Учительница из Климовки. Данилкина Анна Порфирьевна

Ерикеева, С. Учительница из Климовки : очерк

/ С. Ерикеева. – Текст : непосредственное

// Путь Октября. – 1966. – 12 октября. – С. 3.

 

    Юная Климовка встретила осень восторженно. Детвора радовалась не только самому красивому времени года, когда их крошечная деревня одевается в прекрасные наряды, расцвеченные осенним к солнцем, но и встрече с любимой учительницей – Анной Порфирьевной Данилкиной.

     Ну и что же, что они каждый день встречаются с ней. Это ведь встречи обыденные, так сказать неофициальные. 

      А в школе совсем другие бывают встречи с учительницей. Когда она войдет в класс, высокая, представительная, ребята поднимутся со своих мест, и в комнате наступит строгая, чуть торжественная тишина. Светлыми ласковыми гла­зами посмотрит Анна Порфирьевна на класс, улыбнется и скажет.

    – Здравствуйте, ребята!

    И от этих простых слов сильнее за­бьются сердца мальчишек и девчонок. И начнется трудная, но увлекательная школьная пора.    

     Двадцать второй раз встретила Анна Порфирьевна нынче в Климовке первое сентября. И всякий раз это первое сентября не было похоже на другие. Было одинаковым одно: синие, карие, серые детские глазенки простодушно смотрели на учительницу и ждали от нее чего-то необыкновенного, удивительного и прекрасного. И это всегда волновало и обязывало учительницу делать все, чтобы не обмануть ребячьих ожиданий.

     Нет, Анна Порфирьевна никогда не стремилась превратить уро­ки в развлекательство. Но сделать их интересными, увести ребят в мир чисел, с их ошеломляющими свойствами, заставить полюбить могучий родной язык, приохотить к чтению – этим задачам Данилкина привыкла отдавать всю себя.

     – Проводи меня. Витя, – часто просила она первоклассника Галанскова. Плохо давалась мальчи­ку арифметика, и Анна Порфирьевна не ограничивалась одними уроками и дополнительными занятиями. По дороге домой она говорила с мальчиком, о самых различных вещах – деревенской улице, домах, деревьях, животных. И не заметно для малыша разговор сводился к четырем арифметическим действиям. В прошлом году в деревне три дома были перестроены, а нынче пять.

    – На сколько больше? – словно невзначай спрашивала учительница.

    – На два! – радостно отвечал мальчик. Дома Анна Порфирьевна просила Витю определить длину комнаты, стола. Это было в прошлом году. А теперь Витя не отстает от других второклассников в знании арифметики.

    Витя Чеботаев перешел нынче в четвертый класс. Много беспокойства причиняет он Анне Порфирьевне. Мальчик он был неорганизованный, неусидчивый, когда пришел в школу, А способностей Вите не занимать, быстро он схватывает новое. Сразу поняла Данилкина, чего не хватало мальчику постоянного контроля над всеми его действиями.

    Как только окончится урок, Витя спешит к двери.

    – Подожди, – останавливала учительница. – Сходишь домой, по­кушаешь и возвращайся в школу.

    Мальчик послушно кивал. После обеда Витя готовил уроки в школе под присмотром Анны, Порфирьевны. Все у него получалось быстро и хорошо под внимательным и добрым взглядом учительницы. Глядя на мальчика, она уже сейчас волнуется: как-то он будет учиться в пятом классе? Еще два-три года нужен мальчику такой неусыпный контроль, а потом он привыкнет к самостоятельности.

      Рим Алимгузин плохо знал русский язык.

      – Анна Порфирьевна, помогите ему овладеть русским языком, – с такой просьбой обратилась мать Рима к учительнице.

      Занималась Данилкина с мальчиком в школе, писала с ним диктанты, изложения еще и дома заставляла читать вслух. И Рим научился не только хорошо говорить по-русски, но и правильно писать. Сейчас он учится в шестом классе. Анна Порфирьевна от всей души радуется его четверкам по этому предмету.

       Таких примеров индивидуальной работы с учащимися в практике Анны Порфирьевны – сотни. Нет в ее отношении обучению детей шаблона. Каждый новый день вносит в практику опытной учительницы что-то новое.

     Да и не одним своим опытом живет Данилкина, следит за успехами своих коллег. Всегда много полезного дают ей беседы с ныне заслуженной учительницей школы БАССР Александрой Федоровной Вершининой.

     Как-то раз Александра Федоров­на приехала в Климовскую школу. Шел урок. А. Ф. Вершинина не ста­ла прерывать его, слушала за дверью. Это ведь было интересно – проследить за уроком, когда учитель остается наедине с ребя­тами. В это время он остается самим собой.

    Ни о чем не подозревавшая Ан­на Порфирьевна провела урок как всегда отлично. Учительницы весело посмеялись над необычным экс­периментом, а потом Александра Федоровна провела изложение с учениками Данилкиной. Все ребя­та хорошо справились с заданием.

     И так сбывает всякий раз, когда в Климовской школе проводятся инспекторские проверки, контроль­ные работы. Ни одной двойки не получили за контрольные работы климовские ребята. Им даются прочные знания. Уже девятнадцать лет в этой маленькой школе нет второгодников. Этим Анна Пор­фирьевна доказала, что неспособ­ных детей нет. Нужно только най­ти ключ к ребячьим талантам, помочь им развиться.

     Для этого, конечно, нужно очень хорошо знать своих учеников. А ведь вся молодая Климовка вы­росла на глазах учительницы. Она знает всё сильные и слабые стороны своих учеников. А как это необходимо в воспитании       школьников! Анна Порфирьевна дает хорошие советы родителям школьников на родительских собраниях и при встречах.

     Собрания в школе посещают дружно. И как часто возникают здесь задушевные педагогические беседы! Школа и семья в Климовке едины, в   своем стремлении воспитать достойных граждан страны.

     – Среди моих учеников нет плохих людей, – с гордостью говорит Анна Порфирьевна. – Все трудятся, . все приносят пользу.

     И она начинает рассказывать о них, называет десятки имен. Всех помнит, обо всех знает, с материн­ской гордостью говорит об их ус­пехах.

    … Днем Анну Порфирьевну дома не застанешь: целый день она в школе. Четыре класса вести одновременно – задача не из легких, пусть даже и классы маленькие. Но только здесь, среди своих пи­томцев она живет полной жизнью.

    Нынче – исполнилось двадцать пять лет учительской деятельности А. П. Данилкиной. Она полна творческих сил. больших планов на будущее.

     А это значит, что опытный педагог воспитает ещё десятки хороших людей.

С. Ерикеева.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *