Библиографический обзор ко дню рождения Карла Павловича Брюллова. 1792-1852.
«Рисуйте антику в античной галерее, это так же необходимо в искусстве, как соль в пище. В натурном же классе старайтесь передать живое тело; оно так прекрасно, что только умейте постичь его… изучайте натуру, которая у вас перед глазами, и старайтесь понять и почувствовать все ее оттенки и особенности».
К. П. Брюллов
…У Брюллова является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы.
Н. В. Гоголь
Карл Брюллов был самым знаменитым, самым популярным русским художником первой половины XIX в. Современники, восхищенные его творениями, называли мастера «великим, божественным Карлом». Написанное им в Италии огромное полотно «Последний день Помпеи» вызвало в Европе, как и на родине, восторженные отклики.
Творчество Брюллова охватывает более тридцати лет. Его богато одаренную натуру отличала многогранность таланта, широта творческого диапазона, огромный живописный темперамент. С равным мастерством Брюллов выполнял исторические композиции и монументальные росписи, станковые картины, акварели и рисунки.
Брюллов родился в Петербурге 12 декабря 1799 г. Его предки происходили из Франции. Они поселились в России в 1770-х гг. Профессия художника была в его семье традиционной: прадед, дед, отец — все принадлежали к художественному цеху. Замечательный резчик по дереву, отец Брюллова за свои работы получил звание академика. Девятилетним мальчиком Карл поступил в Академию художеств, где сразу обратил на себя внимание не только выдающимися способностями, но и серьезной подготовкой. Учителями Брюллова, воспитанника исторического класса, были А. Е. Егоров и А. И. Иванов.
Карл Брюллов
В 1821 г. Он окончил Академию с Большой золотой медалью, а в 1822 г. был послан Обществом поощрения художников для дальнейшего усовершенствования в Италию. Здесь, согласно программе занятий, ему надлежали сделать копию с одного из классических произведений. Он остановился на монументальной фреске великого Рафаэля «Афинская школа», которую скопировал с предельным совершенством. Молодой художник хочет освободиться от академических догм. В одном из писем из Италии он утверждает: «Первое, что я приобрел в вояже, есть то, что я уверился в ненужности манера. Манер есть кокетка или почти то же».
Он много работает над портретами, пишет жанровые сцены из итальянской жизни, в которых стремится передать красоту мира, добивается естественности в изображении обнаженного тела и эффектов освещения, изученных в натуре («Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя»). В картине «Вирсавия», используя библейский сюжет, художник создал образ юной и прекрасной женщины. Ее обнаженное тело светится и сияет в окружении оливковой зелени, вишневой ткани одежды и прозрачного водоема.
К. Брюллов. Итальянский полдень
К. Брюллов. Итальянское утро
К. Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
В Италии, после трех лет неустанного и напряженного труда, было создано самое значительное произведение Брюллова «Последний день Помпеи», первый замысел картины относится к 1826—1827 гг.
В основе содержания этого исторического полотна, размеры которого около тридцати квадратных метров, — трагедия римского города, погибшего при извержении Везувия в I в. н. э. Описание этой катастрофы художник нашел в письмах очевидца римского писателя Плиния Младшего историку Тациту. Действие в картине развертывается со стремительной быстротой: весь город полон смятения, все кругом рушится, люди пытаются спастись бегством. И перед лицом разбушевавшейся стихии, перед лицом смерти обнажается суть человеческой души.
Идея картины романтична. Слепая сила, стихия губит человеческие жизни. В то же время люди у Брюллова в самых тяжких испытаниях сохраняют достоинство и высокие нравственные качества.
Автор прославляет благородство человека, противопоставляет его физическую и нравственную красоту жестокости разрушения. Увлекательность повествования, разнообразие характеристик отдельных лиц, пластическая красота форм придают этому произведению огромную выразительность и художественную силу. Обратившись к сюжету из древнеримской истории, художник сумел в своем полотне выразить мысли и идеи, волновавшие лучших из его соотечественников.
Выставленная сначала в Риме и Милане картина произвела большое впечатление и сразу была отнесена к выдающимся творениям. Современники рассказывали, что экспансивные итальянцы, встречая знакомых, вместо обычного приветствия начинали разговор словами: “Видели ли вы картину “Последний день Помпеи”, о которой говорит весь Рим?” Брюллов показал картину и в Париже, а в 1834 г. она была привезена им в Россию. Для современников ее появление стало событием. Впервые живописное произведение вызвало столь широкие отклики и живой общественный интерес. Некоторые русские зрители, в том числе и А. И. Герцен, считали, что события, происходившие на Сенатской площади в Петербурге в декабре 1825 г., нашли эмоциональное отражение в полотне художника. О ней публиковались статьи, ее воспевали поэты.
А. С. Пушкин посвятил картине такие строки:
Везувий зев открыл — дым хлынул, клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон!
Е. А. Баратынскому принадлежит экспромт:
Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень,
И стал “Последний день Помпеи ” —
Для русской кисти — первый день!
Под живым впечатлением от встречи с этой картиной написана статья Н. В. Гоголя “Последний день Помпеи (Картина Брюллова)”. Писатель считал произведение мастера “одним из ярких явлений XIX века”.
Глубоко, проницательно уловил основную суть творения Брюллова А. И. Герцен:
“На огромном полотне теснятся в беспорядке испуганные группы; они напрасно ищут спасения. Они погибнут от землетрясения, вулканического извержения, среди целой бури катаклизмов. Их уничтожит дикая, бессмысленная, беспощадная сила, против которой всякое сопротивление невозможно. Это вдохновения, навеянные петербургской атмосферой ”.
Картина явилась важным этапом в развитии русской исторической живописи. Это была смелая попытка представить многообразие переживания массы людей, народа в момент грозного бедствия. От “Помпеи” потянулись нити к историческим полотнам И. Е. Репина и В. И. Сурикова.
За двенадцать лет (1823-1835) пребывания в Италии Брюллов создал много полотен. Помимо “Помпеи” он написал около ста двадцати портретов, десятки жанровых сцен из итальянской жизни, разработал несколько исторических замыслов, выполнил множество акварелей и рисунков.
Возвращение Брюллова на родину в 1836 г. было триумфальным. Его чествовали как героя. В. А. Тропинин написал его портрет на фоне дымящегося Везувия. Скульптор И. П. Витали создал бюст художника. С 1836 г. Брюллов стал профессором портретного и исторического класса Петербургской академии художеств, в которой преподавал в течение четырнадцати лет. Мастерская Брюллова не вмещала всех желающих у него заниматься. По воспоминаниям учеников, в преподавании мастер не придерживался академической системы, требовавшей исправления натуры по образцам античного искусства, а советовал вдумчиво изучать живую натуру, считая ее постижение основой обучения.
«Рисунок греков именно оттого и был хорош, что они подмечали красоту в самой натуре, а новейшие художники уступают им потому, что ищут красоты более в статуях, чем в натуре… Не упускайте ни одного дня, не приучая руку к послушанию. Делайте с карандашом то же, что делают настоящие артисты со смычком, с голосом, тогда только можно сделаться вполне художником» — таковы преподавательские принципы К. П. Брюллова.
Он по-отечески заботился о своих питомцах, не только встречался с ними в классах, но и утраивал вечерние занятия у себя на квартире.
Новаторская педагогическая деятельность Брюллова стала основой для дальнейшего развития реалистического искусства в России. Художник Н. Н. Ге, учившийся в академии в 1850-х гг., писал, что имя Брюллова было знаменем живого творчества в борьбе против академической рутины.
Человек глубокого и острого ума, блестящий собеседник, любитель литературы и музыки, Брюллов быстро вошел в круг петербургской художественной интеллигенции. Дружба связывала его с А. С. Пушкиным и В. А. Жуковским, с композитором М. И. Глинкой, поэтом и драматургом Н. В. Кукольником.
В воображении живописца возникали замыслы новых монументальных полотен, но они не были осуществлены. Осталось незаконченным полотно из русской истории «Осада Пскова».
Осада Пскова
Начатый им заказ в Исаакиевском соборе в Петербурге завершили другие мастера. Сделав картины росписей и уже приступив к работе в куполе собора, Брюллов заболел. Заказ был передан другому художнику, не сумевшему воссоздать замысел Брюллова.
Лучшие его полотна зрелого периода творчества относятся к портретной живописи. Брюллов был блестящим мастером парадного портрета, полного торжественной декоративности и романтической приподнятости («Всадница» — портрет Дж. Пачини, портреты В. А. Перовского, сестер О. А. и А. А. Шишмаревых, М. П. Салтыковой и графини Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини и др.).
К. П. Брюллов. «Всадница» — портрет Дж. Пачини
К. П. Брюллов. Портрет В. А. Перовского
К. П. Брюллов. Портрет сестер О. А. и А. А. Шишмаревых
К. П. Брюллов. Портрет М. П. Салтыковой
К. П. Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини
К замечательным произведениям русской живописи второй трети XIX в. принадлежат его психологические, камерные портреты русских писателей, художников, артистов: поэтов В. А. Жуковского, Н. В. Кукольника, А. К. Толстого; писателя А. Н. Струговщикова, баснописца И. А. Крылова, актера В. В. Самойлова и др.
В портретах представителей интеллигенции Брюллов подчеркивал сложность характера человека, напряженность его интеллектуальной жизни. По словам В. Г. Белинского, портрет кисти Брюллова — это «художественное произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но и вся душа оригинала».
К. П. Брюллов. Портрет поэта В. А. Жуковского
К. П. Брюллов. Портрет поэта Н. В. Кукольника
К. П. Брюллов. Портрет поэта А. К. Толстого
К. П. Брюллов. Портрет писателя А. Н. Струговщикова
К. П. Брюллов. Портрет баснописца И. А. Крылова
К. П. Брюллов. Портрет актера В. В. Самойлова
В 1848 г. после тяжелой болезни Брюлловым был создан широко известный, отличавшийся виртуозным мастерством «Автопортрет», написанный в течение двух часов. Это портрет-размышление, своего рода исповедь художника-творца. Бессильно откинута на спинку кресла голова, она покоится на красной подушке, безвольно упала бледная рука, но напряженно, неотступно, мучительно работает мысль художника. Яркий живописный темперамент выступает здесь вместе с духовной насыщенностью образа.
К. П. Брюллов. Автопортрет
В 1849 г. Брюллов уехал из Петербурга лечиться за границу. В 1850 г. он вновь приехал в Рим. Здесь был создан многогранный по психологической характеристике портрет археолога М. Ланчи, портреты семейства Титтони. К этому же времени относится и ряд произведений бытового жанра. Так, художник с исключительной непринужденностью и меткостью воплотил в серии набросков сцены из жизни неополитанской бедноты.
К. П. Брюллов.
Портрет археолога Микеланджело Ланчи
К. П. Брюллов. Портрет семейства Титтони
Скончался Брюллов 23 июня 1852 г. в местечке Марчиано близ Рима.
Искусство Брюллова отмечено стремлением к обновлению русской живописи, взволнованным романтическим утверждением ярких и сильных эмоций, ощущением драматичности и противоречивости исторического процесса.
Лучшие коллекции произведений Брюллова находятся в Русском музее («Последний день Помпеи», «Итальянский полдень», портрет графини Ю. П. Самойловой с Амацилией Па- чини и др.) и Третьяковской галерее («Вирсавия», «Автопортрет», портреты представителей русской интеллигенции).
В последние годы в Италии было найдено много работ художника, местонахождение которых было неизвестно.
Хороший материал. Когда была маленькой, мама вышивала, и у нас была вышитая картина,
Брюллова «Всадница». Спасибо Любовь Николаевна.