Справочная литература
Познавательная игра
4-й класс
Библиотекарь:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь лучше и умней.
Я говорю о книгах, которые знают всё. Называют их словарями, справочниками, энциклопедиями. Что же это за книги? Мы разделимся на три команды и
начнем.
I конкурс
«Познакомимся друг с другом»
Каждая команда представляет себя:
«Справочники»
«Словари»
«Энциклопедии»
(сценка, рассказ, песня)
Сегодня собрались вы здесь
Всем показать свои познания,
И справочные книги вам
Устраивают соревнование.
II конкурс
«Раскрываем книгу»
Надо определить, к какой категории справочников относится книга и о чем она рассказывает:
- Гумилевская. Почему так бывает? (Справочник)
- Каменева. Какого цвета радуга. (Словарь)
- Что такое? Кто такой? (Энциклопедия)
Друзья мои юные, веселые, смелые, умные,
Спортсмены, танцоры, apтисты,
Искатели и планеристы.
Будущие шоферы и мастера, слесари и доктора,
Космонавты, фантасты, романтики,
Физики, химики и математики,
Чтобы в жизни кем-то стать,
Надо очень много знать,
Чтобы очень много знать,
Надо много прочитать.
Приобрести дополнительные знания
И помогают справочные издания.
III конкурс
«Пойми меня»
Найдите в одной из книг
(словарь, справочник, энциклопедия) заданный термин и объясните его сначала произвольно, затем по изданию:
- Что за инструмент рубанок?
Книги:
Юрмин. О чем поют топор с пилой.
Потиха. Школьный толковый словарь юного техника.
Энциклопедический словарь юного техника.
- Исправить ошибки в слове фотаграфиравать».
Книги:
Что такое? Кто такой?
Картинный словарь русского языка.
Каменева. Какого цвета радуга.
- Объяснить значение слова кобра».
Книги:
Я познаю мир. Животные.
Орфографический словарь русского языка.
Что такое? Кто такой?
Библиотекарь
Ребята в командах очень дружны,
С заданием сложным справиться должны.
И хоть противник — эрудит
Но пусть сильнейший победит!
IV конкурс
«Ты — мне, я — тебе»
Каждая команда задает противникам вопрос из справочных изданий. В них же нужно найти ответ и объяснить, почему именно в этой книге есть ответ на вопрос.
Справочная литература
- Назовите предков ТОПОРА.
(Юрмин. О чем поют топор с пилой. — Справочник.)
- Какие бывают НАСОСЫ?
(Маркуша. АБВ. — Словарь.)
- Почему ворону зовут ВОРОНОЙ?
(Что такое? Кто такой? — Энциклопедия.)
Библиотекарь
Спасибо тому, кто напечатал словарь,
Будто принес он в глубокую тьму
Яркий, волшебный фонарь.
V конкурс
«Из какого словаря»
Каждой команде дается по три термина. Надо отыскать словари, в которых можно найти объяснение:
1) азбука, якорь, акварель;
2) рисунок, газета, холодильник;
3) винт, живопись, писатель.
Библиотекарь
Хочу, чтобы вы, дорогие читатели,
Недаром за чтением время потратили,
Хочу, признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку вам было читать интересно.
VI конкурс
«Как устроена книга»
Этот конкурс для капитанов команд. Каждому даются наборы букв, из которых нужно собрать слова и объяснить назначение в справочной литературе каждого понятия:
1) содержание, оглавление;
2) предисловие, послесловие;
3) алфавит, указатель.
Библиотекарь
В каждом доме, в каждой хате —
В городах и на селе —
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
VII конкурс
«Споем о книге»
Команды придумывают хвалу справочникам, представляют, песню, частушку, стих:
— о словаре;
— справочнике;
— энциклопедии.
(Жюри подводит итоги путем подсчета жетонов со знаком за правильные ответы и знаком «-» за неверные ответы, которые получали участники в ходе урока.)
Библиотекарь
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь лучше и умней.
Очень просим; заходите
В наш просторный книжный дом.
Очень просим: заходите!
Мы всегда, всегда вас ждем!
Цель урока:
— познакомить учеников с справочной литературой;
— заинтересовать и научить пользоваться.
Оформление:
— книжная выставка «Суем свой нос в любой вопрос»;
— жетоны «+», «-»;
— подборка издании к конкурсам;
— рисунки-вопросы.