«Вспомнишь и лица, давно позабытые…»

«Вспомнишь и лица, давно позабытые…» / Совет Мелеузовского историко-краеведческого музея.

– Текст : непосредственный

// Путь Октября. – 1992. – 7 ноября. – С. 2,3.

 

Старожилы Мелеуза в раздумье о былом считают порой необходим рассказать или письменно поведать о жизненном опыте, знаниях, событиях, эпизодах, обрядах, об известных в прошлом жителях села.

До выросшего города здесь было не пустое место, как, скажем, в соседних городах. За 225 пет много утекло воды по речке Мелеузке, многое проходило здесь. Мелеуз завоевал свое место прочно и терпели­во совершал поступательное движение. И вспомнить есть о ком.

 

   Кто же наши летописцы-патриоты, которые не дали стареть истории и забвении, постарались уве­ковечить факты без домыслов и выдумок?

   Кого-то летопись интере­сует, побуждает к дополни­тельным поискам, но есть и равнодушные ко всему, жи­вущие апатичной, замкнутой жизнью, – для них лучше убить время за чтением детектива, чем знать подлин­ную историю своей малой родины.

   А настоящие энтузиасты своего края бескорыстно от­давали себя просветительскому делу.

   Бывший учитель Николай Васильевич Ярыгин, нахо­дясь на заслуженном отды­хе, не мог сидеть без дела. Приобрел фотоаппарат и прошел по милым ему с детства улицам, переулкам, домам и избам. Так полу­чился целый альбом. Этот редкий, ценный материал собирал он в 50-60 годы, одновременно записывал все, что знал о людях Мелеуза, замечательных мес­тах истории и культуры го­рода. Это, действительно патриотический труд, кото­рый под силу не каждому.

   Не забывается также ста­рожил Мелеуза – кре­стьянин, чуваш Николай Николаевич Гаврилов. Он обладал даром сохранять предания, переходящие из поколения в поколение, не только в памяти, но и в за­писках. У нас в России не­мало таких Гавриловых, ко­торые не имея специально­го образования открываются вдруг как писатели. В целой тетради интересных повествований простым, народным языком Н. Гаврилой сумел, рассказать о том, крестьянском натуральном хозяйстве, о котором деся­тилетиями жили чуваши с первый дней переселения сюда, не берега речки Мелеузки.

   И еще один свидетель былого. Это учительница Гульсум, Абдрахмановна Асфандиярова-Илистанова. Со свойственной учителям точ­ностью и знаниями она опи­сала обстановку первых лет текущего столетий в Мелеузe. В ее воспоминаниях мы находим имена первых интеллигентов Мелеуза – рус­ских, татар, чувашей, кото­рые самоотверженно на­правляли свои силы на развитие в селе народного об­разования и культуры. Она описывает также народные, обычаи и обряды, которых сейчас не увидишь в жизни, а по телевидению пока­зывают со значительными искажениями.

   Очень важную работу выполнила бывшей мелеузовская учительница Мария Семеновна Иванова. Она неделями работала в Госархиве республики, в рес­публиканской библиотеке, разыскивая и изучая архив­ные материалы, касающие­ся прошлого Мелеуза и окрестных сел в составе Мелеузовской волости. Осо­бенно ценны фотокопии ма­териалов переписи населе­ния деревни Мелеуз в 1795 году. Эти фотокопии, сдела­ны и присланы в музей бла­годаря заботе М. С. Ивано­вой.

   Организатором музей­ного дела по праву можно считать Михаила Викторови­ча Духанина. Он был сви­детелем происходивший в 1913-1919 годах революци­онных событий в Мелеузе, знал в лицо участников ста­новления Советской власти, видел огненные дни Ок­тябрьской революции и Гражданской войны. В 50-е годы он ушел на пенсию после многолетней военной службы и занялся сбором реликвий военного характера. В этом деле ему в первую очередь помогали учащиеся школы № 2. Ак­тивно способствовал помо­щи директор школы В. С. Танатаров. И. И. Чуриков, занимавший в те годы от­ветственный пост, помог ре­шить вопрос о предоставле­нии комнаты для музея в районном Доме культуры. 7 ноября 1967 года является датой начала деятельности музея.

   Небольшие комнаты не могли, конечно, удовлетво­рить нужды растущего му­зея. Районное руководство выделило более вместительное помещение, через предприятия и организации города оказало существен­ную помощь в ремонте здания и в создании настояще­го музея. Организатором оформления экспозиций му­зей был назначен Констан­тин Терентьевич Писяев. В течение двух лет, пока шел ремонт, он изучил гору литературы о музеях, собирал материалы для составлений текстов по тематическим от­делам музея. И о том, как строго хронологически, по темам и разделам оформ­лена экспозиция, в первую очередь его заслуга.

   Много было посетителей музея, как говорится, от мала до велика. В книге от­зывов оставили свои подпи­си писатели и поэты Баш­кирии, гости Мелеуза из Москвы, Украины, Белорус­сии, Сибири, западных стран… Однажды побывал в нашем музее бывший ди­ректор Республиканского краеведческого музея Р. Ахмеров. Он долго ходил по всем, залам, и вот его слова: «Такого музея на террито­рии Башкирии еще не ви­дел!». Его восхитила хро­нологическая последователь­ность экспозиций, их содер­жание.

  Создание музей на об­щественных началах – дело всей общественности. Труд­но всех перечислить, кто внес большой вклад в ор­ганизацию работы музея, в укомплектование его экспонатами: Ю. Г. Азнагулов, В. Н. Чунчуков, И. А. Бабиков, В. А. Шляков, П. И. Павлюченко, Р. А. Аиткулов… Принимали участие в этом энтузиасты-патриоты из Воскресенского, Зиргана, Дарьино, Васильевки. Может, чье-то имя осталось незаписанным в текстах к экспонатам – бывает так, что люди как-то незаметно, скромно вносят свою леп­ту в фонды музея, причем ценными экспонатами. Так, например, коренной житель Мелеуза Баязитов Шангарей Салеевич, зная многих жи­телей, ходил по домам и приносил в музей то серп, то пилу маховую, то детали станка ткацкого.

   Большую заботу проявлял наш земляк П. К. Луньков, проживающий в Москве. Он не давал покоя, то и дело напоминал, включены те или иные замечания, те или иные личности.

   Оставил большую память о себе своим беззаветным, бескорыстным участием, фо­тограф Петр Емельянович Устинов. По существу, всё, что запечатлено в музее: природа во всех видах, люди, производства, строи­тельство, – его работа. А сколько репродукций им сделано, причем очень ка­чественных! На память о нем в музее осталась так­же большая коллекция фотонегативов.

   Улучшение в оформлении и содержании музея наста­ло, когда он стал филиалом Башкирского государствен­ного объединенного музея. Немало средств было вло­жено уже в централизован­ном порядке, из бюджета республики, на капитальный ремонт, художественные ра­боты, приобретении обо­рудования, инвентаря. В му­зее стал работать постоян­ный штат сотрудников.

   Музей действует и обра­щается к горожанам и сель­чанам с приглашением по­сетить его, а также помо­гать делами его совершен­ствованию.

Совет Мелеузовского историко-краеведческого музея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.