Из истории школ Мелеузовских

Рашитов, А. Из истории школ Мелеузовских [Текст] / А. Рашитов

         // Путь Октября. – 1967. –  5 июля. – С. 2-3.

 

Многие советские учреждения, в том числе и школы, к пятидесятилетию Великой Октябрьской социалистической революции пишут историю своих учреждений и школ. Но для того, чтобы объективно осветить развитие школы за период Советской власти в районе, необходимо знать общую картину состояния дореволюционной школы.

Большинство школ до революции в районе были церковно-приходские и конфессиональные (медресе, мектебе). Временем организации первых школ района следует считать частную горнозаводскую школу. Такая школа стала работать в Воскресенском с 1838 года. Она готовила людей двух категорий. С одной стороны – из детей верхушки – командиров производства, с другой стороны – из детей низших сословий – работников для заводских управлений (писарей, чертежников и др.).

В основном государственные школы, школы министерства народного просвещения, церковноприходские и земские были организованы во второй половине XIX века. Например, Александровская школа грамоты была открыта I октября 1888 года местным священником. Школа содержалась за счет средств уездного епархиального училищного совета.

В 1898-99 учебном году в школе училось 39 мальчиков, вне школы осталось неохваченными учебой во всем приходе 141 мальчик, девочки вообще не учились.

Хлебодаровская школа грамоты была открыта в 1896 году. В 1898-99 учебном году обучалось в школе 18 мальчиков. Вне школы осталось неохваченными учебой 26 мальчиков и 45 девочек.

Воскресенская земская сельская школа была открыта в 1876 году Стерлитамакским уездным земством. В 1898-99 учебном году в школе обучалось 116 мальчиков, вне школы осталось 142 мальчика и 227 девочек.

Воскресенская земская заводская школа была открыта в 1895 году на средства помещицы Пашковой. В 1898-99 учебном году обучалось в школе 17 мальчиков и 41 девочка.

Зирганское двухклассное училище в течение 20 лет своего существования с 1877 по 1897 год выпустило 40 человек, то есть в среднем по 2 человека в год.

Зирганское женское земское училище было открыто Стерлитамакским уездным земством в 1887 г. В 1898-99 учебном году здесь обучалось 40 девочек, неохваченными остались 350 девочек. Нордовское смешанное училище было открыто в 1897 году. В 1898-99 учебном году в нем обучалось 60 человек, вне    осталось 40 мальчиков и 50 девочек.

Мелеузовская инородческая мужская школа была открыта в 1873 году. В 1898-99 учебном году в школе обучалось 112 мальчиков. Вне школы осталось 255 мальчиков. Мелеузовское женское земское училище было открыто в 1877 году Стерлитамакским уездным земством. В 1898-99 учебном году в нем обучалось 65 девочек, вне осталось более 230 девочек. Варваринская церковно-приходская школа была открыта в 1892 году. В 1898 -99 учебном году в ней обучалось 49 мальчиков и 20 девочек. Дмитриевская школа грамоты была открыта в 1897 году. В 1898-99 учебном поду здесь обучалось 22 мальчика и 2 девочки. Позднее были организованы русско-татарская и русско-башкирская школы в некоторых башкиро-татарских деревнях.

Однако существующие школы не могли удовлетворить потребность народа, многие подростки остались вне школы. Кроме того, существующие школы не могли вооружить научными знаниями, так как в учебном плане основное место занимал закон божий.

Несмотря на это отдельные учителя, особенно учителя земских школ, готовили относительно грамотных учеников. Они обращали внимание на грамотное чтение, письмо, решение задач в пределах программ.

Народные учителя находились в жалком положении. Прогрессивное учительство постоянно держалось под контролем не только официальных чиновников, но и царских агентов, и в первую очередь духовенства.

Основным распространенным типом школы в татаро-башкирских деревнях района были конфессиональные школы-медресе-мектебе.

В организации медресе и ментебе ни земство, ни государство участия не принимали, материально они существовали в жалком положении.

В организации медресе и мекгебе полностью господствовала схоластика, не было организованного начала и конца учебного года и не было определенных учебников. Основными учебниками были «Афтияк», «Иман шарты», «Фазабыл шукур», «Бокыр гани», «Коран» и др. Учителями работали большинство неграмотных мулл муэдзинов и их сыновья. Организованного обучения девочек-татарок и башкирок вообще не было. В большинстве случаев они ходили на дом мулл, где их обучали абыстаи (жены мулл), которые сами по существу не умели не только писать, но и читать.

Необходимо отметить, что в период революции 1905 года произошли некоторые изменения в содержании методики обучения в мектебе-медресе, которые назывались «новометодными» медресе-мектебе. Это течение в литературе называется «джадитизм». Возникли новометодные медресе-мектебе параллельно со старометодными мектебе-медресе в деревнях Мелеуз, Зирган, Арсланово и| в некоторых других. В новометодных медресе были более правильно организованы начало и конец учебного года, постоянный состав учащихся, а возраст не во всех школах и классах был одинаков. В конце учебного года ученики переводились из класса в класс с экзаменами. Экзамены проводились торжественно и публично с присутствием родителей.

В учебный план были включены, кроме религиозных предметов, арифметика, география, история, чтение, письмо-сочинение (инша), хотя содержание этих учебных предметов преподавалось с религиозным уклоном, но они по сравнению с содержанием обучения в старометодном медресе и мектебе были прогрессивнее.

Однако все реакционные башкирские, татарские муллы, кулаки, попы, купцы совместно с царскими чиновниками как огня боялись проникновения и развития культуры и они говорили, что «образование делает простых людей беспокойными и недовольными». Поэтому они всегда старались держать простых людей – трудящихся в темноте и невежестве особенно нерусских национальностей.

Только Великая Октябрьская социалистическая революция целиком и полностью разрешила все проблемы, связанные с действительным образованием широких трудящихся масс.

Не имевшие ранее письменности и школ на родном языке (чуваши, башкиры, мордва) получили все необходимые условия для настоящего образования.

Создание советской школы в первые годы Великой Октябрьской социалистической революции в районе проходило в огне ожесточенной классовой борьбе врагами революции, как по всей Башкирии, так и в других областях и краях.

С первых же дней восстановления волостных отделов народного образования на местах перед учительством были поставлены первоочередные задачи-восстановление существующих и организация новых школ, подготовка к новому учебному году, был пересмотрен состав педагогических кадров.

Стерлитамакский уездный отдел народного образования перед на чалом 1919-20 учебного года проводил волостные учительские съезды, где основными вопросами обсуждения        было – ознакомление учительства с положением о единой трудовой школе. Особое внимание было уделено татаро-башкирским учителям, так как они перешли в советскую школу из школы мектебе-медресе, не имея общеобразовательной и методической подготовки. Школы района 1919-20 учебный год в основном начали организованно, не смотря на наличие серьезных недостатков, в частности, отсутствие в достаточном количестве учебников, учебных пособий, школьных помещений и подготовленных учителей. Учительство развернуло политико-воспитательную работу среди крестьянства. Организовывали читки газет, по вечерам занимались со взрослыми по ликвидации неграмотности.

Стерлитамакский уездный отдел и кантонный отдел народного образования в течение учебного года по волостям периодически проводили методические совещания с учителями с целью поднять их педагогическое мастерство.

А. Рашитов,

доцент Бирского педагогического института.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *