Пильнов, М. Профессия на всю жизнь / М. Пильнов ; фото автора. –
Текст : непосредственный
// Путь Октября. – 1972. – 13 февраля. – С. 4.
Рабочее место Н. А. Гнётова — просторный, светлым зал мастерских первой средней школы. В зале — негде упасть яблоку — в строгом порядке расставлены токарные станки и прочее слесарное оборудование, которое не всегда встретишь и на ином солидном предприятии.
Над станками-ветеранами: токарными, сверлильными, фрезерными, пережившими не одного владельца, и новыми, «портативными» для школьных мастерских — склонились ребята.
Одни из них завороженно следят за вьющейся из-под резца тонкой голубой спиралью, другие замеряют штангелем готовую деталь, время от времени сверяя ее с чертежом на классном доске.
Николай Андреевич то подходит к одному пареньку в рабочем халате, то спешит к другому. У будущих токарей, приобретающих специальность без отрыва от основной учебы, к учителю десятки вопросов. И на каждый надо не только квалифицированно ответить, но и всячески стараться развить у ребят фантазию, умение самостоятельно думать. Может быть поэтому дети с особой привязанностью льнут к своему наставнику по труду Н. А. Гнётову.
Вот к нему обращается ученик восьмого класса Витя Строилов. У Вити сегодня в этом классе нет замятий, но его сюда привело неотложное дело — парнишка «сконструировал» самопишущую ручку, которой не доставало отверстия для стержня. И если Николай Андреевич разрешит, он тут же самостоятельно на станке просверлит его. Он и сверло вот требуемого диаметра подобрал…
Николай Андреевич придирчиво вертит в руках отполированную до блеска деталь, и на его лице заиграла улыбка. Сразу видно — работа понравилась. А может, глядя на ученика, учитель вспомнил свое детство?
…Ему не было и четырнадцати, когда грянула война.
Колю Гнётова она вынудила оставить школьную парту и занять место у токарного, станка. В хорошие руки попал Николай. В мастерских Мурапталовского совхоза не было лучшего специалиста, чем дядя Алексей Арбузов, потомственный токарь из Оренбуржья, у которого ему выпало счастье «стажироваться».
— Кому, сынок, трудно учиться один день, — любил говаривать тот, — тому трудно будет всю жизнь.
Скажем в заключение, что вышел в последствие из этих мастерских Николай Андреевич с дипломом токаря пятого разряда.
А потом служба в армии. А как отслужил, снова принялся за любимое дело. Огляделся немного на новом месте и пришел к выводу: практики — хоть отбавляй, а вот в теории -у него явный пробел. На новой технике, да со старым багажом — шесть классов общеобразовательной школы -далеко ла уедешь?!
С того времени рабочий день токаря Мелеузовского автотранспортного предприятия Н. Гнётова удлинился еще на шесть часов. Днем — у станка, вечером — в школе рабочей молодежи. И так все пять долгих лет, до той самой минуты, пока не ощутил в мозолистых руках аттестат зрелости.
Но точку ставить на этом Николай считал рано. Вот где опять сказалась дядиалексеева «победитовая» закалка — в три узла завязаться, но своего добиться. И Николай Андреевич приступил к осуществлению задачи-максимум решил продолжать учебу дальше. И снова. окна в доме, где или токарь Гнётов, светились по ночам дольше, чем соседские. Студент-заочник Салаватского индустриального техникума готовился к очередной сессии…
С того дня, когда ему вручили диплом техника-механика, прошло шесть лет. Знания, приобретенные в школе рабочей молодежи и в техникуме, помогли закрепить ему профессию на всю жизнь. И хотя сегодня Николай Андреевич сам в роли учителя, и за время работы в этой должности выпустил свыше двухсот специалистов, годы, связанные со школьной и студенческой скамьей, он считает лучшими в своей жизни. Годы работы и учебы, которые по праву в нашей стране приравниваются к трудовому подвигу.
М. Пильнов.
Фото автора.