Буквы путешествуют во времена

Е. Скороходова.

Игра-путешествие

(мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры для учащихся 5-6-х классов)

 

Оформление:

  1. Книжная выставка «К истокам первописьменности».

 

Цитаты:

Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

                                                                  И. Бунин

 

Родная речь – Отечеству основа,

Не замути Божественный родник,

Храни себя: душа рождает слово –

Великий Святорусский наш Язык.

                                                          Отец Роман Матюшин.

 

  1. Плакат со славянским алфавитом.

 

  1. Рисунки учащихся.

 

ВЕДУЩИЙ:

   Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, как появились славянские буквы, без которых не было бы нашего русского языка, не было бы нашей славной истории.

   И для этого совершим небольшое путешествие в далёкие време­на. Было время, когда люди не умели ни писать, ни читать, когда не было букв… Если хотелось поделиться какой-то радостью, на­пример, поведать об удачной охоте, они рисовали на дощечке или на скале, как проходила охота.

   Наскальные рисунки и били самыми первыми шагами к современной письменности. Такое рису­ночное письмо называют пиктографией. Используют ли люди пиктографию сегодня? Представьте себе – используют. Самые распространённые пиктограммы – дорожные знаки (показать до­рожные знаки «подземный переход», «медицинская помощь» и др.). Пиктограммы помогают нам ориентироваться там, где надпи­си сделаны на незнакомом языке.

   Египтяне, например, составляли целые послания в картинках, писали значками, каждый из которых обозначал какое-нибудь слово. Это было значительно удобнее, чем рисовать на скале или на доске. Такие значки называются иероглифами. Слово «иерог­лиф» первоначально означало «священные письмена». Вот еги­петские иероглифы тысячелетней давности. Овладеть таким пись­мом было трудно, ведь требовалось держать в памяти сотни зна­ков, поэтому постепенно древние египтяне перешли к таким иероглифам, которые обозначали слог. Получилась слоговая азбука. Бывали в Древнем Египте торговцы с Востока, поэтому на Вос­токе тоже стали пользоваться иероглифами. До сих пор в Китае и в Японии пишут иероглифами, возникшими в глубокой древности.

   Еще дальше пошли финикийцы – они придумали буквы. Каж­дая буква – один звук. Но записывали только согласные. Напри­мер, «Купил 8 горшков масла» можно было записать так: «Кпл 8 гршкв мсл».

   Греки познакомились с письмом финикийцев, но добавили в него новые буквы – для обозначения гласных звуков. Так появил­ся первый в мире настоящий алфавит.

   Появлению же русской азбуки мы обязаны двум братьям – Ки­риллу (до принятия монашества, он носил имя Константин) и Ме­фодию.

   Это было в Византии, в IX веке. На берегу теплого моря стоит город Солунь (сейчас это город Салоники в Греции). В семье знат­ного византийского военачальника родились в 820 году сын Ме­фодий, в 827 году – Константин. Отец братьев был греком, а мать – славянкой. Она всегда говорила с детьми на родном славянском языке. Получив образование в родном городе, Мефодий десять лет прослужил военачальником в одной из славянских провинций Ви­зантии. Оставив военную и административную службу, Мефодий неожиданно уходит в монастырь. Ещё более ярко начиналась жизнь Константина. С восьми лет он обучался при дворе импера­тора Михаила III. Под руководством опытных учителей и настав­ников он быстро овладел многими науками, а так же многими язы­ками: латинским, сирийским, славянским, арабским, еврейским и др. Константин был одним из лучших учеников. Перед молодым человеком открывалась блестящая карьера. Но всем заманчивым предложениям он предпочел скромную и почетную должность библиотекаря при патриаршем хранилище книг. Одновременно он становился секретарём патриарха. Работая в библиотеке, Кон­стантин постоянно пополнял свои знания, сравнивая один язык с другим. Затем он ушел в монастырь и при принятии монашества получил имя Кирилл.

   Однажды прибыли в Византию послы Моравского княжества (Западнославянское государство в IX – X веках, находилось на территории нынешней Чехии), от правителя своего пришли с просьбою.

 

ПОСОЛ I:

Наш народ принял веру христианскую, но учат его латинские священники, которые говорят на латинском языке, а язык этот народу непонятен.

 

ПОСОЛ 2:

Просит князь Моравии прислать в его земли такого учителя, который говорил бы на славянском, на родном языке и помог понять народу истинный разум и правду.

 

ВЕДУЩИЙ: И решил император Михаил III послать Кирилла в Моравию, чтобы он научил славян богослужению на славянском языке.

 

МЕФОДИЙ:

Кирилл, как же ты собираешься это сделать? Ведь нужны книги на славянском языке, а все книги написаны по-гре­чески.

 

КИРИЛЛ:

Я думал об этом и решил – надо составить азбуку, в которой будут все буквы, какие нужны для славянского языка. Вот посмотри. (Протягивает кусочек пергамента.)

 

МЕФОДИЙ (читает):

«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было бог».

 

КИРИЛЛ:

А теперь Мефодий, нужно до конца составить сла­вянский алфавит и перевести с греческого языка книги. Как мож­но больше книг! Мне одному не справиться с этим трудным делом.

 

МЕФОДИЙ:

Конечно, я буду помогать тебе. Пусть будут у сла­вян свои книги.

 

ВЕДУЩИЙ:

   И приступил Кирилл к созданию славянской аз­буки, всего получилось 43 буквы. Часть их была взята из греческо­го алфавита, а остальные были специально придуманы для переда­чи славянской речи. Первым помощником Кирилла был его стар­ший брат Мефодий, он быстро освоил новый алфавит и приступил к переводу церковных книг на язык славян.

   24 мая 863 года в городе Плиске, который в то время был столи­цей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили о создании славянского алфавита. И вот поэтому 24 мая мы с вами отмечаем праздник День славянской письменности и культуры.

   В том же 863 году братья прибыли в Моравию с созданным ал­фавитом и готовыми переводами церковных книг, и начали свою просветительскую деятельность.

   В 1992 году 24 мая в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти. Именно они, Кирилл и Мефодий, составили первую славянскую азбуку, перевели на славянский язык церков­ные книги и вели богослужение на славянском языке. За это пра­вославная церковь причислила братьев к лику святых.

   Азбука, составленная Кириллом, носит название – глаголица. Впоследствии буквам алфавита придали форму, более похожую на греческое письмо. Некоторое время славяне использовали обе аз­буки, но затем у болгар, сербов и русских, находившихся под цер­ковным влиянием Византии, глаголица вышла из употребления. Более новую славянскую азбуку составили последователи Кирил­ла и Мефодия и назвали кириллицей в честь Кирилла. От кирил­лицы и происходит наш русский алфавит, а также украинский, бе­лорусский, сербский и болгарский. В этом алфавите было 43 бук­вы. Так в конце IX – начале X века славянские народы получили свою письменность (обязательно показать детям славянский алфавит). Этим славянским алфавитом пользовались до XVIII века.

   В 1708 году Пётр I провёл первую реформу (преобразование) русского письма. Он убрал из алфавита ряд букв, букв стало 38, уп­ростил написание некоторых букв, ввел так называемый «граж­данский шрифт». Первой книгой напечатанной новым шрифтом стал учебник геометрии. И ещё Пётр I велел употреблять цифры для чисел, до Петра I писали надстрочный знак (титло) над буква­ми, который превращал букву в цифру.

(Показывается отрывок из программы Леонида Парфёнова «Российская империя». Фильм «Пётр I»).

   В то время на Руси учебников ещё не было, обучение шло по церковным книгам, приходилось заучивать наизусть огромные тексты-псалмы, (поучительные песнопения). Названия букв за­учивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог; потом называ­лись буквы второго слога и произносился второй слог и т. И только после этого слоги складывались в целое слово, например КНИГА: КАКО, НАШ, ИЖЕ – КНИ, ГЛАГОЛЬ, АЗ – ГА (читают хором).

   В 7-ом классе вы будете читать повесть Максима Горького «Детство», а сейчас посмотрите сценку, как дед Василий Каширин обучал Алёшу грамоте.

 

Исполняется сценка № 2

ДЕД (достав новенькую книгу, зовет внука):

Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – аз. Говори: Аз! Буки! Веди!, Это что?

 

ВНУК:

Буки.

 

ДЕД:

Попал! Это?

 

ВНУК:

Веди.

 

ДЕД:

Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?

 

ВНУК: Добро.

 

ДЕД: Попал! Это?

 

ВНУК: Глаголь.

 

ДЕД: Верно! А это?

 

ВНУК: Аз!

 

ДЕД: Валяй, Лексей!

 

ВНУК: Земля! Люди!

 

ДЕД: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь?

 

ВНУК: Это вы кричите…

 

ДЕД: Будет! Держи книгу. Завтра ты мне всю азбуку без ошиб­ки скажешь, и за это я тебе дам пятак…

(Вместо сценки можно показать отрывок из художественного фильма «Детство Горького»).

 

ВЕДУЩИЙ:

   Вот как было трудно учиться грамоте. В 1918 году была проведена ещё одна реформа (преобразование) русского письма. Число букв сократили до 35, были введены две новые бук­вы – «И», и «Ё», упростили название букв: вместо аз, буки, веди и т. д. – «а», «бэ» «вэ» и т.д. Перестали писать Ъ знак в конце слова, и осваивать грамоту стало гораздо легче.

   Вот, ребята, оказывается, какая длинная история у наших букв, без которых у нас бы не было ни нашего языка, ни нашего русско­го народа, ни нашей истории.

   Сегодня, 24 мая, когда мы с благодарностью вспоминаем свя­тых просветителей Кирилла и Мефодия, желаю всем вам хранить красоту, чистоту и богатство славянского языка.

 

Родная речь – Отечеству основа,

Не замути Божественный родник,

Храни себя: душа рождает слово –

Великий Святорусский наш Язык.

                                    Отец Роман Матюшин.

 

   Дорогие ребята, мы вместе с буквами путешествовали во време­ни, теперь мы с вами поиграем. (Заранее уже приготовлены кар­точки с буквами старого алфавита, все пословицы написаны на ли­стках. За каждый правильный ответ даётся жетон).

 

Задания

  1. Из букв старого алфавита составить слова:

а)       веди, есть, слово, нам, аз – (ВЕСНА)

б)      слово, есть, слово, твердо, аз – (СЕСТРА)

в)       буки, есть, добро, аз – (БЕДА)

г)        твердо, есть, рцы, есть, мыслите – (ТЕРЕМ)

 

  1. Постарайтесь правильно назвать буквы:

«глаголь» – Г (гэ)

«людие» – Л (эль)

«покой» – П(пэ)

«ер» – Ъ

«еры» – Ы

«ерь» – Ь

 

  1. Сколько букв было в старинном алфавите – глаголице и сколько в современном? (Было 43, сейчас 33).

 

  1. Один из славянских просветителей, автор азбуки?

(Кирилл).

 

  1. Традиционное название славянской азбуки, созданной в IX веке?

(Кириллица).

 

  1. Почему люди до сих пор почитают двух братьев Кирилла и Мефодия? Откуда они родом?

(Святые братья-просветители Ки­рилл и Мефодий создали славянский алфавит, перевели с греческого на церковно-славянский богослужебные книги, положили начало просве­щению и вели богослужение на славянском языке. Родились братья в греческом городе Салоники).

 

  1. Учреждение начального и среднего образования?

(Школа).

 

  1. Как возникло слово «азбука»?

(От названий начальных букв алфавита «аз»и «буки»).

 

  1. Отгадайте загадки:

 

а) Тридцать три сестрички сели на странички.

Сели рядком – не молчат, нам загадки говорят.

Если знаешь их секрет, то на всё найдешь ответ.

(Буквы)

б)      Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаше с ней,

Станешь вчетверо умней.

(Книга)

 

в)       Первую книжку,

Где буквы ты изучаешь,

Как ты её называешь?

(Букварь)

 

г) Признаётся он ножу:

–  Без работы я лежу,

Построгай меня, дружок.

Чтобы я работать мог.

(Карандаш)

 

д)      Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

(Время)

 

е) Не на меру, не на вес,

Но у всех людей он есть.

(Ум)

 

ж)      У стены большой и важный,

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже.

(Книжный шкаф)

 

  1. Из пословиц вдруг, беда, 

Получилась ерунда.

Постарайся всё исправить,

Буквы нужные поставить.

 

–  Крутится, как булка в колесе.

–  Мы сами с ушами.

–  На безрыбье и мак рыба.

–  Не ноги горшки обжигают.

–  Ждать у горя погоды.

–  Два сапога – жара.

–  Один в золе не воин.

–  Голод – не щётка.

–  Машу маслом не испортишь.

 

  1. Рассказать алфавит, начиная с буквы «С».

(После ответов на вопросы проводят подсчёт жетонов. Победители на­граждаются).

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.