Медведникова, О. «Ах, гостиница моя, ты гостиница…» [Текст] : фоторепортаж
/ О. Медведникова
// Путь Октября. – 1996. – 15 декабря. – С. 2.
Были времена, да, уже почти забытые, когда в гостиницах администраторы выставляли таблички «Мест нет» и, даже не поворачиваясь к посетителям, выразительно показывали на них кивком головы. Теперь, когда в глухой тишине гостиницы «Агидель» хлопает входная дверь – это радость. Может быть, кто-то и остановится.
Вестибюль гостиницы, особенно на снимке, вполне респектабелен
– По сравнению с прежними годами гостиница загружена процентов на двадцать, – признается директор Валентина Владимировна Кулебякина.
Директор гостиницы “Агидель” В. В. Кулебякина: “Гостиница все равно нужна, на вокзале жить человек не станет”
Мало люди стали ездить. Да и цены в гостинице «кусачие» – в среднем 60 тысяч за номер. Спускаются они «сверху», в них закладывается вся калькуляция, но ответ за них держать приходится непосредственно работникам. При этом одноместный стоит 72 тысячи рублей, а двухместный номер высшей категории – 85 тысяч с человека. А «люксовость» этого номера заключается в двух комнатках, телевизоре, телефоне и холодильнике – все далеко не последней модели. В остальном же условия элементарные: санузел, минимум мебели, телевизоров в номерах практически нет – не окупаются расходы.
Есть, правда, трехместные номера, где за койко-место берут 30 тысяч, но жить в них желающих нет – очень уж они неприглядны, даже туалет отсутствует. А самыми ходовыми в последние годы стали номера одноместные, несмотря на стоимость. Видно, это не смущает – платят – то гости не свои кровные. Живут сейчас в гостинице сплошь командировочные да изредка случаются массовые заезды спортсменов или каких-нибудь делегаций. Приезжающие по личным делам, если таковые и встречаются, видно, ищут другое жилье. Не живут в гостинице и лица с Кавказа и Востока, которых на улицах города – пруд пруди. Здесь дело, наверное, не в деньгах, а в том, что в гостинице при регистрации требуют паспорт и передают данные о проживающих в службы занятые регистрацией иностранцев. А у нас сейчас, куда ни глянь, везде заграница. Коммерсанты – те и подавно втакой гостинице не остановятся, у них квартиры в наличии.
Так что, подстраиваясь к новому времени, гостинице «Агидель» очень многое пришлось переменить, чтобы не вылететь в трубу полного банкротства, так как с 1991 года жилищно-коммунальные предприятия типа нашей гостиницы перестали росчерком пера считаться планово-убыточными и были сняты с бюджетного содержания. Стала гостиница муниципальной, хотя что она может взять от города и что дать ему сама – вопрос, как говорится, полемичный.
Вдвое сократился за последние годы персонал «Агидели». Вместо 43 человек остались 21. Дежурная, например, на три этажа – одна. Многие – совмещают несколько должностных обязанностей. Второй этаж сейчас – практически нежилой. На третьем и четвертом, наиболее теплых, номера по одну сторону коридора сделали все одноместными – в угоду спросу, который, как известно, по рыночным законам диктует предложение. Урезали расход до предела – за пять лет не купили ни единого стула, не то что комплектов мебели. Считая каждый рублик, белье в прачечную стали возить в Салават – оказалось дешевле. С учетом арендной платы, вносимой за занимаемые помещения рестораном «Агидель», парикмахерской и магазином, хотя последние – совсем крохи, концы с концами в гостинице кое-как сводили. Зарплату, пусть и небольшую, в среднем 300 тысяч рублей в месяц, платят здесь регулярно и без задержки.
Девять лет работает в гостинице Раиля Рашитовна Радчик. Несмотря на ночные смены и работу сутками, здесь многие трудятся подолгу – нравится работа: чисто женская, домашняя.
Ремонт – своими силами. Римма Ивановна Ермолаева одна и белит, и красит номера от потолка до пола
Выкраивали даже на внутренний ремонт своими силами. Конечно, небогатый – куда там: потолки побелить, стены и полы подкрасить. Но нынешний год посадил-таки гостиницу в «яму» убыточников. Не освободили от налога на имущество то ли по халатности, то ли по забывчивости, то ли продуманно, но забывчивостью прикрываясь, – а освобождали от него ежегодно, как и другие предприятия жилищно-коммунального хозяйства. И сколько ни обращалась директор «Агидели» по инстанциям вплоть до Минжилкомхоза, все извиняются, но налог не снимают. А это 30 млн. рублей, налоговая инспекция, которая строжает год от года, ни на какие поблажки, естественно, не пойдет. Раз нет в перечне освобожденных – платите, а жить-то, спрашивается, как?
Гостиница для приезжих – лицо города.
– Уж очень обшарпанный вид у этого лица, – в голос твердят работницы «Агидели». – Здание нуждается во внешнем ремонте, да и внутри капитальный ремонт был бы очень кстати. Системы тепло- и водоснабжения устарели, часто случаются порывы. Весной этого года порыв в трубах отопления залил все три этажа гостиницы. В номерах слева по коридору его следы по сей день заметны. Хорошо, что на втором этаже почти не живут – иначе постоянно затопляли бы ресторан. Крыша течет. Мебель обшарпанная, линолеум – в заплатках, покрывала и шторы – старенькие, еще рублевые. Одно, чем можно похвалиться, – чистота. Латаные полы до блеска вымыты.
– Разве так мы бы хотели встречать гостей, – сетуют женщины. – Но ничего не поделаешь…
– Не верю, что все так и будет продолжаться, – оптимистически заявляет Валентина Владимировна. – Кончится это время тяжелое, купим мы еще и итальянскую мебель, и ковры…
И, заметив наши соболезнующие взгляды, останавливается:
– Ну, хоть помечтать-то можно…
В этом году гостинице «Агидель» исполнилось 25 лет – четверть века. Ресторан отмечал юбилей банкетом, а гостиница решила не отмечать, лучше пустить деньги на ремонт номеров. Может, поэтому, может, и по другим причинам никто про гостиницу в юбилейный день не вспомнил и с праздником не поздравил.
О. Медведникова.
Фото С. Сеитова.