Клочкова, В. Творите сами сказку

Библиотечный урок по индийской сказке «Не давай совета глупому».

УРОК проводит библиотекарь или ученик-старшеклассник, одетый в восточный костюм волшебника. Он должен хорошо владеть речью, уметь рисовать, находить контакт с аудиторией, делать выводы и умозаключения. Одним сло­вом, он должен быть волшебником.

 

Ход урока.

Волшебник:

Не удивляйтесь. Я индий­ский маг и волшебник. Но сегодня я не буду показывать фокусы и демонстри­ровать свою волшебную силу. Я буду наставлять вас в мудрости. Не пугайтесь – с помощью сказки. Не желаете наставлений? Ну что ж, тогда сейчас вы все превратитесь в волшебников и будете сами творить сказку, а я буду лишь слег­ка направлять вас. Творить сказку вы будете на основе моей.

Волшебником стать непросто, надо многое знать и многое уметь, нужно мно­го учиться. Знаете, где больше всего вол­шебников? Ну конечно же, в Индии. А что вы знаете об Индии?

Рисует на доске очертания полу­острова Индостан и предлагает внут­ри него рисовать и писать все, что они знают об Индии. Вначале дети, которые еще ни на каких уроках не изучали Индию, ответили: «А мы ни­чего не знаем!»

Волшебник:

Не может быть! А вы раз­делитесь на группы, подумайте хорошенько, посовещайтесь! На то вы и Вол­шебники. У вас есть пять минут и не­много волшебства.

И дети за 5 минут вспомнили не так уж и мало. Они отметили, что в Ин­дии жаркий климат, богатая расти­тельность. Назвали известные им рас­тения, много редких животных. Инте­ресные обряды и богатая культура тоже не были забыты. Еще вспомнили, что в Индии большие города и много маленьких деревушек, что ее омывает самый теплый океан (Индийский), что раньше там жили племенами. Мальчи­ки, конечно же, вспомнили о боевых дей­ствиях на слонах. Одним словом, вол­шебник остался вполне доволен. Пока группы докладывали, он все названное быстро рисовал или писал внутри по­луострова.

Волшебник:

Ну и порадовали вы меня. Слушая вас, я как бы побывал в моей родной Индии. Мое следующее задание аналогично первому. Что вы знаете о птицах и об обезьянах? Ведь именно о них пойдет речь в нашей сказке. Я даю вам 5 минут на обсуждение в группах.

Но вот и прошло 5 минут.

Я слушаю ваши сообщения и на каж­дое буду рисовать на доске какую-то часть птицы: туловище, лапу, крыло, клюв и т.д. Таким-образом из отдель­ных ваших высказываний у нас сложи­лось единое целое – птица, а потом обе­зьяна. Ну а теперь обещанная сказка. Я буду рассказывать ее частями, а вы, раз­бившись на группу, будете после каж­дой части предполагать, что же там мо­жет произойти дальше.

Возможно, что некоторые ваши вари­анты совпадут с моим, а это ли не волшебство! Вполне вероятно, что у вас по­лучится более интересная сказка, чем моя, а это уже сверх волшебства. Услы­шать от вас сказку интересней, чем моя, – да для меня это будет высочайшее наслаждение. Это будет значить, что се­годня я справился со своей задачей и вы стали на этот час настоящими волшеб­никами. А может, и не только на час. Сказка называется «Не давай совета глу­пому».

 

На берегу реки Нарбада росло большое дерево, в ветвях которого птицы свили себе гнезда и счастливо жили долгие годы. Од­нажды, во время сильного ливня, они сидели в своих гнездах и вдруг увидели, что под деревом пытаются укрыться от дождя обезьяны. Они уже промокли насквозь и дрожали от холода.

 

Посмотрев на доску, вы без особого труда скажете мне, что птицы и обезья­ны совершенно не похожи друг на дру­га, но в отрывке, который я вам расска­зал, есть нечто, что объединяет их. На раздумье ровно одна минута.

 

Дети, после обсуждения в группах, дают ответ. Это дерево (место дей­ствия) и условия, в которых происхо­дит действие (идет сильный дождь). Волшебник на доске рисует дерево с гнездами, под ним обезьян и сверху дождь. Обращается к классу с вопросом: Ка­ким вы видите продолжение моей сказ­ки?» На раздумье – 3 минуты.

 

Варианты детей.

  1. И птицы подума­ли: интересно, какие они, эти обезьяны, стоит укрыть их от дождя или нет? И сказали обезьянам: «Может быть, вы у нас переждете дождь?»

 

  1. Обезьяны подумали, что вверху дождь идет меньше, если птицы сидят в своих гнездах так спокойно, и решили взобраться наверх.

 

Волшебник:

Хорошо. Но вы забыли, как называется моя сказка. Никто из вас не предложил никакого совета. Большин­ство ваших ответов свелось к тому, что обезьяны решили взобраться наверх. Сейчас мы им поможем туда взобраться. Лапы у обезьян дрожат от холода, а суч­ки деревьев мокрые. Без нашей помощи им будет трудно это сделать.

 

Итак, следующее задание. Назовите несколько отличий в образе жизни обезьян и птиц. После каждого сообщения я буду поднимать обезьян на вышерас­положенный сучок. На задание – 3 ми­нуты.

 

Выслушивает ответы, и на нарисо­ванном дереве с сучка на сучок поднимаются обезьяны.

 

Волшебник:

Как вы думаете? Помог­ло это им укрыться от дождя?

 

Ответ детей. Нет. Вверху ветви стали реже и обезьяны намокли еще сильнее.

 

Волшебник:

 А теперь послушаем, ка­кой же совет дали птицы обезьянам.

– Послушайте, обезьяны, – сказали птицы, – почему бы вам не построить себе какое-нибудь теплое жилье, как это сде­лали мы? Тогда вам не при­дется каждый раз искать ук­рытие от дождя и ветра!

 

Волшебник:

Вот такой совет дали птицы обезья­нам. Подберите определе­ние к этому совету. (Пи­шет на доске то, что с места говорят дети.)

 

Ответ детей.

Умный совет, полезный, доб­рый, нужный, хороший, своевременный.

 

Волшебник:

Хорошо. А теперь подумайте и продолжите сказку. Как отнеслись к этому совету обезьяны. На задание – 3 минуты.

 

Варианты детей

  1. Птицы дали умный совет, но обезьяны лени­лись. Строить дом было очень сложно.
  2. Обезьяны восполь­зовались советом птиц, спрыгнули с дерева, на котором они намокли еще больше, и принялись за дело. Они собирали то­ненькие прутики, из ка­ких были построены пти­чьи гнезда, и складывали их в кучу. Но сильные порывы ветра, которыми сопро­вождался ливень, разбрасывал их в стороны. Обезьяны снова принимались за дело, снова собирали и складывали пру­тики. Наконец они устали.
  3. Обезьяны отказались строить жи­лище прямо сейчас и попросили птиц взять их к себе в укрытие.

 

Выслушав все варианты развития сю­жета, волшебник рассказывает продолжение своей сказки.

 

Обезьяны сначала задумались над предложением птиц, а потом разозлилась и ста­ли говорить между собой так:

–   Какие эти птицы злые! Сами сидят в своих теплых мягких гнездышких и еще издеваются над нами!

И они стали кричать птицам:

–   Вот пройдет дождь, мы вам покажем!

Для окончания сказки я отвожу три минуты.

 

Варианты детей

  1. Дождь кончился, но обезьяны не уходили. В конце концов они выгнали птиц из своих гнезд. И птицам был урок на всю жизнь: «Не давай совета глупо­му!»

 

  1. Разозлившись, обезьяны закидали птиц палками и кожурой от бананов.

 

  1. После того как дождь кончился, птицы улетели из гнезд на охоту, а обе­зьяны взобрались вверх и выбросили из гнезд все птичьи яйца.

 

  1. Обезьяны, решив научиться у птиц строить жилище, прутик за прутиком разобрали все гнезда до основания.

 

  1. Разозлившись на птиц, обезьяны ре­шили украсть у них гнезда, но так как спускаться с дерева с ними было неудоб­но, то они попадали и больно ушиблись.

 

  1. Как только дождь кончился, птицы вылетели из гнезд, а обезьяны живо вскарабкались по дереву. Схватили птичьи гнезда и потащили их, чтобы бросить в реку. Но только что прошедший дождь размыл гли­нистые берега и обезьяны, размахнувшись, чтобы кидать гнезда, не удержались сами и полетели в реку.

 

  1. Обезьяны решили украсть гнезда у птиц, чтобы укрываться в них. Но когда снова начался дождь, они не знали, что с ними делать. Садились на них, ставили на голову, но это не спасало и от дождя. Разозлившись, обезьяны разбросали гнезда по всей oкруге. Вот почему у некоторых птиц гнезда в земле.

 

Волшебник:

Ну, ребята, вы меня сегодня несказанно удивили и радовали. К концу урока вы стали настоящими волшебниками, потому что такие сказки можно сочинять только они.

Сейчас я вам прочитаю окончание моей сказки:

– И когда дождь кончился, обезьяны взобрались на дерево и разорили птичьи гнеда. Как видите, ваши окончания сказки получились намного интереснее. Я думаю, что мое волшебство не пропало, и вы сможете сочинить свою сказку по традициям русских народных на тему «Не давай совета глупому». Только чур! – не повторять сюжета. Ведь не интересно, если в них опять будет встречаться дождь, деревья, птицы, а я ваши сказки увезу в далекую Индию и буду с удовольствием рассказывать, индийским детям. Итак, понятно домашнее задание? Ну что ж, до скорой встречи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *