Обычный день на комсомольском железобетонном…

Шовкопляс, И., Пильнов, М. Обычный день на комсомольском

железобетонном… [Текст] / И. Шовкопляс, М. Пильнов

// За урожай. – 1957. – 27 сентября. – С. 2-3.

 

         Высокой стройной громадой возвышается над Мелеузом завод железобетонных кон­струкций. С крыш его цехов, как на ладони, виден не только по­селок, но и вся окре­стность райцентра. От него в разные стороны разбегаются узкие ленты шоссей­ных и железных до­рог, по которым дви­жутся машины, по­возки, поезда.

         Вот со стороны ре­ки Белая в направле­нии завода по железнодорожной ветке бой­ко катит мотовоз. На его прицепе – с деся­ток груженых гравием платформ. Проходят считанные минуты, и состав с грузом появ­ляется уже на пло­щадке открытого по­лигона. Открытый полигон –  это головной участок завода. Куда не  по­смотришь – всюду вид­ны различные по­стройки, краны и дру­гие механизмы, а во­круг них – люди, ге­рои трудового дня. Здесь располагается смесительный узел, место, откуда, собст­венно, и берет свое начало комсомольский железобетон.

         У бурта гравия ра­ботают рабочие изве­стной всему заводу бригады Геннадия Чудинова, они готовят для будущих изделий бетонный раствор. Бес­конечная лента тран­спортера ровно пода­ет гравий в мощную дробилку, механиче­ские грохота которой наполняют шумом пло­щадку полигона. Пе­ремалывая в щебенку крупные камни, маши­на подает гравий в гравиесортировку и дальше по фракциям – в отдельные бункера. Затем по заданным маркам производится приготовление бетон­ной смеси. И вот уже готовый бетон разво­зится на машинах по цехам завода.

         Чуть в стороне от смесительного узла находится пропароч­ная камера. Возле нее, по рельсам, то и дело двигается взад-вперед козловой элек­трокран. Он служит для переброски ра­створа к пропарочной камере. Водит кран опытный крановщик Владимир Нянюков. Этот юноша прибыл на стройку два года назад. В то время он еще только что на­учился держать в ру­ках плотничный ин­струмент. А так как молодежь сама строи­ла себе завод, то ра­ботал он вначале плотником, затем его поставили дежур­ным слесарем, а по­том перевели строповщиком козлового крана.

– Строповщик, – по­ясняет Владимир, – это прицепщик и от­цепщик бадьи у коз­лового крана. Долж­ность не сложная. Каждый бы справил­ся. Но с нее, по-мое­му, как раз и должен начинать всякий, кто только хочет стать настоящим крановщи­ком. Работая строповщиком, я незаметно изучал кран. Скоро с успехом сдал заче­ты, получил удостове­рение и, как видите, теперь я – крановщик.

– Не только кра­новщик, – заметил кто-то, – но и бригадир. Бригадиром Владимира назначили недавно за его честную хорошую работу и вниматель­ное отношение к тех­нике. Таких, как Вла­димир Нянюков, на за­воде много. Вам на­зовут десятки фами­лий, среди которых вы встретите имена луч­ших людей завода: бетонщиц Рашиды Идрисовой и Веры Нико­лаевой, крановщиков Александра Козлова, Лидии Кущей, Маннигуль Рахматуллиной и Фаи Сафиуллиной, ар­матурщика – Михаила Белобородова и брига­дира бетонщиков мо­лодого коммуниста Григория Юшанцева и еще очень многих других.

         Все они когда-то пришли на комсомоль­скую стройку по пу­тевкам райкомов без специальностей, без опыта работы, робкие и незаметные. Но у них были золотые ру­ки и объединяло их одно общее стремле­ние, которое можно выразить двумя сло­вами: строить и овла­девать.

         Время шло, и все менялось на глазах. Рылись траншеи, за­кладывались фунда­менты, росли корпуса цехов, строились жи­лые дома. Степь от­ступала, и скоро граница рабочего посел­ка пролегла новой линией.

         Вместе с этим  менялся и рос коллек­тив. В прошлом строители, люди эти ныне стали хозяевами за­вода. Имя им – комсомольцы.

                                                                                                               ***

         Веером рассыпаются огненные искры возле арматурного цеха. Здесь комсомольцы-сварщики сваривают арматуру для железо­бетонных конструк­ций. Готовит армату­ру бригада знатного мастера рационализа­тора Григория Бори­соглебского. В ее со­ставе более двадцати молодых рабочих, кол­лектив, который си­стематически перевы­полняет месячные нор­мы выработки. Вот у одного из станков, чуть наклонив голову, трудится один из луч­ших арматурщиков це­ха Иван Кулаков. Внимательно   следит  молодой специалист за тем, как через станок ровной нитью протягивается арматурная. Станок работает с небольшим шумом. Раздается щелчок – и на пол падает ровный кусок проволоки.

         О станке новой конструкции арматурщики отзываются с большим воодушевлением.

– Раньше, – рассказывает бригадир  цеха, – железо приходилось тянуть руками с помощью лебедки, и рубили проволоку тоже вручную. Очень тяжело было, да и производительность ее оставалась низкой. Когда же установили станок инженера Носенко, дело пошло намного лучше.

– В  смену, – продолжал Григорий Михайлович, – на нем мы пропускаем до 13-14 тысяч метров проволоки. Тринадцать километров за восемь часов, -заклю­чил он, – большое де­ло.

                                                                                                                ***

         Непрестанным гу­лом наполняется пло­щадка открытого по­лигона. Коллектив этого участка живет своей обычной много­образной жизнью тру­дового дня. От смесительного узла отходит грузо­вая машина, в кузо­ве которой виднеется заполненный раство­ром бетона бункер. Машина направляется в главный корпус за­вода, в цех, который является сердцем предприятия. В нем изготовляются круп­нейшие железобетон­ные изделия. Вес от­дельных из них до­стигает до двух тонн каждая.

         Сам корпус собран из деталей собствен­ного выпуска. В про­сторном высоком зда­нии, напоминающем чем-то огромные анга­ры,  стоят   стройные колонны из железобетона. И, кажется, что нет такой силы, что­бы сдвинуть эти се­рые великаны со сво­их мест. На колоннах покоится многотонное переплетение из ба­лок и перемычек, то­же отлитых из желе­зобетона. Даже кры­ша цеха и та собра­на из коробчатых же­лезобетонных плит.

         И вот там, под са­мым куполом крыши цеха, то в одну, то в другую сторону мер­но движется стальная громада. Это и есть мощный десятитонный электрический кран, называемый мостовым. Их со временем здесь будет шесть штук. А пока работают два. С помощью стальной махины обслуживает­ся вся рабочая пло­щадка цеха. Тяжелые детали перемещаются в любом направлении. Машиной управляет один человек. С од­ним из крановщиков мы решили  познако­миться и попросить его рассказать о себе, о своей работе.

         И вот перед нами, в чистеньком синем комбинезоне смущенно предстала девушка. Это одна из лучших крановщиков завода комсомолка Лидия Кущей, выполняющая по полторы нормы в смену. О ее трудовых делах знают не толь­ко на заводе, но и далеко за его преде­лами.

         Трудовой стаж де­вушки так же короток, как и ее автобиогра­фия.

– Родилась в тыся­ча девятьсот три­дцать девятом году, – рассказывает Лида, – окончила семилетку, и в прошлом году пришла на завод. Ра­ботала вначале бе­тонщицей, потом строповщиком козлового крана. Работала и училась. В мае этого года сдала экзамены и получила права крановщика,

– Вот, по­жалуй, и все, – кратко закончила Лида свой рассказ.

– Зарабатываете как? – поинтересова­лись мы.

– В прошлом меся­це, – отвечала девуш­ка, – я получила ты­сячу семнадцать руб­лей. Почти столько же заработала и в июле.

         Что ж, для начала неплохо, даже хоро­шо. Очень хорошо, когда у молодых ра­бочих завода вместе с техническим ростом знаний растут и их заработки.

         В главном корпусе завода высокой выра­ботки добивается мо­лодежная бригада бе­тонщиков коммуни­ста Григория Юшанцева. Ее показатели из месяца в месяц достигают 150 и бо­лее процентов. Рабо­чие этого цеха вы­пускают в смену по двенадцать центрифу­гированных опор. Это очень большое дело.

         …Трудовой день под­ходит к концу. Под­ведены итоги работы. Намечаются планы на следующий день. И не только на день. Сегодня коллектив за­вода железобетонных конструкций, вклю­чаясь в социалистическое соревнование в честь приближаю­щегося сорокалетия Великого Октября, при­нимает на себя новые обязательства.

         В них рабочие за­вода дали слово к 7 ноября изготовить 500 центрифугирован­ных опор, освоить 400 кубометров сбор­ного железобетона, отгрузить стройкам треста 25 000 кубо­метров балласта, 45 000 – заготовить для своих нужд. При­нятые обязательства, воодушевляют моло­дежный коллектив на новые трудовые дела.

И. Шовкопляс, М. Пильнов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *