Галин, Ф. Тридцать лет за рулем [Текст] / Ф. Галин
// Путь Октября. – 1974. – 2 февраля. – С. 3.
Ване было тогда чуть больше двенадцати. Не пришлюсь ему пойти в шестой класс — разразилась Великая Отечественная войне. Стали уходить на фронт мужчины, на чьих плечах держался колхоз, и вскоре сильных, закаленных в труде трудоспособных мужчин в колхозе не осталось. Их места заняли женщины, старики, 12-16-летние мальчишки и девчонки. Им теперь было не до учебы. Как-то сразу они стали взрослыми.
Ваня тоже помогал женщинам там, где это было под силу. Очень увлекался трактором, изучал его самостоятельно, научился и водить. А потом окончил курсы трактористов при машинно-тракторной станции и в пятнадцать лет самостоятельно сел за руль.
Нелегко ему давались навыки в управлении техникой. С запчастями тогда было туго. Как и другие трактористы, Ваня ремонтировал свою машину сам. И его трактор, почти уже негодный для эксплуатации, работал без простоев.
Много бессонных ночей провел он на колхозных полях. Чувство долга и ответственности перед любимой Родиной, глубокое сознание того, что он может внести определенный вклад в общенародное дело, когда продолжается на западе кровопролитная война, где гибнут лучшие сыны и дочери страны во имя победы над коварным врагом, не оставляли его в покое. И Ваня всегда, находился на передаем крае трудового фронта.
Он уже был отличным специалистом, когда в 1949 году принесли из райвоенкомата повестку о призыве. Закаленному в труде юноше военная служба не представляла особой трудности, Вначале Ваня Новокшанов был солдатом в железнодорожных войсках и работал по специальности, полученной до призыва в армию. Вскоре ему присвоили звание сержанта, и он стал командовать отделением.
И вот, командир части сердечно поблагодарил помощника командира взвода Ивана Новокшанова за добросовестную и безупречную службу, пожелал ему здоровья, успехов в труде и вручил документы об увольнении в запас.
Иван Яковлевич Новокшанов и в армии находил время для того, чтобы учиться, совершенствовать свои знания и специальность. Вернулся он домой с другой специальностью, о которой мечтал с детства: шофером-профессионалом. И сразу же поступил на автобазу № 7. Работал с Комсомольским огоньком и задором, по-солдатски. И своим трудолюбием быстро завоевал уважение к себе в коллективе, стал пользоваться большим авторитетом и доверием.
— Каким ты был, таким и остался, — говорила ему жена в шутку, подразумевая его беспокойный характер.
Двадцать восемь лет они, Иван да Марья, живут душа в душу, материально обеспечены, в моральном отношении единомышленники, вырастили сына и дочь. Сын Виталий в настоящее время офицер Советской Армии и уже сам отец. Дочь Люба учится в музыкальном училище и тоже радует сердца родителей своими успехами в учебе м примерным поведением.
Упорство, настойчивость, трудолюбие, стремление к лучшему будущему — вот отличительная черта характера этой небольшой семьи, которая идет от главы ее — Ивана Яковлевича. Эта черта не осталась незамеченной в коллективе автобазы № 7, где без перерыва в течение 20 лет трудится коммунист Иван Яковлевич Новокщанов, Еще и 1962 году он был принят в члены партии. Несколько лег сам возглавлял партийную организацию. Является бессменным членом месткома профсоюза. Иван Яковлевич награжден нагрудным знаком «За безаварийную работу». Вот уже тридцать лет он за рулем, а не разу не имел замечаний от представителей государственной автоинспекции. Об авариях и дорожных происшествиях он понятий не имеет.
— Нужна высокая внимательность за рулем, — говорит он, — тогда не будет и дорожных происшествий…
Иван Яковлевич за годы работы на автобазе неоднократно награждался почетными грамотами Министерства строительства СССР, ЦК профсоюза рабочих строительства и промстройматериалов, автобазы № 7 и Главбашстроя. А сколько благодарностей, денежных премий и других видов поощрений! Много раз он выходил победителем в социалистическом соревновании и не случайно его фамилия занесена в Книгу почета, а фотография — на Доске почета предприятия.
Нелегка профессия шофера. Где не доспит, а где и вовремя не поест. Зачастую ему приходится быть в отрыве от семьи, испытывая при атом всякие трудности и лишения. Иван Новокшанов перевозил на своем самосвале тысячи и тысячи тонн различных грузов для строительства родного города Мелеуза и его предприятий. Он принимает активное участие в заготовке кормов для скота и перевозке зерна из отдаленных колхозных токов на хлебоприемный пункт. В такое время он почти не отдыхает: уж кто-кто, а он хорошо знает цену хлебу насущному. Машина его послужная, всегда готова к выезду в любой рейс и никогда не подводит своего хозяина.
За тридцать лет накоплен богатейший опыт вождения транспорта. И как не поделиться им с другими. С большим удовольствием обучает Иван Яковлевич молодых водителей, прививает им любовь к технике, сознательному полезному труду.
Ф. Галин.
Это мой дед, царствие небесное и бабушки нет и крестного и мамы.