«Это был космос… он весь был страсть…». Карл Брюллов

Библиографический обзор ко дню рождения Карла Павловича Брюллова. 1792-1852.

«Рисуйте антику в античной галерее, это так же необходимо в искусстве, как соль в пище. В натурном же классе старайтесь передать живое тело; оно так прекрасно, что только умейте постичь его… изучайте натуру, которая у вас перед глазами, и старайтесь по­нять и почувствовать все ее оттенки и особенности».

К. П. Брюллов

 

…У Брюллова является человек для того, чтобы по­казать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы.

Н. В. Гоголь

 

   Карл Брюллов был самым знаменитым, самым популярным русским художником первой половины XIX в. Современники, восхищен­ные его творениями, называли мастера «великим, божественным Карлом». Написанное им в Италии огромное полотно «Последний день Помпеи» вы­звало в Европе, как и на родине, восторженные от­клики.

   Творчество Брюллова охватывает более тридцати лет. Его богато одаренную натуру отличала много­гранность таланта, широта творческого диапазона, огромный живописный темперамент. С равным ма­стерством Брюллов выполнял исторические компо­зиции и монументальные росписи, станковые картины, акварели и рисунки.

   Брюллов родился в Петербурге 12 декабря 1799 г. Его предки происходили из Франции. Они посели­лись в России в 1770-х гг. Профессия художника бы­ла в его семье традиционной: прадед, дед, отец — все принадлежали к художественному цеху. Замечатель­ный резчик по дереву, отец Брюллова за свои работы получил звание академика. Девятилетним мальчи­ком Карл поступил в Академию художеств, где сразу обратил на себя внимание не только выдающимися способностями, но и серьезной подготовкой. Учите­лями Брюллова, воспитанника исторического клас­са, были А. Е. Егоров и А. И. Иванов.

Карл Брюллов

В 1821 г. Он окончил Академию с Большой золо­той медалью, а в 1822 г. был послан Обществом поощрения художников для дальнейшего усовершенствования в Италию. Здесь, согласно программе занятий, ему надлежали сделать ко­пию с одного из классических произведений. Он остановился на монументальной фреске великого Ра­фаэля «Афинская школа», которую скопировал с предельным совершен­ством. Молодой художник хочет освободиться от академических догм. В одном из писем из Италии он ут­верждает: «Первое, что я приобрел в во­яже, есть то, что я уверился в ненужности манера. Манер есть ко­кетка или почти то же».

Он много работает над портрета­ми, пишет жанровые сцены из италь­янской жизни, в которых стремится передать красоту мира, добивается естественности в изображении обнаженного тела и эффектов освещения, изученных в натуре («Итальянское ут­ро», «Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя»). В картине «Вирсавия», ис­пользуя библейский сюжет, художник создал образ юной и прекрасной жен­щины. Ее обнаженное тело светится и сияет в окружении оливковой зелени, вишневой ткани одежды и прозрачно­го водоема.

К. Брюллов. Итальянский полдень

К. Брюллов. Итальянское утро

К. Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя

    В Италии, после трех лет неустанно­го и напряженного труда, было создано самое значительное произведение Брюллова «Последний день Помпеи», первый замысел картины относится к 1826—1827 гг.

     В основе содержания этого историческо­го полотна, размеры которого около тридцати квадратных метров, — траге­дия римского города, погибшего при извержении Везувия в I в. н. э. Описа­ние этой катастрофы художник нашел в письмах очевидца римского писателя Плиния Младшего историку Тациту. Действие в картине развертывается со стремительной быстротой: весь город полон смятения, все кругом рушится, люди пытаются спастись бегством. И перед лицом разбушевавшейся стихии, перед лицом смерти обнажается суть человеческой души.

    Идея картины романтична. Слепая сила, стихия губит человеческие жиз­ни. В то же время люди у Брюллова в самых тяжких испытаниях сохраняют достоинство и высокие нравственные качества.

    Автор прославляет благородство че­ловека, противопоставляет его физи­ческую и нравственную красоту жестокости разрушения. Увлекатель­ность повествования, разнообразие характеристик отдельных лиц, пласти­ческая красота форм придают этому произведению огромную выразитель­ность и художественную силу. Обра­тившись к сюжету из древнеримской истории, художник сумел в своем по­лотне выразить мысли и идеи, волно­вавшие лучших из его соотечествен­ников.

    Выставленная сначала в Риме и Милане картина произвела большое впечатление и сразу была отнесена к выдающимся творениям. Современ­ники рассказывали, что экспансивные итальянцы, встречая знакомых, вмес­то обычного приветствия начинали разговор словами: “Видели ли вы кар­тину “Последний день Помпеи”, о ко­торой говорит весь Рим?” Брюллов показал картину и в Париже, а в 1834 г. она была привезена им в Россию. Для современников ее появление стало со­бытием. Впервые живописное произ­ведение вызвало столь широкие отклики и живой общественный инте­рес. Некоторые русские зрители, в том числе и А. И. Герцен, считали, что со­бытия, происходившие на Сенатской площади в Петербурге в декабре 1825 г., нашли эмоциональное отраже­ние в полотне художника. О ней пуб­ликовались статьи, ее воспевали поэты.

    А. С. Пушкин посвятил картине та­кие строки:

Везувий зев открыл — дым хлынул, клубом — пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется — с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон!

    Е. А. Баратынскому принадлежит экспромт:

Принес ты мирные трофеи

С собой в отеческую сень,

И стал “Последний день Помпеи ” —

Для русской кисти — первый день!

    Под живым впечатлением от встре­чи с этой картиной написана статья Н. В. Гоголя “Последний день Помпеи (Картина Брюллова)”. Писатель счи­тал произведение мастера “одним из ярких явлений XIX века”.

    Глубоко, проницательно уловил ос­новную суть творения Брюллова А. И. Герцен:

“На огромном полотне теснятся в беспорядке испуганные группы; они на­прасно ищут спасения. Они погибнут от землетрясения, вулканического извер­жения, среди целой бури катаклизмов. Их уничтожит дикая, бессмысленная, беспощадная сила, против которой вся­кое сопротивление невозможно. Это вдохновения, навеянные петербургской атмосферой ”.

    Картина явилась важным этапом в развитии русской исторической живо­писи. Это была смелая попытка пред­ставить многообразие переживания массы людей, народа в момент грозно­го бедствия. От “Помпеи” потянулись нити к историческим полотнам И. Е. Репина и В. И. Сурикова.

    За двенадцать лет (1823-1835) пре­бывания в Италии Брюллов создал много полотен. Помимо “Помпеи” он написал около ста двадцати портретов, десятки жанровых сцен из итальян­ской жизни, разработал несколько ис­торических замыслов, выполнил множество акварелей и рисунков.

Возвращение Брюллова на родину в 1836 г. было триумфальным. Его чест­вовали как героя. В. А. Тропинин на­писал его портрет на фоне дымящегося Везувия. Скульптор И. П. Витали со­здал бюст художника. С 1836 г. Брюл­лов стал профессором портретного и исторического класса Петербургской академии художеств, в которой пре­подавал в течение четырнадцати лет. Мастерская Брюллова не вмещала всех желающих у него заниматься. По воспоминаниям учеников, в препода­вании мастер не придерживался акаде­мической системы, требовавшей исправления натуры по образцам ан­тичного искусства, а советовал вдум­чиво изучать живую натуру, считая ее постижение основой обучения.

    «Рисунок греков именно оттого и был хорош, что они подмечали красоту в самой натуре, а новейшие художники уступают им потому, что ищут красо­ты более в статуях, чем в натуре… Не упускайте ни одного дня, не приучая руку к послушанию. Делайте с карандашом то же, что делают насто­ящие артисты со смычком, с голосом, тогда только можно сделаться вполне художником» — таковы преподавательские принципы К. П. Брюллова.

    Он по-отечески заботился о своих питомцах, не только встречался с ни­ми в классах, но и утраивал вечерние занятия у себя на квартире.

    Новаторская педагогическая дея­тельность Брюллова стала основой для дальнейшего развития реалистическо­го искусства в России. Художник Н. Н. Ге, учившийся в академии в 1850-х гг., писал, что имя Брюллова было знаменем живого творчества в борьбе против академической рутины.

    Человек глубокого и острого ума, блестящий собеседник, любитель ли­тературы и музыки, Брюллов быстро вошел в круг петербургской художе­ственной интеллигенции. Дружба связывала его с А. С. Пушкиным и В. А. Жуковским, с композитором М. И. Глинкой, поэтом и драматургом Н. В. Кукольником.

В воображении живописца возни­кали замыслы новых монументальных полотен, но они не были осуществле­ны. Осталось незаконченным полотно из русской истории «Осада Пскова».

 Осада Пскова

    Начатый им заказ в Исаакиевском со­боре в Петербурге завершили другие мастера. Сделав картины росписей и уже приступив к работе в куполе со­бора, Брюллов заболел. Заказ был пе­редан другому художнику, не сумевшему воссоздать замысел Брюл­лова.

    Лучшие его полотна зрелого пери­ода творчества относятся к портрет­ной живописи. Брюллов был блестящим мастером парадного порт­рета, полного торжественной декора­тивности и романтической припод­нятости («Всадница» — портрет Дж. Пачини, портреты В. А. Перов­ского, сестер О. А. и А. А. Шишмаре­вых, М. П. Салтыковой и графини Ю. П. Самойловой с Амацилией Па­чини и др.).

К. П. Брюллов. «Всадница» — портрет Дж. Пачини

К. П. Брюллов. Портрет В. А. Перов­ского

К. П. Брюллов. Портрет сестер О. А. и А. А. Шишмаре­вых

К. П. Брюллов. Портрет М. П. Салтыковой

К. П. Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой с Амацилией Па­чини

    К замечательным произведениям русской живописи второй трети XIX в. принадлежат его психологические, ка­мерные портреты русских писателей, художников, артистов: поэтов В. А. Жу­ковского, Н. В. Кукольника, А. К. Тол­стого; писателя А. Н. Струговщикова, баснописца И. А. Крылова, актера В. В. Самойлова и др.

    В портретах представителей интел­лигенции Брюллов подчеркивал сложность характера человека, напряжен­ность его интеллектуальной жизни. По словам В. Г. Белинского, портрет кисти Брюллова — это «художествен­ное произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но и вся ду­ша оригинала».

К. П. Брюллов. Портрет  поэта В. А. Жу­ковского

К. П. Брюллов. Портрет  поэта Н. В. Кукольника

К. П. Брюллов. Портрет  поэта А. К. Толстого

К. П. Брюллов. Портрет писателя А. Н. Струговщикова

К. П. Брюллов. Портрет баснописца И. А. Крылова

К. П. Брюллов. Портрет актера В. В. Самойлова

 

В 1848 г. после тяжелой болезни Брюлловым был создан широко изве­стный, отличавшийся виртуозным мастерством «Автопортрет», на­писанный в течение двух часов. Это портрет-размышление, своего рода ис­поведь художника-творца. Бессильно откинута на спинку кресла голова, она покоится на красной подушке, безволь­но упала бледная рука, но напряженно, неотступно, мучительно работает мысль художника. Яркий живописный темперамент выступает здесь вместе с духовной насыщенностью образа.

К. П. Брюллов. Автопортрет

    В 1849 г. Брюллов уехал из Петер­бурга лечиться за границу. В 1850 г. он вновь приехал в Рим. Здесь был создан многогранный по психологической характеристике портрет археолога М. Ланчи, портреты семейства Титтони. К этому же времени относится и ряд произведений бытового жанра. Так, художник с исключительной не­принужденностью и меткостью вопло­тил в серии набросков сцены из жизни неополитанской бедноты.

К. П. Брюллов. 

Портрет археолога Микеланджело Ланчи

К. П. Брюллов. Портрет семейства Титтони

    Скончался Брюллов 23 июня 1852 г. в местечке Марчиано близ Рима.

    Искусство Брюллова отмечено стремлением к обновлению русской живописи, взволнованным романти­ческим утверждением ярких и сильных эмоций, ощущением драматичности и противоречивости исторического про­цесса.

    Лучшие коллекции произведений Брюллова находятся в Русском музее («Последний день Помпеи», «Италь­янский полдень», портрет графини Ю. П. Самойловой с Амацилией Па- чини и др.) и Третьяковской галерее («Вирсавия», «Автопортрет», портре­ты представителей русской интелли­генции).

    В последние годы в Италии было найдено много работ художника, место­нахождение которых было неизвестно.

 

 

Один комментарий к “«Это был космос… он весь был страсть…». Карл Брюллов”

  1. Хороший материал. Когда была маленькой, мама вышивала, и у нас была вышитая картина,
    Брюллова «Всадница». Спасибо Любовь Николаевна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *