В гости к Бабе Яге

2 апреля – международный день детской книги

 

Е. Степанова.

Праздник детской книги для учащихся 1-5-х классов.

 Подготовка: дети учат пословицы, загадки, читают сказки.

За неделю до мероприятия в библиотеке вывешивается красоч­ное объявление:

«ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ! ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ ДРУЗЕЙ КНИГИ В ГОСТИ К БАБЕ-ЯГЕ. ВАС ЖДУТ ИНТЕРЕСНЫЕ КОНКУРСЫ, ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ, ЗАБАВНЫЕ ШУТКИ И СЮРПРИЗЫ. ПРИХОДИТЕ, БУДЕМ РАДЫ ВИДЕТЬ ВАС».

Оформление: Вместо занавеса можно использовать стеллажи, из-за них появляются все герои праздника. На сцене избушка на фоне леса, рядом с избушкой – пенек. За ним сидит Баба-Яга.

Действующие лица: ВЕДУЩИЙ, БАБА-ЯГА, КИКИМОРА, ЛЕШИЙ, КОЩЕЙЧИК, БАРМАЛЕЙ, ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ.

 

ВЕДУЩИЙ:

Здравствуйте, дорогие ребята. Хотите побывать у Бабы-Яги в гостях? Тогда помогайте нашим героям и вместе с ни­ми вы встретитесь у Бабы-Яги, познакомитесь с ее друзьями и «родственниками».

(Избушка Бабы-Яги, Яга сидит и разговаривает сама с собой.)

 

БАБА-ЯГА:

Ох, что-то я устала всякие гадости и подлости устра­ивать, праздника душа просит. А устрою-ка я себе день рождения, гостей позову, подарки мне всякие хорошие подарят. Без подарков никого не пущу в гости.

(Встает, зовет сороку-белобоку. Появляет­ся изображение сороки.)

Ты, сорока, объяви всем, что у меня в воскресенье день рождения, пускай все в гости приходят, да про по­дарки не забывают. А я пока пойду мухоморов насобираю, змей да лягушек наловлю, буду всякие вкусности готовить.

(Уходит).

(Появляются Леший и Кикимора).

 

ЛЕШИЙ:

Ты слыхала новость? Эта старая карга решила свой день рождения отметить. Сходить, что ли?

 

КИКИМОРА: Так ведь подарки надо.

 

ЛЕШИЙ:

Ой да пенек какой-нибудь подарим, – и все.

 

КИКИМОРА:

Ты что, она ведь, если осерчает, может и в печке поджарить нет уж, давай добывать хорошие подарки.

 

ВЕДУЩИЙ:

Если вы хотите получить хорошие подарки, вам помогу, но не просто так. Вы их должны заработать. Проведите для ребят интересные конкурсы. Ребятам – жетоны, а вам призы дам.

 

КИКИМОРА: Мы согласны, согласны.

                                                  

ЛЕШИЙ: Предлагаю вам конкурс

«А терем тот высокий,  и кто же в нем живет?»

 

  1. В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами:

Ель растет перед дворцом…

(Дворец царя Гвидона. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»)

 

2 «Очутилась она во дворце, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, на пуховике лебяжьего, покрытым золотой парчой… Все ее пожитки и цветочек аленький в кувшине позолоченном тут же стоят, раскладены и расставлены на столах зеленых малахита медного, и что в той палате добра и скарба всякого, есть на чем есть во что переодеться, есть во что посмотреться.

(Дворец лесного, чуда морского. С. Т. Аксаков «Аленькии цветочек»).

 

3 «Он жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было кроме красивого очага в стене против двери. Но красивый очаг, и огонь, и котелок, кипящий на огне, были не настоящие – нарисованы на куске старого холста.

(Жилище шарманщика Карло. А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

 

  1. «В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах, на самом верху в окошке сидит царевна и ждет, когда добрый молодей на коне запрыгнет и поцелует ее».

(Царевна несравненная красота, русская народная сказка «Сивка-Бурка»).

 

  1. «Вилла «Курица» – так называется этот старый дом, окруженный запущенным садом. В комнатах стояла мебель, в села утварь».

(Жилище Пеппи. А. Линдгрен. «Пеппи Длинный Чулок»).

 

  1. «А где я буду жить? – спросил зверек. – Жить?.. Да хотя бы здесь! – Директор показал на старую телефонную будку, стояв­шую у входа в магазин. – Это и будет твой дом!»

(Жилище Чебураш­ки. Э. Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»).

 

  1. «Этот замок стоял на вершине холма. Его окружал огромный парк. У ворот парка висело объявление, на одной стороне которо­го было написано «Вход воспрещен», и на другой – «Выход вос­прещен».

(Замок графинь Вишен. Дж. Родари. «Приключения Чиполлино»).

 

  1. «И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом –

Лавки, крытые ковром,

Под святыми – стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой…»

(Жилище семи богатырей. А. С. Пушкин. «Сказки о мертвой царе­вне и семи богатырях».)

 

  1. «Осмотрели они дом и обрадовались. Все в доме было. И печка, и кровати, и занавесочки на окнах! И радио, и телевизор в углу. Правда, старенький. И котелки разные на кухне были, чу­гунные, и в огороде все было посажено. И картошка, и капуста. Только все запущено было, не прополото. А в сарае – удочка бы­ла… Очень им в этом доме понравилось».

(Дом дяди Федора, Ша­рика, кота Матроскина. Э. Н. Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот»).

 

ВЕДУЩИЙ:

Очень интересно. Мы побывали в жилище столь­ких сказочных героев, молодец Леший!

 

КИКИМОРА:

А я тоже молодец, я тоже хочу поиграть с ребята­ми. Предлагаю конкурс «сказок». Я вам сейчас такую сказочку расскажу, слушать замаетесь. Итак:

Жил да был карась –

Вот и сказка началась.

Жили-были два налима –

Вот и сказке половина.

Жили-были два гуся –

Вот и сказка вся!

Или:

Жил-был старик,

У старика был колодец,

А в колодце – огурец,

Вот и сказочке конец!

 

ВЕДУЩИЙ:

Но ведь это же не настоящие сказки! Это сказки- шутки, короткие да веселые.

 

КИКИМОРА:

А я другие еще знаю:

 

  1. Жила-была бабка

У самой речки.

Захотелось бабке

Искупаться в речке.

И купила бабка

Себе мочало –

Эта сказка хороша,

Начинай сначала!

Жила-была бабка…

 

  1. Стоит лес, в лесу избушка,

В избушке печь, в печи горшок,

В горшке опара. Начинай сначала!

Стоит лес… или

 

  1. Шла я как-то через мост,

На мосту ворона сохнет.

Взяла ворону я за хвост,

Положила ее под мост:

Пусть ворона мокнет.

Шла я как-то через мост,

Под мостом ворона мокнет.

Взяла ворону я за хвост,

Положила ее на мост:

Пусть ворона сохнет.

 

ВЕДУЩИЙ:

А это докучные сказки. Как вы думаете, почему они называются «докучные»? А вы, ребята, знаете докучные сказки?

(Дети рассказывают.)

 

КИКИМОРА:

Ну все-все, хватит одно и то же повторять. Надо­ело! Подарок мне отдавайте, да я пойду в гости.

 

ВЕДУЩИЙ:

Молодцы. Вот тебе, Леший, подарок, а это тебе, Кикимора, вы их честно заработали.

(Леший и Кикимора кричат «Ура» и уходят).

 

ВЕДУЩИЙ:

А пока я вам предлагаю конкурс

«Чтение – вот лучшее лечение»,

 

Эти крылатые слова принадлежат А.С. Пушкину. А мудрость народная выражается прежде всего в пословицах. Вам надо будет вспомнить как можно больше пословиц, посвященных книге, гра­моте, учению, мудрости.

 

  1. Век живи, век учись.
  2. Учиться никогда не поздно.
  3. Ученье – красота, а неученье – простота.
  4. Не учась грамоте, в попы не ставят.
  5. Чему смолоду не научился, того и под старость зуать не будешь.
  6. Ученье – свет, а не ученье – тьма.
  7. Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
  8. Сам себе не рад, что грамоте горазд.
  9. Сперва аз, буки, потом и все науки.
  10. Азбука – и мудрости ступенька.
  11. Корень учения горек, да плод его сладок.
  12. Пойти в науку – терпеть муку.
  13. Кто силен в науке, не знает скуки.
  14. Ученье лучшее богатство.
  15. Красна пава перьем, а человек – ученьем.
  16. Книга книгой, а умом двигай.
  17. Книга мала, а ума придала.
  18. С мудрым знаться – ума набраться.

(Звучит музыка. Появляется Кощейчик.)

 

КОЩЕЙЧИК:

(напевает, затем спрашивает): Где у вас тут хо­рошие подарки раздают? Мне тоже надо.

 

ВЕДУЩИЙ:

Их не просто так дают, их заработать надо. Поиг­рай с ребятами, тогда и получишь подарок.

 

КОЩЕЙЧИК:

А в какую вам хочется игру поиграть?

 

ВЕДУЩИЙ:

В интересную, и чтобы про сказки и про сказоч­ных героев.

 

КОЩЕЙЧИК:

Запросто. Слушайте, я с вами сыграю в игру «Литературный дуэт».

 

ВЕДУЩИЙ:

Как это?

 

КОЩЕИЧИК:

Сейчас объясню: я говорю имя литературного героя, а вы называете другого героя из этой же сказки. Например, я скажу – Колобок, а вы ответите – Лиса.

 

ВЕДУЩИЙ:

Я скажу – Винни Пух, а ты скажешь – Пятачок.

 

КОЩЕЙЧИК:

Ребята, вы поняли, как будем играть? Я бросаю мяч и говорю слово, а вы кидаете мне мяч обратно и при броске на­зываете героя. Начали:

 

Примерные дуэты:

Пьеро – Мальвина

Джинн – Аладдин

Князь Гвидон – Царевна Лебедь

Муха Цокотуха – Комар

Волька – старик Хоттабыч

Емеля – царевна Несмеяна

Бармалей – Айболит

Крокодил – Медведь

Бобик – Барбос

Домовенок Кузя – Наташа

Крокодил Гена – Чебурашка

Лев – Собачка

Кай – Герда

Русалочка – Принц

Золушка – Принц

Ежик – Медведь

Карлсон – Малыш

Оловянный солдатик – Балерина

Царевна Лягушка – Иван Царевич

Чук – Гек

Красная Шапочка – Волк

Данила-мастер – Хозяйка медной горы

Братец Лис – братец Кролик

Сестрица Аленушка – братец Иванушка

Ромео – Джульетта

Лиса Алиса – Кот Базилио

Трубочист – Пастушка

Маша – Медведь

Лиса – Журавль

 

ВЕДУЩИЙ:

Молодец, Кощейчик! Вот и тебе подарок. Нравится?

 

КОЩЕЙЧИК:

Да! (Уходит, напевая «Тирли-бом-бом»)

(Появляется Бармалей, стреляет из игрушечного пистолета).

 

ВЕДУЩИЙ:

Ой, кто это?

 

БАРМАЛЕЙ:

Это я, Бармалей, пришел вас ограбить. Вон сколько я уже награбил.

(Показывает мешок).

 

ВЕДУЩИЙ:

Зачем нас грабить? Мы тебе и так отдадим пода­рок, поиграй с ребятами. Или ты ни одной игры не знаешь?

 

БАРМАЛЕЙ:

Я умею обижать малышей, пугать и грабить.

 

ВЕДУЩИЙ:

Так не пойдет! Зачем ты это делаешь?

 

БАРМАЛЕЙ:

Не знаю. Такой я…

 

ВЕДУЩИЙ:

Злой и нехороший, жадный Бармалей.

 

БАРМАЛЕЙ:

Думаете, мне нравится, я и сам хотел исправить­ся, да не знаю как.

 

ВЕДУЩИЙ:

А мы с ребятами тебе поможем. Что у тебя в меш­ке?

 

БАРМАЛЕЙ:

Вещи тех, кого я ограбил.

 

ВЕДУЩИЙ:

Верни их обратно.

 

БАРМАЛЕЙ:

Но я забыл, где я взял эти вещи.

 

ВЕДУЩИЙ:

Ребята, давайте поможем Бармалею. Назовем, из каких сказок эти предметы.

 

БАРМАЛЕЙ:

Только не торопитесь, я буду записывать. Назы­вайте громко сказку, из которой этот предмет.

(Участники праздника определяют принадлежность того или иного ска­зочного предмета к сказке.)

 

Предметы могут быть такими:

Зеркало – «Сказка о мертвой царевне».

Игла – «Царевна-Лягушка».

Клубок – (Показывает дорогу многим героям).

Кувшин – «Лиса и Журавль», «Дудочка».

Лук и стрела – «Царевна-Лягушка».

Топор – «Каша из топора».

Перстень – «Аленький цветочек», «Сивка-Бурка».

Яблоко – «Сказка о мертвой царевне».

Яйцо – «Курочка Ряба», «Царевна-Лягушка».

Зайчик – «Колобок», «Лиса и Заяц», и др.

Конь – «Конек-Горбунок».

Рыба – «Сказка о Золотой рыбке», «По щучьему велению», «Царевна-Лягушка».

Утка – «Серая шейка», «Хромая уточка», «Царевна-Лягушка».

 

ВЕДУЩИЙ:

Молодцы, ребята! Аты, Бармалей, поспеши, тебе нужно все вещи вернуть на место. А за то, что ты исправился, вот тебе подарок.

 

БАРМАЛЕЙ:

Это хорошо!

(Уходит быстро).

 

ВЕДУЩИЙ:

А чем же мы сейчас займемся? Давайте…

 (Звучит громкая музыка, раздаются грохот и шум. Появляется Змей Горыныч).

 

ГОРЫНЫЧ: Я подарок хочу, пока не дадите, я буду на вас чи­хать огнем и дымом! Я буду вас кусать за пятки! А-ам!

(Пытается укусить Ведущего.)

 

ВЕДУЩИЙ:

Погоди, погоди! Зачем же кусаться, поиграй с ре­бятами – и подарок твой.

 

ГОРЫНЫЧ:

Ну ладно, считайте, что спаслись. Слушайте, я вас «компотом» из сказок угощать буду. Итак…

 

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет, козлятки запрут избушку, и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь, и просит старик: «Испеки, старуха, колобок». Отвечает ему Золотая рыбка: «Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабуш­ке, неси дедушке». Испекла баба колобок, а он снес яичко, да не простое, а золотое. А Баба-Яга баню вытопила и пошла за девоч­кой. А в избушке никого нет. Как закричит она гусям: «Кто ложил­ся на мою самую большую кровать?». А дед посадил репку, вырос­ла она большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет-потя- нет… и вытянул… цветочек аленький. А он как закричит:

«Несет меня лиса,

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня!»

И пошел журавль на званый пир. А Лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует: «Сестрица Аленушка, я пить хочу!» – «А ты выйди в чистое поле, в широкое раздолье, сви­стни три раза молодецким посвистом, гаркни богатырским покри­ком: «Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист пе­ред травой» – и вытянул репку. А Иван-царевич долго не мог най­ти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел он в топкое болото. Смотрит, сидит там серый волк, хвост опустил в прорубь и приговаривает: «Ловись, ловись рыбка, большая и маленькая». А лиса ему: «Славная песенка! Да только беда, голубчик, что я стара – плохо слышу. Сядь ко мне на мор­дочку, да пропой еще разочек». А Емеля смеется, схватил щуку в руку и говорит: «Вот уха будет сладка!». А дедушка поднял крыш­ку, смотрит – и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит, живехонька и здоровехонька. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

 

ГОРЫНЫЧ:

А теперь скажите мне, какие сказки вы из этого «компота» выловили?

(«Волк и козлята», «Колобок», «Сказка о ры­баке и рыбке» А. С. Пушкина, «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Ку­рочка Ряба», «Три медведя», «Репка», «Аленький цветочек» А. Т. Ак­сакова, «Петушок – золотой гребешок», «Лиса и журавль», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Царевна лягушка», «Лисичка-сестричка и Серый Волк», «По щучьему веле­нию»).

 

ВЕДУЩИЙ:

Молодцы, ребята! А тебе, Горыныч, спасибо за интересные «угощения». Вот тебе подарок.

(Горыныч, пыхая: «Пых, пых, пых”, – уходит).

 

ВЕДУЩИЙ:

А мы, ребята, заглянем в гости к Бабе-Яге, что-то ее давно не видно и не слышно.

(Приходит Баба-Яга, садится и напевает).

 

БАБА-ЯГА:

Мне служат вороны и змеи,

Лягушки, черные коты,

Я с ними говорить умею,

Мои слова не так просты.

Бываю зла, летаю в ступе,

Но иногда могу помочь.

И белый день мне недоступен,

Ночь нравится, люблю я ночь.

 

ВЕДУЩИЙ:

Скажи нам, бабушка, а почему тебя зовут «яга»?

 

БАБА-ЯГА:

А потому, милая, что я из племени ягов.

 

ВЕДУЩИЙ:

А почему твой дом стоит на курьих ножках?

 

БАБА-ЯГА:

Да это люди придумали! А на самом деле – все глу­хие места в лесу назывались курьями, но это было давным-давно. Стоит на курьях, значит, очень далеко, в глухом месте, на болотах. Потом позабыли, что означало это слово, вот по сходству звучания и получилось, что избушка стоит на курьих ногах, а раз стоит, то и поворачиваться умеет, ноги-то для ходьбы предназначены. Ну да заболталась я с вами, а я ведь сегодня аменинница, так хоть вот за­гадки ребятам позагадываю про своих родственников, а они меня повеселят, все их отгадают.

 

Конкурс «Родственные души»

  1. Живет он, как правило, в лесной глуши, в буреломе или за­росшем дупле. Характер у него озорной и проказливый. Любит лесной хозяин заводить путников в чащу, пугать, кричать страш­ными голосами.

(Леший).

 

  1. Обычно он плавает у самого дна реки и проверяет, не утонул ли кто, много ли рыбы в его владениях. Он редко выходит из воды.

(Водяной).

 

  1. Они живут в озере. Днем прячутся в глубине, а ночью выхо­дят на берег. Увидишь их издали – беги прочь. Не то их руки заще­кочут, утянут на дно озера. (Русалки).

 

  1. Дух этот живет в каждом доме. Селится, как правило, за печ­кой.

(Домовой).

 

  1. Днем она прячется, а выходит только ночью. Говорят, в нее превращается девочка, которую слишком часто ругают. Бесы заби­рают ее к себе на болото и там растят. А когда она подрастает, то может остаться на болоте или поселиться в избушке.

(Кикимора).

 

БАБА-ЯГА:

Молодцы, голубчики, порадовали бабусеньку, по­тешили ягусеньку, устроили праздник в день рождения. А теперь мне пора, гости вот-вот придут, принарядиться надо, прихорошиться… аменинница я все же…

(Выходят герои, поют «Каравай»).

 

ВЕДУЩИЙ:

До свидания, Баба-Яга, будь здорова, гриппом не заболей, живи долго-долго.    Желаем тебе весело отметить свой день рождения.

(Баба-Яга машет рукой).

 

ВЕДУЩИЙ:

Ну, вот и все. Закончился наш праздник. Мы очень рады, что вы побывали в гостях у Бабы-Яги. Спасибо всем. До новых встреч!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.