Мусеев, С. И. Сделать слабого сильным / С. И. Мусеев ; записала О. Медведникова.
– Текст : непосредственное
Путь Октября. – 1984. – 6 сентября. – С. 4.
Ребята играют во дворе в футбол. Загорелый подвижный мальчишка ловко направляет мяч в «ворота». Худенький вратарь неуклюже пытается его поймать – бросок, и… шлепается на землю, а мяч летит точно в цель. Забавная картина. Со стороны. А представьте себя на месте родителей незадачливого вратаря, наблюдающих за игрой. И досадно за него, и обидно – почему он такой слабенький?
Как же сделать слабого сильным? Это вопрос не праздный. Мы хотим, чтобы наши дети росли красивыми, жизнерадостными, крепли и развивались физически, путь к этому один – спорт. И первым на этом пути приходит на помощь учитель физкультуры. Полюбит ли ребенок спорт, начнет ли заниматься им – здесь от него очень многое зависит.
Недавно наш корреспондент О. Медведникова встретилась со старшим преподавателем физкультуры школы № 3 города С. И. Мусеевым. За плечами Салавата Идиатовича двадцатилетний стаж педагогической работы. В 1976 году ему присвоено звание заслуженного учителя школы Башкирской АССР.
– Салават Идиатович, ученики в классе очень разные и по физической подготовке, и по способностям. Кого-то можно назвать «сильным», кого-то «слабым». Как вы работаете с теми, кто послабее, есть ли для них какие-то особые задания?
– Каждый класс у нас делится на три группы: основная, подготовительная, специальная. Последняя занимается при врачебно-физкультурном диспансере. Основная и подготовительная вместе занимаются в школе. И никаких особых заданий для слабой группы нет. Ведь ребята очень чувствительны, их может обидеть открытое подчеркивание слабости. Нагрузка для них, конечно, поменьше. Но и никогда, например, не говорю: «Петя, ты побежишь в слабом забеге». Я спрашиваю: «Ребята, кто с кем побежит?». Тут уж они сами выбирают партнеров по силам. А после забега обязательна похвала, если результат улучшен. У детей появляется уверенность в себе, желание заниматься, раз дело идет вперед. Любить спорт и постоянно, ежедневно тренироваться – вот, на мой взгляд, главное для того, чтобы стать сильным.
– Но учебная программа школьников очень обширна, и ежедневные уроки физкультуры по-прежнему остаются только мечтой…
– К сожалению, это так, но мы стараемся исправить положение. Во-первых, максимально повышаем плотность урока. Например, на гимнастике класс делится на несколько отделений – каждое занимается, со своим снарядом; потом меняются. Так исчезает «проблема пассивности», когда в ожидании своей очереди на снаряд школьник может просидеть, в общей сложности, половину урока. Во-вторых, есть спортивные часы для учащихся 1-7 классов. Ведут их преподаватели физкультуры. Но ребята занимаются по своим интересам. Вот у девочек есть такая игра – «выбивалы». Хочешь просто поиграть – пожалуйста. День они играют, два, три. Но, в конце концов, им это надоедает, и они обращают внимание на баскетбол, волейбол, гимнастику.
И начинают заниматься серьезно и с увлечением – ведь выбрали они этот вид спорта сами, без указаний учителей. В-третьих, как можно больше ребят мы стараемся привлечь в секции – как в свои школьные, так и в городские.
И главный наш резерв – самостоятельные занятия. Весной и осенью – утренний бег, зимой – лыжня «Здоровье». Поподробнее расскажу об утреннем беге. Занятия в школе начинаются в 8.30. Утренний бег на час раньше. И представьте, к половине восьмого приходили ребята иногда классами. Те, кто бегает, освобождаются от школьной утренней гимнастики. Учет пришедших ведут физорги. Что касается самостоятельных занятий лыжами, то здесь каждому дается план: пройти за зиму определенный километраж. Например, шестиклассникам – сто километров, семиклассникам – сто двадцать и так далее. На трассе «Здоровье» они получают талоны за пройденные километры, а потом сдают их физоргам.
– Салават Идиатович, планы даются всем, но всеми ли они выполняются?
– Некоторые перевыполняют, некоторые делают ровно столько, сколько задали, есть и те, кто не дотягивает до нормы. Но мы «разгон» не устраиваем – пусть ребята занимаются только по желанию.
– А как же все-таки добиваетесь массовости в занятиях физкультурой?
– Для этого существуют праздники. Всесоюзные: дни бегуна, лыжника, «Веселые старты», да и свои школьные. Такие, как день прыгуна. В них участвует вся школа. Прежде чем допустит класс к соревнованиям, отмечаем: сколько человек пришло, все ли в спортивной форме, с номером. Все его учитывается при подведении итогов. Затем, на дне бегуна, например, класс идет на дистанцию. Мы определяем общее время по результатам первого и последнего из пробежавших. Здесь проверяется подготовка всего класса. Это заставляет более активных спортсменов привлекать к соревнованиям всех, да и сами ребята чувствуют ответственность – может пострадать честь класса.
А, в общем-то, насильно тянуть ребят в спорт нам не приходится. Перед спартакиадой каждый физорг подает заявку на участие в соревнованиях. Например, на баскетбол надо десять девочек, и десять мальчиков. И постоянно спрашивают: «А можно хотя бы двенадцать?».
– Значит, результаты работы есть?
– Конечно. 440 человек занимаются в различных школьных и городских секциях. Думаю, что это число увеличится. Много среди ребят спортсменов-разрядников. Три года подряд команда школы занимает первое место на городской спартакиаде школьников, четыре года – в легкоатлетической эстафете. Были учащиеся школы в сборной команде Башкирии по легкой атлетике, а десятиклассница Роза Силаева – член сборной РСФСР по этому же виду спорта. Но отдельные рекорды – это не главное. Важно то, что ребята крепнут, развиваются. И в день бегуна, лыжника и других соревнованиях общие результаты с каждым разом повышаются.
– Салават Идиатович, есть ли проблемы в вашей работе?
– Да. И главная – это слабая связь с родителями. Родители приходят в школу. О чем они спрашивают? Конечно же – какие оценки по математике и русскому языку. К нам, преподавателям физкультуры, подходят только те родители, чьи дети имеют какие-то существенные спортивные достижения. Однажды мама одного из мальчиков присутствовала на занятиях. Семья переехала из другого города, там, у мальчика были по физкультуре «пятерки», а у нас пошли «четверки». Ему надо было позаниматься самостоятельно. И мама согласилась со мной.
Но это исключительный случай. Связь с родителями у нас по-прежнему оставляет желать лучшего. А отсюда вытекает другая проблема – без контроля родителей дети не всегда выполняют самостоятельные задания. Если бы их контролировали папа и мама, я уверен, самостоятельные занятия физкультурой стали бы для школьников привычным делом – так же, как выполнение домашних уроков. И, следовательно, дети лучше развивались бы физически.