Авдонкин, П. Солдат революции [Текст] / П. Авдонкин
// Путь Октября. — 1989. — 10 августа. — C. 2.
Шел 1917 год. Я и мой старший товарищ Ефим Федорович Трясин поехали по личным делам в небольшое село Мелеуз. На следующее утро мы ощутили какую-то взбудораженность селян, они сходились к площади. Мы тоже двинулись туда. По пути из прерывистых разговоров людей узнали о свержении царя.
Вскоре у одного из зданий состоялся митинг. С трибуны два представителя Стерлитамакского уезда официально подтвердили эту ошеломляющую новость. После выступлений и разъяснений представители стали избирать местный комитет Мелеузовской волости. Начали называть кандидатуры в состав комитета. Это породило споры, ропот, выкрики. Видимо, выдвижение шло по ранее сложившемуся образцу — из числа зажиточных людей, богатеев.
И тут решительно начал продвигаться к трибуне мой товарищ. Припадая на раненую ногу, Ефим Трясин оказался на трибуне. Энергично размахивая руками, он крикнул:
— Товарищи, кого вы выбираете? Тех же богачей. Это они виноваты в том, что многие — семьи остались без мужчин, появилось много калек, вдов и сирот. Это из-за них мы голодаем и несем жалкое существование.
Мне тогда было 18 лет (ныне 84), но и — сейчас я слышу его голос. Трясин — участник, Русско-Японской войны и первой революции 1905- 1907 годов. В 1914-ом был мобилизован на империалистическую, с которой вернулся инвалидом.
Ефим Федорович много поработал по созданию актива в деревнях, создавал опору Советской власти на селе. И только после митинга в Мелеузе я узнал, что он участвовал в Первой русской революции. А после Октябрьской революции Трясина избрали в состав Стерлитамакско ревкома.
Но долго работать там ему не пришлось. В 1918 году Башкирию захватили белогвардейские банды и белочехи. Начался разгул белого террора. Карательные отряды рыскали по деревням, выискивали активистов Советской власти и расстреливали их. В конце августа белогвардейцы забрали единомышленников Трясина, его товарищей Марка Ильича Пяткова и Ивана Давидовича Толстинеева. Жестоко расправились с проводниками советских идей — избивали, а затем изрубили шашками. Но своего товарища они не выдали.
Трясина арестовали в деревне Хитровка. Когда его вели по улице, он выкрикнул: меня расстреляют или повесят, но на мое место встанут другие. Революция победит!
Его отправили в штаб белогвардейцев в Нордовку. Буквально через месяц в Хитровку пришла, печальная весть — 28 сентября 1918 года в Стерлитамаке был расстрелян ваш земляк Ефим Федорович Трясин.
После окончания гражданской войны благодарные сельчане деревни Хитровка на высоком кургане на территории Пугачевского совхоза, территория которого раньше входила в Мелеузовский район, соорудили в честь погибших Трясина, Пяткова и Толстинева и трех неизвестных красноармейцев на месте захоронения скромный памятник. Жители города Стерлитамака возвели павшим революционерам обелиск, на котором золотыми буквами выведены имена погибших, в том числе и имя Ефима Трясина из Мелеузовской волости. А в самом Мелеузовском районе одному из крупных колхозов с центром в с. Богородское, где скрывался от белогвардейших ищеек Е. Ф. Трясин, присвоено его имя.
После гибели Трясина и его соратников молодежь села Хитровки добровольцами записалась в Красную армию. В том числе были я. Мне пришлось воевать в 20-й дивизии 179 стрелкового полка против дутовцев и колчаковцев. Именно наша, 20-ая дивизия на голову разбила белогвардейские корпуса в районе Шарлыка Оренбургской области. Немало белогвардейцев нашли свою могилу в реке Салмыш, более двух тысяч были взяты в плен. Затем наша дивизия пошла на Стерлитамак и Белорецк. А когда колчаковцы были изгнаны за Уральский хребет, ее перебросили на Южный фронт, где мы принимали участие в разгроме войск Деникина под Царицыным. На реке Маныч я был второй раз ранен. А после выздоровления в составе отдельного артдивизиона направлен в Среднюю Азию для ликви-дации басмачества.
Минули опаленные войной годы гражданской войны. Прекрасна сегодня ЖИЗНЬ наших людей. Мы, ветераны и участники событий 1917 года, Великой Отечествен ной войны, верим, что наши дети, теперь уже и внуки продолжат революционные, боевые и трудовые традиции своих отцов, матерей, дедов.
П. Авдонкин, ветеран войны и труда.