Волкова, Н. Верность призванию [Текст] / Н. Волкова
// Путь Октября. – 1969. — 22 апреля. – С. 4.
Каждому учителю памятен первый урок. Запомнился он и Марии Шляковой. И тревожное поскрипывание половиц в школьном коридоре, и холодное прикосновение дверной ручки, и десятки настороженных детских глаз, устремленных на нее, и первые слова, произнесенные каким-то странным голосом, словно говорила не она, а кто-то другой, посторонний.
И как было не волноваться тогда Марии. Ведь сама она была немногим старше сидящих перед ней деревенских мальчишек и девчонок. Совсем близкими были те годы, когда она, вот так же, как они, сидела за партой, внимательно вслушиваясь в каждое слово учителя. А теперь сама учительница.
Конечно, было бы неверно предполагать, что сразу, с первых дней, Мария Михайловна стала сложившейся учительницей. Нет, были и неудачи, огорчения, сомнения в выбранном пути. Но все это постепенно отступало перед тем главным, что увидела Мария в своей профессии. А это главное, пожалуй, состояло в постоянной реакции на ее работу, на ее поступки.
Если обыкновенное зеркало отражает внешний вид человека, то класс, школьники были особым зеркалом, в котором Мария видела отражение своего внутреннего мира. Удачный урок, хорошее слово, доброе дело всегда находили отзвук в том сложном организме, который именуется классом.
Шли недели, месяцы, сменялись уроки, учебные годы. Втянулась в свою работу, полюбила ее Мария. Может быть, тогда и появилась светлая улыбка творческой удовлетворенности, которую теперь частенько можно прочитать на ее лице.
В трудное и ответственное для страны время началась педагогическая деятельность Шляковой. В тридцатых годах переступила она порог Васильевской начальной школы. И сельская учительница всегда находилась в гуще жизни. На каждом сельском сходе, на каждом вечере в клубе можно было увидеть комсомолку Марию Шлякову. Но, несмотря на такую загруженность, Мария не забывала о постоянном повышении своих знаний, много читала, писала, старалась все запомнить.
Именно в эти годы полюбила детей, школу и село молодая учительница. Но обстоятельства сложились так, что пришлось покинуть село и переехать в Мелеуз. Свою учительскою работу она не бросила. Она и здесь нашла подход к мальчишкам и девочкам, стала для них близким человеком.
Самостоятельность, творческая активность учащихся — вот в чем видит М. М. Шлякова ключ к успеху. С первого дня в школе она приучает детей к самостоятельной работе, учит их сосредотачивать внимание на том задании, которое дано учащимся.
Привитие детям творческой активности на уроках, пожалуй, главное ее достижение. Не случайно, все учащиеся у нее успевают. На протяжении многих лет учительница работает без второгодников.
Уроки Марии Михайловны продуманы до мелочей, когда посещаешь их, замечаешь, что 45 минут как бы сокращаются, вроде только сейчас вошли в класс, а уже звонок на перемену.
— Из мастеров мастер! — восхищенно отзывается о ней директор школы В. П. Геращенко.
Да, школа должна учить детей не только читать, писать, считать, но и трудиться, дружить. Если учителя не вырастят из своих питомцев настоящих людей, то в жизни могут встретиться другие «учители», которые научат ребят совсем не тому, чему надо. Сорная трава сама растет. А чтобы вырастить фруктовый сад, надо приложить немало труда, знаний, умения. Кое-кто из педагогов под воспитательной работой разумеет беседы на моральные темы, или, как говорят, воспитательные мероприятия. Но разве можно этим ограничиваться?.. Надо развивать в каждом ребенке все дарования, прививать ему высокие моральные качества, формировать и закалять характер. Тогда не страшны будут воспитанникам никакие невзгоды, трудные испытания, то или иное дурное влияние. Всюду и везде любой из них останется Человеком!
Что же можно сказать о воспитанниках Марии Михайловны? Они хорошо подготовлены, дисциплинированны, вежливы, почти у всех чистые и аккуратные тетрадки, ребята умеют петь, рисуют, собирают металлолом…
Тесную связь держит М. Шлякова с родителями своих питомцев. На собрания всегда приходят все, беспощадно осуждают тех, кто плохо воспитывает детей, хвалят хорошие семьи. Проходят собрания бурно, и многие выходят из класса, вытирая платками потные лбы.
Помнится такой случай. Приехала из села в Мелеуз женщина с сыном. Мальчик был уже взрослый, но учился в начальных классах. Попал как раз к Марии Михайловне. Сначала, вроде, все шло ничего: занимался, правда, не на 4 и 5 но тянулся. Потом вдруг несколько дней подряд не пришел в школу. Это насторожило опытную учительницу. Пошла она на квартиру мальчика, поговорила с ним, с матерью, сумела убедить их. Сейчас в этой семье царит лад, сын вернулся в школу.
Мария Михайловна — учительница не только для детей, но и для молодых учителей. Трудно подсчитать, сколько открытых уроков дала она для них, выступала с докладами на районных педагогических чтениях.
М. Шлякова — вдумчивый педагог. Но при всем этом она скромна до застенчивости. Спросите ее, в чем секрет ее успехов. Смущаясь и даже досадуя, она ответит:
— Да причем же я-то? Я работаю с очень хорошими людьми, они все время помогают мне, духовно ободряют, — и сразу, не дожидаясь расспросов, начнет перечислять хороших людей: это учителя старших классов, и старые подруги, и совсем молодые товарищи.
Подлинный талант скромен. Истина древняя и нестареющая. И не в бескорыстной ли скромности главная, самая сильная, самая притягательная грань таланта?
Есть люди, которые всей своей жизнью учат окружающих добру. От соприкосновения с ними становишься лучше, чище, совестливее. Такова и учительница начальных классов Мелеузовской средней школы № 3 М. М. Шлякова.
Мария Михайловна — человек душевно необычайно богатый. И дело не только в ее широкой эрудиции, образованности. Душевная щедрость — основная черта этого удивительно ясного человека. Многие ее ученики несут в себе ее влияние, а это ведь очень трудно поддается учету, но оно не исчезает, остается в памяти человека.
— Я так люблю школу, люблю детей, свою профессию, что и на пенсию не хочу уходить. Мне 58 лет, — говорит Мария. Михайловна, — можно было бы на пенсию, но я даже не представляю себе, как буду без школы. Я так привыкаю к каждому классу, что, когда после четвертого передаю их в пятый, знаете, как мне больно? Как будто у меня от сердца что-то отрывают.
Да, Мария Михайловна учит детей уже четыре десятка лет. Расстается с ними тогда, когда они еще совсем малыши, поднялись только на первую ступеньку знания, умения, понимания. Но расстается со своими питомцами не навсегда. Она зорко следит за их успехами, когда они в стенах родной школы, находится в курсе их событий, журит разленившихся, скажет доброе слово успевающим. Не забывает М. Шлякова и тех, кто давно вышел из-под её опеки. Каждый день на ее стол ложатся скупые весточки от них, студентов, людей, ставших взрослыми, и от педагогов, которые почти всегда пишут, что «желание стать учителем» зародила в них она, Мария Михайловна. Эти слова я прочла в последнем письме из Саратовской области от Лобачевой Валентины, посвятившей свою жизнь педагогической деятельности. А вот теплое письмо от бывшего ученика Владимира Борисова, который работает сейчас инженером на одном из заводов в г. Куйбышеве «За все, чего я достиг в жизни, — пишет он, — я благодарен Вам, дорогая Мария Михайловна… Приезжайте, пожалуйста, к нам в гости летом. Мы с женой будем очень рады видеть Вас, дорогая моя учительница, гостьей в нашем доме».
— Вот так все и пишут, все приглашают, некоторые сами приезжают, — говорит учительница. — А вы знаете, как я горжусь ими, радуюсь за них. Нет слов, чтобы все это выразить.
Что-либо добавлять к ее словам, пожалуй, не стоит. Человек, нашедший свое призвание, всегда находит глубокое удовлетворение в труде, каким бы он ни был тяжелым…
Н. Волкова
Это моя тетя Маруся. Вот такой, как на этой фотографии она мне и запомнилась.
Шляков В.Ф.