Памятка
Видео-аннотация к книге – это буктрейлер.
Давно хотелось написать о производстве наших буктрейлеров. Глядя на плодящиеся буктрейлеры, понимаю, что хороши из них только единицы, а те, которые можно досмотреть до конца – перечесть по пальцам. Плохие, это те, авторы которых не собираются реагировать на замечания, но активно распространяют свои «шедевры» под шапкой организации в своих контактиках.
На буктрейлер Риты Хамитовой не последовало откликов, варианта два – или неумение писать отзыв или ….?
Давайте начнем последовательно, с самого начала.
Вот вам пришла в голову идея о том, что надо бы сделать буктрейлер. И вы задаетесь вопросом, а что, собственно, дальше-то делать?..
Знаем, что, буктрейлеры хорошо себя зарекомендовали в плане привлечения читателей. Итак…
Сначала вам надо определиться со своим отношением к авторским правам, ибо буктрейлеры бывают двух типов:
- Где автор глубоко чтит статьи 1273-75 ГК, а посему берет камеру, хватает друзей и идет снимать ролик самостоятельно, а после собирает группу и топает в звукозаписывающую студию, дабы создать исключительный саундтрек. Второй вариант, где можно взять музыку, на которую срок действия авторских прав истек (классика наше всё!), и набрать фото с бесплатных стоков. В этом случае мы получаем обычное слайд-шоу.
Сами понимаете, такие буктрейлеры… зачастую бывают на уровне … самодеятельности, либо на уровне первоклассника, научившегося нажимать кнопки в ПауэрПоинте.
- А теперь второй, самый распространенный тип буктрейлеров.
Буктрейлеры первого типа я не трогаю, потому как сама делала только вторые, да и ролики, склеенные из видео, смотрятся откровенно лучше, чем простое слайд-шоу (но не всегда факт).
Программ для видео монтажа существует туева куча, я не буду заострять на них внимание (вы сами можете посмотреть обзоры в интернете).
Как работать в программах я рассказывать не буду, сама училась в интернете.
Теперь советы по непосредственному созданию ролика.
1) не забывайте, что сцены и кусочки можно вырезать не только из фильмов. Подойдут клипы, реклама, отлично себя зарекомендовали видео для игр. Если вы геймер, то можете создать сцену и записать её прямо из игры.
2) Музыка в трейлере – это, пожалуй, две трети успеха. Не забывайте, что она должна соответствовать теме книги! Старайтесь брать музыку не затасканную, интересную, но редкую, чтобы люди после просмотра писали в комментах: “Что за трееееек? Умоляю, скажите!”
3) Запомните! Буктрейлер – это не клип к песне! Длина ролика должна быть в среднем 01:30 – 01:50. Смотрела аналитику, и оказалось, что средняя длина просмотра – это полторы минуты. Режьте, не щадите. А мы до трех дотягиваем!
4) Подстраивайте видео под музыку, а не наоборот. Что это значит? Это значит, что когда вы выложите нарезанные куски, обрезать их надо под ритм в песне. Просто поверьте…
5) Не забудьте указать в конце ролика откуда взяты материалы и какой использован саундтрек (музыка).
Итак, вы знаете все, что нужно для буктрейлера: типажи героев, места, антураж и прочее. Далее начинается главная работа – подборка исходников.
Ошибка 1. Некорректная подборка саундтрека (звука)
Еще раз напомню – подбирайте музыку под ВАШУ КНИГУ. Не надо вставлять любимый трек, просто потому что он любимый.
Что можно сказать о разных книгах, в буктрейлерах которых одни и те же песни? Ни-че-го. Они будут безликими, однотипными. А ваша задача ВЫДЕЛИТЬСЯ!
Показать читателю, что ваша книга для них! Что это именно то, что они искали!
Отсюда вывод: не берите популярные песни. Берите, подходящие вашей книге.
Брутальная музыка – для брутальных книг. Если у вас не боевик, эпичное фентези с баталиями разных масштабов, – не ставьте эпичную музыку.
Не бойтесь смотреть другие жанры, кроме «эпика». Блюз, блюз-рок, дабстеп, электроника в разных своих проявлениях, инди, фолк и куча всего! Если подвести итог, то
Во-первых, ищите НЕЗАТАСКАННЫЕ треки, жанры и исполнителей.
Во-вторых, берите треки под ВАШУ книгу. Если у вас юмор – берите забавную музыку, если лирика – лиричное, если приключения – забористую.
Пример:
https://www.youtube.com/watch?v=aw1dpsKp7lQ&feature=youtu.be
Дальше. Трек подобрали. Определяемся с роликом в целом.
Ошибка 2. Длина ролика
От 1,5 минут, до 2 – 2:25 максимум.
Здесь все просто. Длинный трек утомляет. Мы живем в быструю эпоху, и ролики придется подстраивать под восприятие большинства.
Дальше. Когда с длиной определились, определяемся с концепцией.
Разделим ролики на два типа: сюжетные, где сюжет, герои ярко выражены и атмосферные ролики.
Первые довольно конкретизированы, вторые передают эмоции. И в каждых есть свои ошибки.
Ошибка 3. Скукота
Начнем с атмосферных.
Некоторые подобные ролики бывают весьма хороши. Особенно такой тип буктрейлеров любят делать для разного рода мистики, т.к. это путь наименьшего сопротивления. И вот тут выползает четвертая ошибка – такие ролики в своей массе скучны.
Это тебе и отсутствие динамики, и стандартный ход в виде мрачного леса, дыма на заднем плане, и кривой избушкой. Т.е. смотреть полторы минуты на мир глазами геолога в экспедиции – это скучновато, и совершенно не выделяет ваш буктрейлер из массы подобных.
А мы помним, что главное это выделиться. Запомниться потенциальному читателю. Поэтому атмосфера атмосферой, но не забудьте добавить чуток динамики. И хорошего вкусного текста!
В качестве примера хорошо переданной атмосферы без шаблонного леса можно порекомендовать вот этот трейлер
Пример:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=109&v=CPOALOnaFBI&feature=emb_logo
Ошибка 4. Неоднородность видеоряда
А вот этим страдают девяносто процентов “сюжетных” роликов.
Что отличает хороший буктрейлер от плохого? Однородностью видеоряда. Что сложнее всего добиться, склеивая куски из разных исходников? Однородность видеоряда.
Делая нарезку из фильмов, клипов, трейлеров к играм, рекламных роликов не забывайте, что ваша задача не просто набросать их в хаотичном порядке под музыку, но и составить из них органичный видеоряд.
Если у вас в одном кадре брутальный мужчина ползает среди льдов в ночи, а в следующем – какая-то бабка-негритянка курит бамбук на Ямайке, то это как минимум вызовет недоумение у зрителей.
Или вот. Вроде бы похожие сцены: и тут девчонка в клубе, и там девчонка в клубе. Но у одной ярко выраженные зеленые тона в кадре, а у другой красные. Это будет заметно. Смотрятся такие склейки неряшливо, честно говоря, поэтому делайте цветокоррекцию.
Пример цветокоррекции
В первом случае два кадра рядом не откорректированы, и вполне заметно, что они из разных фильмов.
Во втором, уже что-то более или менее схожее по тонам.
Дальше. Неоднородность выдают разные форматы исходников. Одни широкоформатные, вторые – нет. У одних есть черные полосы по краям, у других – нет. Приводите все к единому знаменателю.
Качество исходников должно быть на высоте. Старайтесь брать HD разрешение (720) в крайнем случае – 480. Так что ищите качественные исходники. Согласитесь, неприятно смотреть на картинку, если она серая, как будто монитор накрыли пленкой, или лица вытянутые у актеров. Думаю, понятно.
Подведем итог:
– цветокоррекция
– одноформатность
– качественные исходники
Идеального ролика для примера в плане однородности сразу и не назвать, но вот этот к примеру, довольно неплох.
https://www.youtube.com/watch?v=1dYioY8ojzc
Ошибка 5. Кривой текст, или отсутствие любого текста в буктрейлере
Большой ошибкой является полное исключение текста из ролика. В этом случае буктрейлер перестает быть буктрейлером и становился обычным клипом к песне, а книга переставала иметь к нему какое-либо отношение. Стоит учитывать, что этот момент не относится к роликам, где есть закадровый голос.
Буктрейлер – это видео-аннотация. Его задача «продвинуть книгу в руки читателю», донести ее до потенциального читателя. Поэтому тщательно подбирайте слова, оставляйте самую суть и избавляйтесь от километровых фраз.
Сокращайте фразы, оставляйте самую суть.
Одна строчка на экране – хорошо, две – уже тяжеловато, но еще приемлемо, три – нонсенс.
Фразу «Маша Печенкина всю жизнь просидела обычным бухгалтером» безболезненно заменяем «Серость будней».
Второй момент касательный текста. Что вы будете делать: корректировать текст под видео или наоборот – неважно, главное чтобы они были синхронны.
Смешно, когда крупными буквами написано «Она – избранница волка», а на экране неизвестная бабка протягивает кому-то четки. Тут либо волк – геронтофил, либо автор накосячил и не проследил за кадром.
Запомните, текст должен соответствовать видеоряду.
Да, может эта бабка – ведьма, которая должна расколдовать ту самую избранницу, и вообще она одна из главных персов, НО! Это знает только тот, кто прочитал книгу и сам автор, а потенциальный читатель усмехнется и закроет окно просмотра. Буктрейлер создается в первую очередь для ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ читателей.
Резюме:
– сокращаем текст, оставляя только суть
– текст и видеоряд должны соответствовать друг другу.
Ну и напоследок, я говорила о том, что буктрейлеры из слайдов – это фу. Но это не есть правда. Вот вам отличный ролик, созданный из одних картинок, одними программными средствами.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=36&v=-RG6HIcvYU0&feature=emb_logo
Обо всем этом, уже говорилось на семинаре.
К слову, время сдачи буктрейлеров не за горами.
Очень поучительный урок для меня получился. Понравились замечания и предложения по созданию буктрейлеров. Этого как раз не хватало. Думаю, хоть что-то смогу улучшить в своей работе по созданию буктрейлеров. Спасибо, Любовь Николаевна! Вы как всегда, знаете что нам надо!
Разложили все по полочкам, нам остается только перечитывать этот урок и пересматривать свои наработки, корректируя их. Действительно, многого мы еще не умеем, но можем, должны мочь, чтобы идти в ногу со временем. Также говорю “спасибо” за ваш профессионализм. Всем хороших буктрейлеров, творческих изюминок и хорошего послевкусия ( воспоминаний о том, как все начиналось и к чем закончилось).