Е. Скороходова.
Игра-путешествие
(мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры для учащихся 5-6-х классов)
Оформление:
- Книжная выставка «К истокам первописьменности».
Цитаты:
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
И. Бунин
Родная речь – Отечеству основа,
Не замути Божественный родник,
Храни себя: душа рождает слово –
Великий Святорусский наш Язык.
Отец Роман Матюшин.
- Плакат со славянским алфавитом.
- Рисунки учащихся.
ВЕДУЩИЙ:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, как появились славянские буквы, без которых не было бы нашего русского языка, не было бы нашей славной истории.
И для этого совершим небольшое путешествие в далёкие времена. Было время, когда люди не умели ни писать, ни читать, когда не было букв… Если хотелось поделиться какой-то радостью, например, поведать об удачной охоте, они рисовали на дощечке или на скале, как проходила охота.
Наскальные рисунки и били самыми первыми шагами к современной письменности. Такое рисуночное письмо называют пиктографией. Используют ли люди пиктографию сегодня? Представьте себе – используют. Самые распространённые пиктограммы – дорожные знаки (показать дорожные знаки «подземный переход», «медицинская помощь» и др.). Пиктограммы помогают нам ориентироваться там, где надписи сделаны на незнакомом языке.
Египтяне, например, составляли целые послания в картинках, писали значками, каждый из которых обозначал какое-нибудь слово. Это было значительно удобнее, чем рисовать на скале или на доске. Такие значки называются иероглифами. Слово «иероглиф» первоначально означало «священные письмена». Вот египетские иероглифы тысячелетней давности. Овладеть таким письмом было трудно, ведь требовалось держать в памяти сотни знаков, поэтому постепенно древние египтяне перешли к таким иероглифам, которые обозначали слог. Получилась слоговая азбука. Бывали в Древнем Египте торговцы с Востока, поэтому на Востоке тоже стали пользоваться иероглифами. До сих пор в Китае и в Японии пишут иероглифами, возникшими в глубокой древности.
Еще дальше пошли финикийцы – они придумали буквы. Каждая буква – один звук. Но записывали только согласные. Например, «Купил 8 горшков масла» можно было записать так: «Кпл 8 гршкв мсл».
Греки познакомились с письмом финикийцев, но добавили в него новые буквы – для обозначения гласных звуков. Так появился первый в мире настоящий алфавит.
Появлению же русской азбуки мы обязаны двум братьям – Кириллу (до принятия монашества, он носил имя Константин) и Мефодию.
Это было в Византии, в IX веке. На берегу теплого моря стоит город Солунь (сейчас это город Салоники в Греции). В семье знатного византийского военачальника родились в 820 году сын Мефодий, в 827 году – Константин. Отец братьев был греком, а мать – славянкой. Она всегда говорила с детьми на родном славянском языке. Получив образование в родном городе, Мефодий десять лет прослужил военачальником в одной из славянских провинций Византии. Оставив военную и административную службу, Мефодий неожиданно уходит в монастырь. Ещё более ярко начиналась жизнь Константина. С восьми лет он обучался при дворе императора Михаила III. Под руководством опытных учителей и наставников он быстро овладел многими науками, а так же многими языками: латинским, сирийским, славянским, арабским, еврейским и др. Константин был одним из лучших учеников. Перед молодым человеком открывалась блестящая карьера. Но всем заманчивым предложениям он предпочел скромную и почетную должность библиотекаря при патриаршем хранилище книг. Одновременно он становился секретарём патриарха. Работая в библиотеке, Константин постоянно пополнял свои знания, сравнивая один язык с другим. Затем он ушел в монастырь и при принятии монашества получил имя Кирилл.
Однажды прибыли в Византию послы Моравского княжества (Западнославянское государство в IX – X веках, находилось на территории нынешней Чехии), от правителя своего пришли с просьбою.
ПОСОЛ I:
Наш народ принял веру христианскую, но учат его латинские священники, которые говорят на латинском языке, а язык этот народу непонятен.
ПОСОЛ 2:
Просит князь Моравии прислать в его земли такого учителя, который говорил бы на славянском, на родном языке и помог понять народу истинный разум и правду.
ВЕДУЩИЙ: И решил император Михаил III послать Кирилла в Моравию, чтобы он научил славян богослужению на славянском языке.
МЕФОДИЙ:
Кирилл, как же ты собираешься это сделать? Ведь нужны книги на славянском языке, а все книги написаны по-гречески.
КИРИЛЛ:
Я думал об этом и решил – надо составить азбуку, в которой будут все буквы, какие нужны для славянского языка. Вот посмотри. (Протягивает кусочек пергамента.)
МЕФОДИЙ (читает):
«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было бог».
КИРИЛЛ:
А теперь Мефодий, нужно до конца составить славянский алфавит и перевести с греческого языка книги. Как можно больше книг! Мне одному не справиться с этим трудным делом.
МЕФОДИЙ:
Конечно, я буду помогать тебе. Пусть будут у славян свои книги.
ВЕДУЩИЙ:
И приступил Кирилл к созданию славянской азбуки, всего получилось 43 буквы. Часть их была взята из греческого алфавита, а остальные были специально придуманы для передачи славянской речи. Первым помощником Кирилла был его старший брат Мефодий, он быстро освоил новый алфавит и приступил к переводу церковных книг на язык славян.
24 мая 863 года в городе Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили о создании славянского алфавита. И вот поэтому 24 мая мы с вами отмечаем праздник День славянской письменности и культуры.
В том же 863 году братья прибыли в Моравию с созданным алфавитом и готовыми переводами церковных книг, и начали свою просветительскую деятельность.
В 1992 году 24 мая в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти. Именно они, Кирилл и Мефодий, составили первую славянскую азбуку, перевели на славянский язык церковные книги и вели богослужение на славянском языке. За это православная церковь причислила братьев к лику святых.
Азбука, составленная Кириллом, носит название – глаголица. Впоследствии буквам алфавита придали форму, более похожую на греческое письмо. Некоторое время славяне использовали обе азбуки, но затем у болгар, сербов и русских, находившихся под церковным влиянием Византии, глаголица вышла из употребления. Более новую славянскую азбуку составили последователи Кирилла и Мефодия и назвали кириллицей в честь Кирилла. От кириллицы и происходит наш русский алфавит, а также украинский, белорусский, сербский и болгарский. В этом алфавите было 43 буквы. Так в конце IX – начале X века славянские народы получили свою письменность (обязательно показать детям славянский алфавит). Этим славянским алфавитом пользовались до XVIII века.
В 1708 году Пётр I провёл первую реформу (преобразование) русского письма. Он убрал из алфавита ряд букв, букв стало 38, упростил написание некоторых букв, ввел так называемый «гражданский шрифт». Первой книгой напечатанной новым шрифтом стал учебник геометрии. И ещё Пётр I велел употреблять цифры для чисел, до Петра I писали надстрочный знак (титло) над буквами, который превращал букву в цифру.
(Показывается отрывок из программы Леонида Парфёнова «Российская империя». Фильм «Пётр I»).
В то время на Руси учебников ещё не было, обучение шло по церковным книгам, приходилось заучивать наизусть огромные тексты-псалмы, (поучительные песнопения). Названия букв заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог и т. И только после этого слоги складывались в целое слово, например КНИГА: КАКО, НАШ, ИЖЕ – КНИ, ГЛАГОЛЬ, АЗ – ГА (читают хором).
В 7-ом классе вы будете читать повесть Максима Горького «Детство», а сейчас посмотрите сценку, как дед Василий Каширин обучал Алёшу грамоте.
Исполняется сценка № 2
ДЕД (достав новенькую книгу, зовет внука):
Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – аз. Говори: Аз! Буки! Веди!, Это что?
ВНУК:
Буки.
ДЕД:
Попал! Это?
ВНУК:
Веди.
ДЕД:
Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
ВНУК: Добро.
ДЕД: Попал! Это?
ВНУК: Глаголь.
ДЕД: Верно! А это?
ВНУК: Аз!
ДЕД: Валяй, Лексей!
ВНУК: Земля! Люди!
ДЕД: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь?
ВНУК: Это вы кричите…
ДЕД: Будет! Держи книгу. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак…
(Вместо сценки можно показать отрывок из художественного фильма «Детство Горького»).
ВЕДУЩИЙ:
Вот как было трудно учиться грамоте. В 1918 году была проведена ещё одна реформа (преобразование) русского письма. Число букв сократили до 35, были введены две новые буквы – «И», и «Ё», упростили название букв: вместо аз, буки, веди и т. д. – «а», «бэ» «вэ» и т.д. Перестали писать Ъ знак в конце слова, и осваивать грамоту стало гораздо легче.
Вот, ребята, оказывается, какая длинная история у наших букв, без которых у нас бы не было ни нашего языка, ни нашего русского народа, ни нашей истории.
Сегодня, 24 мая, когда мы с благодарностью вспоминаем святых просветителей Кирилла и Мефодия, желаю всем вам хранить красоту, чистоту и богатство славянского языка.
Родная речь – Отечеству основа,
Не замути Божественный родник,
Храни себя: душа рождает слово –
Великий Святорусский наш Язык.
Отец Роман Матюшин.
Дорогие ребята, мы вместе с буквами путешествовали во времени, теперь мы с вами поиграем. (Заранее уже приготовлены карточки с буквами старого алфавита, все пословицы написаны на листках. За каждый правильный ответ даётся жетон).
Задания
- Из букв старого алфавита составить слова:
а) веди, есть, слово, нам, аз – (ВЕСНА)
б) слово, есть, слово, твердо, аз – (СЕСТРА)
в) буки, есть, добро, аз – (БЕДА)
г) твердо, есть, рцы, есть, мыслите – (ТЕРЕМ)
- Постарайтесь правильно назвать буквы:
«глаголь» – Г (гэ)
«людие» – Л (эль)
«покой» – П(пэ)
«ер» – Ъ
«еры» – Ы
«ерь» – Ь
- Сколько букв было в старинном алфавите – глаголице и сколько в современном? (Было 43, сейчас 33).
- Один из славянских просветителей, автор азбуки?
(Кирилл).
- Традиционное название славянской азбуки, созданной в IX веке?
(Кириллица).
- Почему люди до сих пор почитают двух братьев Кирилла и Мефодия? Откуда они родом?
(Святые братья-просветители Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит, перевели с греческого на церковно-славянский богослужебные книги, положили начало просвещению и вели богослужение на славянском языке. Родились братья в греческом городе Салоники).
- Учреждение начального и среднего образования?
(Школа).
- Как возникло слово «азбука»?
(От названий начальных букв алфавита «аз»и «буки»).
- Отгадайте загадки:
а) Тридцать три сестрички сели на странички.
Сели рядком – не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на всё найдешь ответ.
(Буквы)
б) Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаше с ней,
Станешь вчетверо умней.
(Книга)
в) Первую книжку,
Где буквы ты изучаешь,
Как ты её называешь?
(Букварь)
г) Признаётся он ножу:
– Без работы я лежу,
Построгай меня, дружок.
Чтобы я работать мог.
(Карандаш)
д) Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
(Время)
е) Не на меру, не на вес,
Но у всех людей он есть.
(Ум)
ж) У стены большой и важный,
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф)
- Из пословиц вдруг, беда,
Получилась ерунда.
Постарайся всё исправить,
Буквы нужные поставить.
– Крутится, как булка в колесе.
– Мы сами с ушами.
– На безрыбье и мак рыба.
– Не ноги горшки обжигают.
– Ждать у горя погоды.
– Два сапога – жара.
– Один в золе не воин.
– Голод – не щётка.
– Машу маслом не испортишь.
- Рассказать алфавит, начиная с буквы «С».
(После ответов на вопросы проводят подсчёт жетонов. Победители награждаются).