Кладовая мудрости. Сценарий

Кладовая мудрости

Сценарий праздника читательских удовольствий для взрослых и детей

 

Материал адресован детским библиотекарям и учителям на­чальной школы.

 

Оформление:

  • книжная выставка «Путешествие по книжной Вселенной»;
  • плакаты с пословицами и афоризмами о книге, чтении и библи­отеке;
  • «Книга-подарок» (красочно оформленная книга детских твор­ческих работ);
  • 10 конвертов с письмами (конкурс «Угадай литературного героя»);
  • табличка со словом «КЪНИГЫ» (церковно-славянский шрифт);
  • воздушные шары.

 

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

Здравствуйте, дети!

Самые лучшие на свете!

Добрый день вам, папы!

(Не надо, не снимайте шляпы).

Поклон вам, мамы –

Лучшие самые!

Бабушкам – внимание,

Дедушкам – почтение,

А тем, у кого день рождения,

Тому поздравления.

В общем, дети и их родители,

С нами поздороваться вы, не хотите ли?

Я начинаю, а вы продолжайте,

Дружно свои имена называйте!

(Гости называют свои имена).

«Здравствуйте!» –

Просто «Здравствуйте»?

Что особенного тем мы

Друг другу сказали?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Итак, здравствуйте!!! И пусть вам будет сегодня светло и радостно.

Вот мы с вами и познакомились. Спасибо, что приняли наше приглашение и пришли сегодня в библио­теку. Мы встречаемся с вами в очень важные и значимые дни, как для библиотекарей, так и для читателей.

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, а 27 мая – Общероссийский день библиотек. И не случайно наш праздник называется «Кладовая мудрости», т.к. он посвящен книге и библиотеке, но это не просто праздник, а празд­ник читательских удовольствий. Мы надеемся, что это удовольст­вие от общения вы действительно получите.

 

Вся история развития человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это не совсем спокойная история! За них сража­лись, их сжигали, теряли, находили, открывали в толще погребен­ных временем городов, спасали от вражеского нашествия, как са­мое дорогое.

 

Сегодняшняя библиотека кажется воплощением ти­шины, покоя и порядка. Как и во все времена, она служит людям.

А что же означает слово «библиотека»?

В переводе с греческого «библио» – значит книга, «тека « – хра­нилище, т.е. библиотека – это хранилище книг.

 

А кто ответит на вопрос: «Где появились первые библиотеки, в какой стране?»

Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. При раскопках над входом в одно из помещений дворца фараона Рамзеса II археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян книги, можно сравнить с лекарством, которое делает силь­ным ум человека, облагораживает его душу.

 

На Руси библиотеки долгое время называли книжной клетью, книжной палатой или книжной казной.

Первую библиотеку на Руси основал русский князь, слывший очень просвещенным и грамотным. Скажите, как его звали? (Яро­слав Мудрый.)

 

Ярослав Мудрый. Основал первую русскую библиотеку в 1037 году. Летопись свидетельствует: “Великий князь Ярослав любил книги, читал их часто как днем, так и ночью, и собрал много переписчиков, которым и поручал переводить книги с греческого языка на славян­ское письмо».

 

Книги не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть.

В Древнем Египте в качестве материала для письма использова­ли растение, которое в изобилии росло по берегам реки Нил.

Что это за растение? (Папирус.)

Из него делали свитки, такие узкие полоски длиной несколько

метров.

А в древнем государстве Междуречье книги дела­ли из глины. Лепили ровные дощечки форматом 32×32 см и толщиной 2,5см, такой плоский кирпич, а затем выдавливали на этой поверхности трехгранны­ми палочками знаки, похожие на клинья.

 

Кто вспомнит, как называлась эта письменность? (Клинопись.)

И таких глиняных страниц в книге были десятки. Хранились они в специальных ящиках. Понятно, что в такие библиотеки при­нято было не ходить, а ездить на телегах, чтобы взять хотя бы одну книгу-ящик. Не случайно в библиотекари брали сильных мужчин, которым помогали грузчики-рабы. Например, законы вавилон­ского царя Хаммурами были написаны за 2000 лет до н.э. уборис­той клинописью на базальтовом столбе, который имел более двух метров высоты и около двух метров в окружности. «Книга» весила 10 тонн. Теперь этот текст можно уложить на 50 страницах книги среднего формата.

 

Многовековая история книги полна интересных фактов.

Знаете ли вы, что слово «книга» происходит от церковно-сла­вянского «КЪНИГЫ», что означает буквы или вообще письмо. На Руси было широко распространено писать на бересте, так появи­лись берестяные грамоты. Причем, писать умели не только взрос­лые, но и дети.

 

Первые книги были рукописными и создавали их монахи в монастырях. В России одна из первых таких книг была выпущена в 1056 году. Писали писцы гу­сиными перьями, а готовые листы одева­ли в переплеты из деревянных досок, об­тянутых кожей. Обложку украшали дра­гоценными камнями, золотыми и серебряными застежками. На изготовле­ние одной книги уходило пять-семь лет.

Книга стоила больших денег, ее мож­но было обменять на табун лошадей или стадо коров. Люди ценили книги больше дорогих украшений, и, в случае опасности, прятали в подземельях монастырей.

 

Создавали люди и деревянные книги. Они появились еще в I веке н. э. Книга изготавливалась так: на страницы-дощечки нали­вали расплавленный воск и, пока он был мягким, разглаживали его. По застывшему воску писали острой палочкой, затем не­сколько дощечек соединяли шнуром в книжечку.

 

Однажды американские археологи, проводившие раскопки в Шри-Ланке, обнаружили золотую книгу. Страницы ее изготовле­ны из чистого золота. На драгоценных страницах выгравирован текст одной древнеиндийской поэмы.

 

Первая печатная книга появилась только в XV веке с изобрете­нием печатного станка. Его создателем стал Иоганн Гуттенберг в 1456 году.

 

А в России первая печатная книга вышла в свет в 1563 году. Напечатал ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. Это была церков­ная книга «Апостол», а второй стала – «Детская азбука».

 

В русском фольклоре есть много посло­виц, посвященных книге. И сейчас я пред­лагаю вам принять участие в конкурсе.

 

Называется он «Собери пословицу».

(Для участия в конкурсе приглашаются не­сколько игроков. Текст пословиц делится на две ча­сти. Каждая часть написана на отдельной кар­точке. Задание участникам: правильно сложить пословицу за определенное время).

  1. Хлеб питает тело, а книга – разум.
  2. Золото добывают из земли, а знания – из книг.
  3. Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
  4. Книга в счастье украшает, а в несчастье – утешает.
  5. Книга не пряник, а к себе манит.
  6. Книга подобна воде, дорогу пробьет везде.
  7. Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
  8. Хорошая книга ярче звездочки светит.
  9. С книгами знаться – ума набраться.
  10. Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

 

Пока наши юные читатели готовятся, предлагаем взрослым принять участие в конкурсе «Разминка для родителей».

Вам будут задаваться шуточные вопросы. Необходимо дать правильное название произведения. Итак, в сказке говорится:

  1. О бесправном положении мужчины-кормильца в семье.

(А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

  1. О том, что ребенок должен воспитываться родителями, а не бабушкой, чтобы избежать печальных последствий.

    (Русская на­родная сказка «Серенький козлик»).

  1. О художественном уровне некоторых вокально-инструмен­тальных ансамблей.

(Гримм «Бременские музыканты»).

  1. О тяжелых последствиях плохого состояния средств пожар­ной безопасности.

(Маршак С. «Кошкин дом»).

  1. О пагубном последствии невоздержания к питью.

(Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

  1. О преимуществах охранной сигнализации и суровых испыта­ниях, павших на долю похитителя.

(Русская народная сказка «Сказка об Иване-царевиче и сером волке»).

 

Молодцы! Вы замечательно справились с этим заданием. Те­перь посмотрим, что получилось у ребят.

 

Чтоб жила библиотека –

Надо,

Чтоб в нее читатель

Заходил хоть иногда…

Вы со мной согласны?

Да!!!

Чтоб страна была сильна –

Надо,

Чтоб дружна была семья!

Вы со мной согласны?

Да!!!

Чтоб страна была умна –

Надо,

Чтоб в семье читали книгу!

Вы со мной согласны?

Да!!!

 

Вот мы с вами вкратце и познакомились с историей книг и библиотеки. Пора отправиться в гости в удивительную страну, где живут литературные герои. Этой страны нет ни на одной карте мира, но попасть туда очень просто, надо только заглянуть в книгу.

Многие персонажи книг путешествуют в произведениях при по­мощи волшебства. Давайте и мы с вами попробуем оказаться в на­шей удивительной стране, прочитав некоторые заклинания. Я буду читать, а вы постарайтесь угадать, из какого они произведения.

Конкурс «Волшебные слова»

  1. «Сивка-Бурка, вещая каурка,

 Встань передо мной,

Как лист перед травой».

(Русская народная сказка «Сивка-Бурка»).

  1. «Ты лети, лети лепесток,

Через запад, на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему, вели….

(Катаев Б. «Цветик-семицветик»).

 

  1. «Мутабор».

 

(В. Гауф «Калиф-аист»).

 

  1. «Бумбара, чуфара, лорики, ерики,

Пикапу, трикапу, скорики, морики.

Явитесь передо мной,

Летучие Обезьяны»

 

(А. Волков «Волшебник Изумрудного города»).

 

  1. «По щучьему велению, по-моему хотению».

 

(Русская народная сказка «По щучьему велению»).

 

  1. «Крекс, фекс, пеке».

 

(Толстой А. «Золотой ключик»).

 

  1. «Сим-сим, откройся»

 

(«Али-баба и сорок разбойников»).

 

  1. «Встань передо мной, как мышь перед горой,

Как снежинка перед тучей,

Как ступенька перед кручей,

Как звезда перед луной.

    Бурум-шурум, шалты-балты,

    Кто ты? Кто я? Был я, стал ты».

 

(Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»).

 

Последнее заклинание произнесено и мы с вами, сами того не заметив, оказались в сказочной стране. Здесь живут герои самых разных книжек. Только здесь Баба-Яга дружит с Золушкой и Бело­снежкой, а Змей Горыныч играет в шахматы с Буратино.

Герои книг очень любят развлекаться, и они приготовили для вас много интересных заданий. Нам предстоит их выполнить, что­бы попасть на одно торжество, где всех нас ждет большой сюр­приз. Итак, в путь.

 

Первое задание,

«Угадайте литературного героя».

(Подготовлено 10 конвертов с письмами. Зачитывать их может ведущий или участники праздника).

  1. «У меня – семь братьев, и все мы очень дружны. Мой отец, попав в беду, дал мне совет: учись уму-разуму, сынок, жизнь многому научит, и гляди в оба, старайся видеть насквозь всяких плутов и мошенников.

Мошенники встречались мне очень ча­сто, особенно среди важных персон. Именно они посадили в тюрьму моих дру­зей, а я так хочу, чтобы они были свобод­ными.

Все мы живем в стране овощей и фруктов».

(Д. Родари «Чиполлино»).

 

  1. «Странно, но все считают меня очень добрым, а я, на самом деле, строгий и занятой человек. У меня столько дел, потому что много друзей, и с ними хватает хлопот и забот. Почему-то думают, что я – веселый и смелый. Все это преувеличение. Я опасаюсь раз­бойников, которые еще иногда встречаются. Я сед, стар, ношу оч­ки».

(К. Чуковский «Доктор Айболит»).

 

  1. «Я тут случайно рядом оказался, дай, думаю, заскочу на ми­нутку. Говорят, у меня такой важный и достойный вид, что я по­хож на директора. По вечерам я люблю сидеть на крыше и глядеть на звезды.

На всякий случай запомните, что я – лучший в мире рисоваль­щик, строитель, шутник, фокусник, истребитель пирогов – и во­обще лучший в мире друг, и со мной всегда весело».

(А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»).

 

  1. «Что за напасть такая? Раз в жизни повезет, да мой простофи­ля упустит и этот случай. А уж удача, так удача! Да вот беда: мой му­женек сам ничего путного придумать не может, все подсказываю. Из-за него и получилось так нескладно».

(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

  1. «Мне пришлось делать всю самую грязную работу в доме. Окончив дела, я любила забиваться в уголок у очага. Я видела чу­десные превращения, когда животные превращались в людей, а овощи – в нужные вещи».

(Ш. Перро «Золушка»).

 

  1. «Мне с вами некогда долго болтать, потому что больше всего на свете мне нравятся страшные приключения. Меня называют «веселым плутишкой», я обожаю всяческие проделки. Люблю миндальные пирожные, а в варенье залезаю прямо с пальцами. Я не люблю умываться и чистить зубы. У меня есть знакомая девчон­ка, которая кого угодно со света сживет чистотой. Одна почтенная дама сказала, что я «безмозглый, доверчивый мальчишка», а на са­мом деле, я очень хороший и благоразумный мальчик».

(А. Толстой «Золотой ключик»).

 

  1. «Со мной приключилась замечательная история. Через мно­го испытаний провела меня судьба: огонь и воду прошел я, и ска­жу вам главное – не потерять мужества, держаться стойко, и тогда все удары судьбы можно выдержать достойно. Для меня многое значат два слова: долг и честь. Я летел со второго этажа головой вниз, плавал на корабле, тонул и боролся с огнем».

(Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»).

 

  1. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие же добрые, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…».

(Русская народная сказка «Колобок»).

 

  1. «Вы, думаете, мне приятно жить с такой хозяйкой? Моя беда (а может и не беда) в том, что я не могу лгать. Всегда ей всю прав­ду рассказываю, и из-за этого мне достается: то она на меня накри­чит, то бросит, то пригрозит, что разобьет. А вот когда ей приятно то, что я говорю, она поглаживает мою ручку и долго-долго смот­рится в меня…»

(А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»).

 

  1. «Я осталась жива только благодаря этой маленькой хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, ветру, теплу!..»

(Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка», «Ласточка»).

 

Первое испытание позади. Вы с честью его выдержали. А теперь нам предстоит еще одно испытание.

 

Второе задание. «Путанница»

(Участники праздника должны дать правильное название сказок и литературных героев)

Сказки.

  1. «Царевна – индюшка».
  2. «По собачьему веленью».
  3. «Сивка-будка».
  4. «Иван-царевич и зеленый волк».
  5. «Сестрица Аленушка и братец Никитушка».
  6. «Петушок – золотой пастушок».
  7. «Мальчик с кулачок».
  8. «У страха уши велики».
  9. «Лапша из топора».

 

Литературные герои.

  1. Баба Бяка.
  2. Василиса Преглупая.
  3. Жар-муха.
  4. Елена Некрасивая.
  5. Кощей Бесстрашный.
  6. Крошечка-Горошечка.
  7. Лихо Многоглазое.
  8. Сестрица Гуленушка.
  9. Сивка-Мурка.
  10. Царевна-жаба.
  11. Чудо-блюдо.
  12. Коза-береста.

 

Вы замечательно справились с этими заданиями. Литературные герои очень довольны. И сейчас самое время вручить призы участ­никам нашего конкурса детского рисунка «И краски сказку ожи­вят». Работы маленьких художников украсят галерею библиотеки. Добрые и веселые портреты любимых героев книг могут ра­довать глаз каждого, кто оказывается в гостях.

(Награждение участников конкурса).

 

Продолжаем наш праздник. Следующим испытанием, как для детей, так и для взрослых будет третье задание. Я буду по очереди зачитывать названия произведений, а вы попытайтесь вспомнить, образно говоря, произведения-антонимы. Не забудьте назвать ав­торов!

 

Третье задание.

«Литературные перевертыши». Для детей.

  1. Большой Змей Горыныч.

(О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга»).

 

  1. Зеленый платочек.

(Ш. Перро. «Красная Шапочка»).

 

  1. Мышь в лаптях.

(Ш. Перро. «Кот в сапогах»).

 

  1. Знайка в лунной деревне.

 (Н. Носов. «Незнайка в Солнечном городе»).

 

  1. Один из Молоково.

(Э. Успенский. «Трое из Простоквашино»).

 

Для родителей.

  1. Идущая в штиль.

(А. Грин «Бегущая по волнам»).

 

  1. Сын рядового.

(А. Пушкин «Капитанская дочка»).

 

  1. Последняя ненависть.

(И. Тургенев «Первая любовь»).

 

  1. Нищий материк.

(Р. Стивенсон «Остров сокровищ»).

 

  1. Легко не быть человеком.

(Братья Стругацкие «Трудно быть богом»).

 

Молодцы! Выдержали и это трудное испытание. А теперь нам предстоит вспомнить имена литературных героев. Победят те участники, кто назовет больше имен, но есть одно условие: мальчики называют имена героинь, а девочки – героев. Четвертое задание.

Литературный аукцион.

(Участвуют как дети, так и взрослые. Две команды. Любое число участ­ников).

Папам (мальчикам): Назвать имена сказочных героинь.

(Аленушка, Настенька, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Дюймовочка, Золушка, Машенька, Белоснежка, Мальвина и др.)

 

Мамам (девочкам): Назвать имена сказочных героев.

(Мюнхаузен, Буратино, Том Сойер, Малыш, Карлсон, Маленький Мук, Карлик Нос, дядя Федор, доктор Айболит и др.).

 

Сказки любят все. Сказки рассказывают папы и мамы, бабуш­ки и дедушки, а дети готовы их слушать, читать и перечитывать. Но есть среди ребят и такие, кто не только любит читать сказки, но и пробует их сочинять.

Мы предложим нашим читателям попробовать себя в роли писателей и принять участие в конкурсе юных сказочников.

 

 

Вот и заканчивается наш праздник, но не заканчивается путе­шествие по удивительной, богатой событиями и происшествиями, приключениями и чудесами стране, где живут литературные герои. Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга – самый верный,

Самый лучший друг.

Из нее узнаешь ты

обо всем на свете.

На любой вопрос она

без труда ответит.

В ней стихи и сказки,

Все к твоим услугам.

Береги же книгу!

Стань и ты ей другом.

Г. Ладонщиков.

 

Нам сказать лишь остается Вам спасибо за внимание,

Ну, а с ва­ми расстаемся мы до скорого свидания!

 

Приложение 1

 

Пословицы

  • В книге ищи не буквы, а смысл.
  • Золото добывают из земли, а знания – из книг.
  • Нет умного соседа – с книгой беседуй.
  • Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания.
  • Книга твой друг, без нее как без рук.
  • Знание дороже денег, острее меча, страшнее пушки.
  • Дом без книги – день без солнца.

 

Приложение 2

Афоризмы

Нет такой книги, из которой человек не мог бы научиться чему- нибудь хорошему.

Иоганн-Вольфганг Гёте.

Читайте лучшее, только лучшее.

Джек Лондон.

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бе­режно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Фрэнсис Бэкон.

Мир книги – это мир настоящего чуда.

Леонид Леонов.

Книги – это окна, через которые душа смотрит в мир.

Вильсон.

То, что однажды напечатано, становиться достоянием всего мира на вечные времена.

Готгольд-Эфраим Лессинг.

Все, что создано умом,

Все, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Ю. Ванаг.

Занятия с книгами – юность питают, старость увеселяют, сча­стье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, до­ма радуют, вне дома не мешают…

Цицерон.

Нельзя держать книги запертыми точно в тюрьме, они должны переходить из библиотеки в память.

Франческо Петрарка.

Надо пользоваться не красотой книг и не их количеством, но их речью и всем, что в них написано.

Лукиан.

Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души.

Цицерон.

Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать.

Рене Декарт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *