Знаем ли мы Азбуку?

   Материалы к библиотечному уроку

 

Почему ни в одном языке нет понятия «алфавитная истина», и только в русском языке есть поня­тие «азбучная истина»? А потому, что азбука – совершенно уникаль­ное явление среди всех известных способов буквенного письма. Аз­бука отличается от других алфави­тов не только практически совер­шенным воплощением принципа однозначности графического отоб­ражения: один звук – одна буква. В азбуке, и только в ней, есть содер­жание.

   Для начала вспомним фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она известна каждо­му с детства и служит для запоми­нания последовательности цветов радуги. Это так называемый акрофонический способ запоминания: каждое слово фразы начина­ется с той же буквы, что и название цвета: каждый = красный, охотник = оранжевый и т.д.

   Акрофония обеспечивает удоб­ство запоминания азбуки и тем са­мым максимально быстрое ее распространение. Среди основных алфавитов, употребляемых в Евро­пе, три в той или иной мере обла­дают акрофоничностью: греческий, иврит и кириллица (= глаго­лица). В латинице этот признак полностью отсутствует, поэтому латиница могла появиться только на основе уже распространенной письменности, когда акрофония несущественна.

   В греческом алфавите прослежи­ваются остатки акрофонии в наз­ваниях 14 из 27 букв: альфа, бета (правильнее – вита), гамма и т.д. Однако эти слова ничего не озна­чают в греческом языке и являются слегка искаженными производны­ми еврейских слов: «алеф» – «бык», «бет» – «дом», «гимель» – «верблюд» и т. п. Сравнение по признаку акрофоничности прямо указывает на определенное заим­ствование греками еврейского письма.

   Праславянская азбука также полностью обладает признаком ак­рофоничности, однако в одном от­ношении существенно отличается от иврита. В иврите все названия букв –  имена существительные в единственном числе и именитель­ном падеже, а среди названий 29 букв славянской азбуки, по край­ней мере, семь слов – глаголы. Из них четыре в повелительном нак­лонении: два – в единственном числе (рцы, цы) и два – во множе­ственном (мыслите, живите), один глагол в неопределенной форме (ять), один – в 3-м лице един­ственного числа (есть) и один – в прошедшем времени – «веди». Бо­лее того, среди названий букв встречаются и местоимения (како, шта), и наречия (твердо, зело), и имена существительные во множе­ственном числе (люди, буки), как и в обычной речи.

   В нормальной связной речи один глагол приходится в среднем на три другие части речи. В назва­ниях букв праславянской азбуки наблюдается именно такая частота глагола, что прямо указывает на связный характер азбучных наименований.

   Таким образом, праславянская азбука представляет собой послание – со­вокупность кодирующих фраз, позволяющих каждому звуку язы­ковой системы придать однознач­ное графическое соответствие – то есть букву. При этом системы начертания букв для передачи од­ной и той же звуковой системы мо­гут быть разными, например, кириллица = глаголица для праславянского языка, кириллица = лати­ница для современного сербохор­ватского языка.

   А теперь прочитаем послание, содержащееся в праславянской аз­буке. Рассмотрим три первые бук­вы азбуки – аз, буки, веди.

   Азъ – «я».

   Буки (букы) – «буквы, письме­на».

   Веди (веде) – «познал», совер­шенное прошедшее время от «ведити» – знать, ведать.

 

Объединяя акрофонические наз­вания первых трех букв азбуки, по­лучаем следующую фразу: аз буки веде – я знаю буквы.

 

Объединяются во фразы и все последующие буквы азбуки.

   Глагол – «слово», причем не только изреченное, но и написан­ное.

   Добро – «достояние, нажитое бо­гатство».

   Есть (есте) – 3-е л., ед.ч. от гла­гола «быть».

Итак, глагол добро есте: слово – это достояние.

Продолжим разбор дальше.

   Живите (вместо второго «и» раньше писалась буква «ять», про­износилось живете) = повелитель­ное наклонение, множественное число от «жить» – «жить в труде, а не прозябать».

   Зело (передавало сочетание дз = звонкое ц) – «усердно, со рвени­ем», ср. библейское имя Зелот – «рев­нитель».

   Земля – «планета Земля и ее обитате­ли, земляне».

   И – союз «и».

   Иже – «те, кото­рые, они же» (пере­давало придыха­тельный звук типа озвонченного укра­инского «г»).

   Како – «как», «подобно».

   Люди – «сущест­ва разумные».

 

Фраза «Живите зело, земля, и иже како люди» означа­ет: живите, трудясь усердно, земляне, и как подобает лю­дям.

 

Мыслите (писа­лось с буквой «ять», произносилось мыслете, так же, как и «живете») – повелительное нак­лонение, мн.ч. от «мыслить, пости­гать разумом».

Нашъ – «наш» в обычном значении.

Онъ – «оный» в значении «един­ственный, единый».

Покои (покой) – «основа (мирозда­ния)». Ср. «поко­иться» – «основы­ваться на…».

 

Мыслите нашъ онъ покой – постигайте наше мироздание.

 

Рцы (рци) – пове­лительное наклоне­ние: «говори, изре­кай, читай вслух».

Слово – «переда­ющее знание».

Твердо – «уверен­но, убежденно».    

     

Рцы слово твердо – неси знание убежденно.

 

Укъ – основа знания, доктрина. Ср. наука, учить, навык, обычай.

Ферть, ф(ъ)реть – «оплодотво­ряет».

Херъ – «божественный, данный свыше». Ср. нем. Herr (господин, Бог), греч. «иеро-» (божествен­ный), а также русское имя бога – Хорс.

 

Укъ фъретъ Херъ – знание опло­дотворяет Всевышний, знание – дар Божий.

 

Цы (ци, цти) – «точи, проникай, вникай, дерзай». Ср. аналогично многозначное нем. Ziehe с преи­мущественным значением «проникни».

Червь (черве) – «тот, кто точит, проникает».

Ш(т)а (Ш, Щ) – «что в значении «чтобы». Ср. укр. «що», болг. «ще».

Ъ Ь (еръ/ерь, ъръ) – представля­ют собой варианты одной буквы, означавшей неопределенный краткий гласный, близкий к «э». Вариант «ь» возник позднее из «iъ», – именно так письменно отображалась вплоть до XX в. бук­ва «ять».

Слово «ъръ», по-видимому, оз­начало сущее, вечное, сокровен­ное, пространство – время, недос­тупное человеческому разуму, све­точ, Солнце. По всей вероятности, «ъръ» – одно из наиболее древних слов современной цивилизации.

Юсъ (юс малый) – «свет, старо­русское «яс». В современном рус­ском языке корень «яс» сохранил­ся, например, в слове «ясный».

Ять (яти) – «постичь, иметь».

 

Цы, черве, шта ъра юсъ яти! – Расшифровывается как «Дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь!».

 

Совокупность приведенных вы­ше фраз и составляет азбучное послание:

 

   Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

 

   Я знаю буквы. Письмо – это дос­тояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убежденно. Знание – дар Бо­жий! Дерзайте, вникайте, чтобы Су­щего свет постичь!

 

   Праславянская азбука – это пер­вый в истории современной циви­лизации учебник. Человек, прочи­тавший и понявший азбучное пос­лание, овладевает не только уни­версальным методом хранения ин­формации, но и приобретает спо­собность передачи накопленного знания, т.е. становится Учителем.

 

   SP: Основой русской аз­буки являются две разновидности старославянской азбуки: глаголица, или торговое письмо, и свято русские образы, или буковица. Свидетель­ства древних сказов и летописей, за­писки иностранных путешественни­ков, данные археологии позволяют утверждать, что письменность на Руси существовала задолго до появ­ления христианства. Свою азбуку, Кирилл и Мефодий создали, судя по всему, на основе древней славянской письменности с добавлением греко­византийских букв для удобства пе­ревода христианских текстов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *