День здоровья в библиотеке

 

Выставка литературы

«Библиотерапия, или лечение книгой»:

Экотерапия – литература о животном и растительном мире.

Арттерапия – книги по искусству, репродукции картин.

Сказкотерапия – сказки.

 

Библиотекарь:

Здравствуйте, читатели! Я рада приветствовать вас в нашей библи­отеке. 7 апреля 1948 года вступил в силу устав Всемирной организации здравоохранения. Эта дата считается днем рождения организации, и ежегодно ее отмечают как Всемирный день здоровья. Вы, наверное, удивитесь, почему День здоровья мы празднуем в библиотеке, а не в спортзале или на стадионе? А что вы понимаете под выражением «быть здоровым»?

(Ответы)

 

«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», – такое определение здоровью дано в медицинской энциклопедии. Сегодня мы с вами поговорим о нашем духовном здоровье, о том, как и чем лечить душу, когда «на ней скребут кошки». И помогут нам в этом книги.

Ведущий:

Воздействие слова на человека доказано давно. Мощным инструментом этого воздействия можно считать книгу. Исполь­зование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное влияние на эмоциональное состояние людей при минимальных затратах средств.

 

Ведущая:

«Книги, – писал Джереми Кольер, (английский теолог) – наши руководители в юности и утешители в старости. Они – поддержка одинокому и позволяют ему не тяготиться самим собой. Благодаря им мы легче переносим коварство людей и обстоятельств, смиряемся с заботами, справляемся со страстями и разочарованиями».

 

Ведущий:

О влиянии чтения на человека было известно с давних пор. Например, Э. Роттердамский лечил нарывы на лице чтением смешных книг, в «Ригведе» для «излечения сердца» рекомен­дуется читать «мудрые книги», Аристофан читал свои комедии преступникам для исправления их натуры.

 

Библиотекарь:

Такое лечение книгой называется библиотерапией. Библи­отерапия (в дословном переводе означает «книголечение» или «лечение книгой») как официальное научное понятие было пред­ложено в 1916 году Ассоциацией больничных библиотек США, хотя еще в конце XIX века это слово мелькало на страницах тру­дов по психиатрии, психотерапии и психологии. В 1916 году съезд американской Ассоциации больничных библиотек обсудил тех­нику выполнения заказов пациентов, которым нужна помощь в осознании и решении их проблем, и назвал эту технику библиотерапией. Уже первые исследователи этого вопроса считали, что библиотерапия эффективна потому, что позволяет читателю срав­нить себя с героем и понять, что он – не единственный человек с подобной проблемой. По мере того, как герой решает эту про­блему, читатель эмоционально включается в процесс и обретает понимание своей собственной ситуации.

Библиотерапия является весьма привлекательным вариан­том терапии, потому что достаточно просто и эффективно помо­гает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения.

 

Ведущая:

В детстве вам родители читали или рассказывали сказки. Все сказки, как правило, хорошо заканчиваются, добро всегда побеждает зло. С этого начинается приобщение детей к книгам.

 

Ведущий:

Сказкотерапия – это лечение сказками. Если ребенок не слу­шается, вредничает, ему читают сказку, в которой отрицатель­ный герой похож на него. А зло в сказках всегда наказуемо. И ребенок начинает понимать, как нельзя себя вести.

Но можно почитать просто веселую или смешную сказку для поднятия настроения.

 

Ведущая:

Давайте на примере посмотрим, помогает ли сказка поднять настроение.

 

Библиотекарь:

Про медведя. Залез медведь в муравейник. Возмутился самый главный муравей:

– Что же ты, мохнатый, делаешь? Опять наш муравейник разоряешь? Задумался медведь. Подумав, говорит:

– А как быть? Я вас очень люблю!

– От любви всем хорошо должно быть, – говорит самый глав­ный муравей, – а ты?

Подумал медведь и отвечает:

– Ну ладно, пойду на пчелиную пасеку. Пчелы не такие обидчивые!

 

Ведущий:

А еще больше нам поднимают настроение юмористические рассказы, остроты, шутки. Послушайте одну из них.

Однажды царь Петр I спросил своего шута:

Правду ли говорят при дворе, что ты дурак?

Не верь слухам, Петр Алексеевич, – ответил тот, – мало ли что говорят при дворе. Они и тебя умным называют.

Ведущая:

Как говорят, смех продлевает жизнь. Если стало очень грустно, то на выручку придет веселая книга. Многие наши поступки зависят от настроения, а если оно будет хорошим, плохие мысли нас не посетят.

 

Ведущий:

Детские книги всегда поучительны. На примере литератур­ных героев можно в реальной жизни избежать нехороших ситу­аций. А если с нами что-то случилось плохое, мы становимся нервными, раздражительными, можем грубо ответить родите­лям или учителям. Потом сами себя ругаем.

 

Ведущая:

Но многого можно избежать, если читать книги, и на при­мере героев не повторять их ошибок. Послушайте рассказ Юрия Ермолаева «Силач». Я думаю, многие узнают в главном герое если не себя, то своих знакомых. Подумайте, на самом ли деле главный герой силач?

 

Библиотекарь:

Дверь подъезда с треском распахнулась. Это во двор вышел Вовка Анфилов. Он подошел к малышам, которые лепили снежную бабу, и засмеялся:

– Разве это снежная баба? Это пугало огородное! – и с гика­ньем вонзил в нее лыжную палку.

Потом схватил за воротник первоклассника Павлика.

– Говори, чего хочешь снежную ванну принять или вверх без вертолета взлететь ? – спросил Вовка страшным голосом Карабаса Барабаса.

– Ничего не хочу! Отпусти! – вырывался Павлик. Вовка бросил маленького в сугроб и спросил:

– Небось, хочешь быть таким силачом, как я?

Павлик вылез из сугроба и, хмуро посмотрев на Вовку, сказал:

– Да разве ты силач?..

– А то кто же ?!-ухмыльнулся «силач» Вовка.

 

Обсуждение рассказа

 

Ведущий:

Наше душевное состояние зависит от наших дел, поступ­ков. Зависит оно и от таких человеческих качеств, как доброта, сострадание, взаимопомощь, снисходительность. Если они при­сущи человеку, то он никогда не сделает зла.

 

Ведущая:

Недаром говорят – думай хорошо, и мысли вызреют добрыми поступками. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во вся­кое время.

 

Ведущий:

Ты никому не можешь быть судьей, пока к добру не обращен душой. Наслаждаться счастьем – величайшее благо, обладать возможностью давать его другим – еще большее.

 

Ведущая:

Высмеивание, осуждение человеческих пороков вдумчивый читатель найдет в таком литературном жанре, как басня.

 

Библиотекарь:

С. Михалков «Чужая беда».

От шума за окном проснувшись на заре,

Испуганный Степан спросонья догадался,

Что это наглый волк к соседу в хлев забрался

И режет у него скотину на дворе.

«Я думал, что тебя, Петрович, дома нет,

– С укором поутру встречал его сосед.

– Что ж ты с ружьем на улицу не вышел?

Волк ночью у меня теленка уволок!»

– «А я намаялся и спал без задних ног!

– Зевнул в ответ Степан.

– Я ничего не слышал…»

   Урок тому сей басней дан,

   Кто глух и слеп к соседским бедам.

   Но может ведь иной Степан

   Сам стать Степановым соседом.

Обсуждение басни

 

Библиотекарь:

В сказках конфликты разрешаются просто и безболезненно. Философская литература дает разностороннее представление о себе и мире. Классика раскрывает сложный внутренний мир человека. В драматических произведениях человек отождест­вляет себя с действующим лицом, учится вести диалог. Но ничто так не затрагивает душу и сердце, как лирика. Прочитанная и понравившаяся строчка стихотворения может перевернуть весь внутренний мир человека. Ведь недаром хорошие стихи велико­лепно ложатся на музыку.

 

Ведущий:

Тематика лирических произведений огромна и разнообразна. В ней раскрываются все стороны человеческой жизни и души. Любовь, дружба, героизм, сострадание и многое другое. Послу­шайте стихотворение «Житейская история» и скажите, разве можно отнестись к нему равнодушно?

 

Библиотекарь:

Сидит собака возле дома,

С надеждой смотрит на балкон.

Собака эта всем знакома,

И каждый ей давно знаком.

Хвостом виляет, улыбаясь,

Кому-то лапу подает.

Живет, подачками питаясь,

Подъезд ночами стережет.

Ее тут кто-то пожалеет,

Другой прогонит иль побьет.

Она в кого-то все же верит:

Уйдет, вернется, что-то ждет.

И днем, и ночью ждет собака,

Когда откроется балкон,

Девчушка выйдет, чтоб заплакать,

И кто-то крикнет: «Пошла вон».

Сидит собака возле дома,

Девчушка мается одна.

Как черствость взрослых бестолкова,

И как привязанность умна.

Вот так порой у нас бывает:

Кого-то гоним, после ждем.

С любовью кто-то к нам взывает,

А мы его за это бьем.

И, как собака под балконом,

Затих с надеждой новый век:

Пора по Божьим жить законам –

Очнись от злобы, Человек!

 

Ведущая:

Но если не хочется читать, настроение совсем испорчено, книга все равно может помочь. На выручку придет арттерапия – лечение искусством, книги с репродукциями картин, с весе­лыми и смешными зарисовками, карикатурами. Рассматривая их, можно легко поднять настроение.

(Показ репродукций картин, зарисовок, карикатур.)

 

Библиотекарь:

Ребята, вы увидели, как разнообразен мир книги. Читая, мы не только узнаем что-то новое, но и учимся анализировать чужие поступки, находим примеры для подражания, получаем незаменимое лекарство для души. Сколько существует разных литературных жанров. Вы можете выбрать любой, близкий вам по душе. Еще Вольтер сказал: «Чтение возвышает душу». Но самое главное, помните – большая душа, как костер, издалека видна. Красивые не только обликом, а те, в ком светится душа.

И. Костючкова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.