нет Быстро Притворяться Быть удачливым:
кот наплакал бить баклуши спустя рукава мухи дохнут в поте лица море по колено падать духом ни жарко ни холодно брать на пушку играть на нервах на скорую руку хоть шаром покати в два счета ломать комедию родиться в рубашке
Почему говорят «собаку съел», «чесать язык», «не в своей тарелке»?
Как вы думаете, откуда пришли в русский язык выражения, ставшие «крылатыми» ? (Цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц вошли в нашу речь из литературных источников, из фольклора.)
Вспомните «крылатые» выражения, пришедшие из произведений А. С. Пушкина. («У разбитого корыта «- из «Сказки о рыбаке и рыбке «; «Я ль на свете всех милее?» из «Сказки о мертвой царевне…»; «Посмотреть кой-какого товару» — из «Сказки о попе…»; «Ветер, ветер, ты могуч… » — из «Сказки о мертвой царевне… «и др.)
«Без пословицы не проживешь», — считали люди в старину, и с этим трудно не согласиться. Ведь в этих метких, лаконичных изречениях — опыт и мудрость многих поколений. Представьте, насколько беднее была бы наша речь без пословиц и поговорок.
Говорят: «Пословица — всем делам помощница». Она и вам поможет — украсит речь, сделает ее ярче.
Предлагаю участникам игры посоревноваться в знании пословиц. Закончите начатые мной пословицы.
Лучше синица в руке… (чем журавль в небе).
На чужой каравай… (рот не разевай).
Ум хорошо… (а два лучше).
Не было бы счастья… (да несчастье помогло).
Слово — не воробей… (вылетит — не поймаешь).
Грамоте учиться… (всегда пригодится).
Кто старое помянет… (тому глаз вон).
Под лежачий камень… (вода не f течет).
Хорошую дружбу… (и- топором не разрубишь).
Скоро сказка сказывается… (да не скоро дело делается).
Взялся за гуж… (не говори, что не дюж).
А что еще украшает нашу речь, делает ее интересной, выразительной? Ученые считают, что самое главное — это правильное употребление слов. Помните ли вы, что в языке есть «волшебные» слова, которые как будто играют с нами? Есть, например, слова, которые притворяются близнецами: они одинаковы по форме, а вот по смыслу — совершенно разные! Как называются такие слова? ( Омонимы.)
Ваша задача — определить омонимы, зашифрованные в стихотворных строчках.
Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной.
(Свет.)
Я — все, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним — враг войны,
Друг труда и тишины.
(Мир)
В тетради я бываю
Косая и прямая,
В другом своем значении
Я планка для черчения,
И наконец, порою
В шеренгу вас построю.
(Линейка.)
Нас много в играх набирают,
А иногда и на нос надевают.
(Очки.)
Со мной ходи стрельбе
учиться
И на гряде меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А часто попадаю в щи.
(Лук.)
Со словами-близнецами вы справились. Посмотрим, знакомы ли вы со словами, разными по звучанию, но близкими по значению. Как называются эти слова? (Синонимы.)
Ваша задача — подобрать синонимы к словам, которые я вам предложу.
Бездельник — лентяй
Бой — битва
Беспокойство — волнение
Бояться — трусить
Быстрый — скорый
Враг — недруг
Очи — глаза
Горячий — жаркий
Дорога — путь
Мыслить — думать
Жара — зной
Знаменитый — известный
Несчастье — горе
Летчик — пилот
Пища — еда
Смелый — храбрый
Успех — удача
Преподаватель — учитель
ВЕДУЩИЙ:
А теперь вспомните, как называются слова-«враги», то есть противоположные по значению. (Антонимы.)
Сможете ли вы быстро подобрать антонимы к словам, которые я назову?
Молодой — старый
Быстрый — медленный
Храбрый — трусливый
Больной — здоровый
Голодный — сытый
Полезный — вредный
Горячий — холодный
Чистый — грязный
Рано — поздно
Мало — много
Тихо — громко
Худой — толстый
Вниз — вверх
Далеко — близко
Темный — светлый
Правда — ложь
Друг — враг
ВЕДУЩИЙ: Как вы думаете, сколько слов знает человек?
Ученые полагают, что около пяти тысяч. Конечно, это не предел. Словарь А. С. Пушкина содержит более 20 тысяч слов.
А мы посоревнуемся: кто сумеет из одного слова сделать много слов? (Дается слово, например, лекарство, из букв которого надо составить как можно больше слов: кот, рак, сова, кора, лес.)
На этом наша игра заканчивается. Надеюсь, она убедила вас в том, что заниматься таким предметом, как русский язык, вовсе не скучно, а даже, наоборот, очень увлекательно и интересно.
Если вы овладеете его тайнами и секретами, русский язык будет служить вам верой и правдой на протяжении всей вашей жизни.
(Ведущий подводит итоги, ставит оценки.)
ЛИТЕРАТУРА
Ашукин, Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты: Образные выражения. —4-е изд., доп. — М.: Худож. лит., 1987. — 528 с.
Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь /Авт. В. И. Зимин, С. Д. Ашурова и др. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 320 с.
Русский язык: Энциклопедия/Гл. ред. КЗ. Н. Караулов. — М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1998. — 703 с.
Энциклопедия для детей: Т. 10. Языкознание. Русский язык. — 2-е изд. /Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта +, 1999. — 704 с: ил.
Этимологический словарь русского языка /Ред. И. М. Шанский. — М.: Русский язык, 1968.
Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание /Сост. М. В. Папанов. — М.: Педагогика, 1984. — 352 с: ил.
Яранцев, Р. И. Русская фразеология. Словарь-справочник: Около 1500 фразеологизмов. М.: Рус. яз., 1997. — 845 с. — (Б-ка словарей русского языка).